Подпрограмма вывода матриц.
12 Имя подпрограммы : outputmat.
3) Подпрограмма транспонирования матриц Имя подпрограммы transpm.
4) Подпрограмма умножения матриц Имя подпрограммы : multm.
5) Подпрограмма умножения матрицы на число Имя подпрограммы : multconstm.
6) Подпрограмма сложения матриц Имя подпрограммы : sum_m.
7) Подпрограмма формирования вектора из средних арифметических значений элементов столбцов. Имя подпрограммы : sred_arifm.
Полный алгоритм решения задачи.
3. Инструкция по использованию разработанной программы
Определим исходные данные.
Матрица А: Матрица В: Матрица С:
Описание переменных и массивов:
4. Проверка правильности функционирования программы.
Введём исходные данные. Программа выводит для контроля входные данные:
Матрица А: Матрица В: Матрица С:
Вывод результирующей матрицы:
Вывод матрицы Vect:
5.Текст программы и её описание.
В процессе получения результирующей матрицы реализованы следующие действия с массивами: -транспонирование квадратных матриц произвольной размерности; -умножение квадратных матриц произвольной размерности; -сложение квадратных матриц произвольной размерности; -умножение на число квадратных матриц произвольной размерности; Все указанные действия реализованы с помощью подпрограмм. Ввод и вывод матриц также реализован в подпрограммах.
Окончательный вариант программы:
Модуль KursUn,содержащий описанные подпрограммы.
Unit KursUn; {*** Начало модуля KursUn ***}
interface {*** Интерфейсная секция ***} uses crt; type matrix= array [1..10,1..10] of real; vector= array [1..10] of real; var i,j,k:integer; n:word; procedure outputmat (n:word; a:matrix; m:char); procedure inputm (n:word; var a:matrix;m:char); procedure sred_arifm (n:word; a:matrix;var z:vector); procedure transpm (n:word; a:matrix; var c:matrix); procedure sum_m (n:word; a,b:matrix; var c:matrix); procedure multm (n:word; a,b:matrix; var c:matrix); procedure multconstm (n:word; r:real; a:matrix;var c:matrix);
implementation {*** ИСПОЛНЯЕМАЯ ЧАСТЬ ***} {***************************************************************************} {*** процедура ввода матриц ***} procedure inputm; begin clrscr; writeln; writeln(' Введите матрицу ',m,' размером ',n,'*',n); for i:=1 to n do for j:=1 to n do begin write(' ',m,'[',i,',',j,']='); readln(a[i,j]); end; end; {***************************************************************************} {*** процедура вывода матриц ***} procedure outputmat; begin writeln; writeln(' Матрица ',m,'.'); writeln; for i:=1 to n do begin write(' '); for j:=1 to n do write(' ',a[i,j]:3:1); writeln; end; end; {***************************************************************************} {*** процедура транспонирования матрицы ***} procedure transpm; begin for i:=1 to n do for j:=1 to n do c[j,i]:=a[i,j]; end; {***************************************************************************} {*** процедура умножения матрицы на число ***} procedure multconstm; begin for i:=1 to n do for j:=1 to n do c[i,j]:=a[i,j]*r end; {***************************************************************************} {*** процедура суммирования матриц ***} procedure sum_m; begin for i:=1 to n do for j:=1 to n do c[i,j]:=a[i,j]+b[i,j]; end; {***************************************************************************} {*** процедура умножения матриц ***} procedure multm; begin for i:=1 to n do for j:=1 to n do begin c[i,j]:=0; for k:=1 to n do c[i,j]:=c[i,j]+a[i,k]*b[k,j]; end; end; {***************************************************************************} {*** процедура формирования вектора из средних ***} {*** арифметических значений элементов столбцов ***} procedure sred_arifm; var S:real; begin S:=0; for i:=1 to n do begin for j:=1 to n do S:=S+a[j,i]; z[i]:=S/n; S:=0; end; end; {***************************************************************************} end. {*** Конец модуля KursUn ***}
Основная программа. Program Kursach1; Uses KursUn , Crt; Var a,b,c,u : matrix; vect : vector; begin ClrScr; textcolor(LightCyan); writeln; writeln(' ╔═══════════════════════════════════════════════════════════════╗'); writeln(' ║ Эта программа вычисляет матричное выражение ║'); writeln(' ║ ║'); writeln(' ║ T ║'); writeln(' ║ U=C*( A+2*B ) ║'); writeln(' ║ ║'); writeln(' ╚═══════════════════════════════════════════════════════════════╝'); writeln; write(' Введите размерности матриц: '); readln(n); if n=0 then {*** проверка размерности матрицы ***} begin ClrScr; textcolor(red); writeln; writeln(' Такая размерность не допустима!!!'); readkey; exit; end; ClrScr; inputm(n,a,'A'); {*** ввод матрицы A ***} ClrScr; inputm(n,b,'B'); {*** ввод матрицы B ***} ClrScr; inputm(n,c,'C'); {*** ввод матрицы C ***} transpm(n,b,u); {*** транспонирование матрицы B. ***} multconstm(n,2,u,u); {*** умножения матрицы на 2. ***} sum_m(n,a,u,u); {*** суммирование матриц A+2*BT. ***} multm(n,c,u,u); {*** умножение матриц С и (A+2*BT). ***} ClrScr; writeln; writeln(' ****************** Исходные значения ********************'); outputmat(n, a, 'A'); {*** вывод матрицы A ***} outputmat(n, b, 'B'); {*** вывод матрицы B ***} outputmat(n, c, 'C'); {*** вывод матрицы C ***} writeln; writeln(' ***** Для продолжения нажмите любую клавишу *****'); readkey; outputmat(n, u, 'U'); {*** вывод результата: матрицы U ***} writeln; writeln(' ***** Для продолжения нажмите любую клавишу *****'); readkey; ClrScr; writeln; writeln(' *******************************************************'); writeln(' * Вектор из средних арифметических значений элементов *'); writeln(' * столбцов результирующей матрицы. *'); writeln(' *******************************************************'); sred_arifm(n, u, vect); writeln; write(' '); for i:=1 to n do write(' ',vect[i]:5:2); writeln; readkey; end.
