Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Металлический блеск в зеркалах.



2020-03-19 531 Обсуждений (0)
Металлический блеск в зеркалах. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

К числу общих физических свойств металлов, обусловленных особенностями структуры металлической кристаллической решётки, относится металлический блеск. Одним из наиболее известных способов применения металлического блеска является изготовление зеркал.

Первые металлические зеркала из бронзы и серебра люди начали изготовлять в 3-м тысячелетии до н.э. они были широко распространены у народов Древнего Востока, а позже – у древних греков и римлян. Последнее подтверждает большое количество полированных металлических пластинок, найденных при раскопках Помпеи.

При исследовании резиденции египетских фараонов в окрестностях Каира был обнаружен неглубокий бассейн, дно которого некогда было залито слоем жидкой ртути. Возможно, это также один из образцов древних зеркал…

Важным результатом интенсивного развития стеклоделия в начале нашей эры в Римской империи явились маленькие стеклянные зеркала с оловянной или сурмяной подкладкой, то есть стеклянные зеркала по сути своей оставались металлическими. Однако широкого распространения такие зеркала не получили, они постепенно исчезли и появились вновь лишь в XIII столетии.

С этого времени небольшое ручное зеркало стало обязательной принадлежностью наряда богатой дамы. Его носили на золотой цепочке на шее или у пояса, вставляли в веер, оправляли рамки из черепаховой или слоновой кости, украшали позолотой, миниатюрами из эмали и гравировкой. Эта мода прошла лишь в XVII веке, когда вследствие мощного подъёма стеклоделия французскими мастерами был разработан метод оливки больших зеркальных стёкол на медных плитах с последующей их прокаткой. Парадные залы дворцов знати стали украшаться огромными зеркалами, и необходимость в постоянном ношении маленьких зеркал отпала.

Начиная с XV века, лучшие стеклянные зеркала производились в ведущем центре европейского стеклоделия – Венеции (о. Мурано). Они были небольшими по величине, но весьма дорогими. Их отражательная поверхность делалась из свинцово-сурьмяного сплава. Однако последний быстро тускнел и утрачивал необходимые для зеркала свойства. В XVI столетии венецианцы изобрели подводку стеклянных зеркал оловянной амальгамой. Ртутно-оловянный сплав обладал хорошей отражательной способностью и относительно высокой устойчивостью. Поэтому, не смотря на страшную вредность (пары ртути постоянно отравляли наводчиков зеркал), почти до середины XIX века этот сплав оставался незаменимым в производстве зеркал.

Французский химик Птижан и великий немецкий учёный Либих изобрели простой способ нанесения на стекло очень тонкого слоя серебра, и с 1855 года стали появляться серебряные зеркала на стеклянной основе. Они до сих пор служат людям, однако их стойкость к действию высоких температур и вызывающих коррозию газов атмосферы невысока. Поэтому в технике их по возможности заменяют родиевыми. Отражательная способность родия несколько меньше, чем у серебра (95%), зато родированные поверхности не тускнеют даже в атмосфере вольтовой дуги. Поэтому родием покрывают рефлекторы прожекторов и технические зеркала прецизионных измерительных инструментов различного назначения. Особый блеск и красоту родиевое покрытие придаёт ювелирным изделиям.


Железо и жесть.

 

В древности железо ценилось очень высоко: в государстве хеттов в XIV веке до н.э. железо стоило в 5 раз дороже золота, в 20 раз дороже серебра , в 6400 раз дороже меди. Вполне естественно, что и профессия кузнеца у многих народов относилась к наиболее уважаемым. Среди богов разных верований почти единственным рабочим был бог-кузнец: у греков – Гефест, у римлян – Вулкан, у славян – Сварог.

Гефест прославился среди богов тем, что наряду с изготовлением вещей чисто утилитарных – молний и щита для Зевса, колесницы для Гелиоса, оружия для греков Троянской войны – он выковывал и художественные вещи: изящно украшенные кубки, чаши, украшения.

На Руси первыми коваными и достаточно широко распространёнными художественными изделиями, вероятно, были светцы (подставка для лучины, освещающей жильё).

Со временем посредством художественной ковки было создано множество замечательных декоративных вещей: узорными решётками загораживали окна, украшали камины, фонари и многое другое. К числу лучших образцов художественной ковки относятся решётки, украшающие набережные и улицы Санкт-Петербурга. Их общая протяжённость 53570 м. к этому следует прибавить 10830 м литых чугунных решёток. Наиболее замечательная среди них – решётка летнего сада (архитекторы Ю.М. Фельтен и П.Е. Егоров) со стороны Невы, выкованная тульскими мастерами в 1771-1784 гг.

Не перечесть все- видов красивых вещей, которые создавались в старину из железа. Так, во Владимиро-Суздальской Руси высокого уровня достигло искусство изготовления просечного железа. Для получения металлического ажурного кружева на железный лист наносили рисунок, а затем ручным способом мастер просекал его в нужных местах. Далее поверхность лудили, воронили, иногда покрывали позолотой. Из лент просечного железа делали карнизы и подзоры крыш и куполов церквей и богатых домов; ими украшали двери, окна, фонари и т.п. В некоторых древних строениях Великого Устюга до сих пор сохранились украшения из просечного железа, дошли до нашего времени и сундуки, шкатулки, иконы, декорированные тем же способом.

Исконно русским способом украшения Ларцев, шкатулок следует назвать «мороз по жести». Сундуки, обитые жестью золотистого цвета, имеющей узор, похожий на морозное стекло или листья папоротника, делали обычно с «затеями»: различными тайниками, музыкальными замками, потайными стержнями, с помощью которых сундук можно было прочно привинтить к полу или столу. Для получения жести на золотистых узоров мастер брал царскую водку (смесь азотной и соляной кислот), к которой добавлял масляный лак, поваренную соль и немного зелёной или жёсткой краски. Для нанесения смеси на поверхность жести применяли сухую заячью лапку – её не разъедает царская водка. После равномерного нанесения смеси жесть прогревали на открытом огне, сбрызгивали холодной водой, а проявившийся рисунок закрепляли раствором соды. После остывания лист с появившимся рисунком покрывали лаком и вырезали из него детали для украшения ларцев. Все эти секреты были безвозвратно утрачены, если бы не талантливый художник-самоучка Борис Александрович Холмогоров, разгадавший и возродивший получение «мороза по жести». Благодаря его стараниям в художественных салонах вновь стали появляться шкатулки, сияющие золотом узоров.

Всем известны жостовские подносы. Кстати, в старину подносы украшали по краю тонким просечным кружевом. Впервые подносы, расписанные по фону и покрытые лаком, появились в Нижнем Тагиле – городе, основанным тульским кузнецом Никитой Димидовичем Антуфьевым в 1725 году.

Из ковкого кровельного железа уральские кустари делали столики, ковши, шкатулки и покрывали их лаковой росписью. Каждая семья бережно хранила секреты своего дела, передавая их по наследству. Оной из самых знаменитых была семья Худояровых. По преданию, крепостной Демидова старообрядец Андрей Степанович Худояров изобрёл замечательный, прозрачный как стекло и очень твёрдый лак, на котором не остаются царапины от ножа. Сверкающая его поверхность не боялась ни горячего самовара, ни случайно пролитого кипятка или даже кислоты.

Изготовление каждого подноса состояло из выполнения множества операций. Начинал работу кузнец: он выкраивал кровельными ножницами кусок железа нужной формы, подбирал шесть заготовок – одна чуть меньше другой – и укреплял их на особой чугунной желобитне. Мастер-отковщик специальным молотком бил по заготовкам до тех пор, пока они не приобретали форму подноса. Далее подгибал края, по ним просекали прорезное кружево либо приделывали ручки. Затем шпаклевали, шлифовали, покрывали олифой и лакировали. Тагильские мастера использовали фоны разных цветов, иногда раскрашивали поднос «под малахит» или «под черепашку». После сушки поднос вновь тщательно шлифовали и передавали на роспись. Разнообразие форм, великолепные росписи обеспечили нижнетагильским подносам огромную популярность.

С 1825 года железные подносы с росписью начали выпускать в подмосковном селе Жостово. На первых порах роспись была сюжетной: тройки, чаепития, гулянья, разнообразные ландшафты. Но со временем это вытеснили цветы, которые были особо уместны для украшения гостиных, трактиров, чайных.

Подносное дело вновь пережило яркий расцвет, но только без худоярского лака. Секрет его изготовления строго оберегался, а затем был утрачен. Зато так сложилось, что многослойная декоративная роспись жостовских умельцев перешла в Нижний Тагил.

В наше время лаковые подносы делают на Жостовской фабрике декоративной росписи и нижнетагильском заводе «Эмальпосуда». На смену желобитням пришли станки, штампующие заготовки 25 размеров и форм; грунт теперь растирают в механических глиномешалках; «воронение» производят в электропечах. А роспись по-прежнему создаётся умелыми руками мастеров.


 



2020-03-19 531 Обсуждений (0)
Металлический блеск в зеркалах. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Металлический блеск в зеркалах.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (531)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)