Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль эмоциональных предпочтений и референтных отношений в структурировании коллектива



2020-03-19 157 Обсуждений (0)
Роль эмоциональных предпочтений и референтных отношений в структурировании коллектива 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы отношений и предпочтений в классном коллективе....................................................................................................... 4

1.1.Роль эмоциональных предпочтений и референтных отношений в структурировании коллектива....................................................................... 4

1.2.Межличностные отношения и отношение к совместной деятельности как показатели психологического климата классного коллектива..................... 9

Глава 2. Описание исследования предпочтений и отношений в классном коллективе........................................................................................................................ 17

2.1.Методические основы исследования, контингент испытуемых............. 17

2.2.Представление данных, результаты и выводы...................................... 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 24

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.......................................................... 27

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Коллектив – это не просто сумма индивидов, а это особый единый целостный организм, живущий по своим законам. Именно взаимосвязи, отношения и предпочтения дают возможность коллективу приобрести определенную структуру, эмоциональный тон, особый «дух».

Нельзя не учитывать в школьном воспитании влияние коллектива. А для этого необходимо знать, согласно каким закономерностям он структурируется и функционирует, в каких феноменах проявляется. Это знание дает возможность учителю или школьному психологу находить новые воспитательные пути, методы, приемы. Позволяет строить воспитательную работу с детьми и подростками с учетом знания закономерностей развития коллектива и развития каждой отдельной личности в нем.

Объектом данной курсовой работы является классный коллектив. Предметом данной курсовой работы являются отношения в классном коллективе, проявляющиеся в предпочтениях.

Цель курсовой работы выявить наиболее значимые отношения и предпочтения в классном коллективе.

В курсовой работе проверяется гипотеза: каждый член классного коллектива имеет референтную группу одноклассников, которой отдает предпочтение.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

1) Изучить научную литературу по заявленной теме;

2) Провести референтометрическое исследование конкретного классного коллектива;

3) Проанализировать полученные данные;

4) Сделать выводы и описать результаты.


Глава 1. Теоретический анализ проблемы отношений и предпочтений в классном коллективе

Роль эмоциональных предпочтений и референтных отношений в структурировании коллектива

 

Очевидным является тот факт, что члены коллектива находятся в каких-либо взаимоотношениях. Эти отношения постороннему наблюдателю открываются далеко не сразу. Иногда требуются специальные методы для того, чтобы распознать их качество и значение для жизни группы. А.В. Петровский пишет: «…за не различаемой извне дифференциацией лежит незримая картина межличностных предпочтений и выборов, престижа и статусов, которые обнаруживаются либо в результате длительного, систематического и пристального педагогического наблюдения, либо путем экспериментального изучения». [Введение в психологию / Под общ. ред. Петровского А.В. - М., 1996, с.321].

Установлено, что в группе, коллективе дифференциация, а значит и структурирование возможно двумя разными путями: во-первых на основе эмоциональных предпочтений, социометрическим путем, а, во-вторых, через установление референтных отношений. Отношения и предпочтения теснейшим образом взаимосвязаны. И все же – это не одно и то же. Если предпочтения выражают, скорее выбор, положительный или отрицательный, ребенком того или иного одноклассника, то референтные отношения основаны на «значимости, связывающей субъекта с другим человеком или группой лиц». [Референтность // Психология. Словарь /сост. Л.А. Карпенко. – М., 1990, с.339] Референтными могут быть как отдельные лица, так и группы. Отношения референтности возможны потому, что личность начинает ориентироваться на ценности значимых лиц или групп, они становятся особенно близкими. А.В. Петровский пишет об «отраженной субъектности» [А.В. Петровский // Российская педагогическая энциклопедия. – Режим доступа: www.psylib.ru], когда личность видит себя в значимом другом, одним из основных качеств которого является референтность. Суждение личности о себе во многом зависит от того, с кем она себя соотносит, на кого хочет быть похожей. Референтные отношения много говорят о личностных смыслах и ценностях личности. Люди, которых личность избирает, чтобы справляться с их мнениями и оценками, и которые служат точкой отсчета для оценки субъектом самого себя и других людей, рассматриваются как референтный круг общения, или референтная группа. Человек ориентируется на оценку своих поступков, своих личностных качеств, существенно важных обстоятельств деятельности, предмета личных интересов и т.д. с точки зрения его референтной группы. Даже в том случае, когда индивид не располагает информацией об оценке его персоны со стороны референтной группы, он не может не строить предположений о возможном ее мнении. Для того чтобы нормы и ценности референтной группы оставались постоянно действующим ориентиром для индивида, ему необходимо постоянно соотносить с ними свое реальное поведение. Референтность обнаруживается в ситуации, когда определяется отношение субъекта к целям и задачам деятельности, трудностям их осуществления, конфликтным ситуациям, личным качествам участников совместной деятельности, в том числе и его самого, и т.д.