Задание 2 1. Анализ задания и математическая постановка задачи При решении поставленной задачи необходимо выполнить следующие действия: 1. Ввод исходных данных. 2. Нахождение значения определённого интеграла с использованием метода прямоугольников. 3. Вывод результатов. При численном интегрировании вместо кривой подынтегральной функции используют заменяющие (аппроксимирующие) её кривые или ломаные линии, для которых вычисление ограниченной ими площади производится в соответствии с достаточно несложными формулами. Принцип метода прямоугольников состоит в том, что исходный отрезок разбивается на достаточно малые части:
a= x1< x2< x3<…< xn-1< xn=b; h= xk-xk-1;
площадь каждой такой части (прямоугольника): Sk=h*f(xk); соответственно площадь всей фигуры, образованной из n-1 таких прямоугольников: S= S1+S2+…+ Sn-2+ Sn-1.Величина S является приближённым значением определённого интеграла, она приближается к истинному значению при увеличении числа n. Погрешность данного метода определяется абсолютным значением разности приближённых значений определённого интеграла при различных n. Если эта разность меньше требуемой погрешности, то необходимая точность достигнута, и дальнейшее увеличение n не требуется.
2. Разработка схемы алгоритма и её описание
По результатам анализа задания можно составить укрупненную схему алгоритма последовательной структуры:
Полный алгоритм:
Инструкция по использованию разработанной программы Определим исходные данные.
a=1; b=2; e=0.0001; c= 1,9; 2,05; 2,1; 2,2. d= 3; 3,05; 3,1.
Описание переменных и массивов:
4. Проверка правильности функционирования программы. Введём определённые ранее исходные данные.
a=1; b=2; e=0.0001; c=1,9; d=3;
При c=1,90 и d=3,00 значение определённого интеграла 0,113 с точностью до 0,00010 Количество разбиений отрезка [1,00;2,00]: 4000
c=2,05; d=3,05
При c=2,05 и d=3,05 значение определённого интеграла 0,110 с точностью до 0,00010 Количество разбиений отрезка [1,00;2,00]: 4000 c=2,2; d=3,1
При c=2,20 и d=3,10 значение определённого интеграла 0,108 с точностью до 0,00010 Количество разбиений отрезка [0,00;2,00]: 4000 Для проверки программы интегрирования вычислим определённый интеграл с заданной точностью.
a=0; b=3.14; eps=0.0001. Определённый интеграл =2. 5.Текст программы Program kursach2; uses crt; var a,b,c,d,e,y1,y2,h,x:real; n:longint; begin clrscr; textcolor(11); writeln(' ╔═══════════════════════════════════════════════════════════════╗'); writeln(' ║ Эта программа вычисляет определённый интеграл от функции ║'); writeln(' ║ ║'); writeln(' ║ x ║'); writeln(' ║ f(x)= ------------- ║'); writeln(' ║ (x^4+d*x^2+c) ║'); writeln(' ║ ║'); writeln(' ║ на отрезке [a,b] с погрешностью e. ║'); writeln(' ╚═══════════════════════════════════════════════════════════════╝'); writeln; write(' Введите левую границу интервала: '); readln(a); write(' Введите правую границу интервала: '); readln(b); write(' Введите погрешность вычислений: '); readln(e); clrscr; writeln(' *****************************************'); write(' Введите значения c: '); read(c); write(' Введите значения d: '); read(d); n:=2000; y2:=0; repeat h:=(b-a)/n; y1:=y2; y2:=0; x:=a+h; repeat y2:=y2+h*x/(x*x*x*x+d*x*x+c); {y2:=y2+h*sin(x);} x:=x+h; until x>b; n:=2*n; if n>255000 then begin ClrScr; textcolor(red); writeln; writeln(' **** Сработала защита от зацикливания ****'); readkey; exit; end; until abs(y1-y2)<e; ClrScr; writeln; writeln('*******************************************************************'); writeln('При с=',c:3:2,'и d=',d:3:2,'значение определённого интеграла',y2:5:3); writeln(' с точностью до ',e:6:5 ); writeln; writeln(' Количество разбиений отрезка [',a:3:2,';',b:3:2,']: ',n div 2 ); writeln('*******************************************************************'); readkey; end. Список литературы
1. Методические указания по выполнению курсовой работы «Алгоритмические языки и программирование» №1525, Рязань: РРТИ, 1988. 2. Методические указания «Модульное программирование на Турбо Паскале» №3037,В.С.Новичков, Н. И. Парфилова, А. Н. Пылькин, Рязань: РГРТА, 2000. 3. «Программирование на языке ПАСКАЛЬ», Г. Л. Семашко, А. И. Салтыков, Москва «Наука», 1988. 4. «Программирование на языке ПАСКАЛЬ», О. Н. Перминов, «Радио и связь», 1988.
12
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |