Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Результаты и последствия застенчивости



2020-03-17 189 Обсуждений (0)
Результаты и последствия застенчивости 0.00 из 5.00 0 оценок




Застенчивость, как отмечает Ф. Зимбардо, чревата огромным количеством неблагоприятных последствий как для взрослых, так и для молодых людей.

· Возникает боязнь общения с новыми людьми, вследствие этого - лишение опыта общения.

· Застенчивость не дает людям бороться за свои права, выражать свое мнение и декларировать свои ценности.

· Окружающие не могут объективно оценивать силы и возможности застенчивого человека.

· Часто застенчивость является причиной того, человек занят исключительно собой, своими переживаниями и не уделяет внимания окружающим его людям.

· Застенчивые люди не способны четко мыслить и ясно излагать свои мысли.

· Негативные переживания - депрессия, беспокойство, низкая самооценка и одиночество, как правило, сопровождают застенчивость.

· Застенчивые люди, больше чем другие, подвержены влиянию со стороны ровесников. Именно под давлением ровесников они начинают употреблять алкоголь, наркотики, становятся неразборчивыми в в своих связях или даже вступают в различные секты.

· Склонны держать эмоции в себе, что лишает их теплоты и близости, которыми окружающие люди могли бы поделиться, а также это может привести к серьезному эмоциональному взрыву.

· Не любят задавать вопросы, не любопытны, никогда не просят о помощи у учителей или одноклассников, если у них возникнут проблемы в учебе.

· Застенчивых людей любого возраста окружающие достаточно часто недопонимают. Окружающими людьми застенчивость воспринимается часто как недружелюбие, снисходительность, им не доверяют.

· Застенчивость достигает своего апогея, когда человек начинает испытывать стеснение при одном только воспоминании о прошлых событиях, тем самым как бы предвосхищая их повторение в будущем. Около 10% застенчивых людей испытывают застенчивость и робость даже в полном одиночестве.

· Дружба с ровесниками способствует эмоциональному росту и здоровью детей. Поэтому, если застенчивость препятствует дружбе ребенка с его ровесниками, это пагубно сказывается на его эмоциональном здоровье.

 


2.2 Психологическая помощь

 

Так как мы выявили, что застенчивость будет влиять на социально-психологический статус подростка в группе сверстников, значит, психологическая помощь должна оказываться в данном случае в двух направлениях: избавление от застенчивости и социальная адаптация, принятие в группе сверстников.

В психологической работе с данной проблемой должны участвовать и дети-жертвы, и их родители, и учителя и весь класс, включая как самих преследователей, так и равнодушных наблюдателей.

Рассмотрим, чем может помочь учитель.

Педагог должен создать благоприятный психологический климат, позволяющий адаптироваться всем ученикам класса, выясняющего и помогающего устранить причины изолированности отдельного учащегося.

Во-первых, если в класс приходит новенький, учитель не должен пускать этот процесс на самотек. Замечено, что непринимаемых детей учителя стараются посадить отдельно ото всех, усиливая тем самым их изоляцию. Иногда педагоги просто не обращают внимания или не замечают, что дети над кем-то издеваются. Необходимо с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников, любые пренебрежительные замечания. Если по каким-то причинам репутация ребенка уже испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете, показать свою полезность для всего коллектива (увлечения, способности). Я.Л. Коломинский отмечает, что речевая активность ребенка, его способность высказывать свои мысли, наличие знаний, представляющих интерес для сверстников, определяют его положение в группе. Следует избегать обсуждения и оценивания личностных качеств ребенка перед всем классом. Возникающие конфликты лучше улаживать наедине с участниками. Нужно воздержаться от публичных обвинений и выяснения отношений с учеником, уличенном во лжи или воровстве. В противном случае можно навсегда погубить его репутацию. Необходимо избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Как отмечает М.М. Кравцова, отношения в классе во многом зависят от тактики поведения, выбранной учителем с первых дней работы с классом. Учитель может не только не допустить ситуации отвержения, но и способствовать преодолению стереотипа отношений в классе. Поэтому психологическая помощь школьной службы должна включать:

1 Создание доверительного психологического климата между педагогами и учениками;

2 достижение сотрудничества между всеми участниками учебно-воспитательного процесса при решении стоящих перед ними задач;

1 актуализация мотивационной сферы личности ученика;

-- развитие у учителя гуманистических личностных установок. [13]

Родителям следует предупреждать учителей о проблемах своего ребенка. Различные заболевания, которые могут вызвать насмешки со стороны сверстников, нужно лечить. Также они могут научить своего ребенка нестандартно отвечать на стандартные обстоятельства. Необходимо всячески способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, обеспечивать общение и за пределами класса.

Наиболее эффективным в работе с непопулярными детьми будет групповой вид работы, т.к. подростку необходимо научиться взаимодействовать с окружающими. Ф. Зимбардо предлагает следующие способы преодоления застенчивости со стороны родителей.

Во-первых, это родительская любовь, безусловно необходимая человеку с детства. Это понятие включает в себя телесный, эмоциональный контакт, поощрение общения, внимание как со стороны родителей, так и со стороны братьев и сестер, доверие, терпимость. Он отмечает, что авторитетная модель родительского воспитания наиболее эффективна в борьбе с застенчивостью, т.к. она способствует воспитанию в ребенке чувства уверенности в себе. Во-вторых, это повышение самооценки за счет развития самостоятельности и ответственности (режим дня, обязанности по дому и т.д.). В-третьих, необходимо развивать уверенность ребенка и умение постоять за себя, готовность пойти на риск.

Проблема внешней привлекательности занимает, наверное, центральное место, и эта проблема может стать причиной застенчивости. Поэтому необходимо преодолевать проблемы именно в этой сфере. Ф. Зимбардо советует родителям прежде всего направить своего ребенка к специалисту (врачу), если у него возникли проблемы с кожей, весом и т.д. Учитывая то, что подросток в среде своих сверстников всегда конформист, родителям следует терпимо относится к одежде своего ребенка, не навязывать то, что неприемлемо в кругу сверстников. Подростку очень важно понимание со стороны близких людей, необходимо уважение его достоинства. [4]

Выводы

Таким образом, застенчивость - это боязнь и избегание общества, любых социальных контактов. Человек развивается как личность в обществе, общество и окружающие люди являются необходимым условием для социализации каждого человека. Поэтому застенчивость может оказаться серьезной преградой на пути развития личности. Застенчивый человек лишается опыта общения, удовольствия от общения, а следовательно, и развития через общение. Возникает много негативных последствий для человека. Поэтому с застенчивостью нужно бороться. Борьба с застенчивостью немыслима без общения и без взаимодействия с другими людьми. Преодолеть застенчивость возможно только через прямое взаимодействие с окружающими. Вследствие этого взаимодействия повышается самооценка, человек признает свою значимость для других людей и раскрывает свою индивидуальность.

 


Заключение

 

Мы рассмотрели феномены застенчивости и отверженности и выявили связь между ними. То есть застенчивость влияет на социально-психологический статус подростка в группе сверстников. Застенчивый подросток с большей вероятностью будет иметь социально-психологический статус отверженного.

Подросток испытывает и преодолевает массу проблем в своем возрасте, связанных с телом, с самоотношением, со сверстниками. Ему очень важно быть принятым и понятым в группе сверстников. Любая случайно сказанная фраза относительно его внешности, поведения, может сильно травмировать подростка. Известно, что в подростковом возрасте самооценка неадекватна. Поэтому она тоже может резко понизиться. В результате подросток "уходит в себя", перестает доверять людям, закрывается и, таким образом, может развиться застенчивость. Т.е. он может настолько сильно переживать вплоть до полного преращения контактов с окружающими людьми.

Именно подростковый возраст характеризуется активностью и многообразием социальных контактов, активным межличностным общением. Поэтому в группе сверстников застенчивый подросток не будет пользоваться популярностью.

 


Список используемой литературы

 

1.  Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. Издание 4-е. М.: Издательство Магистр, 1999. - 96 с.

2. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. - М.: Знание, 1988. - 80 с.

.   Донцов А.И. Психология коллектива. 1984.

.   Зимбардо Ф. Застенчивый ребенок/ Филипп Зимбардо, Ширли Рэдл. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 294с.

.   Кравцова М.М. Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой. - (Психолог в школе). - М.: Генезис, 2005. - 111с.

.   Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - 4-е изд. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 456 с.

.   Наш проблемный подросток. - Л.А. Регуш, П.И. Яничев, Е.В. Алексеева. - СПб.: Союз, 144 с.

.   Петровский А.В. и Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. М.: "Просвещение", 1978. 176 с.

.   Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Фролов Ю.И. - М., Российское педагогическое агентство, 1997.

.   Раттер М. Помощь трудным детям/ Общ.ред. А.С. Спиваковской - М.: Прогресс, 1987. - 424 с.

11. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. - М.: Прогресс, 1988.

.    Славина Л.С. Трудные дети/ Под ред. В.Э. Чудновского. - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1998.

13. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 336 с.

.   Фридман Л.М. Психология детей и подростков. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2004. - 480 с.

.   Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2004. - 351 с.



2020-03-17 189 Обсуждений (0)
Результаты и последствия застенчивости 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Результаты и последствия застенчивости

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)