Факторы формирования общины на основе прихода православного храма в начале XXI века
Данный реферат написан на основании результатов исследования “Социальный работник прихода. Восприятие Патриаршей инициативы о введении должности социального работника представителями приходов Московской Епархии”, проведенного авторами в 2010 г. Анкетный опрос проводился на семинарах, организованных Комиссией по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы в период с февраля по декабрь 2010 г. Дополнительный опрос был проведен на семинаре епископа Смоленского и Вяземского Пантелеймона (Шатова) в Школе молодежных лидеров (ПСТГУ) и на вручении дипломов социальным работникам, прошедшим обучение на краткосрочных курсах “Организация социальной работы в приходе”, организованных Комиссией по церковной социальной деятельности. В опросе приняли участие представители храмов всех 14 благочиний г. Москвы. Всего в опросе приняли участие 458 человек: настоятели (19%), священники (12%), дьяконы (11%), социальные работники (20%) и другие работники храма (17%), а также активные миряне, уже включенные или готовые включиться в деятельность своего прихода (17%). Респонденты выступали в качестве экспертов, описывающих свой приход. Община на основе прихода православного храма В эмпирических социологических исследованиях жизни и деятельности Русской православной церкви, в ряде случаев целесообразно разделять понятия “община” и “приход”. По ряду важных характеристик (репродуктивное поведение, ценности и установки и др.) люди, входящие в общину, отличаются от обычных прихожан. В официальных документах РПЦ понятия прихода и общины взаимосвязаны. В частности, ныне действующий Устав гласит: “Приходом является община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме... Границы приходов устанавливаются епархиальным советом”. Данная формулировка не является исчерпывающей, в ней совмещаются два принципиально различных принципа построения мельчайших единиц христианского (внемонастырского) общежития. Первый принцип - территориальный. Так, в Приходском уставе Поместного собора 1917-1918 гг. дано следующее определение прихода (закрепляющее существовавшую в досинодальный и синодальный периоды традицию): “Приходом в Православной церкви называется общество православных христиан, состоящее из клира и мирян, пребывающих на определенной местности и объединенных при храме, составляющее часть епархии и находящееся в каноническом управлении своего епархиального архиерея, под руководством поставленного последним священника-настоятеля”. Этот принцип работал в ситуации, когда практически все население страны принадлежало к православному вероисповеданию. Второй принцип - общинный - фиксирует иную ситуацию.! В XX в. в силу усиления пространственной мобильности территориальный принцип перестает играть значительную роль. Прихожане собираются в приход не только, а часто и не столько с близлежащей территории (в среде современного духовенства распространяется термин “приезжане”). В современной ситуации остается неясным, какие факторы способствуют формированию крепкой общины/прихода? Неясно, являются ли определяющими в первую очередь пространственные факторы (местоположение, близость к метро и т.д.) или же факторы иного рода, как то: стиль руководства настоятеля, наличие священников, у которых много “духовных чад”, количество священников прихода и число прихожан, материальная обеспеченность; прихода, история храма и т.д.? Для того чтобы операционализировать понятие общины, мы обращаемся к международному опыту социологических исследований католических приходов, где тема построения общины в значительной степени актуализировалась после II Ватиканского собора (1962-1965), результатом которого стал кардинально новый взгляд на форму существования приходов Католической церкви, включавший активное участие мирян в жизни прихода и в управлении им, развитие общинной жизни. За основу были взяты исследования, выполненные в рамках социологии прихода в Европе и США, в частности - исследования М. Хорнби-Смита, результаты которых описаны в монографии автора “Меняющийся приход: приходы, священник и прихожане после Второго Ватиканского собора” (Великобритания, 1989 г.), “Исследование приходской жизни католических приходов университета Нотр-Дам” (США, 1987 г.). В католической церкви пространственный принцип приходского устройства был зафиксирован Тридентским собором (1545-1563). М. Хорнби-Смит предлагает использовать следующие критерии обшины: во-первых, общие верования и ценности, разделяемые членами общины, и, во-вторых, наличие развитой системы социальной поддержки и взаимопомощи в приходе, взаимодействие прихожан между собой. Д. Лидж в исследовании приходской жизни католических приходов, проведенном Университетом Нотр-Дам, в качестве основного показателя наличия общины в приходе выделяет “чувство обшины” (sense of community), индикатором которого является прямой вопрос: “Насколько сильно чувство общины в вашем приходе?” с тремя вариантами ответа: “нет никакого чувства общины”, “в приходе есть некоторые проявления чувства общины”, “в приходе очень сильное чувство общины”. Затем оценивается, насколько сила “чувства общины” связана с характеристиками прихода, такими, как размер прихода, тип