Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Культура педагогического общения



2020-03-19 169 Обсуждений (0)
Культура педагогического общения 0.00 из 5.00 0 оценок




Культура педагогического общения – способность педагога воспринимать, понимать, усваивать, делать встречное движение, с достоинством и в соответствии с обстановкой держать себя, передавать содержание мысли, чувств, стремлений.

Педагогическая этика – кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из профессиональной деятельности. Совокупность всех правил поведения и словесного обращения и составляет то, что называется этикетом.

Каждое действие, каждое обращение необходимо сопровождать уместными к случаю ритуалами: «волшебными словами» - пожалуйста, спасибо, благодарю Вас и т. д.. Важно всегда помнить, что сущность и значение этикета определяется внутренней готовностью одного человека помочь другому и тем, что называется деликатностью, тактичностью. Другими словами, не навязывать своего общества, оставаясь вежливым, стремиться не мешать другим, оставаясь свободным в совершении собственных действий. А это значить, в конце концов, что нельзя шуметь и перебивать в разговоре других. Желая высказать своё мнение надо предварительно осведомиться сказал ли собеседник всё, что он хотел, готов ли он выслушать Вас.

Этикет слова и действия не должны вступать в противоречие с внешним видом человека, его одеждой. «По одёжке встречают, по уму провожают», гласит русская народная мудрость. Иными словами в общении важны и внешний вид, и сказанные Вами слова. Этикет регулирует общение, взаимодействия людей. Надо серьёзно, с умом относиться к этикету, к умению общаться. Правило довольно простое: то, что может быть неприятно Вам, неприятно окружающим.

Итак, что же всё – таки необходимо, чтобы правильно общаться?

Надо, в первую очередь уважать собеседника, слушать его с возможным вниманием, не перебивая и давая высказаться. Необходимо так же, выглядеть соответствующим образом, чтобы не было рассогласования, стараться говорить только то, что думаем, дабы не вносить диссоциации. Эти способы общения помогут правильнее общаться и находить общий язык с людьми.

Педагогическое общение – профессиональное общение педагога с учащимися, с детьми на занятиях и вне его направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на оптимизацию учебно – воспитательной деятельности. Оно требует от педагога умения проникнуть в душевное состояние другого человека, познать субъективные, внутренние, психические аспекты и состояния.

Игровое общение – профессиональное общение, так как игра – это норма жизни ребёнка, это средство вовлечения воспитанников в творческую деятельность. От педагога требуется умение войти в игровое состояние, перешагнуть стереотип взрослости и привычных представлений о игре, как о чём-то несерьёзном, умело использовать учебный и неучебный игровой материал для творческого развития дошкольника.

Надо развивать интеллектуальные способности у детей: умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать , выделять существенное; самостоятельность мышления, логичность речи, темп мышления, и т.д..

Большое значение для общения между воспитанниками и педагогами имеет психологический климат коллектива – настроение людей в коллективе, их душевные переживания и волнения, за которыми угадываются взаимоотношения. В условиях благоприятного психологического климата на эмоциональном уровне отражаются складывающийся характер делового сотрудничества, отношение к окружающей жизни. Показатели взаимоотношений – психологическая совместимость, взаимное уважение.

Педагогическое требование было и остаётся основополагающим методом воздействия, так как педагогика общения не может быть нетребовательной. Нет профессионализма в общении, если у педагога отсутствует потребность наставлять, советовать, дисциплинировать. Главное в предъявлении требования – это уважение к личности ребёнка, гармоничное сочетание методов и приёмов педагогического воздействия.

Какие же методы педагогического общения, воздействия надо использовать?

  • Просьба, поощрение, одобрение, побуждение, доверие в мягкой доброжелательной интонации слова.

Общение – суть жизни людей. Главный метод гуманистического воспитания – доставлять ребёнку радость общения с нами, радость совместного познания, совместного труда, игры, отдыха. Обычная повседневная жизнь и характер взаимоотношения взрослых - это среда, в которой формируется личность будущего человека. Поэтому важно, чтобы наша повседневная жизнь, наше общение друг с другом стали образцом для подражания. Вера человека в людей, вера в собственные позиции – это первооснова для полнокровного общения между людьми и возвышения личности. Поэтому мы обязаны развивать и беречь веру в нас, веру в самого себя. Необходимо неукоснительно соблюдать профессиональную этику общения. В беседах с родителями никогда не следует давать советы и рекомендации в категоричной форме.

Соблюдение правил общения позволит педагогу создать каждому воспитаннику ситуацию успеха эффективно взаимодействовать снами, помогая раскрыть в себе индивидуальные возможности.

Какие же правила педагогического общения?

  • Педагогическое общение не терпит суетливости, пустозвонства. Слова не должны расходиться с делами.
  • Педагогическое общение – это требовательность к себе и окружающим во всём, что касается обучения и воспитания.
  • Лаконичность, динамизм общения зависят от вашей внутренней собранности в делах, поступках, речи.
  • Гнев никогда не должен затмевать ума и души, только терпение, внимание и настойчивость помогут педагогу решить поставленные в общении задачи.

Педагог обязан:

  • Уметь подсознательно оценивать степень своего педагогического влияния и воздействия, стараться находить единственно правильный выход из буквально любой, даже и невозможной ситуации общения.
  • Уметь признавать и исправлять свои ошибки, допущенные при общении, надо уметь мужественно пересмотреть свой метод, свою тактику общения, если оно не получается или получается плохо.
  • Быть чутким в общении – значит вникать в переживания всех.
  • Быть отважным в общении – это значит не теряться и не смущаться в любой обстановке общения, какой бы сложной она не была.
  • Трезво оценивать действительность, в том числе и собственные удачи, чтобы не впасть в манию величия, не зазнаваться после нескольких успешных шагов педагогического общения, и неудачи, чтобы не опуская рук, суметь преодолеть их.

Стремитесь точно ориентировать свою речь на конкретного ребёнка или группу детей, ощущать психологическую атмосферу в группе. Учитесь видеть себя со стороны , глазами детей.

Показателем культуры педагогического общения является культура речи. В педагогическом общении «присутствует» все многообразие видов речи, но независимо от того, что делает педагог (убеждает, внушает, информирует, обращается к чувствам и эмоциям учащихся, призывает их к действию и т.п.), к его речи предъявляются особые требования:

- правильность (соответствие литературно-языковым нормам);

- точность (употребление слов, выражение в свойственных им значениях);

- ясность, простота, логичность, доступность;

- богатство (разнообразие используемых языковых средств);

- образность, эмоциональность.

Культура педагогического общения находит свое выражение в стиле общения педагога с учащимися и в стиле его руководства деятельностью учащихся.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стилеобщения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок он определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности.

В наиболее ярко выраженной форме этот стиль проявляется при автократическом подходе к воспитанию, когда учащиеся не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива оценивается отрицательно и отвергается. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.

Педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют проявлять учащимся самостоятельность и инициативу. Их оценки учащихся неадекватны, основаны лишь на показателях успеваемости. Авторитарный педагог акцентирует внимание на негативных поступках школьника, но при этом не принимает во внимание мотивы этих поступков. Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (успеваемость, дисциплина на уроке и т.п.) чаще всего позитивны, но социально-психологическая атмосфера в таких классах, как правило, неблагополучная. Ролевая позиция этих педагогов объектна. Личность и индивидуальность учащегося оказывается вне стратегии взаимодействия.

Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения основан на тактике невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся. Следствием подобной тактики является отсутствие контроля за деятельностью школьников и динамикой развития их личности. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны.

Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся противоположность, являются дистанционные отношения между учителем и учащимися, отсутствие между ними доверия, явная обособленность, отчужденность учителя, демонстративное подчеркивание им своего доминирующего положения.

Альтернативой этим стилям общения является стиль сотрудничества участников педагогического взаимодействия, чаще называемой демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение субъективной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел.

Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Им свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности. По внешним показателям своей деятельности педагоги демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам, но социально-психологический климат в их классах всегда более благополучен. Межличностные отношения в них отличаются доверием и высокой требовательностью к себе и другим. При демократическом стиле общения педагог стимулирует учащихся к творчеству, инициативе, организует условия для самореализации.

Характеристика приведенных выше педагогических стилей общения дана в «чистом виде». В реальной педагогической практике чаще всего имеют место «смешанные» стили общения.

Помимо основных существуют промежуточные стили педагогического взаимодействия, в отношении которых следует исходить из того, что воспитательные силы всегда порождаются личностными отношениями, т.е. всецело зависят от личности педагога.

Наиболее продуктивными является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Такой стиль общения отличал деятельность В.А. Сухомлинского.

Достаточно результативным является и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения, который можно рассматривать как предпосылку вышеназванного стиля. Дружеское расположение выступает стимулом развития взаимоотношений педагога с учащимися. Дружественность и увлеченность совместным делом объединяют эти стили между собой. Однако дружественность должна быть педагогически сообразной, так как определенная мера дистанционности сохраняет статусные позиции и суверенность каждого из субъектов процесса взаимодействия.

Одним из достаточно распространенных стилей общения является общение-дистанция, которое используется в полной мере как опытные педагоги, так и начинающие.

Исследования показывают, что достаточно гипертрофированная (чрезмерная) дистанция ведет к формализации взаимодействия педагога и учащегося. Дистанция должна соответствовать общей логике их отношений и является показателем ведущей роли педагога, но должна быть основана на авторитете. Превращение «дистанционного показателя» в доминанту педагогического общения резко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся. Это ведет к упрочнению авторитарного стиля их взаимоотношений.

Общение-дистанция в своих крайних проявлениях переходит в более жесткую форму – общение-устрашение. Оно наиболее популярно у начинающих педагогов, которые не умеют организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Для личностно-развивающей стратегии педагогического взаимодействия общение-устрашение является бесперспективным.

Не менее отрицательную роль в актах взаимодействия педагогов и учащихся играет общение-заигрывание, которое также в основном используется молодыми учителями. Стремясь побыстрее установить контакт с детьми, понравиться им, но не имея для этого необходимой коммуникативной культуры, они начинают заигрывать с ними, т.е кокетничать, вести на уроке разговоры на личные темы, злоупотреблять поощрениями без надлежащих на то оснований.

Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, при отсутствии у педагога коммуникативных умений, необходимых для создания творческой атмосферы сотрудничества, при их частом использовании становятся штампами, порождая малоэффективные способы педагогического общения.

В зависимости от стиля педагогического общения американские психологи выявили три типа учителей.

1. «Проактивный» учитель инициативен в организации общения в классе (как группового, так и парного). Он четко индивидуализирует свои контакты с учениками. Его установки меняются в соответствии с опытом, т.е. такой учитель не ищет обязательного подтверждения имеющихся у него установок. Он знает, что хочет, и понимает, что в его собственном поведении способствует достижению этой цели.

2. «Реактивный» учитель тоже гибок в своих установках, но он внутренне слаб, подчинен (стихии общения). Различие в его установках на отдельных учеников – не различие в его стратегии, а различие в поведении самих школьников, т.е. не он сам, а ученики диктуют характер его общения с классом. У него расплывчатые цели, он приспосабливается и подстраивается к ученикам.

3. «Сверхактивный» учитель, замечая индивидуальные различия, тут же строит нереальную модель, преувеличивающую эти различия во много раз и считает, что эта модель и есть действительность. Его поведение строится на стереотипах, под которые он подгоняет реальные, нестереотипных учеников.

Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителя, предложенная М. Таленом. Он специально указывает на основание, заложенное в типологизацию: выбор роли педагогом на основании собственных потребностей, а не потребностей учащихся.

Модель 1 – «Сократ». Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.

Модель 2 – «Руководитель групповой дискуссии». Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.

Модель 3 – «Мастер. Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.

Модель 4 – «Генерал». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда по всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль более распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.

Модель 5 – «Менеджер». Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.

Модель 6 – «Тренер». Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводиться роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.

Модель 7 – «Гид» Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.

 

Я.А.Каменский писал: «Педагоги должны быть приветливы и ласковы, не отталкивать от себя детей своим суровым обращением, а привлекать их своим отеческим расположением, манерами, словами».

 

 



2020-03-19 169 Обсуждений (0)
Культура педагогического общения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Культура педагогического общения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (169)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)