Кейс: Анализ конкурентоспособности отдельных сегментов мирового рынка машиностроения
Очень информативным показателем развития мирового машиностроения является доля машиностроения в общей стоимости продукции обрабатывающей промышленности (таблица 1). Это дает представление о приоритетности машиностроения в хозяйстве страны. Здесь можно отметить, что практически у всех стран «большой семерки», а также у группы небольших экономически развитых стран Западной Европы этот показатель превышает 25 процентов: ФРГ, Швейцария – 38 процентов, Япония – 37 процентов; США – 36 процентов. В то же время в таких странах, как Китай, Бразилия, Индия, он пока не более 25 процентов. С другой стороны, есть «традиционно не машиностроительные» государства и среди развитых стран – Австралия, Новая Зеландия (также не более 20 – 25 процентов). Доля машиностроения в стоимости экспорта страны отражает степень вовлечения национальной отрасли в международное разделение труда, уровень востребованности продукции на мировом рынке, связанный, прежде всего, с ее качеством. Лидируют здесь опять же в основном высокоразвитые страны. Наиболее высок этот показатель в Японии (64 процента), США, ФРГ, Швеции, Канаде (более 40 процентов), относительно высок этот показатель у быстро развивающихся индустриальных стран Азии (30 – 40 процентов). У большинства других стран этот показатель заметно ниже. Весьма контрастно различаются страны по отраслевой структуре отрасли и по доле в машиностроительном комплексе новейших отраслей. Наиболее сложной и полной структурой отличается машиностроение США, Японии и Германии. В них развиты практически все отрасли современного машиностроения, но в то же время для них характерна и традиционно сложившаяся специализация. Так, в машиностроении США большая роль принадлежит новейшим наукоемким отраслям, прямо или косвенно связанным с военным производством: авиаракетно-космической промышленности и производству авионики, военному судостроению, производству разнообразных электронно-вычислительных машин и процессоров, в том числе суперкомпьютеров, производству оборудования для атомных электростанций и ядерных вооружений. Япония занимает одно из первых мест в мире по разнообразному гражданскому судостроению, производству станков с числовым программным управлением и промышленных роботов, высококачественной промышленной и бытовой электроники, микроэлектроники. При этом следует подчеркнуть лидерство США и Японии именно в производстве оборудования и программного обеспечения для гибкого автоматизированного производства и систем автоматизированного проектирования, определяющих современный прогресс в машиностроении. Германия выделяется своим общим машиностроением – производством разнообразного промышленного оборудования, станков, бытовой электротехники.
Вопросы для обсуждения: 1. На Ваш взгляд, в какой степени эффективность развития машиностроения определяет место страны в международном разделении труда? Насколько конкурентоспособна экономика России на мировом рынке машиностроения и в системе международного разделения труда? 2. Какие центры мирового производства и торговли машиностроительной продукции преуспели в производстве: 1) наукоемкой продукции; 2) трудоемкой продукции. 3. Известно, что наиболее конкурентоспособной российской продукцией машиностроения является продукция авиастроения и судостроения. Исходя из структуры мирового рынка машиностроения, какие производители могут составить конкуренцию российским производителям в этих отраслях? 4. Используя данные о производстве продукции машиностроения в России и Белоруссии, можно ли говорить о возможностях производственной кооперации этих двух стран в машиностроительной отрасли?
Тема 2.5. Мировой рынок химической продукции
Кейс: Перспективы мирового рынка минеральных удобрений
Объем мирового потребления минеральных удобрений в 2008 г. составил 160,5 млрд.тонн. Основными потребителями минеральных удобрений на мировом рынке являются Китай - 32%, Индия – 14%, США – 13% и Бразилия – 6,4%. Производство минеральных удобрений – один из наиболее развитых сегментов российской химической промышленности. Россия является одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров всех видов минеральных удобрений и занимает 2-е место в мире по производству калийных удобрений (1,2%), 3-е место по производству азотных удобрений (8%), 4-е по производству фосфорных удобрений (7%). Мировые тенденции развития сельского хозяйства оказывают основное влияние на динамику производства и потребления удобрений. Учитывая прогнозные показатели роста населения, а также увеличение на 9 % среднего числа калорий, ежедневно потребляемых человеком, потребление сельскохозяйственной продукции к 2030 г. возрастет на 60% по отношению к 2008 г. Для решения продовольственной проблемы необходимо будет не только удвоить производство пищевых продуктов, но и увеличить в них количество питательных веществ, что невозможно без активного применения минеральных удобрений. К тому же, вследствие изменений климата, урбанизации и опустынивания земель, к 2030 г. отношение пахотной земли к населению уменьшится на 55 %, что потребует более эффективного ее использования. Возрастающий спрос на сельскохозяйственные культуры на фоне сокращения пригодных для их выращивания площадей будет способствовать увеличению спроса на химические удобрения. Наиболее высокими темпами потребление минеральных удобрений будет расти в Восточной Европе, Центральной Азии, Южной Африке и Юго-Восточной Азии. По оценкам экспертов, расширение производства биотоплива ограничено и не окажет существенного влияния на объем рынка удобрений, поскольку прогнозируемое увеличение цен на продукты питания одновременно с уменьшением цен на нефть сделает более выгодным выращивание сельхозпродуктов. Производство комплексных удобрений является наиболее прогрессивной отраслью основной химии. Сегодня доля производства моноудобрений снижается, и все больше производится комплексных удобрений. Применение комплексных удобрений – одно из важнейших направлений интенсивного развития земледелия, необходимое для комплексного повышения плодородия земли. Разнообразие вариантов комбинирования элементов в их составе (N, P, K) определяет многообразие видов этих удобрений. Для производства комплексных удобрений характерна длинная производственная цепочка и множественность поставщиков. Перспективным направлением может стать строительство в портах специальных объектов для производства комплексных удобрений, предназначенных для экспорта, и терминалов для отгрузки химической продукции позволит снизить транспортные издержки и получить стабильный канал сбыта. Мировой рынок минеральных удобрений - один из наиболее консолидированных и остроконкурентных, а сама продукция очень часто попадает под действие различных торговых ограничений, вводимых рядом зарубежных стран на ввоз тех или иных удобрений.
Вопросы для обсуждения: 1. Почему мировой рынок минеральных удобрений является наиболее конкурентным? Какие факторы влияют на его конъюнктуру? 2. Благодаря каким факторам России удается удерживать конкурентоспособность на мировом рынке минеральных удобрений? Какие страны являются наиболее мощными конкурентами России и могут препятствовать ее закреплению на мировом рынке минеральных удобрений? Какие меры в связи с этим следует предпринимать? 3. Какие трудности испытывают российские производители минеральных удобрений при выходе на зарубежные рынки? Чем может помочь государство производителям в продвижении их продукции на мировой рынок минеральных удобрений?
Тема 2.6. Мировой рынок объектов интеллектуальной собственности
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |