Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИНВЕСТИЦИОННО-СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ



2020-03-19 116 Обсуждений (0)
ИНВЕСТИЦИОННО-СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Одной из форм экономической политики государства является инвестиционная политика, которая включает регулирование всех сторон инвестиционного процесса, а именно: размеры, структуру, источники, эффективность инвестиций и др.

Категория «инвестиции» выступает обобщающим макроэкономиче­ским показателем.

В самом общем виде инвестиции - все виды активов (средств), включаемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода.

Инвестиции - это понятие, охватывающее:

1. Реальные инвестиции (инвестиции в землю, машины и оборудова­ние, недвижимость и т.д.), близкие к термину «капитальные вложения». Капитальные вложения - затраты на создание новых, реконструкцию и расширение действующих основных фондов (основного капитала).

Понятие "новые" (или "чистые") инвестиции означает, что увеличивается размер основного капитала. "Инвестиции в модернизацию" - это средства, направляемые на возмещение износа капитала. Сумма "чистых" инвестиций и "инвестиций на возмещение" называется "валовыми инвестициями".

2 Финансовые (портфельные) инвестиции, т.е. вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение дохода от собственности.

Целевое использование финансовых инвестиций не детерминировано, они могут стать как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг; Но часть портфельных инвестиций - вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства - по своей природе ничем не отличается от прямых инвестиций в производство.

В рыночной экономике непосредственными факторами, определяю­щими инвестиции, являются: а) ожидаемая норма чистой прибыли и б) реальная ставка процента. Предприниматели приобретают средства производства только тогда, когда ожидается, что подобные закупки будут прибыльными. Если ожидаемая норма чистой прибыли превышает ставку процента, то инвестирование будет прибыльным.

,'Есть и другие факторы, которые влияют на инвестиции: издержки на приобретение, эксплуатацию и обслуживание оборудования; налоги на предпринимателя; технологические изменения; наличный основной капи­тал; ожидания. Ожидания предпринимателей могут базироваться на раз-

409

работанных прогнозах будущих условий предпринимательства. Такие неопределенные и труднопредсказуемые факторы, как изменения во внутреннем политическом климате, осложнения в международной обста­новке, рост населения, условия на фондовой бирже и т.д., должны при­ниматься во внимание на субъективной и интуитивной основе.

^Длительные сроки службы основного капитала, нерегулярность круп­ных нововведений, изменчивая природа прибыли и непостоянство ожи­даний определяют нестабильность расходов на инвестиции. Проблемы инвестиций в экономической теории и в российской практике во многом взаимосвязаны с таким макроэкономическим явлением, как инфляция.

Основные подходы правительства к оживлению инвестиционного процесса основаны на необходимости снижения инфляции. Расчеты пра­вительственных экспертов показывают, что при среднемесячных темпах инфляции в 5-6% и положительном значении реальной процентной став­ки для банков и заемщиков становятся выгодными кредиты по объектам со сроком окупаемости в полгода. Более низкие темпы инфляции могут существенно расширить границы выгодного инвестиционного кредитова­ния и создать условия для более активных вложений в экономику.

На инвестиционную активность оказывают влияние проблема непла­тежей и монополизм.

Роль инвестиций в экономике страны состоит в том, что они создают условия для дальнейшего расширения производства. Инвестиции - то, что «откладывают» на завтрашний день, чтобы иметь возможность больше потреблять в будущем.

I Кроме того, часть инвестиций направляется на прирост непроизвод­ственных основных фондов в сфере образования, здравоохранения и т.д. Немалое значение имеют для общества инвестиции в форме резервов страны на случай непредвиденных обстоятельств.

О значении инвестиций для развития экономики страны можно судить по мультипликатору инвестиций Кейнса. Мультипликатор инвестиций -коэффициент, характеризующий связь между увеличением (уменьшением) инвестиций и изменением величины дохода (производства). Суть его состоит в том, что сокращение инвестиций уменьшает доход (производство) в большей мере, чем сокращаются ин­вестиции; увеличение инвестиций увеличивает доход (производство) в большей степени, чем увеличиваются инвестиции. Происходит это пото­му, что под влиянием первичных инвестиций возникает лавинообразный рост вторичного производства и потребления в сферах, смежных с той, в которой сделаны инвестиции.

'Необходимым условием возобновления экономического роста в Рос­сии является наращивание объема инвестиций. Между тем в период с начала реформ и по настоящее время идет неуклонный процесс сниже­ния объема капитальных вложений. В 1995 г. объем инвестиций составил

410

31% к уровню 1990 г. В 1996 г. инвестиции в основной капитал составили 370 трлн руб., или 16,4% к ВВП, сократились по сравнению с 1995 г. на 18%.

В 1997 г. сохранилась тенденция к снижению инвестиционной актив­ности. Общий объем инвестиций в основной капитал в действовавших ценах составил за 1997 г. 408,8 трлн руб., или в сопоставимых ценах 95% к уровню 1996 г. (за 1996 г. - 81,9%). Таким образом, темп спада об­щих объемов инвестиций уменьшился более чем в три раза.1

Расчеты показывают, что для развертывания структурной перестрой­ки и доведения темпов экономического роста до намеченных показателей за 4 года действия программы общий объем инвестиций в реальный сек­тор экономики должен быть увеличен до 500 трлн руб. в год ((в ценах 1996 г.), или примерно в 1,4 раза по сравнению с 1996 г. Прирост объема капитальных вложений, таким образом, должен составить 150-170 трлн руб. (30-35 млрд долл).

'Важной макроэкономической проблемой является установление оп­тимальной доли валового накопления в ВВП. Дело в том, что структура используемого валового внутреннего продукта включает: расходы на ко­нечное потребление домашних хозяйств, расходы на конечное потребле­ние органов государственного управления, валовое накопление, чистый экспорт товаров и услуг. Казалось бы, для ускорения экономического рос­та необходимо увеличение накопления. Но увеличение фонда накопле­ния сверх определенного уровня неизбежно ведет к задержке решения социальных проблем, в конечном счете к замедлению развития произ­водства. До определенного предела повышение накопления ведет к ус­корению развития экономики, после чего наступает его обратное влияние на развитие производства: эффективность снижается, что является следствием закона убывающей доходности - на определенном этапе ка­ждая дополнительная порция капиталовложений должна приносить меньший эффект, чем предыдущая. В такой интерпретации закон убы­вающей доходности справедлив только для данного времени и фиксиро­ванного инновационного потенциала.

России в настоящее время такая экономическая закономерность не грозит^. Поэтому поставлена задача добиться повышения доли валового накопления в ВВП с 24% в настоящее время до 27-29% к концу 2000 г. при сохранении тенденции к увеличению доли расходов на конечное по­требление.

Выделяются две основные группы источников осуществления инве­стиционного процесса: внутренние и внешние, причем инвестиционные источники подразделяются на уровне предприятия, региона и страны.

Существенные изменения претерпела за последние годы структура финансирования капитальных вложений. Роль собственных средств предприятий возросла незначительно, в то же время произошло резкое

411

снижение финансирования капитальных вложении из бюджетов всех уровней. Оценки столь резкого поворота государственной инвестицион­ной политики весьма расходятся, но все же нельзя расценивать ее без­условно положительно, как нельзя рассчитывать и на то, что собствен­ные средства предприятий в состоянии стать источником инвестицион­ного подъема, на что делается расчет правительства. За последние го­ды изменяется структура капитальных вложений по источникам финанси­рования, прежде всего в результате институциональных преобразова­ний, децентрализации инвестиционных процессов, жестких бюджетных ограничений.

У России имеются мощные источники доходов, которые могут быть направлены на инвестиции. Во-первых, это огромные запасы топливно-энергетических и минеральных ресурсов, плодородных земель и других природных богатств. По данным Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, стоимость разведанных и предварительно оцененных запасов минерального сырья в России на 1994 г. составляла порядка 28 трлн долл., или ВВП России за 20 лет. Доля России в мировой добыче состав­ляет по углю, нефти и газу от 10 до 30%, по металлам - 10-15%. В расче­те на душу населения ресурсный потенциал России в 2- 2,5 раза превы­шает ресурсный потенциал США, в 6 - Германии, в 18-20 - Японии. Огро­мен потенциал сельскохозяйственных и городских территорий. Он изме­ряется цифрой порядка 22 трлн долл. Это позволяет только от аренды городских территорий ежегодно получать порядка 50 трлн руб. в год.

Во-вторых, основные фонды предприятий, находящихся в федераль­ной собственности, приватизация которых возможна или обязательна. По предварительным оценкам их стоимость составляет порядка 350-380 трлн руб. Это позволяет на этапе денежной приватизации получить 40-50 трлн руб. дохода в год. Сюда же следует отнести и имущество (движимое и недвижимое), находящееся в частной собственности граждан. При этом, естественно, речь идет о стоимости сверх некоторого гарантиро­ванного государством социального имущественного уровня__ По эксперт­ным оценкам, эта величина составляет сегодня порядка 27-35 трлн руб., что позволяет даже при низкой 2%-ной ставке получать в казну дополни­тельно 5-8 трлн руб. дохода. Можно ожидать, что этот вид дохода будет возрастать и со временем может стать одним из ведущих источников бюджетных доходов.

реальной возможностью для государства увеличить свои финансо­вые ресурсы являются доходы от приватизации, активизация рынка не­движимости и, в частности, введение в рыночный оборот земельных участков.. Следует подчеркнуть, что проблема заключается не только в том, чтобы найти средства для государственных инвестиций, но и в том, чтобы сделать их работающими, эффективными, приносящими доход. Общим направлением стимулирования инвестиций предприятий явля-

412

ются сближение доходности средств, вкладываемых в производство, с доходностью от их использования в Других сферах и повышение надеж­ности инвестиций.

Одним из мощных стимулов к привлечению внебюджетных инвести­ционных ресурсов для реализации государственных программ промыш­ленного развития является использование определенной части незадей­ствованной в хозяйственном обороте государственной собственности. Речь идет о замороженных объектах, неэксплуатируемых месторождени­ях полезных ископаемых, неиспользуемых земельных и лесных угодиях и т.п. Большинство из них весьма привлекательны как для отечественных, так и для западных инвесторов и являются тем стимулом, который может создать достаточный поток инвестиций в реализацию важнейших научно-технических и экологических программ по приоритетным направлениям научно-технического развития.

Продолжающиеся попытки финансировать такого рода программы за счет средств государственного бюджета вряд ли приведут к успеху: в отечественной экономике традиционно крайне низка эффективность рас­ходования бюджетных средств. Хронический дефицит государственного бюджета и связанные с ним усилия по расширению доходной его части за счет "жесткого" налогообложения не делают привлекательным инве­стиционный климат. Поэтому одним из важнейших методов реализации приоритетных программ промышленной политики должно стать привле­чение средств частных инвесторов.

Решение проблемы привлечения средств как отечественных, так и зарубежных коммерческих структур лишь путем предоставления им нало­говых кредитных, таможенных и других льгот представляется недоста­точным и малоэффективным. Наиболее мощным стимулом, имеющимся у государства, является наличие достаточного количества объектов госу­дарственной собственности, которые могут выступать в качестве оплаты • за достижение заранее зафиксированных результатов по принятым при­оритетным государственным программам,! При этом все финансирование (и связанный с этим риск) по реализации мероприятий ложится на ком­мерческие структуры, а окончательный'расчет за авансирование ими ка­питала производится государственными органами по достигнутому ре­зультату.

Для осуществления конкретных программ реализации промышленной политики необходимо создать ряд специализированных фондов их реа­лизации по отдельным программам,. Эти специализированные фонды должны выполнять следующие функции: аккумулировать финансовые средства; реализовывать текущее финансирование программ; осуществ­лять трастовое управление как государственной собственностью, пере­данной для реализации программ, так и общим объемом льгот и префе­ренций, предоставляемых их участникам.

413

 

Именно такой подход и должен определить отношение к приватиза­ции неэксплуатируемой государственной собственности, что позволило бы существенно снизить нагрузку на государственный бюджет, обеспе­чив необходимый поток финансирования важнейших программ развития России, с одновременным отвлечением "горячих" средств коммерческих структур с потребительского рынка и, следовательно, снижением инфля­ционного давления. В рамках задействованного программно-целевого подхода должна решаться и задача конверсии ВПК

Основным источником финансирования являются средства предпри­ятий, прежде всего амортизационные фонды, общая величина которых оценивается ныне в 370 - 400 трлн руб. Из них на инвестиции использу­ется примерно 35-40%. Еще 100-120 трлн руб. могут быть инвестированы из прибыли. Всего предприятия, таким образом, располагают инвестици­онным потенциалом в 480-500 трлн руб. Инвестиционный потенциал на­селения составляет свыше 100 трлн руб., сегодня он используется на 15-20%.

Если бы государство сумело создать условия для размещения этих средств на долгосрочной основе, проблему инвестиций можно было бы считать решенной. Но правительство намерено их привлечь к покрытию своих собственных чрезмерных расходов.

Средства населения могут быть привлечены в инвестиционных целях в производство через банки, эмиссию ценных бумаг, страховые и другие фонды при условии достаточного уровня доходности, доверия, развитом рынке ценных бумаг и высокой их ликвидности Серьезное воздействие на инвестиционную обстановку может оказать индивидуальное жилищ­ное строительство, являющееся уже сегодня одной из "точек роста". Однако сегодня индивидуальное жилищное строительство работает в основном на 5-6% семей с высокими доходами, и его необходимо пере­ориентировать на массового потребителя с широким использованием кредитов, средств государства и предприятий.

Всего, таким образом, внутренние источники обладают инвестицион­ным потенциалом примерно в 670-690 трлн руб., который используется на 50%.

Значительное воздействие на развитие экономики могут оказать ино­странные инвестиции. В 1995 г. они оценивались на уровне 1 млрд долл., за 3-4 года их объем можно довести до 10-12 млрд долл., или 50-60 трлн руб. Следовательно, из доступных ныне источников можно мобилизовать 450-470 трлн руб.

; В финансировании инвестиций в российскую экономику трудно пере­оценить роль коммерческих банков. В этой связи следует отметить, что Россия никогда не согласится быть страной, которая развивает только сырьевые отрасли, поэтому в условиях острой нехватки инвестиционных ресурсов необходимо тесное взаимодействие государства и банковского

414

сектора в оказании поддержки тем секторам экономики, которые распо­лагают высокими технологиями и имеют значительные конкурентные преимущества на мировых рынках.

.''Говоря о роли банков в финансировании инвестиций, надо исходить из того, что в настоящее время из общего кредитного портфеля коммер­ческие банки вкладывают в долгосрочные (свыше года) инвестиции только 5% средств. Вложения в новое производство и даже приобрете­ние акций приватизированных предприятий (за небольшим исключением - предприятия торговли, некоторые сырьевые и экспортные производст­ва) являются малоприбыльными и непривлекательными для банков,. К коммерческим банкам - крупнейшим потенциальным институциональным инвесторам - необходим дифференцированный подход. Для создания условий инвестирования наряду с освобождением банков от налогов на средства, используемые для инвестирования, целесообразно уменьшить размер резервных фондов с использованием высвобождающихся средств на инвестиции. Сокращению рисков банков будет способствово-вать развитие системы государственных гарантий.

При осуществлении банком инвестиционной деятельности наряду с обычными банковскими операциями неизбежно возникает возможность отдать предпочтение высокодоходным краткосрочным операциям. В этой связи необходимы всемерная поддержка существующих и содействие созданию новых инвестиционных банков и их филиалов. Безусловной поддержки заслуживают инвестиционные банки или банки развития, спе­циализирующиеся на долгосрочном кредитовании капитальных вложе­ний. Их статус необходимо закрепить законодательным путем и подкре­пить следующими финансовыми стимулами: существенным - не менее чем в два раза - снижением нормы обязательного резервирования в Цен­тральном банке и ставки налога на прибыль; бюджетным финансирова­нием части ссудного процента по выдаваемым ими кредитам; предостав­лением преимущественного права открывать накопительные инвестици­онные счета граждан и др.

Эти меры сделают долгосрочные кредиты выгодными как для банков, так и для заемщиков и выравняют условия деятельности специализиро­ванных и многопрофильных банков. Для последних целесообразно уста­новить обязательную норму долгосрочных вложений на уровне 10% всех предоставляемых займов. К таким вложениям наряду с кредитами на срок более одного года необходимо относить обязательную покупку ком­мерческими банками годовых государственных облигаций

['Необходимо усилить государственную поддержку частных инвесторов в рамках совместного финансирования.

Решение проблемы стимулирования инвестиций в российскую эконо­мику во многом зависит от становления и развития российского рынка ценных бумаг, формирование которого началось в 1991 г. с принятием

415

постановления Правительства "Об утверждении положения об акционер­ных обществах" и утверждением им "Положения о выпуске ценных бумаг на фондовых биржах в РСФСР". Ключевой проблемой рынка ценных бу­маг являются обеспечение условий для привлечения инвестиций на предприятия, доступ российских предприятий к более дешевому, по сравнению с банковскими кредитами, капиталу.

При правильном формировании рынка ценных бумаг на новом этапе инвестиционной программы в страну могут вернуться средства, неле­гально вывезенные из России, которые в несколько раз превышают объ­ем иностранных инвестиций Предпосылки оживления собственного фон­дового рынка в России вполне реальны, так как в марте 1995 г. две круп­ные банковские группы, контролирующие до 80% общих кредитных ре­сурсов финансовой системы России, предложили российскому прави­тельству партнерство. Вполне реально, что совокупная мощность "инвестиционного потока", с которым будут работать объединившиеся банки, может достичь, по оценкам экспертов, примерно 86 млрд долл. Этого будет вполне достаточно, чтобы осуществить на некоторых наибо­лее перспективных предприятиях инновации, необходимые для того, чтобы их акции заметно повысились, а "живые" деньги заработали на возрождение экономики страны

В настоящее время к числу основных проблем российского рынка ценных бумаг, ухудшающих инвестиционный климат, относятся: слабая защита прав акционеров; недостаточное развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг; проблемы налогообложения. Потенциальные инвесторы опасаются, что не будут обладать надежным правом собственности на приобретаемые ими в России акции. По инвестиционному климату на протяжении 1992-1995 гг. в рейтинге «Euromoney» Россия устойчиво за­нимала 130-150-е место, начиная с 1996 г. Россия неуклонно повышает свой рейтинг: на 01.09.96 г. - 86-е место (1-е место - Люксембург). В связи с этим в комплексной Программе предлагаются меры по защите основ­ных прав акционеров, включающие дальнейшее развитие нормативной базы и ряд организационных мероприятий (по ведению реестра акционе­ров, развитию саморегулирующихся организаций)

В настоящее время есть некоторые положительные тенденции, свя­занные с ходом накопления и развития фондового рынка. Рынок ГКО яв­ляется важной статьей финансирования инвестиционных социальных программ. Общая капитализация рынка, определяемая суммарной вели­чиной ценных бумаг, находящихся в обращении, исходя из их курсовой стоимости, выросла более чем в 100 раз.

Все большее влияние на рынке ценных бумаг завоевывается муни­ципальными облигациями, принято предложение о том, что налогообло­жение на муниципальные облигации должно быть таким же, как на госу­дарственные казначейские обязательства. Очень важным является

416

вопрос гарантий по ценным бумагам - гарантами выступают правительст­во и муниципальные органы, имеется позитивный опыт, когда гарантами становятся акционерные общества.) Так, например, АО "ГАЗ" выступает гарантом получения квартир за счет использования средств от областно­го нижегородского жилищного займа для долевых вложений в недостро­енные объекты.

Для улучшения механизма фондового рынка необходимо осущест­вить следующие основные мероприятия: эмиссию ценных бумаг с уров­нем дивиденда, превышающим инфляцию; разработку методов стимули­рования конкуренции инвестиционных фондов, компаний и банков с це­лью большего вложения ими средств в акции приватизированных пред­приятий; развитие выпуска облигационных займов в целях финансирова­ния программ развития жилищного и муниципального строительства;

проведение инвестиционных конкурсов.

'• Важным источником инвестиций могут быть доходы от внешнеэконо­мической деятельности, уровень которых сегодня из-за криминализации занижен в 1,5-3 раза. Другим источником является неучтенная прибыль банков (центрального и коммерческих), финансовых компаний, предпри­ятий торговли и промышленности: доходы ЦБ и КБ по валютным опера­циям, выдача беспроцентных ссуд сотрудникам банков, махинации со сроками уплаты налогов при трансакциях, имитация неплатежеспособно­сти в целях задержки платежей и использования мобилизуемых за счет этого средств, использование подставных лиц и компаний при осуществ­лении коммерческих операций, незаконные расчеты в наличных, в том числе СКВ Торговля "с рук", "челночный" и "палаточный" бизнес давно превратились в эффективный способ осуществления теневых операций и отмывания "грязных" денег, канал "утечки капитала". Принятие действен­ных мер по пресечению уклонения от уплаты налогов, создание системы мер, делающих невыгодным и невозможным теневой бизнес, позволили бы значительно увеличить налоговые поступления.

Современные российские экономические проблемы, особенно в сфе­ре инвестиционных процессов2, во многом обусловлены либерализмом, взятым в качестве теоретической модели перехода к рынку, лишь одним из направлений западной экономической мысли. Исторический опыт под­твердил, что либерализм оказался экономическим учением с узким исто­рическим кругозором, далеко отставшим от таких современных течений, как институционализм, эволюционизм и другие.

И не случайно процесс распада прежней системы по либеральным рецептам стал сопровождаться хаотическим возникновением псевдоры­ночной среды Вместо организации, соответствующей рыночной инфра­структуре, создания эффективной системы гражданского, хозяйственного и финансового законодательства предприятия были брошены в не­управляемую стихию произвольно складывающихся персонифицирован-

27. Заказ №1542.                                                                    417

 

 

ных отношений В этих условиях они оказались вынуждены изыскивать способы выживания, будучи изначально абсолютно неприспособленными к такого рода проблемам. Лишившись административных средств при­крытия и рычагов воздействия на внешнюю среду, предприятия вынуж­дены были изобретать способы привлечения ресурсов для своей дея­тельности.

Ущербность реального статуса российских предприятий проявлялась в том, что их обязательства не признавались в качестве обращающихся документов и не принимались в качестве средства платежа. Этим, в ча­стности, объясняется отсутствие у нас вексельного обращения, на кото­рое приходится большая часть долгового финансирования бизнеса в за­падных странах.

Обеспечение инвестиционной активности предпринимательской дея­тельности означает, что если объем инвестиций в развитие производства начинает увеличиваться, ускоряется обновление производственного ап­парата, увеличиваются вложения в развитие исследований и опытно-конструкторских разработок, по крайней мере, не сокращается доля бюджетных ассигнований на развитие фундаментальной науки в ВВП, замедляется или прекращается вовсе отток отечественного капитала за границу и т.д., то реформы идут в правильном направлении. Если же это­го нет, то нет и созидательной, творческой сути реформ.

С этой целью необходимо обеспечить эффективное управление эко­номикой. Это означает повышение исполнительской дисциплины, обес­печение стабильно высокого уровня сбора налогов и податей, полной ответственности государства по всем своим финансовым и иным обяза­тельствам, бюджетной дисциплины, создание эффективной системы бюджетного федерализма, проведение эффективной технической поли­тики, направленной на поддержку и развитие научного, производственно­го и кадрового потенциала, конкурентоспособных производств в области высоких технологий и т.д.

• Эффективный механизм инвестиционной деятельности немыслим без включения механизмов экономических издержек производства, бло­кирования роста цен и обеспечения на этой основе повышения конкурен­тоспособности отечественной продукции, прекращения спада, с после­дующим наращиванием объемов производства, снижения инфляции до допустимого уровня и расширения возможностей для реализации перво­очередных социальных и научно-технических программ.

Составными частями инвестиционной политики являются: налоговая политика; дотационный механизм; бюджетная политика; антимонополь­ное регулирование; денежно-кредитная политика; институциональные преобразования. Все эти части надо рассматривать как единое целое. Выхватывая что-то одно, нельзя прийти к позитивному результату - выво­ду страны из кризиса, последующему росту производства, стимулирова-

418

нию инвестиционных процессов. Ниже раскрываются исходные принципы формирования нового экономического механизма. Их детализация и кон­кретизация явятся предметом специального изучения .

Налоги - одно из самых важных государственных ограничений, влияющих на стремление людей работать эффективно и вкладывать ка­питал в развитие производства. Действующая российская налоговая сис­тема - классический пример обратного. Поставив в невыгодное положе­ние работающее население и делая продукцию дорогостоящей, эта сис­тема ограничивает участие людей в производстве материальных благ и духовных ценностей. В такой экономике никогда не будет достаточных ресурсов для эффективных преобразований.

Продолжается политика интенсивного обложения налогами труда или, более точно, того, во что он обходится производителям и общест­ву в целом (заработная плата, различного рода начисления на заработ­ную плату, налог на добавленную стоимость и прибыль и т.д.). Между тем ясно, что важны такие налоги, которые не являются ценообразующими, т.е. не вызывают увеличения себестоимости и цен, не допускают автома­тического их перекладывания на плечи потребителя по всей воспроиз­водственной цепи и тем самым сдерживают инфляцию. Указанному усло­вию не удовлетворяют любые налоги, прямо или косвенно связанные с различными вариантами обложения заработной платы. По тем же сооб­ражениям неприемлем и налог на добавленную стоимость. Указанные налоги в условиях монополизированной и технологически отсталой эко­номики способствуют искусственному росту цен и тем самым, как показы­вают модельные расчеты, приводят к резкому усилению инфляции.

По критериям мирового рынка, значительная часть российской обра­батывающей промышленности неконкурентоспособна. Несмотря на это, и здесь сохраняется старая система налогов. В результате в структуре за­трат на производство конечной продукции обрабатывающего комплекса налоги составляют около 40%. Не следует удивляться, что по многим видам промышленной продукции внутренние цены вплотную подошли к мировым, а в отдельных случаях их уже перешагнули. И это при сравни­тельно низком ее качестве.

Для того чтобы обеспечить России эффективное развитие, необхо­дим переход к принципиально иной системе налогообложения. Главным источником доходов бюджета должны стать налог на прибыль и различ­ные его модификации. Налоги такого типа не "ложатся" на себестоимость и взимаются лишь с рентабельных производств, в силу чего незначи­тельно влияют на инфляцию. Ставку налога на прибыль в этом случае можно было бы повысить до 45-50%. В последующем мог быть осущест­влен переход к более эффективным формам обложения прибыли. Вна­чале это могли бы быть фиксированные, вне зависимости от объема вы­пускаемой продукции, отчисления от прибыли в бюджет. Такого рода

 

платежи не подрывают заинтересованности производителей в увеличе­нии прибыли и одновременно позволяют распределять налоговую на­грузку в соответствии с реальными возможностями производителей. Это особенно важно в случае природоэксплуатирующих отраслей, условия работы которых весьма индивидуальны.

Определенную часть перспективных предприятий вообще можно бы­ло бы освободить от всех налогов, т.е. поставить их в условия "налогового рая" А там, где этого делать не следует, надо использовать обложение прибыли в заранее фиксированных размерах, не зависящих от объема производства. В результате затраты на производство продук­ции обрабатывающей промышленности могли бы существенно снизить­ся, а ее конкурентоспособность - резко возрасти Отмена ряда традици­онных налогов улучшит инвестиционный климат в стране, создаст серь­езный стимул для иностранных инвесторов, для притока валюты в стра­ну. Это также благоприятно повлияет и на снижение инфляции, будет способствовать стабилизации курса рубля.

Более весомой в новой системе должна стать и доля налога на иму­щество физических и юридических лиц. Усиление такого рода налогов явится, несомненно, более эффективной мерой, чем увеличение налого­вого бремени на фонд текущего потребления, как это предлагается де­лать многими сторонниками нынешней системы налогообложения.

Безусловно необходимыми уже в самое ближайшее время являются меры по реализации новой таможенной политики. Главной ее задачей также должны стать снижение инфляции и увеличение объемов произ­водства. При разработке ввозных пошлин по широкой номенклатуре то­варов можно было бы воспользоваться очень простым правилом, выте­кающим из модельных расчетов Если по той или иной позиции импорт конкурирует с внутренним производством, то он должен составлять не более 5% от внутреннего производства. Когда доля импорта меньше 5%, ввозные пошлины целесообразно снижать, когда больше 10% - повы­шать. Весьма реальной может оказаться ситуация, когда в первый мо­мент после введения новых импортных пошлин внутренние цены резко возрастут. Однако в дальнейшем за счет снижения темпа инфляции они будут более низкими. Необходимо понимать, что между сиюминутным и долговременным эффектами имеется очевидное противоречие. Пред­почтение при выборе направлений экспортно-импортной политики, ко­нечно же, должно быть отдано долгосрочной стратегии развития. Именно такая политика может претендовать на роль антиинфляционной.

Макроэкономический механизм должен включать и хорошо проду­манную систему дотаций. Мнение, что дотации - это всегда вычет из бюджета и рост инфляции, в корне неверно. Все зависит от того, каков дотационный механизм, где, когда и с какой целью он включается, Рас­четы подтверждают, что только при определенном сочетании налогов с

420

дотациями могут быть преодолены монополистическая инфляция и спад производства. Причем все это можно сделать в рамках рыночной идеоло­гии, без прямого регулирования цен и доходов

Существует много механизмов дотационного регулирования. Как по­казывают макроэкономические исследования, наиболее адекватной за­дачам борьбы с инфляцией и спадом производства является система прямого дотирования продукции, реализуемой производителями. Госу­дарство в этом случае предоставляет им дополнительные средства про­порционально объемам реализации. Цена продукции для производите­лей соответственно возрастает, а цена для потребителей может остатьс ! неизменной или даже более низкой.

Такой дотационный механизм позволяет добиться высокой загрузки производственных мощностей и обеспечить резкое приближение к сба­лансированному бюджету. Дело в том, что высокорентабельные произ­водители одновременно являются и хорошими налогоплательщиками. Они вносят в бюджет высокие доходы, общая сумма "которых оказывает­ся достаточной для покрытия всех бюджетных расходов, в том числе и дотационных.

Но в этом случае через бюджет перетекают большие суммы, суще­ственно превышающие традиционные государственные расходы. Это, конечно, сильно усложняет дело. Но так поступать на самом деле и нет необходимости. Практически механизм дотаций мог бы быть организован гораздо проще Производители могут взаимодействовать с бюджетом по итоговым показателям, т.е. платить или получать разницу между налога­ми и дотациями. Важно лишь, чтобы они знали: дотация исчисляется в прямой пропорции к реализуемой продукции, а налог платится в заранее задаваемой сумме Это и будет их побуждать к борьбе за увеличение объемов реализации, а не только по прибыли. В этих условиях повышать цены уже будет просто невыгодно.

Аналогичный механизм можно и нужно применять в отношении инве­стиций. Расчеты подтверждают, что использование такого специфическо­го дотационно-налогового механизма, по крайней мере, для природно-эксплуатирующих отраслей, наиболее эффективный способ преодоле­ния монополистической инфляции, создания условия для нормального функционирования экономики переходного периода.

Необходимо, прежде всего, изменить точку зрения на роль государ­ственных расходов. Обычно принимают во внимание лишь то, что эконо­мия бюджетных средств снижает инфляцию. Но при этом не учитывает­ся, что несравнимо больший ущерб наносится производству. От низких пенсий и заработков в бюджетной сфере, снижения масштабов жилищно­го и дорожного строительства страдают не только конкретные люди, но и экономика в целом. Разумные государственные расходы - один из рыча­гов преодоления кризиса.

421

Макроэкономические исследования наглядно подтверждают, что борьба с инфляцией путем сокращения государственных расходов мало­эффективна В этом случае за каждый процент инфляции нужно платить тремя процентами спада производства. Снижение государственных рас­ходов в<



2020-03-19 116 Обсуждений (0)
ИНВЕСТИЦИОННО-СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИНВЕСТИЦИОННО-СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (116)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)