населенного пункта, в котором располагается приход, этнический состав прихода. Так, например, приходы большего размера, расположенные в крупных городах, отличаются более выраженным “чувством общины”, что может объясняться, помимо прочего, более широким спектром видов внебогослужебной жизни прихода, позволяющим вовлекать в жизнь прихода группы прихожан, имеющих разные интересы. О том же свидетельствуют и результаты анализа ответов на близкий по смыслу к “чувству общины” вопрос о том, насколько прихожане “привязаны” (feel attached) к приходу. Одним из наиболее сильно связанных с привязанностью к приходу показателей оказалось число внебогослужебных видов деятельности, в которых участвует прихожанин. Для того чтобы оценить степень развитости общины на основе прихода, в нашем исследовании “Социальный работник прихода” мы руководствовались набором показателей, состоящих из подтверждений или опровержений следующих восьми утверждений. В вашем приходе есть община. В нашем приходе много прихожан, которые общаются вне литургии. В приходе есть прихожане, к которым я могу обратиться за 1 помощью, и знаю, что мне не откажут. В приходе есть группы прихожан, которые занимаются работой в приходе без участия священника. Я знаю, что в нашем приходе многие прихожане молятся друг 1 за друга. В нашем приходе прихожане регулярно собираются в трапез- 1 ной на чаепитие. Многие постоянные прихожане ходят в храм с семьей (с кем-то 1 из членов семьи). Когда вы приходите на воскресную литургию в свой храм, I обычно вы видите людей... (“по большей части вам знакомых”). На основании указанных восьми утверждений мы оцениваем степень развитости общины в приходе. Мы считаем, что при наличии I как минимум семи положительных ответов на вопросы, входящие в индекс развитости общины, община в приходе - сильная, при J двух или менее положительных ответах - слабая или отсутствует. Наличие в приходе сильной общины на 10-25% повышает вероятность осуществления в нем тех или иных видов социального служения (табл. 1). Таблица 1 - Какая социальная работа ведется вашим приходом (священником и прихожанами)? (% по столбцу)
христианский приход настоятель община Факторы формирования “сильной” общины Среди факторов, способствующих формированию “сильной” общины, выделяются три наиболее существенных: во-первых, размер и местоположение прихода; во-вторых, наличие в приходе одного или нескольких священников, у которых много “духовных чад” (т.е. влияние личных качеств священников, их харизмы и т.п., что привлекает новых прихожан); в-третьих, стиль руководства настоятеля храма. “Сильная” община чаще встречается в храмах небольшого размера (что не совпадает с выводами исследования католических приходов). Одним из показателей размера прихода является количество священников, которые служат в приходе. Так, в московских храмах, где служат один-два священника, “сильная” община встречается в 40% случаев, в то время как в более крупных приходах, где служат 6 или более священников, “сильная” община встречается всего в 24% случаев (табл. 2).
Таблица 2 - Сколько священников служит у вас в приходе? (% по строке)
Здесь и далее, если не указано иное, рассматриваемые различия по категории “сильная община” значимы на уровне р < 0,05 (применяется z-тест на равенство двух долей). Одно из возможных объяснений такой ситуации может быть связано с тем, что при наличии нескольких священников в приходе может существовать несколько отдельных групп прихожан, не пересекающихся между собой. В этом случае можно говорить о существовании в приходе не единой общины, а нескольких относительно автономных общин, собирающихся вокруг каждого из священников. Основанием для такого объединения может служить не только личность конкретного священника или богослужебная жизнь и совместное участие в таинствах (“покаяльные семьи”), но и определенные виды внебогослужебной жизни и деятельности. Это могут быть группы, имеющие определенную “специализацию”, например: воскресная школа, молодежный центр, сестричество, группа помощи бездомным, пекарня, киноклуб и т.д. - всего опрошенные назвали более 50 видов внебогослужебной деятельности, которую ведет их приход. Какие-то из этих видов деятельности встречаются в большинстве московских приходов, например - воскресная школа, другие оказываются довольно редкими, например - киноклуб или издание собственного журнала (табл. 3).
Таблица 3 - Какие дополнительные виды деятельности есть при вашем храме?
Другое возможное объяснение того факта, что при увеличении числа священников падает доля приходов, характеризующихся наличием “сильной” общины, связано с тем, что в большом приходе личное общение между прихожанами затруднено и вследствие высокой нагрузки у священников часто не остается времени на организацию внебогослужебной жизни прихода. Такая ситуация (табл. 4) характерна также для храмов в “спальных” районах города, куда прихожане собираются скорее по территориальному принципу (лишь 20% храмов, находящихся в окружении жилых массивов, имеют сильную общину), в отличие от храмов, расположенных в центре города, куда необходимо добираться, затрачивая определенные усилия и время (40% храмов, находящихся в центре города, т.е. в удалении от жилых массивов, имеют сильную общину).
Таблица 4 - Находится ли ваш приход в жилом массиве (“спальном” районе)? (% по строке)
Священник занимает ключевую позицию в приходской общине, именно священник обычно является центром, на который замыкаются связи всех прихожан, поэтому его личные характеристики и лидерские качества очень важны с точки зрения формирования крепкой общины. В нашем исследовании задавался вопрос: “Есть ли в храме такой священник или священники, у которых много (более 100) духовных чад (т.е. благодаря его личным качествам, харизме и т.п. он привлекает новых прихожан)?” Среди приходов где такой священник есть, 38% характеризуются наличием “сильной” общины (табл. 5). Если такого священника нет, доля храмов, I имеющих “сильную” общину, снижается до 21%.
Таблица 5 - Есть ли в храме такой священник или священники, у которых много (более 100) духовных чад? (% по строке)
При этом данный фактор по сравнению с размером прихода может действовать в обратном направлении, т.е. компенсировать действие последнего, поскольку такие выдающиеся священнослужители чаще встречаются в крупных приходах (табл. 6). В приходах, где служат один-два священника, лишь треть храмов (34%) характеризуются наличием хотя бы у одного из них большого числа “духовных чад”. В то же время в крупных приходах, где служат! 6 или более человек, священники, способные благодаря своим личным качествам привлекать большое количество прихожан, появляются в половине случаев (49%).
Таблица 6 - Наличие священника, у которого много духовных чад в зависимости от числа священников в приходе (в %)
Третий фактор, определяющий формирование общины в приходе, - стиль руководства настоятеля прихода. Мы предложили респондентам три пары высказываний, задающие полюса трех шкал, определяющих стиль руководства настоятеля прихода, и попросили оценить (по шкале из шести пунктов), к какому из высказываний в каждой паре ближе стиль руководства настоятеля прихода, который представлял респондент. В тех приходах, где настоятель занимает крайние позиции: полностью берет на себя решение всех вопросов в приходе, занимает пассивную позицию (“будет вера - дела приложатся сами собой”) или же ориентирован в первую очередь на решение задач, а не на людей, в таких приходах сильная община появляется реже. В то же время если настоятель придерживается в руководстве приходом другого полюса указанных шкал либо средней позиции, сильная община в таких приходах появляется чаще. По результатам нашего исследования, следующие факторы не влияют на вероятность формирования сильной общины на основе прихода: время, когда был построен храм; закрывался ли храм в советский период; наличие среди прихожан известных, публичных людей; материальная база; возраст настоятеля и срок хиротонии, а также сколько лет назад он был назначен настоятелем; наличие известных святынь. По результатам нашего исследования, важнейшими факторами способствующими возникновению крепкой общины в приходе православного храма, оказываются: местоположение храма (в центре/ в жилом массиве), количество служащих в храме священников и наличие в приходе священника/настоятеля, способного привлечь мирян. Если в своей деятельности такой настоятель будет привлекать мирян к решению тех или иных внебогослужебных вопросов будет считать, что внебогослужебная деятельность не появится сама собой и будет способствовать ее возникновению, при этом считая приоритетным все же не решение каких-то конкретных задач но вовлечение имеющихся в приходе людей, - в таком приходе сильная община, как правило, появляется чаще.
Литература
1. Орешина Д.А. Католический приход во второй половине XX века: фак-5 торы формирования приходской общины // Материалы семинара “Социология религии”. 2010. № 3. [Электронный ресурс]. [Офиц. сайт семинара “Социология религии” ПСТГУ]. URL: <http://socrel.pstgu.ru/category/> workingpaper (дата обращения: 12.12.2011). . Орешина Д.А. Прикладные социологические исследования католиче* ского прихода в США до реформ Второго Ватиканского собора (1962- 1965 гг.) // Материалы семинара “Социология религии”. 2010. № 4. . Устав Русской православной церкви. [Электронный ресурс]. [ОфиЦ- сайт Московского Патриархата РПЦ]. URL:<http://www.patriarchia.ru/db/> text/13314l.html (датаобращения: 12.12.2011). . Цыпин В.А. Церковное право. Часть III. Органы церковного управления. Приход в Русской православной церкви. Приходской устав Поместного собора 1917-1918 гг. [Электронный ресурс]. [Информационно-аналитический портал Саратовской епархии РПЦ]. URL: <http://lib.eparhia-saratov>. rU/books/22c/cipin/eccllaw/152.html 5. Donovan J.D. Sociology of parish. New Catholic encyclopedia. 1967. \bl. 10. FichterJ.H. Dynamics in the city Church. Chicago, 1951. . FichterJ.H. Social relations in the urban parish. Chicago, 1954. . Homsby-Smith М. P. The changing parish. A study of parishes, priests, and parishioners after Vatican II. L.; N.Y., 1989. . Leedge D.C. The parish as community // Notre Dame Study of Catholic Parish Life. Report N 10. Notre Dame, 1987. . Sociology of the parish / Ed. by C.J. Nuesse, T.J. Harte. Milwaukee, 1951. . The emerging parish. The Notre Dame study of Catholic life since Vatican II / Ed. by J. Gremillion, J. Castelli. Notre Dame, 1987.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (127)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |