Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пути и способы снижения инфляции как средство преодоления макроэкономической нестабильности



2020-03-19 278 Обсуждений (0)
Пути и способы снижения инфляции как средство преодоления макроэкономической нестабильности 0.00 из 5.00 0 оценок




Инфляция имеет серьезные негативные экономические и социальные последствия, поэтому изучение причин, видов инфляции способствует выработке действенной антиинфляционной политики.

В целом при разработке антиинфляционной политики с определенной условностью можно выделить антиинфляционную стратегию, включающую цели и меры долговременного характера, и антиинфляционную тактику, результаты которой становятся очевидными уже в кратковременном периоде.

Цель антиинфляционной политики состоит в том, чтобы установить над инфляцией контроль и удержать сравнительно невысокий темп роста цен. Антиинфляционные методы должны воздействовать непосредственно на устойчивое неравновесие рынков (предложение и спрос) либо на механизм инфляции.

Антиинфляционная стратегия включает 4 основных компонента:

1. преодоление инфляционных ожиданий, страха перед обесцениванием сбережений. Хорошие результаты в мировой практике достигаются при создании конкурентной среды и условий для развития предпринимательства, стимулировании диверсификации производства, проведении антимонопольной политики, ослаблении таможенных и импортных ограничений;

2. сокращение бюджетного дефицита и перестройку структуры доходов и расходов государственного бюджета в соответствии с требованиями рыночной экономики. В этих случаях элементом антиинфляционной политики можно считать совершенствование налоговой системы, которая должна развиваться в сторону снижения ставок и роста налоговых льгот эффективным хозяйствам. Но, в принципе, антиинфляционные резервы налогообложения ограничены и быстрых эффектов не дают;

3. долгосрочную денежно-финансовую политику, направленную на введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Осуществление антиинфляционной денежной стратегии предполагает наличие современной денежной банковской системы, предполагающей независимость Центрального банка от исполнительной власти. Денежно-кредитное регулирование отличается более гибким косвенным воздействием на совокупный спрос путем изменения ставки ссудного процента и количества денег в обращении. С помощью денежно-кредитного регулирования можно добиться замедления инфляционных процессов, однако ему присущи те же издержки, что и налогово-бюджетной политике. Поэтому основная нагрузка по сокращению дефицита бюджета ложится на уменьшение государственных расходов;

4. увеличение совокупного предложения посредством структурного преобразования народного хозяйства, государственное стимулирование научно-технического прогресса, мотивации инвестиционных процессов, конверсии.

Антиинфляционная тактика дает максимальный результат, если она помогает увеличить предложение без соответствующего повышения спроса, либо способствует снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения.

Меры антиинфляционной тактики в зависимости от цели условно можно разделить на две группы:

· при необходимости увеличения совокупного предложения без адекватного увеличения совокупного спроса применяется льготное налогообложение, приватизация государственной собственности;

· для снижения текущего спроса без соответствующего падения предложения используются повышение процентных ставок по вкладам и депозитам, развитие акционерных форм собственности, стимулирование приобретения недвижимости, проведение денежных реформ.

К краткосрочным резервам роста предложения можно отнести:

• государственную поддержку повышения товарности экономики, предполагающую льготное налогообложение предприятий, продающих побочные продукты производства и услуг, банков, обрабатывающих коммерческую информацию и торгующих ею, и др.;

• поддержку формирования новых рынков, например, рынка информационных услуг;

• приватизацию государственной собственности, ведущую к увеличению государственных доходов;

• массированный потребительский импорт и частичную реализацию государственных стратегических запасов.

К мерам по снижению текущего спроса можно отнести мероприятия по привлечению денежных средств населения:

• повышение ставки процента по вкладам;

• повышение процента по государственным облигациям, распространение акционерной формы собственности, приватизацию.

Довольно эффективной временной мерой по преодолению инфляции, сопряженной со спадом, является контроль над заработной платой и ценами. Такой контроль при наличии доверия к правительственным мерам должен сократить уровень ожидаемой инфляции. Не ожидая повышения цен на привлекаемые факторы производства, фирмы не станут сокращать объем производства и повышать цены.

Индексация предполагает, что все долгосрочные контракты-договоры с профсоюзами о заработной плате, контракты на поставку промышленной продукции и предоставлении ссуд должны синхронно корректироваться вместе с изменением цен. В этом случае существует вероятность более быстрой реакции темпа инфляции на замедление роста совокупного спроса и ответное его замедление.

Антиинфляционная стратегия и тактика в Республике Беларусь должны учитывать особенности современного состояния ее экономики:

· необходимость структурной перестройки народного хозяйства;

· запаздывание с формированием рыночной экономики;

· монопольный характер экономики;

· перекладывание налогового пресса на себестоимость продукции.

С учетом вышеизложенного, антиинфляционная стратегия здесь должна включать следующие основные мероприятия:

· отказ от контроля над ценами и рентабельностью за исключением сверх монополизированных отраслей;

· проведение приватизации с целью создания устойчивой конкурентной среды;

· отказ от практики предоставления кредитов убыточным предприятиям, создание института банкротств;

· проведение либеральной торговой политики;

· радикальную аграрную реформу;

· реформу системы налогообложения;

· реализацию политики доходов, применяемой при инфляции, сопряженной со спадом[8, 10].

К радикальным мерам антиинфляционной политики относят денежные реформы, например:

• Деноминация, при которой старые денежные знаки обмениваются в определенной пропорции на новые; при этом происходит как бы утяжеление денежной единицы. Деньги, не предъявленные к обмену, теряют силу. Соответственно пересчитываются цены, доходы и пр. В чистом виде деноминация проводится, как это обычно говорят, для упорядочения денежного обращения и облегчения расчетов.

 • Нуллификация предполагает прямое аннулирование, т. е. признание недействительными, запрещенными к приему, обесценившихся денежных знаков.

Во время денежных реформ, являющихся следствием чрезвычайных обстоятельств, обмен старых денег на новые происходит в пропорциях, которые дифференцированы в зависимости от количества предъявляемых к обмену купюр, величины вкладов в депозитных учреждениях, происхождения оборотных средств и амортизационных отчислений предприятий[2].

· В крайних случаях может проводиться денежная реформа конфискационного типа.

В зависимости от промежуточной цели, достижение которой предполагает антиинфляционная программа, различают стратегию снижения инфляции, основывающуюся на контроле над денежной массой, и стратегию стабилизации на базе контроля над обменным курсом, который выступает в качестве своеобразного «якоря» для инфляции.

Инфляционное таргетирование. Суть его состоит в разработке центральным банком прогноза предстоящей динамики инфляции и определении целевого значения инфляции, на достижение которого будет направлена монетарная политика. Таким образом, центральные банки устанавливают целевой уровень инфляции и используют для этого все имеющиеся в распоряжении средства. При этом они не стремятся к достижению какого-либо промежуточного ориентира, будь то определенный объем денежной массы или конкретное значение обменного курса, сосредоточивая усилия только на конечном показателе - темпе роста цен.

Методы таргетирования инфляции применялись в международной практике государственного регулирования экономики различных стран. Некоторым экономически развитым государствам, включая Великобританию, Канаду, Финляндию, Новую Зеландию, Австралию и др., с помощью данной стратегии удалось снизить высокие по западным меркам темпы инфляции до уровня 2% прироста потребительских цен в год, что считается приемлемым для сбалансированной экономики.

Схема политики таргетирования инфляции предполагает:

• обоснование и установление целевого параметра инфляции на прогнозный период с учетом необходимости решения задач социально-экономического развития;

• прогноз помесячной траектории инфляции с учетом ее сезонных особенностей;

• оперативный мониторинг инфляции и сопоставительный анализ с ее прогнозной динамикой;

• корректировку денежно-кредитной и валютной политики с целью выхода на целевой параметр инфляции.

Целесообразность использования этого режима определяется следующими соображениями. Во-первых, он в наибольшей степени отвечает интересам малых стран с переходной экономикой, имеющих экспортоориентированнную структуру экономики, поскольку уровень деловой активности и загрузки имеющихся производственных мощностей напрямую зависит от спроса на отечественную продукцию на мировом рынке. Он позволяет обеспечить конкурентоспособность отечественных экспортеров за счет стремления реального курса к эффективному уровню в результате комбинированного взаимодействия рыночных сил.

Во-вторых, учитывая наличие умеренной инфляции в рамках стабилизационного периода в отличие от режимов с фиксированным курсом, можно избежать обременительных валютных интервенций.

В-третьих, в отличие от режимов с фиксированным курсом допускается наличие умеренной инфляции, что позволяет в рамках переходного периода осуществлять кредитную поддержку реального сектора экономики за счет эмиссионного источника в той мере, которая не вызовет рост инфляции выше целевого уровня.

Важнейшим условием и предпосылкой перехода к таргетированию инфляции является обеспечение независимости Нацио­нального банка и самостоятельности в выборе монетарных инст­рументов для достижения конечной цели [1].

В Республике Беларусь, как и в других странах с переходной экономикой, резко усилились инфляционные тенденция.

Предпосылки роста инфляции в Беларуси к началу 90-х гг. XX в. были заложены в диспропорциональной структуре экономики. Унаследованная от советской экономики ресурсо- и транспортоемкая структура производственного, сектора, ориентированная на дешевые энергетические ресурсы, высокую степень монополизации и милитаризации экономики, преобладание роста тяжелой промышленности над выпуском потребительских товаров, неэффективность сельского хозяйства и неразвитость сферы услуг в 90-е гг. стали основными инфляционными факторами. Следует отметить и нерациональную инвестиционную политику с характерным для нее долгостроем и распылением средств по многим объектам. Возник дисбаланс между спросом и предложением. Начали расти цены, но не только как при классической инфляции. Потребительская корзина в начале 90-х гг. на 80 % состояла из дефицитных товаров.

В начале экономических реформ инфляция существовала в экономике рее публики в скрытом виде и имела следующие сущностные характеристики: общее превышение спроса над предложением (в потенциале — инфляция спроса), искаженные ценовые пропорции, заниженность цен на сырье и преобладание неконкурентоспособной на мировом рынке продукции, высокие инфляционные ожидания населения.

Нарастание инфляционных процессов снизило число платежеспособных предприятий, возросли объемы взаимных неплатежей, количество убыточных организаций, снизилась инвестиционная активность в экономике.

С начала кардинальных экономических преобразований и перехода инфляции из скрытой формы в открытую в ее развитии отчетливо прослеживаются 4 периода, имеющие качественные характеристики:

· гг. снижение всех макроэкономических показателей (1992-1994 гг. гиперинфляция с выраженным инфляционным скачком цен);

· 1995-1996 гг.- период высокой инфляции, но уже с наметившейся тенденцией снижения ее темпов (приостановление обвального спада производства, снижение уровня дефицита госбюджета, а к концу периода — проявление положительной динамики ВВП, в 1996 г. прирост ВВП составил 2,8 %);

· 1997-1999 гг.- новый виток раскручивания инфляции и ее всплеск в 1999 г.(1997— 1998 гг. - относительно высокие темпы прироста ВВП - 11,4 и 8,4 %);

4) 2000- 2005 гг. - период снижения темпов инфляции и их относитель­ная стабилизация с замедлением темпов социально-экономического развития страны в начале периода (прирост ВВП в 1999 г. составил 3,4 %, в 2000 г. - 5,8 %, в 2001 г. - 4,1 %).

Разбивка на периоды обусловлена существенными различиями темпов инфляции на протяжении 1990 — 2005 гг. и спецификой этого процесса, протекаю­щего с чередованием различных ее видов.

1. С начала реформ и до середины 1993 г. основным видом повышения цен в республике была инфляция спроса, факторами которой выступали ценовые диспропорции. Из-за обвального роста цен предложение превысило спрос. В ответ на ограничение спроса предприятия не сдерживали рост зарплаты, а переставали платить по обязательствам, стало не хватать денежной массы для обслуживания существующего спроса, что привело к отсрочке платежей, и следовательно, росту задолженности. Другим важным фактором возникновения инфляции были огромные, бесконтрольные государственные затраты. Государство поддерживало убыточные предприятия, наращивало госаппарат, шло на не всегда обоснованные социальные расходы. Увеличение денежной массы в результате кредитных вливаний не успевало за ростом предложения товаров и услуг и платежеспособный спрос не удовлетворялся. Резкому разрыву денежной и товарной массы способствовал также эффект ожидания инфляции.

2. Со второй половины 1993 г. преобладающей формой инфляции в республике становится инфляция издержек. Причинами ее явились повышение цен на российское сырье и энергию до мирового уровня, значительный рост издержек производства, доходов населения в результате увеличения минимальной зари потной платы и т.д.

3. 1997- 1999 гг. - доминирующим видом выступала инфляция спроса, о чем свидетельствует превышающий рост индекса потребительских цен над ин­дексом цен производителей промышленной продукции.

4. С 2000 г. инфляции спроса и издержек тесно переплетаются, но структура ее стала преимущественно определяться "инфляцией издержек" (примерно на 75 %), что обусловлено ростом производственных затрат. В реальном секторе экономики наблюдается тенденция снижения важнейшего показателя эффективности производства — уровня рентабельности реализованной продукции, работ и услуг, который за 2001 г. составил всего лишь 8,2 % против 15,2 % в 1999 г. и 22,1 % — в 1992 г.

Специфика инфляции определяется условиями, в которых протекает процесс воспроизводства. Из-за отсутствия внутреннего стабилизационного механизма динамика инфляционного процесса определяется в основном институциональными и структурными изменениями. Инфляция обусловлена недостатком рыночной саморегуляции и обслуживает процессы формирования институтов собственника, рыночной инфраструктуры и новой структуры белорусской экономики, вписывающейся в международное разделение труда.

Наряду с причинами инфляции, вытекающими из структуры народно хозяйственного комплекса республики, есть причины и условия развития инфляции, лежащие в ''монетарной сфере". Это последствия определенной финансово-бюджетной и денежно-кредитной политики государства, отразившиеся в инфляционных процессах.

Инфляция в Беларуси в 1991 — 1995 гг. была порождена в основном кредитно-денежной политикой ее государственно-финансовых органов. Дальнейшее сокращение кредитной эмиссии привело к адекватному снижению в республике инфляции. Значительное ее снижение в 1995 г. (в 6 раз по сравнению с 1994 г. практически не отразилось на состоянии экономики Беларуси, оно продолжало ухудшаться. Это свидетельствовало о том, что реальные проблемы большинства белорусских производителей: производственные, сырьевые, сбытовые, инфраструктурные, финансовые и т.д. - оставались нерешенными, а кредитная эмиссия представлялась наиболее простым и доступным средством поддержания экономики.

До 2000 г. увеличилась доля негосударственного сектора экономики. Темпы экономического роста были обусловлены такими факторами, как недоиспользованный производственный и научно-технический потенциал, политика денежной экспансии, жесткое регулирование цен. Причиной обострения инфляционных процессов в 1998—1999 гг. является денежно-кредитная политика, связанная с опережающим эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства, а также последствиями финансового кризиса в России.

С 2000 г. в Беларуси стала проводиться достаточно жесткая денежно-кредитная политика, обеспечившая снижение темпов инфляции и создание условий для оздоровления финансовой сферы. Обеспечение положительного уров­ня реальных процентных ставок и стабилизация рыночного курса белорусского рубля способствовали достижению сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке, а также росту склонности к сбережениям в национальной валюте. Опережающая по сравнению с инфляцией девальвация официального курса белорусского рубля но отношению к доллару США привела к сокраще­нию разрыва, а в сентябре 2000 г. - к единому курсу белорусского рубля на валютном рынке. В базисном пятилетии произошли значительные сдвиги в структуре экономики. Удельный вес добавленной стоимости промышленности в ВВП снизился с 27,6 % в 1995 г. до 25,5 % в 2003 г. Несколько повысился удельный вес строительства (с 5.4 до 6 %) в основном за счет активизации жилищного строительства. Вместе с тем резко сократилась доля сельского хозяйства (с 15,1 до 7,7 %). Наметилась тенденция к увеличению в структуре ВВП доли отраслей, оказывающих услуги (с 41,1 до 44,7 %). Это объясняется развитием инфраструктуры финансовых, страховых и других услуг.

Условия для проведения экономических реформ в Беларуси оказались сложнее, чем в странах Восточной Европы в силу следующих особенностей: различная продолжительность "социалистической полосы" (более 70 лет), распад ранее единого государства, разрыв единого экономического пространства, огромная доля ВПК в экономике.

В Беларуси процесс реформирования экономики и общественных отношений не завершен. Несмотря на некоторое улучшение макроэкономических показателей и замедление инфляции в 2004 — 2005 гг., ситуация в республике остается сложной, а уровень инфляции достаточно высоким. Остро стоят проблемы структурных диспропорций в Беларуси, сложного финансового положения, большого количества убыточных предприятий с низкой рентабельностью и недостаточной конкурентоспособностью, с высокой материало- и энергоемкостью выпускаемой продукции. Сохраняется монополизм во многих звеньях производственной сферы, государство еще остается основным собственником средств производства и товаропроизводителем. Накопленный инфляционный потенциал препятствует существенному улучшению экономической ситуации. Усложнение финансовых проблем блокирует рост инвестиций и обновление основных фондов. Не удалось в полной мере обеспечить интенсификацию инвестиционных процессов за счет внутренних сбережений. За последние годы Беларусь (среди стран бывшего СССР) стала своего рода чемпионом по темпам и размерам инфляции [5].

В 2004 году наблюдается тенденция замедления инфляционных процессов. Снижение уровня инфляции положительно сказалось на реальных денежных доходах населения и реальной заработной плате. Номинально начисленная среднемесячная заработная плата в январе-июне 2004 по сравнению с январем - июнем 2003 увеличилась на 13,1% (прогноз на год 10 - 11% при росте цен за год на 8-9%). И достигнуто это прежде всего за счет последовательной экономической политики государства. Прежде всего это создание благоприятных макроэкономических условий для работы реального сектора экономики: уменьшение налоговой нагрузки, контроль над инфляцией и девольвацией обменного курса белорусского рубля, что в свою очередь способствует уменьшению стоимости кредитных ресурсов.

В области сокращения инфляции выработана и последовательно проводится система сдерживания необоснованного роста цен их упорядочения в отдельных отраслях. Государство регулирует цены и тарифы как на важнейшие социально-значимые товары и услуги, так и на товары, оказывающие влияние на уровень цен в других отраслях. В результате инфляция сократилась с 207,5% (6,3% в среднемесячном исчислении) в 2000 году до 103,1% в первом полугодии 2006 года (0,5% в месяц).

Сокращению уровня инфляции способствовали также стабилизация на внутреннем валовом рынке. Наша национальная денежная единица не девальвировалась ни в 2005 году, ни в первом полугодии 2006 года. Официальный курс белорусского рубля к доллару США с начала 2006 года укрепился на 0,5%.

Низкие темпы инфляции и устойчивая ситуация на валютном рынке позволили Национальному банку снизить ставку рефинансирования в 2005 году с 17% до 11%, а в первом полугодии 2006 года до 10,5%. Это положительно отразилось на стоимости кредитных ресурсов, т. е. она уменьшилась[3,11].

Ин­декс потребительских цен в 2005 г. составил 108% против 344% в 1995 г., 207,5% в 2000 г. и 114,1% в 2004 г. Среднемесячный прирост индекса потребительских цен в 2005 г. равнялся 0,6%, что является наименьшим показателем за последние 15 лет. Снижен и потенциал инфляционных ожиданий. Индекс цен производителей промышленной продукции сократился в 2005 г. до 110,2% по сравнению с 268% в 2000 г[13].

До настоящего времени сохраняется рост цен и опасность возникновения новых инфляционных всплесков. Ключевым фактором в создании предпосылок для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения является стабилизация инфляционных процессов. В этих условиях обществу требуется научно обоснованная детальная программа действий по осуществлению всего комплекса мер по переходу к рыночной экономике, прежде всего в области финансовой стабилизации и укрепления денежной системы.

Первоочередная важность проблемы инфляции в экономике республики нашла отражение в Основных направлениях денежно-кредитной политики. На протяжении ряда последних лет снижение ее является стратегической целью денежно-кредитной политики, проводимой в республике. Однако меры, предпринятые органами государственного управления, хотя и позволили снизить инфляцию, но не решили в полной мере данную проблему. Ощущается необходимость дальнейшего снижения инфляции и установления полного контроля над инфляционными процессами в стране.

Инфляцию, развивающуюся в масштабах, подрывающих законы товарно-денежного обращения, можно считать одной из закономерностей переходного периода. Очевидно, что стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения и развития.

Так как системной причиной инфляции стала попытка форсированно внедрить форму свободного рынка в условиях неадекватной социально-экономической среды, самый общий рецепт обуздания и ликвидации инфляции — приведение в соответствие процесса общественного производства и его социально-экономических форм.

В контексте детализации системных причин инфляции и стратегического курса на их подавление целесообразно выделить ряд факторов: гипермонополизация экономики; внутренние противоречия в отношениях собственности; неразвитость существенных черт рыночной экономики; слабость кредитно-денежной системы страны. Здесь кроются истоки кредитной и валютной инфляции.

Перечень системных факторов инфляции в республике указывает на то, что для борьбы с ней в наших условиях невозможно использовать только традиционный набор мер антиинфляционной политики. В условиях переходной экономики ни монетаристские, ни кейнсианские рецепты не дадут желаемого эффекта. Анализ общей динамики инфляционных процессов в экономике Беларуси позволяет сделать вывод о невозможности перенесения опыта применения антиинфляционных мер в странах с развитой рыночной экономикой на нашу действительность, где рыночные отношения с их инфраструктурой еще не имеют законченных форм.

В связи с возникновением хронической несбалансированности экономики в ходе радикальных экономических реформ необходимо разработать в условиях реформирования эффективной антиинфляционной политики. Необходимы кардинальные рыночные преобразования, прежде всего демонополизация, развитие конкуренции, либеральное, стимулирующее деловую активность, законодательство. Следует незамедлительно приступить к упрощению и оптимизации управления. Стержнем экономической политики должно стать развитие малого и среднего бизнеса.

Подавление инфляции в долгосрочном аспекте может быть достигнуто после создания надежного механизма, поддерживающего и стимулирующего инвестиционную деятельность. Инвестиции также зависят от текущих темпов инфляции. Эмпирические данные за несколько лет свидетельствуют о падении инвестиционной активности, что является результатом неблагоприятного инвестиционного климата в республике. Кардинальное решение проблемы иностранных инвестиций зависит от институциональных преобразований и законодательства по вопросам собственности, условий деятельности совместных и иностранных предприятий.

Основы долгосрочного безинфляционного развития экономики закладываются на уровне предприятий: здоровое в финансовом отношении предприятие способно адекватно реагировать на колебания рыночной конъюнктуры, осуществлять техническое развитие производства, самостоятельно гасить факторы и предпосылки инфляции издержек. В настоящее же время действующие предприятия и производства испытывают большие экономические трудности, так как высокие издержки производства, низкий уровень рентабельности, значительные объемы скрытых дотаций на фоне низкой покупательной способности населения резко ограничили внутренние и внешние рынки сбыта. Изменения в структуре оборотных средств свидетельствуют об обострении проблемы сбыта, росте неплатежей и о крайне малой роли денежно-кредитной сферы в функционировании производства. Поэтому представляется важным оздоровление финансового состояния предприятий и скорейшее решение проблемы неплатежей.

В целях оздоровления финансового состояния предприятий акцент необходимо делать на смене механизмов ответственности. Для создания эффективно мотивационного механизма у субъектов хозяйствования предпочтительнее использовать имущественную, а не административную ответственность. Но это возможно лишь при проведении надлежащих институциональных преобразований: приватизации, задействовании процедур банкротства, активизации фондового рынка и т. п. В определенной степени можно согласиться с позицией правительства, придерживающегося принципа индивидуального подхода к субъектам хозяйствования. Однако такой индивидуальный подход должен осуществляться в контексте рыночного поведения предприятий с ориентацией на конкуренцию, эффективность и самообеспечение. При этом он будет автоматически нести и большой антиинфляционный заряд.

Для того чтобы построить модель антиинфляционного регулирования, поз­воляющую эффективно управлять инфляционными процессами, необходимо выделить базовые факторы современной инфляции.

Все многообразие причин, вызывающих инфляцию, можно классифицировать следующим образом: экономические — внутренние (экономическое состояние), макроэкономические (состояние бюджета, платежного баланса, уровень развития производства и др.). глобальные (состояние мировых финансовых рынков); политические - - внешние (введение таможенных и прочих запретов), внутренние (уровень доверия населения к правительству); психологические (инфляционные ожидания).

Из перечисленных факторов только внешние политические и глобальные экономические не поддаются регулированию, следовательно, снижение темпов инфляции до желаемого целевого норматива возможно при регулировании остальных факторов, которые можно свести к трем группам: монетарные, немонетарные и структурные. Таким образом, антиинфляционная политика должна включать три направления: меры по ограничению монетарных факторов инфляции, издержек и по структурному регулированию рынка.

В общем виде основной причиной инфляции выступает несоответствие денежной и товарной массы. Управление инфляцией будет эффективным, если бюджетная, налоговая и денежно-кредитная политики будут скоординированы и иметь во главе общую цель — обеспечение экономического роста в стране и преодоление инфляции. При этом ДКП должна быть направлена на эффективное управление денежной массой, а бюджетно-налоговая политика должна содействовать развитию производства.

Модель, взаимоувязывающая денежно-кредитную, бюджетную и налоговую политики, позволит создать стимул для развития производства, насыщения внутреннего рынка продукцией, сделать национальную экономику более защищенной от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и поможет эффективно управлять инфляцией.

Основным направлением решения проблем социально-экономического развития Беларуси должно стать сочетание рыночного механизма с государственным регулированием экономики, роль которого возрастает в смешанной экономике[5].

По итогам первого полугодия 2008 года инфляция в Беларуси достигла 7,3% и выросла в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2007 года (было 3,6%). Среднемесячная инфляция также увеличилась вдвое (1,2% в январе-июне 2008 года против 0,6% годом ранее), сообщает Интерфакс со ссылкой на данные министерства статистики и анализа Беларуси. В июне рост потребительских цен был самым низким за последние шесть месяцев — 0,6%. Именно на таком уровне правительство и Нацбанк прогнозировали ежемесячный прирост инфляции, чтобы выйти на прогнозные 6-8% в целом по году. Однако забыть о планах можно было уже по итогам первого месяца, когда инфляция выросла сразу на 2,5%. Дальше потребительские цены росли уже не такими темпами: 0,7% в феврале, 0,8% в марте, 1,2% в апреле, 1,3% в мае. Таким образом, чтобы вписаться в объявленный ориентир, инфляция за последующие шесть месяцев не должна превысить 0,7%, или примерно по 0,1% в месяц. Однако мало кто сомневается, что таких показателей все-таки удастся достичь. Годовой прогноз будет преодолен, скорее всего, уже по итогам июля. Впрочем, правительство пока сохраняет спокойствие. На пресс-конференции в конце июня министр экономики Николай Зайченко высказал оптимистичное предположение, что по окончании года правительству уложиться "хотя бы в 9-10 процентов". "У нас есть прогноз, мы его пока не пересматривали и в ближайшее время пересматривать не будем", — сказал он. При этом правительство предпринимает все антиинфляционные меры, которые позволят "свести инфляцию по итогам года к минимуму". Напомним, в 2007 году инфляция в Беларуси выросла до 12,1% при прогнозе почти в два раза ниже (6-8%). А вот с валовым внутренним продуктом все идет по плану. Его объем в январе-июне 2008 года вырос на 10,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По базовому прогнозу, который утвердил президент, ВВП должен вырасти на 8-9%. А правительство планирует, что рост ВВП составит 11%.

Хотелось бы отметить, что В Беларуси принимаются необходимые меры по сдерживанию инфляции. Об этом 16 февраля 2009г. доложил Премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский Президенту Беларуси Александру Лукашенко, сообщила пресс-служба Главы государства. Индекс потребительских цен по итогам 2008 года составил 113,3% (задание - 108%). В январе 2009 года инфляция сложилась на уровне 4,1 процента, что связано с девальвацией рубля. Вместе с тем в стране принимаются необходимые меры по сдерживанию инфляции. Так, в результате проверочных действий Министерства экономики Республики Беларусь при участии Комитета государственного контроля Республики Беларусь и других мер в Беларуси удалось сбить волну необоснованного роста цен, пресечь массовые случаи ценового беспредела.

На встрече речь шла об итогах работы белорусской экономики в 2008 году и в январе 2009 года. По результатам работы за 2008 год выполнено 17 из 19 важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, утвержденных Главой государства. В сложившейся ситуации не удалось обеспечить достижение установленных показателей внешнеэкономической деятельности.

Экономическая ситуация на внешних рынках пока не достигла устойчивой равновесной точки и поэтому отрицательно сказалась на результатах января 2009 года.

В первую очередь это касается машиностроительных предприятий. Данная отрасль в наибольшей степени подвержена спаду в экономиках соседних государств. Что касается белорусских предприятий, то их потери за прошедшие 4-5 месяцев сложились на уровне 30% по объему реализации как на внешнем, так и на внутреннем рынке. В этой ситуации ключевую роль должно сыграть стимулирование внутреннего спроса, а также принятие мер по удержанию внешних рынков сбыта.

В республике принимаются все необходимые меры по минимизации последствий мирового кризиса для этих предприятий. Сложнее обстоят дела на предприятиях легкой промышленности, предприятиях Минстройархитектуры, поскольку их работа связана с сезонным спросом на выпускаемую продукцию и отсутствием достаточных средств за экспорт товаров.

Важнейшей задачей в настоящее время является решение проблемы неплатежей с нашим основным торговым партнером - Российской Федерацией. Сокращение объема взаимных расчетов приводит к снижению товарного потока, нарастанию у предприятий запасов готовой продукции, сокращению оборотных средств. По итогам последней встречи Президента Беларуси с Президентами России и Украины Правительствам стран были даны соответствующие поручения пробивать возникшие “финансовые тромбы”. Для этого банки должны начать максимально кредитовать реальный сектор экономики.

Сергей Сидорский также напомнил, что уже начата работа по реализации Плана совместных действий с Россией по минимизации последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли. Планом предусмотрена подготовка предложений по предоставлению субъектам хозяйствования равных условий доступа к мерам государственной поддержки, включая доступ к государственным закупкам и льготным кредитным ресурсам.

Аналогичный документ планируется подписать между Беларусью и Украиной в конце февраля по итогам встречи Премьер-министров стран. Его принятие будет способствовать увеличению взаимного товарооборота. Так, товарооборот Беларуси и России в 2008 году составил более $34 млрд., с Украиной - свыше $5 млрд.

Также в настоящее время в Беларуси принимаются меры по развитию внутреннего рынка. Утверждена Система мероприятий, обеспечивающих экономическую безопасность Беларуси в условиях мирового финансового кризиса. Созданы рабочие группы в правительстве, в министерствах, на предприятиях, разработаны соответствующие отраслевые и региональные мероприятия, организован мониторинг ситуации на внутреннем и внешнем рынках. Реализованы первоочередные мероприятия в банковском секторе, бюджетной сфере и реальном секторе экономики.

Также приняты меры по обеспечению стабильной работы валообразующих и иных организаций реального сектора экономики страны, при разработке которых учтен опыт антикризисных решений, принятых в Российской Федерации, Казахстане и других странах СНГ. Реализация этих мер направлена на принятие уже более конкретных, гибких решений, по обеспечению стабильной работы крупнейших предприятий республики.

Важнейшим элементом преодоления кризисных явлений также является реа



2020-03-19 278 Обсуждений (0)
Пути и способы снижения инфляции как средство преодоления макроэкономической нестабильности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пути и способы снижения инфляции как средство преодоления макроэкономической нестабильности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (278)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)