Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие, значение, формы и основные принципы взаимодействия следователя и органов дознания



2020-03-19 165 Обсуждений (0)
Понятие, значение, формы и основные принципы взаимодействия следователя и органов дознания 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Вне зависимости от специфики работы, выполняемой той или иной группой людей, важнейшей проблемой, прямо влияющей на эффективность этой деятельности, является обеспечение координации взаимодействия между членами такой группы.

В связи с этим, правильно организованная совместная деятельность, оптимальное распределение обязанностей между должностными лицами, целью которых является достижение общего результата, т.е. своевременного раскрытия и расследования совершенного преступления, позволяет достичь его быстрее и с меньшими затратами.

В ходе проведения предварительного следствия по уголовным делам взаимодействуют и координируют свои действия должностные лица, осуществляющие предварительное расследование, и соответствующие органы дознания, при этом их рабочие взаимоотношения можно рассматривать как координацию действий и как взаимодействие при достижении одной общей цели.

Координация действий – это согласованная по времени, месту и конкретным действиям работа различных правоохранительных органов (их структурных подразделений и отдельных должностных лиц) по выполнению задач борьбы с преступностью.

Взаимодействие – это профессиональные отношения следователей и органов дознания (оперативно-розыскных подразделений), возникающие в ходе раскрытия преступления или расследования уголовного дела, регулируемые уголовно-процессуальным или другим законодательством, а также ведомственными нормативными актами.

Ведомственные нормативные акты МВД определяют взаимодействие органов предварительного следствия и дознания как:

– координацию процесса управления подчиненными подразделениями и службами;

– обеспечение оперативного реагирования на заявления и общения о преступлениях и происшествиях, непрерывного контроля за их своевременным и законным разрешением;

– организацию раскрытия и расследования преступлений, отнесенных законом к компетенции органов предварительного следствия МВД;

– совершенствование профессиональной подготовки личного состава;

– координацию кадровой политики;

– поддержание служебно-боевой готовности;

– координацию мер собственной безопасности [12, с. 18].

Взаимодействием – как юридической категорией – обозначают согласованную по целям, месту, времени и тактике деятельность различных государственных органов, имеющих самостоятельный правовой статус [7, с. 73].

Взаимодействие следователя с органами дознания предполагает взаимную информацию о ходе и результатах проводимых ими мероприятий, взаимную помощь на всем протяжении предварительного следствия по конкретному делу.

Двусторонний характер помощи при взаимодействии состоит в том, что рабочий контакт следователя и оперативных работников органа дознания, обмен информацией, полученной при проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивают эффективность тех и других. Однако, как показывает практика, только этого далеко недостаточно.

Важнейшим условием успеха является согласованность действий следователя и органа дознания при взаимодействии, которая заключается в одновременном или последовательном проведении оперативно-розыскных и следственных действий, относящихся к различным сторонам одного факта или к обстоятельствам, связанным между собой или же вытекающим друг из друга.

Отношения взаимодействующих сторон характеризуются тем, что организующая роль в них принадлежит следователю, поскольку, согласно закону, он лично отвечает за порученное ему расследование противоправного деяния, ему, как правило, в большей мере известны обстоятельства конкретного, расследуемого им дела.

У него концентрируются все сведения о расследуемом событии. Как показывает практика, во взаимодействии следователя и органа дознания можно выделить три важных периода, в течение которых к организации взаимодействия предъявляются особо жесткие требования.

Эти периоды соотносятся с такими ответственными задачами предварительного следствия, как задача раскрытия преступления, задача изобличения подозреваемого или обвиняемого и задача предупреждения, т.е. разработки и осуществления мероприятий первичной профилактики. Задача раскрытия расследуемого преступления фактически является решающей: от нее в значительной степени зависит разрешение двух остальных задач.

Под раскрытием преступления в узком смысле понимают установление события преступления и лиц, виновных в его совершении. В широком смысле преступление считается раскрытым с момента вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении лица или лиц, которому (которым) было предъявлено обвинение в ходе предварительного следствия.

Сложность раскрытия преступления в каждом случае индивидуальна и зависит от ряда факторов объективного и субъективного характера (время, место и другие объективные условия совершения преступления, искусство маскировки преступника, субъективные качества следователя и т.д.).

Наиболее часто самым трудоемким оказывается установление, например, орудия преступления, способа и времени совершения криминального деяния, личности преступника и сведений о нем, а в некоторых случаях и личности потерпевшего (при обнаружении трупа неизвестного лица или частей трупа).

Трудность раскрытия обусловлена тем, что основная масса оперативно-розыскных действий направлена на выявление фактов или сведений, которые лишь предположительно прольют свет на истинное положение дел или укажут пути решения промежуточной задачи.

Во взаимодействии инициатива принадлежит следователю. Исходя из имеющихся доказательств и других данных, он дает задания органу дознания, сообщая необходимые для выполнения исходные сведения. Поэтому именно следователь организует взаимодействие, несет за его эффективность всю полноту ответственности [12, с. 20].

Отношения следователя с органами дознания подчиняются определённым правилам. Следователь по расследуемым делам вправе давать органам дознания обязательные для них указания и поручения о производстве розыскных и следственных действий и требовать от них содействия при производстве отдельных следственных действий. Указания и поручения следователя органам дознания должны даваться в письменной форме и подлежат приобщению к делу. В случае необходимости производства следственных действий в другом районе следователь вправе поручить производство этих действий соответствующему следователю или органу дознания [13, с. 300].

С точки зрения организации, взаимодействие в период раскрытия преступления должно быть четким, гибким и оперативным: необходимо обеспечить постановку оперативным работникам конкретных задач, быстрое переключение с одного задания на другое, мгновенную реализацию полученных при проведении следственных и оперативно-розыскных действий данных, требующих оперативной проверки или закрепления процессуальными средствами.

Немаловажное значение для организации эффективного взаимодействия между службами имеют, конечно же, и субъективные качества взаимодействующих сторон, т.е. их профессионализм, опыт, культура общения, коммуникабельность и ряд других [12, с. 19, 20].

Чем выше интеллектуальный уровень участников взаимодействия, чем большим опытом следственной и оперативной работы они располагают, тем глубже проводимый ими анализ информации по делу, тем более гибка и мобильна система версий и продуктивнее результаты их проверки [4, с. 209,210].

Если по конкретным обстоятельствам дела совместная работа предполагается более или менее длительной по времени (большой объем оперативно-розыскных мероприятий), целесообразно, чтобы оперативный работник органа дознания прикреплен к следователю на все время или же полностью освобожден от исполнения своих непосредственных служебных обязанностей на время выполнения порученного задания.

Оперативно-розыскные действия могут выполняться как специально закрепленным к следователю для этой цели сотрудником органа дознания, так и другими работниками органа дознания, назначенными соответствующим руководителем, по отдельным поручениям следователя.

Выполнение задач изобличения обвиняемого (подозреваемого) предъявляет к организационной стороне взаимодействия те же требования, хотя эта задача отличается большей определенностью, так как подозреваемое или обвиняемое лицо уже известно. По объему же оперативно-розыскной работы она может оказаться не менее трудоемкой, чем задача раскрытия преступления.

Взаимодействие следователя и органа дознания в выполнении задачи предупреждения преступлений не ограничивается поручением органу дознания каких-либо заданий, а находит свое выражение в координации совместных действий по разработке и осуществлению профилактических мероприятий.

Это взаимодействие обычно происходит в форме совместной подготовки плана профилактических мер, в котором предусмотрены принимаемые следователем и органом дознания меры, осуществляемые каждым из них своими средствами.

Планы профилактических мероприятий, разработанных по результатам расследования конкретного уголовного дела, могут осуществляться следователем и органом дознания отдельно, но они согласуются между собой с тем, чтобы их выполнение обеспечило достижение одной цели, ради которой они разрабатывались, – предупредить или максимально затруднить совершение аналогичного преступления, или же облегчить его раскрытие в случае совершения.

Взаимодействие следователя с органами дознания должно основываться на строгом соблюдении закона. Поэтому одним из основных принципов такого взаимодействия является соблюдение законности следователем и органом дознания при выполнении возложенных на них функций [12, с. 21].

Другим важнейшим принципом, лежащим в основе взаимодействия, является организующая роль следователя. По расследуемым следователем делам органы дознания обязаны выполнять его поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий, а также содействовать следователю при производстве следственных действий. Руководство по расследованию дела должно быть сконцентрировано в руках следователя [5, с. 78].

Обязательность выполнения поручений и указаний следователя органами дознания основана на законе (ст. 36 УПК Республики Беларусь).

Законность и эффективность взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений обеспечивается не только соблюдением уголовно-процессуальных норм, непосредственно регламентирующих отношения взаимодействия, но и выполнением ряда условий, вытекающих из других норм закона, регулирующих деятельность субъектов взаимодействия.

Этими условиями являются:

1) осуществление такого взаимодействия в пределах, определенных должностными полномочиями субъектов. Следователь не вправе требовать от органа дознания выполнения следственных или иных действий, выходящих за рамки его компетенции, или действий, совершение которых законом отнесено исключительно к ведению следователя [12. с. 22].

Взаимодействие оперативно-розыскных аппаратов и следователей не означает служебного соподчинения, слияния процессуальной и оперативно-розыскной деятельности. Каждый из них продолжает оставаться самостоятельным органом, действуя в строгом соответствии со своей компетенцией [9, с. 20].

2) недопустимость разглашения следователем информации о средствах, способах и методах оперативно-розыскной деятельности органов дознания, а также недопустимость разглашения представителями органа дознания сведений об обстоятельствах совершения преступления, установленных следователем в ходе предварительного следствия [12, с. 22].

Уголовно-процессуальный закон охраняет тайну предварительного расследования. Предварительное расследование, в отличие от оперативно-розыскной деятельности, – процесс гласный. Принципа конспирации здесь не существует. Все следственные действия проводятся строго официально только от имени того следственного органа, в производстве которого находится дело. Всем участникам следственного действия объявляется, кто, по какому делу, на каком основании проводит это следственное действие, куда и в каком порядке могут быть обжалованы действия следователя. Таким образом, в отношении участников следственного действия тайны расследования фактически не существует. Однако интересы быстрого и полного раскрытия преступления, изобличения виновных лиц, выяснения истины по делу требуют иногда сокрытия от заинтересованных лиц, которые могут помешать расследованию некоторых фактов и обстоятельств, выявленных в ходе расследования, направления расследования, имеющихся версий, полученных доказательств, привлечённых к ответственности лиц, избрания мер пресечения и т.д. в конечном итоге по окончанию расследования все эти факты и обстоятельства станут известны обвиняемому, его защитнику и другим участникам процесса.

Прокурор, следователь или дознаватель предупреждают участников уголовного судопроизводства о недопустимости разглашения без соответствующего разрешения ставших им известными данных предварительного расследования, о чём у них берётся подписка с предупреждением об ответственности [13, с. 281, 282].

Тайна следствия соблюдается лишь на стадии предварительного расследования. В суде уголовное дело слушается, как правило, открыто, в присутствии многих лиц. Необходимость в сохранении тайны следствия к этому времени отпадает, а гласное судебное разбирательство призвано оказывать воспитательное воздействие на граждан, убеждать их в том, что даже тщательно продуманные преступления раскрываются, а совершившие их лица предстают перед судом и привлекаются к уголовной ответственности.

Методы и средства оперативно-розыскной работы органов дознания не могут разглашаться, поскольку они предназначаются для многократного использования. Их разглашение затруднило бы обнаружение совершенных и готовящихся преступлений, осведомленность о методах и средствах оперативно-розыскной работы могла бы быть учтена другими преступниками при совершении аналогичных преступлений.

Нужно также учитывать и то, что результаты оперативно-розыскных мероприятий являются элементами следственной тайны расследуемого уголовного дела. Поэтому оперативно-розыскные действия осуществляются, как правило, негласно, хотя некоторые из них могут выполняться открыто.

Отдельные исключения не колеблют, однако, общего положения о недопустимости разглашения методов и средств оперативно розыскной работы.

На практике иногда имеют место ситуации, когда возникает угроза расшифровки источников и методов оперативно-розыскной деятельности со стороны следователя. Это может произойти в результате стремления следователя, не предупрежденного соответствующим образом, установить источники получения оперативным сотрудником тех или иных сведений, либо из-за непринятия оперативным работником надлежащих мер по зашифровке источников информации, либо по другим причинам.

В таких случаях необходимо экстренное принятие совместных процессуальных и оперативно-розыскных мероприятий по зашифровке источников получения сведений перед привлекаемыми к уголовной ответственности и другими лицами, иногда даже ценой расшифровки таких источников перед следователем;

3) независимость органа дознания в выборе средств и методов, применяемых при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий в процессе взаимодействия.

Право органа дознания самостоятельно решать вопрос о том, какими методами и средствами выполнить поручение следователя о проведении оперативно-розыскных действий, – необходимое условие осуществления им своей деятельности.

Деятельность органов предварительного расследования является составной частью уголовного судопроизводства, образуя одну из важнейших его стадий. Содержание процессуальной функции органов предварительного расследования вытекает из задач уголовного судопроизводства, закрепленных в законе.

В соответствии с законом ими является быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности.

Успешное раскрытие преступлений в достаточно большой степени зависит и от быстроты реагирования на сигнал о совершенном преступлении. Правильно решить эту задачу можно только тогда, когда следственные действия будут постоянно сочетаться с оперативно-розыскными мероприятиями.

Такое сочетание позволяет не только успешно решать упомянутые выше задачи, но и решать их более оптимально, используя специфику деятельности следователей и органов дознания.

Отношения следователя и органа дознания в процессе взаимодействия имеют процессуально-правовой характер, однако процессуально урегулированы в общем виде лишь права следователя и обязанности органа дознания, порождающие в соответствующих случаях отношения взаимодействия.

УПК Республики Беларусь, регламентирующий деятельность органа дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, возлагает на орган дознания обязанность об обнаруженном преступлении, подследственном следователю, немедленно уведомить прокурора и приступить к производству дознания.

На практике первым извещается следователь, который, как правило, включается в процесс расследования преступления уже с осмотра места происшествия.

Орган дознания, обнаруживший признаки преступления, обязан принять все меры для того, чтобы раскрыть преступление и провести следственные и оперативно-розыскные мероприятия по установлению и закреплению следов преступления, а также меры по задержанию подозреваемого в совершении преступления лица.

Нормы УПК, рассмотренные выше, являются правовым основанием для взаимодействия, отношения же взаимодействия возникают в реальных ситуациях при расследовании конкретных уголовных дел. Детальная регламентация этих отношений в УПК невозможна и нецелесообразна, вследствие большого разнообразия фактических обстоятельств совершения преступлений.

Надзор за исполнением законов при производстве дознания и предварительного следствия осуществляется прокурором. При этом прокурор обязан следить за тем, чтобы ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности, чтобы никто не подвергся незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному незаконному ограничению в правах.

Одной из форм выполнения этой обязанности является реализация прокурором предоставленного ему права требовать от следователя и органа дознания для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и розыске преступников.

Поскольку взаимодействие следователя и органа дознания в процессе расследования конкретного уголовного дела выражается в выполнении совместно разработанного плана следственных и оперативно-розыскных действий или отдельных поручений розыскного характера, прокурор обязан следить за тем, чтобы запланированные оперативно-розыскные действия правильно сочетались со следственными действиями, чтобы даваемые органу дознания поручения по своему содержанию соответствовали требованиям уголовно-процессуального закона, чтобы предполагаемые пути и средства их исполнения не вызывали никаких сомнений в их правомерности [12, с. 23].

 

 


Заключение

 

В подавляющем большинстве случаев рассмотрение уголовного дела в суде было бы невозможно без производства предварительного расследования. Для того, чтобы рассмотреть и разрешить в судебном заседании дело по существу, необходимо предварительно всеми установленными законом средствами собрать доказательства, осуществить уголовное преследование в отношении лица, совершившего преступление, привлечь это лицо в качестве обвиняемого, принять меры, обеспечивающие его не уклонение от следствия и суда и т.д. Все эти действия составляют содержание такой стадии уголовного процесса как предварительное расследование, которое проводится по всем преступлениям, за исключением преступлений, которые преследуются в порядке частного обвинения и по которым предусмотрено ускоренное производство.

Предварительное расследование, от качества которого во многом зависит состояние преступности в стране, является относительно самостоятельной формой государственной правоохранительной деятельности. Именно следователями и дознавателями производятся предварительное расследование уголовных дел. Непосредственно они, в первую очередь, отвечают за качество и сроки предварительного следствия и дознания. Поэтому УПК Республики Беларусь и посвятил предварительному расследованию всю вторую часть из трёх.

Предварительный характер расследования состоит в том, решения следователя о привлечении лица к уголовной ответственности в качестве обвиняемого и о его виновности на основе собранных доказательств носят только предварительный характер. Окончательное решение вопроса о виновности обвиняемого и его уголовной ответственности принадлежат исключительно суду.

Предварительное расследование осуществляется в двух формах: предварительное следствие и дознание. Эффективная взаимосогласованная работа органов следствия и дознания по раскрытию (выявлению) преступления, установления всех обстоятельств его совершения, сбора необходимых доказательств вины конкретных лиц создает предпосылки для успешного окончания предварительного расследования.

Раскрытие общественно опасного деяния, установление виновных в его совершении лиц, возмещение причиненного преступлением имущественного ущерба хотя и являются важнейшей частью задачи, решаемой в процессе предварительного следствия по делу, однако полностью ее не исчерпывают.

При расследовании любого преступления должны быть выяснены причины и условия, способствовавшие совершению криминального деяния либо облегчившие реализацию преступного намерения с последующей целью устранения таких причин и условий.

Установление этих обстоятельств по каждому расследованному уголовному делу – общая обязанность следователя и органа дознания.

Указанная задача решается на протяжении всего предварительного следствия, в том числе и тогда, когда орган дознания или следователь либо оба совместно выполняют неотложные следственные и оперативно-розыскные действия. В соответствии с обстоятельствами, способствовавшими преступлению, совместно разрабатываются и осуществляются мероприятия первичной профилактики с целью исключить возможность совершения аналогичного криминального деяния либо создать препятствия на пути лица, принявшего такое решение.

 

 


Список источников

 

1. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: с обзором изменений и практики применения / авт. обзора Л.Л. Зайцева. – Минск: Амалфея, 2008. – 528 с.

2. Борико С.В. Уголовный процесс: Учебник / С.В. Борико. – 2-е изд. – Мн.: Тесей, 2004. – 320 с.

3. Бранчель И. Предварительное расследование: его роль и место в правоохранительной системе // Юстиция Беларуси №9/ 2008 г. (с. 27–30)

4. Гурев М.С. Убийства на «разборках»: Методика расследования. – СПб.:

Питер, 2001. – С. 209–210.

5. Дворкин А.И. Расследование бандитизма: Методическое пособие / А.И. Дворкин и др. – М.: Приоритет, 2000. – С. 78.

6. Жук М.Г. Краткий курс лекций по курсу «Судоустройство в Республике

Беларусь». – Гродно: ГрГУ, 2000. – С. 74.

7. Калинкович Л.Н. Взаимодействие правоохранительных органов при раскрытии расследовании преступлений – организационная основа успеха // Право Беларуси. – 2002. – №13. – С. 73.

8. Кеник А.А. Настольная книга прокурора / А.А. Кеник – Минск: Дикта, 2007. 992 с.

9. Козусев А. Надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности // Законность. – 1997. – №2. – С. 20.

10. Кукреш Л.И. Уголовный процесс. Общая часть. Учеб. Пособие для студ. Вузов по спец. «Правоведение» и «Экон. Право»/ Л.И. Кукреш – Мн.: Тесей, 2005 – 351 с.

11. Кукреш Л.И. Уголовный процесс. Особенная часть. Учеб. Пособие для студ. Вузов по спец. «Правоведение» / Л.И. Кукреш/ Акад. МВД РБ. – Мн.: – Тесей, 2000 – 272 с.

12. Танкевич О.В. Профессиональное взаимодействие следователя с органами дознания: Учеб.-метод. пособие / О.В. Танкевич. – Гродно: ГрГУ, 2003. – 115 с.

13. Тетерина Б.С. Уголовный процесс: Общие положения и досудебное производство: учебник / под общ. ред. Б.С. Тетерина, Е.С. Трошина. – Мн.: Тесей, 2007 г. – 591 с.

 

 



2020-03-19 165 Обсуждений (0)
Понятие, значение, формы и основные принципы взаимодействия следователя и органов дознания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие, значение, формы и основные принципы взаимодействия следователя и органов дознания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)