Экономическая конкуренция
12
Конкуренция (от лат. concurrere — состязаться) - борьба субъектов за безусловное доминирование в определённой сфере жизнедеятельности, без учёта интересов других функционирующих в этой сфере субъектов. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого участника рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры (текущего состояния экономики в определенный период) и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. В рыночном хозяйстве участниками конкурентной борьбы являются, прежде всего, фирмы, которые соревнуются друг с другом за рынок сбыта. Однако в конкуренции участвуют и отдельные люди – они соперничают на рынке труда, предлагая работодателям свой труд разной квалификации за различную заработную плату. Наконец, в рамках мирового хозяйства происходит конкуренция разных стран, каждая из которых стремится опередить другие страны (или догнать ушедших вперед) в борьбе за лучшие условия для своих граждан и для отечественных предпринимателей. Конкуренция побуждает к поиску выгодного решения хозяйственных задач, в особенности производства более качественной продукции или услуг и наиболее быстрой их реализации, стимулирует рациональное использование материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов, вынуждает производителей постоянно возобновлять ассортимент, пристально следить за научно-техническими новинками и активно внедрять их в производство. Результаты такого соперничества оценивают сами потребители, отдавая предпочтение тем или другим товарам при их покупке. Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям: а) масштабам развития; б) характеру; в) методам соперничества. По масштабам развития конкуренция может быть: 1) индивидуальной (один участник рынка стремится занять «свое место под солнцем» — выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг); 2) местной (ведется среди товаровладельцев какой-то ограниченной территории); 3) отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода); 4) межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода); 5) национальной (состязание отечественных продавцов и покупателей внутри данной страны); 6) международной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке). По характеру развития конкуренция подразделяется: 1) на свободную и 2) регулируемую. По методам ведения рыночное соперничество делится: 1) на ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен); 2) неценовое (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т.п.). Задача № 1 Найдем ограничение снизу. Обозначим стоимость указанной в вопросе «продуктовой корзины» через Х. Если бы она покупала первые попавшиеся качественные продукты, то тратила бы денег на 25% больше, то есть 0,25Х. Эти затраты не меньше того, что она теряет в виде недополученной переменной части заработка. Эти потери равны 30*25=750 руб. Получим неравенство: 0,25Х ≥ 750. Отсюда находим Х ≥ 3000. Ограничение сверху вычисляется как максимально возможный заработок за вычетом потерянного заработка во время поиска дешевых продуктов питания 3500+30*8*25=9500 руб. Ответ: Стоимость «продуктовой корзины» медсестры составляет от 3000 до 9500 руб. (3000 ≤ Х ≤ 9500). инфляция конкуренция спрос предложение равновесие Задача № 2
Для наглядного примера, используя формулы спроса Qd=90-P и предложения Qs=2*P-60, где Р-цена, построим график №1:
График №1 Кол-во масла, тыс. т
Кривые спроса и предложения на рынке масла
Цена, руб. А) Определим точку равновесия спроса и предложения, приравняв их формулы: Qd= Qs, отсюда 90-P=2*P-60, Р=50. Qd=90-50=40 Qs=2*50-60=40 Ответ: При цене масла 50 руб./кг спрос будет равен предложению и будет составлять 40 тыс. тонн. Точка равновесия имеет координаты (50;40). Б) Qd=90-40=50 Qs=2*40-60=20 Ограничение цены на масло до 40 руб./кг. приведет к его дефициту на рынке, т.к. спрос будет составлять 50 тыс. тонн при предложении лишь в 20 тыс. тонн. Дефицит масла составит 30 тыс. тонн.
Список использованной литературы
1. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учебник / Е.Ф. Борисов – М.: Юристъ, 2001г. – 656 с.; 2. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: учебник 2-ое изд., испр. и доп. / С.Н. Ивашковский – М.: Дело, 2002г. – 472 с.; 3. Экономическая теория: учебник / под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича – М.: ИНФРА-М, 2003 г. - 714 с.; 4. Курс экономической теории: учебник / под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой – 5-ое изд., перераб. и доп. – Киров: АСА, 2004г. – 832 с.
12
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |