Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


От боя к труду, от труда до атак...



2020-03-19 166 Обсуждений (0)
От боя к труду, от труда до атак... 0.00 из 5.00 0 оценок




Торжественно встречал рабочий Бузулук председателя ВЦИК Михаила Ивановича Калинина. Он приехал 17 сентября 1919 го­да с агитационно-инструкторским поездом «Октябрьская революция». Красноармей­ский клуб был заполнен до отказа. И кроме того, несмотря на дождь, сотни бузулучан стояли во дворе, чтобы увидеть и услышать Всероссийского старосту.

Долгие годы электростанцию в Бузулуке называли «калининской». Когда Михаил Иванович приехал в город, ему рассказали, что электростанция тут не работает из-за того, что белые, отступая, увезли двигатель внутреннего сгорания. А совсем недалеко — в Сорочинске бездействуют три дизеля, их еще до революции завезли купцы для мясного холодильника. Калинин тут же дал теле­грамму в ВСНХ. Разрешение на передачу двигателя было получено, и спустя несколь­ко дней электростанция дала ток. Сейчас там, где она стояла, разбит сквер.

Суровые будни выпали в те тяжелые го­ды на долю первых бузулукских коммуни­стов и комсомольцев.

Много сил отвлекала гражданская война. 16 марта 1918 года на объединенном заседа­нии городского и уездного Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов было принято постановление: «Выделить револю­ционные партизанские отряды из рабочих и крестьян для немедленной отправки на фронт. Путем наложения контрибуции на имущие классы приобрести все необходимое для ведения войны». Два отряда,.сформиро­ванных в Бузулуке, выехали на борьбу с германскими войсками, которые вторглись в нашу страну и наступали по всему фронту.

Постоянно приходилось бороться с дутовскими белоказачьими полками, которые налетали на железнодорожные станции, пы­тались отрезать Оренбург от центральной России. Во время наступления Колчака в Бузулуке был сформирован коммунистиче­ский полк в 500 штыков. За счет бузулучан значительно пополнила свои ряды Чапаев­ская дивизия. Проводились мобилизации членов партии и комсомольцев на другие фронты. Так, по решению уездного комитета РКП (б) было мобилизовано десять процен­тов коммунистов на Западный фронт. Боль­шая группа добровольцев — 253 бойца вы­ехали на Южный фронт.

В то время на 1 августа 1919 года в Бузулукском уезде — тогда он был в три с лиш­ним раза больше, чем нынешний район — насчитывалось 483 члена РКП (б), в том числе 25 женщин. 87 коммунистов было в городской организации и 235 — в железно­дорожной. Для оказания помощи местным Советам и сельским партийным ячейкам уездный комитет партии направлял «крас­ные повозки». С ними выезжали из Бузулука наиболее опытные агитаторы и пропаган­дисты.

Проводили в самом Бузулуке и в селах уезда «Неделю фронта и транспорта», «Не­делю сухаря», «Неделю красной казармы», «Неделю паровоза», субботники по восста­новлению разрушенного войной хозяйства, боролись с бандами. Создавались первые коммуны. Одна из них со звучным названи­ем «Солнце правды» обосновалась в бывшем монастыре.

Летом 1920 года всем коммунистам и комсомольцам Бузулука совершенно неожи­данно пришлось взяться за оружие и всту­пить в бои. В городе и окрестных селах бы­ли расквартированы полки 9-й кавалерийской дивизии, которой командовал .бывший эсер Сапожков. Он саботировал выполнение приказа высших военных органов об отправ­ке на Западный фронт и был отстранен от командования дивизией.

Тогда Сапожков и его приспешники — бывшие офицеры Зубарев, Масляков, Серов, Дворецкий и другие — подняли мятеж про­тив Советской власти.

Вечером 13 июля Сапожков тайком вы­ехал из Бузулука в села, где стояли полки дивизии, встретился со своими единомыш­ленниками. Командиры и политработники, пытавшиеся выступить против заговорщи­ков, были арестованы.

Утром 14 июля 1920 года Бузулук разбу­дили разрывы снарядов. Сапожков бросил на город все свои главные силы. По тревоге около здания уездного комитета партии (сейчас музыкальное училище) собрались коммунисты и комсомольцы. В спешном по­рядке получали винтовки и патроны и мча­лись навстречу наступающим сапожковцам. Но силы были слишком неравны. Коммуни­стические отряды и малочисленные воин­ские подразделения не смогли устоять перед натиском во много раз превосходящих сил мятежников и были вынуждены отступить к разъезду № 4. В городе начались грабежи и бесчинства.

По призыву укома РКП (б) были моби­лизованы все коммунисты и комсомольцы уезда, сформированы два коммунистических отряда. В срочном порядке укомплектована команда бронепоезда.

На помощь бузулукским большевикам пришли переброшенные из Самары и Орен­бурга курсанты Витебских пехотных и Бо­рисоглебских кавалерийских курсов, свод­ный отряд, сформированный Оренбургским губкомом комсомола. Вместе с бузулукскими коммунистическими отрядами при под­держке бронепоезда они выбили мятежников из города и разгромили их главные силы.

Но еще много дней неспокойно было в степях под Бузулуком. Бои с бандами Сапожкова и его приспешников продолжались почти два месяца. Долго шли курсанты по кровавому следу главаря мятежников. И лишь 6 сентября отряд курсантов Борисо­глебских кавалерийских курсов настиг Сапожкова за сотни верст от Бузулука, в Аст­раханской губернии, в районе Ханской став­ки. Здесь остатки банды были окончательно уничтожены, а Сапожков убит.

До полного разгрома сапожковской аван­тюры все коммунисты и комсомольцы Бузу­лука находились на казарменном положе­нии.

В память о тех тревожных днях разъезд № 4, который стал важным опорным пунк­том в разгроме сапожковской авантюры, был переименован в разъезд «Красногвар­деец».

Долго еще на жизни уезда сказывались последствия мятежа: бандиты угнали сотни лошадей, разграбили продовольственные за­пасы, нанесли большой урон коммуне Солнце правды».

Потом новые невероятные испытания пришлось перенести жителям Бузулука и окрестных сел. Страшный голод обрушился в 1921 году на Заволжье. Начавшийся с прошлого недородного года, он особенно жесто­ко ударил по бедноте.

Степь дышала жаром, солнце испепеляюще выжигало остатки растительности. Люди толпами бродили по степи в надежде найти хоть несколько стебельков щавеля или дру­гой съедобной травы и сварить похлебку. Было немало случаев, когда вконец обесси­левшие от голода люди умирали в степи, так и не сумев добраться до дому.

В голодную пору тысячи бузулучан ко­чевали по всей России в поисках куска хле­ба. Герой повести Александра Неверова «Ташкент — город хлебный» Мишка Додонов — крестьянский сын, мальчишка двенадцати лет за тысячи верст поехал из Бузулукского уезда в далекий среднеазиатский город, чтобы раздобыть хоть немного хлеба, спасти больную мать и пухнущих от голода меньших братишек.

Нечем было сеять. Но молодая Респуб­лика Советов приняла чрезвычайные меры для того, чтобы засеять как можно большие площади. Урожайный 1922 год поправил по­ложение...

Советская власть поднимала, выводила из дремотного состояния тысячи городов и : деревень. Преодолевая разруху, восстанав­ливали заводы и фабрики, разоренное вой­ной и неурожаем сельское хозяйство.

Уже в первые мирные годы начинает раз­виваться промышленность и в Бузулуке. Се­годня буровые станки и оборудование для черной и цветной металлургии с маркой Бузулукского ордена «Знак Почета» завода тяжелого машиностроения имени Куйбышева можно встретить не только в разных угол­ках нашей страны, но и далеко за ее преде­лами — во многих государствах Европы, Азии, Африки и Америки. Сейчас завод — крупное современное предприятие.

А начинался он так.

На фотографии тех далеких лет, когда рождался завод,— пыльная улица захолуст­ного городка, маленькие домики и рядом приземистые строения ремонтных мастер­ских. Они были организованы по приказу М. Б. Фрунзе об использовании частей Красной Армии в мирном строительстве.

Мастерские обосновались в здании, кото­рое строилось в конце прошлого столетия для тюрьмы, но не было принято губерн­ским полицейским управлением из-за того, что стены оказались на полкирпича тоньше проектных.

В сентябре 1922 года мастерские были преобразованы в завод, который стал име­новаться Бузулукским чугунолитейным и ме­ханическим. Здесь ремонтировали сельско­хозяйственный инвентарь, выпускали очень нужную крестьянам продукцию — плуги, сноповязалки и запасные части к ним. Управляющим на заводе был бывший ко­мандир Красной Армии, талантливый инже­нер Константин Елисеевич Меаниджиди. Созданный по его проекту чигирь — меха­низм для орошения полей, был высоко оце­нен на Всероссийской выставке в Москве, отмечен дипломом первой степени. Чигири пошли в серийное производство.

Коллектив завода в те годы не превышал 50 человек. Работало предприятие в слож­ных условиях конкуренции с нэпманом Ни­китиным. Дело дошло до того, что по реше­нию губселькредсоюза завод был закрыт «как не оправдывающий существования».

Только энергичное вмешательство уезд­ного комитета партии, который решительно встал на защиту прав рабочих молодого со­ветского предприятия, спасло его от этой участи.

С годами усложнялась продукция. От простейшего сельскохозяйственного инвента­ря завод перешел к изготовлению сверлиль­ных, токарно-винторезных, расточных стан­ков и гидравлических прессов, которые рань­ше покупались на золото и ввозились из-за границы. В год выпускалось до 200 станков. Оборудование и запасные части к сельхоз­машинам изготавливались для нужд машин­но-тракторных станций. Кроме того, на за­воде освоили капитальный ремонт трактор­ных моторов и выпуск поршней для трак­торов «Джон Дир». Эти тракторы в большом количестве закупили за рубежом, а за­пасных частей к ним не было. Особенно большой дефицит представляли поршни. За­вод стал осваивать их выпуск. Давалось это очень трудно, много деталей шло в брак. Комсомольцы решили взять шефство над этим участком. А потом создали специаль­ную хозрасчетную бригаду — первую во всем Средне-Волжском крае. Был увеличен выпуск поршней, сразу заметно улучшилось их качество, снизилась себестоимость.

По соседству с заводом имени Куйбыше­ва на той же Рабочей улице стоят корпуса завода имени Кирова. История его восходит к началу XX века. В 1901 году бузулукский предприниматель Никитин основал неболь­шой чугунолитейный завод, который выпу­скал сельскохозяйственный инвентарь.

В первые годы Советской власти он был преобразован в ремонтно-механический за­вод.

Почти четыре десятилетия проработал здесь слесарем Владимир Иванович Иг­натьев.

— Пришел я на завод в 1923 году,— рас­сказывал Владимир Иванович.— Собственно говоря, название было громкое, а фактиче­ски одно небольшое здание. Внизу — почти в полуподвале — размещался столярный цех, а наверху — механический и чугуноли­тейный участок. Всего оборудования — не­сколько станков, а в основном все вручную...

Делали мы тогда кровати железные, по­том стали выпускать веялки. Помню, сколь­ко радости было у рабочих, когда сделали первую веялку «Пролетарка». Всем заводом провожали ее за ворота. Тогда первые кол­хозы в округе создавались. И мы старались каждую машину сделать для них, как гово­рится, без сучка и без задоринки. Потом де­лали хлопковые сеялки — в Среднюю Азию их отправляли. В ту пору для нас самое высокое звание было трудовое — «Ударник второй пятилетки». Заслужить его было не­просто. Но когда мне такое звание присвои­ли — это для всей семьи радость была.

...7 декабря 1934 года была выделена из Средне-Волжского края и стала самостоя­тельной Оренбургская область. В ее состав вошел и город Бузулук с большим сельскохозяйственным районом, в котором были две машинно-тракторные станции, 52 колхо­за и 3 совхоза.

Что представлял тогда собой Бузулук? В нем было 27 тысяч 700 жителей.

Более полувека назад, на 1 января 1935 года жилой фонд города составлял всего лишь около 172тысяч квадратных метров. Протяженность улиц — 73 с половиной ки­лометра, в том числе мощеных только 6 ки­лометров. В городе была гостиница на 43 места и Дом колхозника на 112 мест с дво­ром на 250 подвод. Зеленые насаждения за­нимали около 6 гектаров.

В Бузулуке имелось 10 школ: 5 началь­ных, 3 неполных средних и 2 средних. В них работали 95 учителей. Но уже тогда город славился своими средними специальными учебными заведениями. Действовали техни­кумы — педагогический, лесной, сельскохо­зяйственный, мелиоративный, механизации сельского хозяйства. Шла подготовка к от­крытию еще одного — библиотечного техни­кума (он принял первых учащихся в следую­щем 1936 году).

Здравоохранение было представлено двумя больницами — городской и железно­дорожной, поликлиникой, амбулаторией, ап­текой. В лечебных учреждениях работали 39 врачей и 86 человек среднего медицин­ского персонала. В четырех детских яслях было всего 115 мест.

Горожан обслуживали 10 государствен­ных и 22 магазина райпотребсоюза.

В дни образования области по выпуску промышленной продукции Бузулук занимал второе (после Оренбурга) место в области, дальше шли Абдулино, Сорочинск, Орск.

В городе работала электростанция очень небольшой мощности—110 киловатт. Наи­более крупным трудовым коллективом бы­ли железнодорожники, работавшие в паро­возном и вагонном депо, на станции Бузу­лук— около трех тысяч человек. Самым большим промышленным предприятием (408 рабочих) был станкозавод № 24 трак­тороремонтного треста Наркомата земледе­лия — так мудрено назывался тогда нынеш­ний завод имени Куйбышева. Вторым по величине считался механический завод облместпрома, выпускавший весы, ребристые трубы, ремонтировавший тракторы и сель­скохозяйственные орудия (это предшествен­ник завода имени Кирова). Были еще кир­пичный и спиртоводочный заводы, несколько артелей, изготавливавших корзины, веревки, бочки и кадки, мебель, швейное и сапожное производства.

В середине тридцатых годов в Бузулукском районе развернулось большое иррига­ционное строительство. «Бузулукстрой» — гордость области»,— так писала областная газета «Оренбургская коммуна» 30 сентября 1935 года. Недалеко от Бузулука одновре­менно начались работы по сооружению пло­тин на реках Елшанка и Домашка. Новые водохранилища должны были обеспечить орошение пяти тысяч гектаров земли.

Только на строительстве Елшанской пло­тины было сосредоточено 9 экскаваторов, 34 скрепера, 53 трактора, 74 автомобиля, 11 лопат Беккера, бетономешалки, брем­сберги — огромная по тем временам тех­ника.

В дни апрельского паводка лед обрушил удары на еще не законченную строитель­ством плотину. Сотни людей целые сутки боролись против натиска стихии. Плотники из артели Калистратова тесали тяжелые шпунтины, а землекопы бригады Коромыслова по пояс в ледяной воде забивали их в местах размыва. Парторг стройки Матвеев, инженеры Хлебодаров, Корчагин, Минин, Гущин вели на штурм аварийные бригады. Комсомольцы Теменьков, Костенко, Акимов и другие работали на самых опасных местах. Люди победили. Ценой огромных усилий удалось завалить землей прорыв на пере­мычке. Плотина была спасена.

К весне 1936 года дорогу воде перегоро­дила бетонная стена. Было завершено строи­тельство плотины, 18-километрового магист­рального канала, оросительной сети. С каж­дым днем все больше разливалось первое в заволжской степи водохранилище. К лету здесь накопили более четырех миллионов кубометров воды.

5 июня 1936 года наступил торжествен­ный момент. В шесть часов утра рабочие Калинин, Черниченко, Филиппов и Негодяев вскрыли перемычку. Механик Мещеряков открыл затворы, и поток воды хлынул в магистральный канал. Первым получил воду Елшанского водохранилища колхоз «Ядро».

Весной следующего года вступила в строй Домашкинская плотина. Началось регуляр­ное орошение полей близлежащих колхозов.

В летние дни тридцать шестого года в га­зетах был опубликован для всенародного обсуждения проект новой Конституции СССР. Для ее утверждения созывался до­срочно — 25 ноября Чрезвычайный Восьмой съезд Советов СССР. В республиках и об­ластях страны избирали делегатов на съезд, которому предстояло войти в историю. Де­вять делегатов представляли на съезде Оренбургскую область. Вместе с руководите­лями обкома партии и облисполкома в со­став Оренбургской делегации вошли люди знаменитые, еще в те далекие годы награж­денные орденами, люди, о которых много­кратно писали и областные и центральные газеты: бригадир женской тракторной бри­гады Благовещенской МТС Анна Ивановна Лаптева, прославленные комбайнеры Федор Иванович Колесов и Александр Иванович Оськин, уполномоченный Наркомтяжпрома по Орско-Халиловскому строительству Сер­гей Миронович Франкфурт, машинист Бузулукского паровозного депо Константин Ива­нович Назаров.

Удивительная биография у этого челове­ка. Родился в семье смазчика депо Бузу-лук. А в 14 лет Костя Назаров уже пошел в люди. Подрос, набрался силенок и поступил на курсы помощников машинистов. В 1915 году сдал экзамен на звание машиниста вто­рого класса. А спустя два года, вскоре после революции вступил в красногвардейский от­ряд. Вместе с другими бузулучанами под на­тиском белогвардейцев отступал до Актю­бинска. Там командование Туркестанского фронта создает бронепоезда для борьбы про­тив дутовцев. И первый из них повел на вра­га машинист Назаров. Он храбро сражался в боях за станции Сагарчин и Илецк. В 1918 году Константин Назаров вступил в партию большевиков.

После гражданской войны водил поезда на Дальнем Востоке. Потом вернулся в род­ное депо. Тут первым стал работать по-ста­хановски, по-кривоносовски. ВЦИК награ­дил его орденом Трудового Красного Знаме­ни, а нарком путей сообщения — значком «Почетному железнодорожнику». Констан­тину Ивановичу Назарову было присвоено звание машиниста первого класса. А в 1938 году земляки избрали знатного машиниста депутатом Верховного Совета РСФСР пер­вого созыва.

                                                         Грозно грянула война...

Время было тревожное. Говоря словами поэта, в те дни Европа напоминала гранату со снятым неожиданно кольцом. Гитлеров­ская Германия захватывала одну за другой европейские страны. И все-таки хотелось верить, что большая война еще далеко. Тем более, что договор оненападении многим казался надежным щитом.

20 июня 1941 года исполком Бузулукского городского Совета обсуждал самые обы­денные вопросы: о текущем ремонте и пере­оборудовании помещения детской поликли­ники, о капиталовложениях на 1941 год по автогужевому транспорту, о введении прогрессивной оплаты труда работникам рынка и другие.

В воскресенье 22 июня почти весь кол­лектив завода имени Куйбышева отправился на массовку. На зеленом берегу Самары вовсю старались баянисты, звенели песни. День выдался на редкость — тихий, солнеч­ный, небо без единого облачка. Самые не­терпеливые уже барахтались в воде.

Транзисторных приемников тогда еще не было и в помине. Сейчас уже никто не по­мнит, кто прибежал из города, кто принес это страшное слово: «война». Одно только слово, но сразу смолкли баяны, оборвались на полуслове песни, все сразу засобирались домой. И даже солнце, казалось, стало меркнуть на глазах. И только те, кто уплыл на другой берег Самары, еще продолжали веселиться, не понимая, почему вдруг на­ступила тишина...

В тот же день без вызова, без приглаше­ния в горком партии пришли члены город­ского комитета, депутаты горсовета. И тут же после короткого митинга направились на предприятия, в колхозы и совхозы.

На заводе тяжелого машиностроения имени Куйбышева работали только ремонт­ные службы. Но вскоре после переданного по радио обращения к советскому народу о нападении фашистской Германии на Совет­ский Союз на завод прибежали многие, кто услышал о великой беде.

— Я являюсь стахановцем на производ­стве,— говорил на митинге токарь Долгих.— Но в рядах Красной Армии я буду таким же отличником в бою и буду биться с немец кими фашистами до последней капли крови за победу над врагом, за счастье и расцвет нашей прекрасной матери-Родины. Я прошу партийную организацию принять меня в ря­ды Коммунистической партии.

«Прошу райвоенкомат послать меня доб­ровольцем в действующую армию. Стрелять умею метко. Ни один фашистский изверг не уйдет от моей пули. За Родину буду биться до последнего патрона, до последнего вздо­ха»,— так писал в своем заявлении восемна­дцатилетний токарь завода имени Куйбы­шева, член Бузулукского горкома комсомола Анатолий Сорокин. Так писали в те дни ты­сячи бузулучан.

Секретарем городского комитета ВЛКСМ была тогда Г. А. Барсукова. Она вспомина­ет: «Горком комсомола превратился тогда в боевой штаб. Сотни ребят и девушек прихо­дили сюда. И у всех одна просьба: «От­правьте добровольцами на фронт!» Сутками не уходили домой члены бюро. Молодежь горела желанием пойти в действующую ар­мию добровольцами. При отправке на фронт бюро принимало юношей и девушек в ком­сомол. Им тут же вручались комсомольские билеты».

С 1941 по 1945 год из Бузулука ушло на фронт более пяти с половиной тысяч комсо­мольцев и комсомолок.

«Я никогда не пожалею, что пошла до­бровольцем. Я спокойно выдержу все и вер­нусь домой с победой...» — так писала на родину комсомолка Валя Соколова. После выпускного вечера ушла она на фронт. Валя погибла в 1944 году.

Те, кто оставался в тылу, работали за двоих, за троих, за тех, кто ушел защищать Родину. О примерах трудового героизма в каждом номере рассказывала газета «Под знаменем Ленина».

«Секретарь комитета комсомола завода имени Кирова тов. Жуликов проработал пол­торы смены, не выходя из цеха, и выработал почти четыре нормы. Примеру комсомоль­ского руководителя следует вся заводская молодежь»,— сообщалось в одном из первых военных номеров.

На предприятия Бузулука на смену муж­чинам, ушедшим на фронт, пришли сотни женщин и девушек. Многие из них в совер­шенстве освоили новые профессии, стали двухсотницами. Комсомолка Мария Михалько до 22 июня работала в конторе заво­да имени Кирова. С первого дня войны она перешла на производство, выполняла нормы на 250—260 процентов. Работница завода имени Куйбышева Клавдия Кожевникова освоила сугубо мужскую специальность га­зосварщика и работала за двоих. Ежедневно по полторы-две нормы выполняла на заводе имени Куйбышева, выпускавшем оборонную продукцию, комсомольско-молодежная бри­гада Любови Морозовой.

В депо Бузулук в первые дни войны соз­дали первую на Оренбургской железной до­роге женскую паровозную бригаду. Ее воз­главила молодая железнодорожница —старший машинист Мария Жукова. Маши­нистом-напарником была Валентина Белин­ская, помощником машиниста — Мария Тимонина.

Бригада Марии Жуковой бесперебойно I водила поезда. Хорошее знание профиля пу­ти давало возможность молодежному экипажу преодолевать подъемы без «толкача». Каждый месяц бригада проводила по своему участку 6—7 тяжеловесных составов для  фронта. Одними из первых в депо Мария Жукова и ее подруги получали паспорт го­товности паровоза к зиме. Только за 1943 год бригада Жуковой сэкономила более 40 тонн угля.

За трудовую доблесть в день 25-летия комсомола имя старшего машиниста Марии Жуковой было занесено в Книгу почета Бузулукского горкома ВЛКСМ.

«Мы, девушки колхоза имени Куйбыше­ва,— писала в газету бригадир тракторной бригады Н. Колотонова,— заменили ушед­ших на фронт. Я стала руководить бригадой. Настя Труфанова, Настя Горбунова, Клав­дия Пермякова сели за руль тракторов. Сей­час уверенно водят их и выполняют задания на 150 процентов».

На предприятиях города работало 250 молодежных фронтовых бригад. Чести на­зываться так добивалась бригада, в которой все рабочие перекрывали задания.

Горком партии и горсовет перешли на круглосуточную работу. Война ставила каж­додневно такое множество задач, что охва­тить их трудно было и за сутки.

За 1943 год заводы и фабрики Бузулука дали продукции сверх плана в особый фонд Главного командования Красной Армии бо­лее чем на 6 миллионов рублей. На тех же площадях, но с меньшим количеством рабочих и специалистов предприятия Бузулука увеличили выпуск продукции по сравнению с 1942 годом на 35—36 процентов.

Несколько миллионов рублей собрали бузулучане на строительство танковой ко­лонны. А комсомольцы, молодежь вносили деньги на сооружение катеров для Балтий­ского флота. В апреле 1944 года Бузулук-ский горком ВЛКСМ направил телеграмму в Государственный комитет обороны, в кото­рой сообщил, что молодые патриоты Бузу­лука сдали в Госбанк на строительство зве­на катеров «Морской охотник» 320 тысяч рублей. «Пусть грозные машины, построен­ные на наши средства, несут смерть немец­ким захватчикам»,— говорилось в телеграм­ме. Спустя несколько дней в горком комсо­мола Галине Барсуковой пришла ответная телеграмма от Верховного Главнокомандую­щего: «Передайте комсомольцам и молоде­жи города Бузулука, собравшим 320 тысяч рублей на строительство катеров «Морские охотники», мой горячий привет и благодар­ность Красной Армии».

Каждый день на фронт уходили новые и новые команды бузулучан. Надо было поза­ботиться о том, чтобы это никак или как можно меньше отражалось на выпуске про­дукции. Предприятия перестроились на во­енный лад, на выпуск продукции для фрон­та. В списке выпускаемых изделий все боль­ше места стала занимать «спецпродукция», «спецзаказы».

В Заволжье, на Урал, в Сибирь, в Сред­нюю Азию хлынул поток эвакуированных. Надо было не только размещать приезжих в городе, но и через эвакопункт организо­вать отправку их в соседние Курманаевский, Андреевский, Грачевский, Державинский и другие районы. Надо было расселить, кор­мить, устраивать на работу тысячи людей. Если на 1 января 1941 года в Бузулуке бы­ло 43 211 жителей, то на 1 января 1942 го­да — уже более 60 тысяч человек.

Половину из 12 школьных зданий при­шлось занять под госпитали, под общежития для людей, бежавших от оккупации.

В городе не было никаких свободных производственных площадей, перенаселены дома. Все заполнено и переполнено до пре­дела. Но городской комитет партии и гор­исполком (первым секретарем горкома пар­тии был тогда Александр Павлович Юлин, председателем горисполкома Вячеслав Ва­сильевич Иванов) сумели потеснить и без того уже стесненные организации и выде­лить помещения для чехословацкого баталь­она под казармы, госпиталь, штаб. Нужно было решить еще множество других органи­зационных вопросов. И как ни было тяжело, батальон получил все необходимое для нормальной боевой учебы: кров, хлеб, оружие.

Множество всяких решений, связанных с особыми условиями военного времени, при­нимал тогда горисполком: о размещении предприятий и обеспечении их сырьем, об организации санпропускника, о создании эвакопункта при станции Бузулук, об ока­зании материальной помощи эвакуирован­ным, об освобождении от занимаемых долж­ностей ответственных работников в связи с мобилизацией в Красную Армию и многие другие.

Приходилось городскому Совету прини­мать тогда и такие суровые и вынужденные решения: «В связи с угрозой в уборке уро­жая, занятия в техникумах и 8—10-х клас­сах прекратить с 8 по 15 октября с. г. Всех учащихся направить на уборку урожая в совхоз № 8».

И в то же время горисполком постоянно думал и о будущем, проявлял особую забо­ту о детях. В трудные дни декабря 1941 года принимаются решения «Об увеличении рас­ходов детской библиотеке» и «Об организа­ции катка на стадионе «Динамо». Система­тически обсуждаются вопросы о назначении пособий многодетным матерям.

В августе — сентябре в город стали при­бывать эвакуированные из западных обла­стей, из прифронтовой полосы, предприя­тия.

21 августа на подъездные пути завода имени Куйбышева прибыли два эшелона с оборудованием Бежицкого паровозострои­тельного завода «Красный профинтерн» и около ста рабочих и специалистов. Они не стали отдыхать ни одного дня, ни одного часа. Стащив станки с платформ, днем и ночью при свете прожекторов вместе с бузулучанами закладывали фундаменты, мон­тировали оборудование, вводили его в строй.

Завод получил ответственный заказ: в короткий срок — за полтора месяца — осво­ить производство боеприпасов. Задача была решена успешно.

В годы Великой Отечественной войны и заводу имени Кирова пришлось потесниться и приютить на своих и без того скромных площадях завод автотракторных инструмен­тов, эвакуированный из причерноморского города Николаева. Наряду с выпуском за­пасных частей для тракторов завод быстро наладил выпуск продукции для фронта.

Из Черниговской области из города При-луки в начале октября 1941 года были эва­куированы три фабрики — перчаточная, чу­лочная и кожгалантерейная. Первые две слили в одну и разместили в подвалах ма­газинов на улице, которая сейчас носит имя Отакара Яроша. Днем и ночью устанавлива­ли оборудование, подключали электроэнер­гию. Уже 29 октября выдали первую продук­цию: двухпалые армейские теплые перчатки. Потом стали выпускать носки, солдатские обмотки. Было очень трудно, недоедали, не­досыпали, работали по 12 часов, а порой и дольше, но все мысли были об одном: как можно больше дать продукции для тех, кто в жестоких боях защищает Родину.

Прижилась в Бузулуке и кожгалантерейная фабрика. В свое время она тоже с че­стью поработала на нужды обороны. В го­родском архиве хранятся протоколы засе­даний исполкома, по которым можно судить, как трудно решался вопрос с помещениями для фабрики. 3 ноября фабрике был выделен сарай, находящийся на территории ипподро­ма и еще недостроенный. 21 ноября горсовет решил передать фабрике недостроенное здание библиотечного техникума по улице Горького, 97. Потом кожгалантерейщикам выделили еще один сарай. И тем не менее уже скоро фабрика начала выпускать для Красной Армии вещевые мешки, ремни, ки­сеты и другую продукцию.

Из Брянской области из города Клинцы прибыло оборудование швейной фабрики «Дер-Эмес». В октябре 1941 года на станции Бузулук выгрузили швейные машины и не­хитрый домашний скарб. С оборудованием приехали 17 работниц с детьми. Устроили их бузулукские солдатки и стали помогать им ставить фабрику на ноги. Новому пред­приятию предоставили помещение на углу улиц Чапаева и Максима Горького.

«На фабрике нет электрооборудования. Сколько должно прибыть еще оборудова­ния — неизвестно. Сырья фабрика не имеет. Срок ввода в эксплуатацию не установ­лен»,— так говорилось в докладной записке обкома партии. Но как бы там ни было, на­чали монтировать машины, и уже 4 декабря фабрика выдала первую продукцию. Основ­ными видами ее изделий той поры были те­логрейки, стеганые брюки, гимнастерки, ар­мейские брюки — то, что нужно было в пер­вую очередь и фронту, и тылу.

Много самой разнообразной продукции давали артели имени VI партсъезда, имени Кирова, имени Чкалова, имени Осипенко, «17 лет Октября», «Третья пятилетка», пред­приятия пищевой промышленности.

За восемь месяцев 1942 года по сравне­нию с таким же периодом 1941 года про­мышленность Бузулука выросла более чем в четыре раза.

Многие бузулучане отличились на фрон­те, прославили родную землю ратными под вигами, многие отмечены Золотыми Звезда­ми Героев Советского Союза.

Бузулучанин Иван Карханин повторил подвиг Александра Матросова — закрыл грудью амбразуру вражеского дота, спасая жизнь товарищей, открывая им путь вперед. На странице его комсомольского билета, ко­торый хранится в музее ЦК ВЛКСМ, напи­сано: «Погиб смертью храбрых».

Геройски сражался против гитлеровцев танкист Иван Гниломедов. За доблесть и мужество, проявленные в боях на польской земле, младший лейтенант Гниломедов был награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды. Потом начались   бои на территории самой Германии. В одном из сражений взвод Гниломедова нанес дерзкий удар поусиленному танковому батальону противника. Пять советских «тридцатьчетве­рок» вступили в жестокую схватку с три­дцатью танками и самоходками. После того, как заполыхали кострами несколько фа­шистских танков и самоходных орудий, ос­тальные обратились в бегство.

Спустя несколько дней после этого боя советские танкисты ворвались на улицы Берлина. Одним из первых вел свою боевую машину парень из города Бузулука, Герой Советского Союза старший лейтенант Иван Андреевич Гниломедов.

В двадцатисерийной киноэпопее «Вели­кая Отечественная», в фильме, посвященном освобождению Белоруссии, есть такой эпи­зод: по центральной улице празднично укра­шенного Минска идет торжественное шест­вие, посвященное тридцатилетию Победы.

Во главе колонны шли почетные граждане города с широкими алыми лентами через плечо. Вместе с другими знатными людьми шел бывший слесарь вагонного депо станции Бузулук, Герой Советского Союза, танкист Николай Иванович Колычев.

Ломаной линией пролег на карте его не­легкий боевой путь. От маленького городка Трубчевска на Брянщине, потом Чернигов, Харьков, Сталинград, Орша, Витебск, Минск и Кенигсберг. Трудные этапы каждодневного подвига. Был трижды ранен, контужен, го­рел в танке, терял боевых друзей — на всем тысячекилометровом пути остались дорогие могилы. Начинал службу в Советской Армии рядовым, а уволился в запас в звании под­полковника.

В боях за столицу Советской Белоруссии перед взводом Николая Колычева была по­ставлена ответственная задача: прорваться через линию фронта, захватить переправу через реку Свислочь и удержать ее до под­хода основных сил бригады.

Три «тридцатьчетверки» устремились вперед. На танках небольшой десант — са­перы и автоматчики. Подавили огнем вра­жеские пушки, проутюжили с ходу пулемет­ные гнезда.

К мосту подошли быстро, но он был взорван.

Колычев обнаружил неподалеку еще од­ну переправу. Танкисты открыли огонь по вражеским точкам на том берегу, а саперы тем временем разминировали мост.

Томительно долго тянутся минуты. Фа­шистские снаряды рвутся все ближе, огонь все плотнее. Наконец командир отделения саперов уже с того берега энергично махнул рукой вдоль моста:

—Давай!

Первый, обстреливая фашистов, проско­чил через мост командирский танк, за ним второй и третий.

— Переправа наша! — доложил Колычев по рации командиру бригады и, назвав свои координаты, добавил: — Пока фрицы не опомнились, поддержите нас!

— Молодец, Колычев! Держись! — гре­мел в ларингофонах командирский бас пол­ковника Бурдейного.— Посылаю к вам ре­зервную роту...

За этот подвиг Николаю Ивановичу Ко­лычеву было присвоено звание Героя Совет­ского Союза.

...Летом 1944 года на Бузулукский элева­тор пришел из села Могутово первый обоз с хлебом нового урожая. На плакате было на­писано: «Хлебный обоз имени Героя Совет­ского Союза Ивана Тишкуна». Так по-свое­му отметили земляки подвиг комсомольца.

Представляя его к высшей награде, ко­мандир полка писал: «Сержант Тишкун Иван Игнатьевич воюет в составе нашего полка с 1943 года. Начиная с гор Кавказа, плавней Кубани, в боях за освобождение Донбасса, Токмака (на р. Молочная) и в приднепровских плавнях — во всех боях всюду и везде он показывал образцы му­жества и бесстрашия, чем вдохновлял своих подчиненных на верность Родине. При фор­сировании реки Днепр и р. Ингулец тов. Тишкун И. И. своим личным беспримерным героизмом под шквальным ружейным, пуле­метным огнем увлекал за собой своих под­чиненных, первым вступил на правый берег реки Днепр. При штурме 13.03.44 г. гор. Хер­сона тов. Тишкун руководил штурмовой группой, проявил в рукопашных схватках непревзойденное мастерство советского бой­ца».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1944 года Ивану Игнатье­вичу Тишкуну было присвоено звание Героя Советского Союза. Всего лишь месяц не до-' жил он до Великой Победы. Погиб И. И. Тишкун в бою за Вену 7 апреля 1945 года.

Подвиг легендарного Николая Гастелло повторил бузулучанин летчик-штурмовик Сергей Морозов. Когда его «летающий танк» — ИЛ-2 был подбит и стал терять вы­соту, Сергей бросил его на колонну враже­ских танков. Взрыв разметал гитлеровцев. Посмертно Сергею Морозову присвоено звание Героя Советского Союза.

Геройские подвиги совершили танкист Федор Фомин, артиллеристы Иван Карпов и Федор Асеев, пехотинцы Владимир Басма­нов, Григорий Муханов, Константин



2020-03-19 166 Обсуждений (0)
От боя к труду, от труда до атак... 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: От боя к труду, от труда до атак...

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (166)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)