Очевидно, что не все отношения личности в коллективе являются референтными. На возможность референтных отношений указывают предпочтения, основная характеристика которых – избирательность. Чаще говорят о предпочтениях как положительном выборе. Но отрицательный выбор также можно представить как предпочтение, только со знаком минус.

Предпочтения впервые полно исследовал Я. Морено, создавший социометрическую теорию и наиболее известный метод изучения межличностных отношений в группе – социометрию. Еще на заре своей психотерапевтической практики «…ему стала очевидной действенность симпатии и антипатии как мощных сил в социальной сфере». [Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Морено. – М., 1994, с. 29]. Симпатия, эмоциональные предпо­чтения - фактор существенно важный для понимания скрытой картины групповой дифференциации. Сам Я. Морено определял свой метод как «математическое изучение психологических свойств населения», где под «психологическим свойством» понимается состояние «влечения и отвращения между различными лицами», возникающее в «организованном движении». [Хабарова О.Е., Швецова С.В., Цыпленкова Е.В. Метод социометрии: мониторинг. – Режим доступа: www. ihtik.lib.ru]. С помощью социометрии можно выяснить количественную меру предпочтения, безразличия или неприятия, которую обнаруживают члены группы в процессе межличностного взаимодействия. Социометрия широко используется для выявле­ния симпатий или антипатий между членами группы, которые сами могут не осознавать этих отношений и не отдавать себе отчета в их наличии или отсутствии. «С помощью социометрии можно судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп». [Практическая психодиагностика / под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 1998, с. 476].

Наиболее часто социометрию используют для выявления структуры группы, точнее статусно-ролевой структуры группы. Благодаря социометрии можно выявить лидеров, «звезд», «предпочитаемых», «отвергаемых», «изолированных» детей в классном коллективе. Но, к сожалению, ничего нельзя сказать о том, какими ценностями руководствуются дети или подростки, когда выбирают одного и отвергают другого сверстника. Даже модифицированная социометрия, позволяющая выявить мотивацию выбора, мало что скажет о референтных отношениях. И уж вовсе невозможно выяснить почему в группе появляются изолированные дети. Социометрия помогает интерпретировать группу как коммуникативную сеть, возникающую в процессе взаимодействия ее членов. Социограммы не могут рассказать нам о причинах этих изменений. Остается также неизвестным, какими мотивами руко­водствовались члены группы, отвергая одних и выбирая других, что скрывается за симпатией и антипатией различных членов группы. Очевидно, что при таком подходе целенаправленная деятель­ность группы и ее членов просто не принимается во внимание.

Предпочтительность по признаку референтности существенно отличается от предпочтительности в социометрии. Референтность лежит в более глубоких слоях внутригрупповой активности, опосредствуемой ценностями, принятыми в данном сообществе. С помощью референтного круга личность получает возможность познавать себя. «Ценностные ориентации индивид черпает в результате активного взаимодействия с другими членами группы. Усвоение этих ценностных ориентаций не является однонаправленным: оно предполагает своего рода контроль над личностью, реально осуществляемый группой и приписываемый личностью группе. Этот контроль с необходимостью предполагает оценку, которую группа дает индивиду как личности. Именно эта сторона отсутствует в социометрическом исследовании». [Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. – М., 1978, с.113].

Таким образом, рассматривать выборность и предпочтитель­ность в группе исключительно с социометрических позиций - значит явно обеднять трактовку межличностных отношений и сущность внутригрупповой дифференциации, игнорировать деятельностный подход к групповым процессам и пониманию личности в группе. Без учета референтной предпочтительности психология межличностных отношений оказывается крайне суженной. Для выявления референтной предпочтительности используется особый методический прием – референтометрия. «Идея референтометрии состоит в том, чтобы, с одной сторо­ны, дать возможность испытуемому ознакомиться с мнением любого члена группы по поводу заранее отобранных и несомненно значимых объектов (в том числе с оценкой его, испытуемого, личных качеств), а с другой — строго ограничить количество таких избираемых лиц. Это вынуждает испытуемого проявлять высокую степень избирательности к мнению и оценке привлекающих его лиц». [Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. – М., 1978, с.115]. Референтометрия показывает, что ценности, которые составляют глубинный фундамент социально значимой деятельности группы, образуют вместе с тем основание для внутригрупповой предпочтительности и выбора по признаку референтности.

Понятие референтности разрабатывалось в психологической теории коллектива А.В. Петровским и его сотрудниками. Теоретические представления и экспериментальная практика позволяет четко выявить главную идею всей концепции - положение о том, что «деятельностное опосредование выступает как системообразующий признак коллектива» [Петровский А.В. Психологическая теория коллектива. – М., 1979, с.206]. Центральное звено групповой структуры (страта А) образует сама предметная деятельность группы. Она задана той более широкой социальной структурой, в которую данная группа включена. Эта предметная деятельность в данном случае есть обязательно социально-позитивная деятельность (если анализируется именно коллектив). Прослежена зависимость всех процессов, протекающих в группе, от ядерного слоя ее деятельности. Этот слой представляет собой непсихологическое образование, но позволяет связать с психологическими процессами, проявляющимися на следующих стратах, совокупность тех общественных отношений, в которых данная группа существует. Второй слой групповой структуры представляет собой фиксацию отношений каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям и задачам. Этот слой описывается не только как совпадение ценностей, касающихся совместной деятельности, но и как развитие определенной мотивации членов группы, эмоциональной идентификации с группой. «Принципиально важным является, таким образом, рассечение всей системы групповых отношений этого уровня на два слоя: на только что охарактеризованный слой (страта Б), где фиксированы отношения к деятельности, и третий слой (В), фиксирующий собственно межличностные отношения, опосредованные деятельностью. Выделяется четвертый слой групповой структуры (Г), где фиксируются поверхностные связи между членами группы. Это те же межличностные отношения, однако та их часть, которая построена на непосредственных эмоциональных контактах, где ни цели совместной деятельности, ни общезначимые для группы ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредующего личные контакты членов группы». [Г.М. Андреева. Социальная психология. – Режим доступа: www.myword.ru, Глава 7].

Таким образом, эмоциональные предпочтения связаны с поверхностным слоем структуры коллектива. Измерения в этом слое дают возможность говорить о симпатиях-антипатиях, некоторой эмоциональной избирательности. А измерения референтометрического свойства позволяют рассматривать ценности, ориентации, убеждения, глубинные установки членов коллектива, в том числе важные для совместной коллективной деятельности.

 



2020-03-19 157 Обсуждений (0)
Роль эмоциональных предпочтений и референтных отношений в структурировании коллектива 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль эмоциональных предпочтений и референтных отношений в структурировании коллектива

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (157)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)