Чеховских, М.И. Психология: учебное пособие/ М.И. Чеховских. – 2-е изд. – М.: Новое знание, 2005. – 380с.
12 Задание 1. Составьте словарь ключевых понятий по разделу "Структура индивидуальной психики. Мотивация, эмоции, воля"
Амбивалентность – двойственность, одновременность переживания противоположных эмоций и чувств. Апатия – состояние равнодушия, безразличия и бездеятельности. Аффект – кратковременная, бурная эмоция взрывного характера. Барьер психологический – внутреннее препятствие, мешающее успешно выполнить определённое действие. Влечение – недостаточно отчётливо осознанная потребность. Воля – способность человека сознательно управлять своей психикой и поступками при преодолении препятствий. Волевое усилие – состояние нервно-психического напряжения, мобилизующее физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Выдержка – самообладание, способность постоянно контролировать своё поведение. Депрессия – состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности. Дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общественным правилам. Желание – состояние актуализированной, т.е. начавшей действовать, потребности, сопровождаемое готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения. Интерес – эмоционально окрашенное, повышенное внимание к какому-либо объекту или явлению. Комплекс неполноценности – убеждённость в недостатке каких-либо качеств, сопровождаемая глубокими отрицательными эмоциональными переживаниями по этому поводу. Кризис – состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью собой и взаимоотношениями с окружающим миром. Мотив – 1) внутренняя психологическая причина поведения или поступка; 2) побуждение к совершению поведенческого акта, порождённое системой потребностей. Мотивировка – разумное обоснование самим человеком своих поступков, не всегда соответствующее истине. Мужество – готовность идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни или личного благополучия. Намерение – сознательное желание, готовность что-либо сделать. Настойчивость – способность доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая все препятствия на пути к ней. Настроение – длительное общее эмоциональное состояние, окрашивающее всё поведение человека. Переживание – ощущение, сопровождаемое эмоциями. Потребность – осознаваемое и переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Решительность – способность своевременно принимать решения и без лишних задержек переходить к их выполнению. Самостоятельность – подчинение поведения собственным взглядам и убеждениям. Симпатия – чувство эмоциональной предрасположенности к человеку, повышенный интерес и влечение к нему. Совесть – способность человека переживать и сожалеть о случаях нарушения им нравственных норм. Страсть – стойкий и длительный сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированный вокруг определенного объекта или деятельности и ставший доминирующим мотивом деятельности. Стремление – желание и готовность действовать определенным образом. Стресс – состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, вызванное экстремальными для данной личности условиями. Убеждение – уверенность в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами. Установка – неосознанная готовность воспринимать окружающее под определённым углом зрения и реагировать заранее сформировавшимся образом, ориентировать деятельность в определённом направлении. Уровень притязаний – степень трудности целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным. Фанатизм – чрезмерная увлеченность чем-либо, сопровождаемая снижением контроля за своим поведением, некритичностью в суждениях об объекте своей увлеченности. Фрустрация – тяжелое переживание невозможности преодоления препятствий при попытке удовлетворения значимой потребности, сопровождающееся чувством отчаяния, безысходности, крушения надежд. Цель – объект стремления человека. Целеустремлённость – подчинение своего поведения устойчивой жизненной цели, готовность отдать все силы для её планомерного и неуклонного осуществления. Честолюбие – стремление к успехам, рассчитанное на повышение авторитета и признание со стороны окружающих. Чувство – высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с определённым объектом. Эгоцентризм – сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг. Эйфория – состояние чрезмерной веселости, восторга, обычно не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами. Эмоции – относительно устойчивые субъективные переживания, обусловленные ходом процесса удовлетворения потребностей. Задание 2. Проанализируйте научную статью по психологии личности
Статья Е.В. Коледы "Социально-психологическая адаптация молодых солдат к условиям прохождения срочной воинской службы" посвящена вопросу зависимости эффективности воинской деятельности от успешности социально-психологической адаптации к условиям службы и воинскому коллективу. Критериями успешной адаптации, по Е.В. Коледе, считаются высокий социальный статус индивида в данной среде; его удовлетворённость этой средой; способность управлять своим поведением; высокий уровень активности, морально-психологической и боевой подготовки; высокая степень овладения новыми видами деятельности и военной специальностью; социальная активность, ответственность и готовность к выполнению воинского долга. Результатами дезадаптации, по Е.В.Коледе, являются асоциальное поведение; нарушение норм воинской дисциплины, попытки суицида, самовольные отлучки и побеги из воинской части. Анализируя причины трудностей в социально-психологической адаптации молодых солдат, Е.В. Коледа выделяет множество факторов, которые можно условно разделить на три группы: 1) относящиеся к специфике армейского быта: новый ритм жизни, строгий распорядок дня, ограничение личной свободы, необходимость подчинения; разлука с домом, близкими, привычным окружением; 2) относящиеся к межличностным отношениям в воинском коллективе: конфликты с сослуживцами; грубость, неуважение, чрезмерную строгость, завышение требований и несправедливость со стороны командного состава; 3) касающиеся личности самого солдата: недостаточное образование, воспитание в неблагополучных семьях и детских домах, моральная распущенность или физическая слабость молодого солдата, призыв на службу в более позднем возрасте, наличие малообеспеченных, старых или больных родителей. Соглашаясь с мнением Е.В. Коледы, считаем необходимым выделить также гражданский аспект проблем адаптации к срочной службе. На наш взгляд, корни социально-психологической дезадаптации кроются в недостаточном понимании некоторыми солдатами первого периода смысла, целей и задач срочной службы; в несоблюдении ими воинской субординации и незнании воинской иерархи; в пренебрежении ими своими непосредственными обязанностями; в нежелании следовать Уставу Вооружённых Сил РБ и традициям данной воинской части; наконец, в простом нежелании посвятить полтора года своей жизни защите Родины. Следует отметить также искажённое понимание некоторыми молодыми солдатами коллективизма как возможности уклониться от неприятных и тяжёлых задач, переложив ответственность на товарищей. Наушничество вышестоящим по званию, тайное заимствование чужого личного имущества, нежелание делиться имеющимся и эгоизм также являются причинами их неприятия в коллективе. В качестве рекомендаций по улучшению социально-психологической адаптации Е.В. Коледа предлагает увеличение количества мероприятий по патриотическому воспитанию, организацию встреч с участниками боевых действий, внимательное и чуткое отношение командного состава к подчинённым, предупреждение конфликтных и психотравмирующих ситуаций и ограничение физической нагрузки для ослабленных военнослужащих. С нашей стороны хотелось бы предложить уделять больше внимания военно-патриотической подготовке в школах и колледжах, чтобы призывники ещё до прихода в часть были морально и физически готовы к несению службы. В период службы мы рекомендовали бы дать возможность солдатам посещать дом и близких путём разбивки однократного полного отпуска на регулярные краткосрочные двухдневные. Важным средством улучшения социально-психологической адаптации молодых солдат мы считаем также развитие воинских традиций частей и подразделений с максимальным привлечением к участию солдат первого периода и преемственность в отношениях солдат разных периодов службы.
12
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (308)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |