Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сравнительный анализ биографии А. Грина и литературного портрета К. Паустовского «Жизнь Александра Грина»



2020-03-19 246 Обсуждений (0)
Сравнительный анализ биографии А. Грина и литературного портрета К. Паустовского «Жизнь Александра Грина» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Он жил среди нас, этот сказочник странный,

Создавший страну, где на берег туманный

С прославленных бригов бегут на заре

Высокие люди с улыбкой обманной,

С глазами, как отсвет морей в янтаре,

С великою злобой, великой любовью,

С соленой, как море бунтующей кровью,

С извечной, как солнце, мечтой о добре.

В. Саянов


В данной главе необходимо выявить путем сравнительно – сопоставительного анализа общее в виде фактов из биографии А. Грина и очерка К. Паустовского «Жизнь Грина». Также важным становится и определение художественного своеобразия очерка К. Паустовского, реализованного в столь необычном и сложном жанре – жанре романтического портретного очерка.

Проблематизируя содержание главы, обозначим вопросы, обусловленные темой:

1. Можно ли назвать очерк К. Паустовского «Жизнь Александра Грина» романтическим портретом?

2. Сюжетен ли данный очерк? В чем заключается своеобразие сюжета?

Раскрыв обозначенные выше вопросы, необходимо представить развернутый аргументированный вывод – исследование.

Русский писатель А. Грин родился 23 августа (по старому стилю – 11 августа) 1880 года в Слободском, уездном городке Вятской губернии, в семье «вечного поселенца» – ссыльного поляка-повстанца, сосланного 16-летним юношей в Сибирь за участие в Польском восстании 1863 и служащего конторщиком на пивоваренном заводе. Мать – русская; умерла, когда Грину было 13 лет. Вскоре после рождения сына семья Гриневских переехала в Вятку. «Я не знал нормального детства, – писал Грин в своей «Автобиографической повести», – меня в минуты раздражения, за своевольство и неудачное учение, звали «свинопасом», «золоторотцем», прочили мне жизнь, полную пресмыкания у людей удачливых, преуспевающих». Объясняя происхождение своего литературного псевдонима, Грин говорил, что «Грин!» – так коротко окликали ребята Гриневского в школе, а «Грин-блин» – была одна из его детских кличек. Летом 1896, после окончания четырехклассного Вятского городского училища, Грин уехал в Одессу, захватив с собой лишь ивовую корзинку со сменой белья да акварельные краски. В Одессу он попал с шестью рублями в кармане. Худенький, узкоплечий, он закалял себя самыми варварскими средствами, учился плавать за волнорезом, где тонули и опытные пловцы. Голодный, оборванный, в поисках «вакансии» он обходил все стоящие в гавани шхуны. В первом плавании, на транспортном судне «Платон» он впервые увидел берега Кавказа и Крыма. Матросом Грин плавал недолго, – после первого или второго рейса его обычно списывали за непокорный нрав. Позднее был лесорубом и золотоискателем на Урале. Весной 1902 юноша очутился в Пензе, в царской казарме. Из казенного описания его наружности той поры: рост – 177,4, глаза – светло-карие, волосы – светло-русые; особые приметы: на груди татуировка, изображающая шхуну с бушпритом и фок-мачтой, несущей два паруса. Искатель чудесного, бредящий морем и парусами, попадает в 213-й Оровайский резервный пехотный батальон, где царили самые жестокие нравы, впоследствии описанные Грином в рассказах «Заслуга рядового Пантелеева» и «История одного убийства». Через четыре месяца «рядовой Александр Степанович Гриневский» бежит из батальона, несколько дней скрывается в лесу, но его ловят и приговаривают к трехнедельному строгому аресту «на хлебе и воде». Пензенские эсеры помогают ему бежать из батальона вторично, снабдив фальшивым паспортом и переправляют в Киев. Оттуда он перебрался в Одессу, а затем в Севастополь. За пропагандистскую деятельность в Севастополе он поплатился тюрьмой и ссылкой. После освобождения из севастопольского каземата Грин уезжает в Петербург и там вскоре опять попадает в тюрьму. Грина ссылают на 4 года в г. Туринск, Тобольской губернии. После прибытия туда «этапным порядком» Грин бежит из ссылки и добирается до Вятки. Отец достает ему паспорт недавно умершего в больнице «личного почетного гражданина» А.А. Мальгинова и Грин возвращается в Петербург, чтобы спустя несколько лет, в 1910 году, опять отправиться в ссылку, на этот раз в Архангельскую губернию. Тюрьмы, ссылки, вечная нужда… Недаром говорил Грин, что его жизненный путь был усыпан не розами, а гвоздями… В Петербург возвратился в мае 1912. Влившись в петербургские литературные круги, сотрудничал во многих журналах. В 1916 в Петрограде начал писать «повесть-феерию» «Алые паруса». С конца 1916 вынужден был скрываться в Финляндии, но, узнав о Февральской революции, вернулся в Петроград. В 1919 из Петрограда был призван в Красную армию, где служил связистом. В 1920 тяжелобольного Грина, заболевшего сыпным тифом, привезли в Петроград, где с помощью М. Горького ему удалось получить академический паек и комнату в «Доме искусств». Отец рассчитывал, что из его старшего сына, в котором учителя видели завидные способности, выйдет непременно инженер или доктор, потом он соглашался уже на чиновника, на худой конец, на писаря, жил бы только «как все», бросил бы «фантазии»… Первый рассказ «Заслуга рядового Пантелеева» (агитброшюра за подписью А.С.Г. была написана в 1906) был конфискован и сожжен охранкой. Первые публикации (рассказы) были в 1906, в Петербурге. Подпись «А.С. Грин» впервые появилась в 1908 под рассказом «Апельсины» (по другим сведениям – под рассказом «Случай» в 1907). В 1908 вышел первый сборник «Шапка-невидимка» с подзаголовком «Рассказы о революционерах». Не только в юности, но и в пору широкой известности Грин, наряду с прозой, писал лирические стихи, стихотворные фельетоны и даже басни. Закончив роман «Блистающий мир», весной 1923 года Грин едет в Крым, к морю, бродит по знакомым местам, живет в Севастополе, Балаклаве, Ялте, а в мае 1924 года поселяется в Феодосии – «городе акварельных тонов». В ноябре 1930 года, уже больной, он переезжает в Старый Крым. Умер Грин 8 июля 1932 года в Феодосии. В 1970 в Феодосии был создан литературно-мемориальный музей Александра Грина. Среди его произведений – стихотворения, поэмы, сатирические миниатюры, басни, очерки, новеллы, рассказы, повести, романы.

Изучив биографию А. Грина, представим хронологически выдержанный жизненный и творческий путь писателя в соотнесении с очерком К. Паустовского «Жизнь Александра Грина», чтобы подчеркнуть преимущества, своеобразие жанра романтического очерка, выявить его художественные достоинства.

 

Биография

Очерк

Дата Факты Дата Факты
23 августа (по старому стилю – 11 августа) 1880 года Родился в Слободском, уездном городке Вятской губернии, в семье служащего конторщиком на пивоваренном заводе. Июль 1932 года Умер в Старом Крыму
1893 год Умерла мать «Дореволюционный строй» «Старая Россия» …отняла любовь к действительности»
1896 год Уезжает в Одессу «Пришла революция» «Дело длительное вызывало досаду» «Грин умер на пороге социалистического общества»
Весной 1902 Очутился в Пензе, в царской казарме. Семья «Отец Грина – участник польского восстания… Спился и умер в нищете»
1902–1906 гг. Киев-Севастополь-Одесса – Туринск: революционная деятельность Детские годы «Устал от безрадостного существования»
1902 год Возвращается в Вятку, уезжает в Петербург В реальном училище «Исключили за невинные стихи»
1910 год Ссылка в Архангельскую губернию Умерла мать «Богатая фантазия изменяла при столкновении с действительностью»
1912 год Возвратился в Петербург, вливается в петербургские литературные круги Годы скитаний «В полном ликовании уехал из Вятки…» «новый мир не нуждался во мне…»
1916 год В Петрограде начал писать «повесть-феерию» «Алые паруса». «Огни Ялты… Из Херсона в Одессу… от одесской жизни в Вятку» «Опять начиналась проклятая вятская жизнь»
1919 год Из Петрограда был призван в Красную армию, где служил связистом. «Годы бесплодных поисков места в жизни» «Непрерывный холод и мрак»
1920 год Тяжелобольного Грина, заболевшего сыпным тифом, привезли в Петроград Работа в эсеровской организации «Арестован…»
1920–1932 гг. Литературная деятельность Сидит в тюрьмах «Был захвачен мыслями о писательстве»
1924–1932 гг. Живет в Крыму «Многие годы его жизни почти никому не известны»  
1932 год, июль Умер в Старом Крыму «Болдинская осень» «Он писал еще робко, с оглядкой на редактора и читателя, писал с тем хорошо знакомым начинающим писателем чувством, будто за его спиной стоит толпа насмешливых людей и с осуждением вчитывается в каждое слово… Грин еще боялся бури сюжетов, которая бушевала в нем и требовала освобождения»
    Февральская революция «Отправился пешком в Петроград…бросил даже портрет Эдгара По»
    «Грин был возвращен к жизни рукою Горького…» Пишет «Алые паруса», «поэму, утверждающую силу человеческого духа, просвеченную. насквозь…любовью к жизни, к душевной юности»
    Переехал в Феодосию… «хотелось жить в тишине, которая давала ему возможность выдумывать свои рассказы… Там он много писал»
    «Из Феодосии переехал в город цветов, тишины и развалин» «Умер в одиночестве… тяжело, как и жил»
    Осмысляя творческое наследие Грина «Нужны ли нам такие неистовые мечтатели, каким был он…»

 


Представленные в таблице материалы свидетельствуют о явных преимуществах художественного текста. Если в биографических фактах текст хронологически выверен, то художественный очерк «Жизнь Александра Грина» начинается конечным фактом любой биографии – смертью писателя. «Писатель Грин – Александр Степанович Гриневский – умер в июле 1932 года в Старом Крыму – маленьком городе, заросшем вековыми ореховыми деревьями». Показательно, что уже первая синтаксическая конструкция имеет особенную философско-экспрессивную нагрузку: ключевыми словами здесь являются Грин – умер – вековыми. Читатели понимают, безусловно, что речь далее пойдет о трудной жизни писателя, ведь слово «умер» ассоциируется с потерей, трагедией, невозможностью предопределить дальнейшие события; философская трактовка бытийности раскрывается в слове «вековой», его смысловое значение явно свидетельствует о связи времен, повторяемости событий.

Все последующие факты биографии также представлены в хронологическом порядке, тогда как очерковый портрет имеют философскую направленность. Время выражено не датами, К. Паустовский предлагает читателям уникальную возможность посредством образов – символов прожить вместе с Грином его короткую жизнь. Чтобы убедиться в правильности нашего вывода, отметим, что даты в очерке встречаются всего лишь пять раз, тогда как в документальной биографии – семнадцать раз.

Чем же тогда обозначает К. Паустовский время в очерке? Анализируя текст «Жизни Александра Грина», заключаем, что в небольшом по объему произведении насчитывается более ста пятидесяти абзацев с конкретной микротемой, образом, персонажем, художественными достоинствами. Таким образом, совершенно своеобразной является композиция произведения: мини-сюжеты, обратное повествование, художественное своеобразие, личность главного героя в сопряжении с косвенными персонажами ирреального характера: море-мечта-время, любимые Грином писатели-работа-нищета, – все это формирует совершенно органичную литературную структуру. Именно из нее рождается романтический очерк, созданный К. Паустовским.

Детализация сюжета позволяет делать новые выводы: сначала Грин умер, потом пришла революция, затем детские годы, годы скитаний и снова смерть. Что же объединяет сюжет? Безусловно, личность главного героя – писателя Александра Грина.

К. Паустовский замечает, что «жизнь сомкнула круг, и Грину больше не было в ней ни радости, ни разумного занятия». Однако, при всей эмоциональности на протяжении всего повествования, выражающей печаль, а зачастую истинную скорбь, очерк, несмотря на это, оптимистичен: одним из главных персонажей – символов является мечта, которую Грин пронес через всю свою тяжелую жизнь. Обращаемся к тексту очерка: «Было непонятно, как этот угрюмый человек, не запятнав, пронес через мучительное существование дар могучего воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку». Цитата взята из второй микротемы и убедительно доказывает, что в тексте существуют ирреальные персонажи. Раскрывается в цитате и писательский талант К. Паустовского: весь абзац состоит всего из трех синтаксических конструкций, одна из которых – простое предложение, особенно примечательное тем, что в нем ярко демонстрируется прием аллитерации: гр-р-ж-л-ж-л-ж-з-н. Звонкие согласные будто кричат о том, что родился талантливый человек, тогда как семантика самого предложения сообщает о тяжелой жизни, которая уже в прошлом (глагол употреблен в прошедшем времени – прожил). Далее следует сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия, думаем, неслучайно, так как тема очерка – образ жизни деятельного человека. В придаточном предложении отсутствует подлежащее, выраженное именем существительным, хотя три лексемы именно этой части речи. Это свидетельствует, на наш взгляд, как раз о том, что тяжелая жизнь не сделала из Грина ни преступника, ни злого обывателя. Ощущаемой предметностью в его жизни стали, возможно, не собственно предметы, а предметы-идеи, мечты. Третья синтаксическая конструкция, напротив, когда речь заходит о самом Грине, то автор очерка нарочито отделяет подлежащее от сказуемого одиночным деепричастием. Этим К. Паустовский подчеркивает одаренность и одиночество Грина. Особенную роль играют в этом предложении аллитерационно оформленные эпитеты: угрюмый, мучительную, застенчивую.

Удивительную жизнеутверждающую силу выражают в тексте К. Паустовского пейзажные зарисовки: «Вокруг маленького белого дома в густой и свежей траве цвели полевые цветы. Листья ореха, вялые от зноя, пахли лекарственно и терпко». Посредством этого пейзажного этюда докажем, что в основе композиции художественного очерка лежит метод контраста. Воспользуемся методом ассоциативно-смыслового сопоставления: белый дом – это семья, уют, дети. Проецируем ассоциации на биографические факты писателя А. Грина: все иначе – он одинок, лишен домашнего уюта. Полевые цветы – это скромная красота, незаметная в огромном пространстве (полевые). А в жизни снова обратное: рано постаревший Грин внешне непривлекателен, но его жизнь всегда на виду, он нищий пилигрим, постоянно конфликтующий, добивающийся правды. Вот таким видит его К. Паустовский: «Грин был некрасив…с лицом, иссеченным тысячами морщин и шрамов…его лицо похоже на измятую рублевую бумажку. Ходил тяжело, как ходят грузчики». В цитате в виде портретной зарисовки есть сравнительные обороты, развернутые метафоры.

Всякая новая микротема очерка «Жизнь Александра Грина» не последовательно сообщает о периодах жизни писателя-мечтателя, но всякий раз повествует о лишениях и нужде. «Потом были годы бесплодных поисков…

Грин был банщиком на станции Мураши, около Вятки, служил писцом в канцелярии, писал в трактире для крестьян прошения в суд. Он жил случайным копеечным трудом: забивал сваи в порту, счищал краску со старых пароходов, грузил лес, вместе с босяками нанимался гасить пожары на нефтяных вышках». В данной цитате показателен синтаксический параллелизм, подчеркивающий мнимую монотонность, однообразность жизни. Но в отличие от пожаров на нефтяных вышках, им гасимых, пожар воображения Грина в страданиях лишь разгорался.

А одиночество в мире людей? Эту мысль автор максимально развивает посредством сюжетного повтора: Петроград – множество людей не понимают и не принимают Грина. «Пленительную и сказочную книгу «Алые паруса» Грин обдумывал и начал писать в Петрограде 1920 года, когда после сыпняка он бродил по обледенелому городу и искал каждую ночь нового ночлега у случайных, полузнакомых людей». Еще: «Без крова, полубольной и голодный, с тяжелыми головокружениями, он бродил целые дни по гранитному городу в поисках пищи и тепла». В представленных цитатах, взятых из различных микротем, большую роль играет пространство, город становится персонажем, а люди безлики и равнодушны. К. Паустовский концентрирует внимание читателей на высоких духовных силах Грина, на его умении сопротивляться обстоятельствам жизни и мечтать тогда, когда кажется уже невозможным просто жить. Большую роль играют контрастные изобразительно-выразительные средства: эпитеты «пленительный», «сказочный» противопоставлены «обледенелый». Тема абзацев вновь аллитерационно оформлена.

Таким образом, проделанная практическая работа, связанная с анализом текста, сопоставлением фактов биографии с микротемами очерка, позволяет сделать следующий вывод: созданный К. Паустовским портретный очерк, можно назвать романтическим, в первую очередь потому, что писатель Александр Степанович Грин, прожив невероятно тяжелую жизнь, сохранил «прекрасный блеск» глаз и выдумал для читателей много необычайный историй. Созданный талантливым русским писателем К. Паустовским литературный портрет представляет собой уникальное произведение художественной литературы со своеобразным композиционным разрешением, сюжетом в сюжетах и характеристикой главного героя посредством ирреальных персонажей.

Очерк лаконичен в объеме и невероятно емок в смысловом значении; бесспорным украшением его выступает эмоциональность, особенная экспрессия, художественное своеобразие.

 

 


Заключение

 

Проделанная работа по теме «Образ главного героя в литературных портретах К.Г. Паустовского» позволила сделать следующие выводы.

Как и сама художественная литература, жанр литературного портрета формировался и развивался последовательно. На процесс формирования и развития данного литературного жанра оказала влияние критическая литература: «Особенностью возникновения литературного портрета является тот факт, что в Европе и в России он родился как жанр литературной критики и в связи с зарождением так называемого «нового романтического метода».

В творчестве русского писателя К.Г. Паустовского малые литературные жанры раскрылись особенно талантливо. Значительное место К.Г. Паустовский отвел художественно-документальному портретному очерку. Для писателя важно передать не столько яркие факты, сколько свое видение человека, свое понимание его таланта. В «портретах» лиризм главенствует настолько, что полностью подчиняет себе факты.

Изучая вопросы теории литературы, акцентировали внимание на роли главного героя в художественном произведении и личности главного героя именно в литературных портретах К. Паустовского. Их много, и они очень разные. Это-описание горькой судьбы Александра Грина, его скитаний по-жизни и личной неустроенности в ней. Это короткое, как замерзший крик, слово о только что умершем Горьком. Это-встреча с Блоком, которой никогда не было и другие.

Особенное внимание было уделено сравнительно-сопоставительному анализу биографии Александра Степановича Грина и литературному портрету К. Паустовского «Жизнь Александра Грина». В главе представлена развернутая цитатная таблица с биографическими фактами-датами и своеобразными философскими датами, взятыми непосредственно из текста очерка К. Паустовского «Жизнь Александра Грина». Таблица является своего рода фактом, доказывающим философскую направленность очерка.

В процессе анализа были выявлены более ста пятидесяти абзацев, представляющих своего рода мини-сюжеты, формирующие общий сюжет очерка. Этот факт свидетельствует об особенной композиционной организации, выстроенной посредством метода контраста.

Образ главного героя выступает в художественном единстве с авторской идеей и методами, выбранными К. Паустовским для их реализации. Именно поэтому в очерке, посвященном одному человеку, появляются второстепенные персонажи, названные «ирреальные»: море – мечта-работа – нищета – время и т.д.

Показательна роль изобразительно-выразительных средств: вместе с образом главного героя, ирреальными персонажами они формируют особый романтический фон литературного очерка.

Образ главного героя в литературных портретах К. Паустовского всегда реалистичен, поэтичен, достоверен. Создавая литературные портреты о деятелях культуры и литературы, К.Г. Паустовский формировал совершенно особенный, новый литературный жанр – художественно-документальный портрет, восходящий к орнаментальной прозе, где при кажущемся отсутствии сюжетной направленности четко просматривается организованная композиция.

 

 


Список литературы

 

1. Трефилова Г.П.К. Паустовский-мастер прозы. – М.: Художественная литература, 1983. – 128 с.

2. Яценко В.М. Литературно-эстетические взгляды К. Паустовского. Вопросы метода и стиля. Томск, 1963.

3. Николаева К.С. К вопросу о специфике художественно-документального жанра и стиля К. Паустовского

4. Левицкий Л.К. Паустовский. Очерк творчества. – М.: Советский писатель, 1963.

5. Измайлов А.Ф. Наедине с К. Паустовским

6. Касьянова Д. Литературоведение. №22, с. 76, от 28.11.2001 г. Д. Касьянова. Литературный портрет в России.

7. Паустовский К.Г. Собр. Соч. в 6 томах. ГИХЛ, М. 1958, т. 2, стр. 653)

8. Паустовский К.Г. Собрание сочинений. Том пятый. Рассказы. Сказки. Литературные портреты. Заметки. – М.: Государственное издательство художественной литературы. 1958.

9. Ковский В. Реалисты и романтики. – М.: Художественная литература. 1990.

10. Ковский В. Романтический мир А. Грина. – М.: Наука. 1969. – 295 с.

11. Михайлова Л.А. Грин: Жизнь, личность, творчество. 2-ое изд. Дораб. Доп. – М.: Художественная литература, 1980. – 216 с.

12. Слонимский М.Л. Книга воспоминаний. – М.: Советский писатель. 1966. – 247 с.

13. Паустовский К.Г. Золотая роза. Сборник рассказов и повестей. Л.: Детская литература, 1987.

14. Капацинская Е.В. Консультации о принципах анализа лингвистического текста. // Лексика. Терминология. Стили. – Горький, 1976.

15. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. – М., 1974.16. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.17. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М., 1970.18. Львов С. Константин Паустовский. М., 1956.19. Паустовский К.Г. Повесть о жизни: В двух томах. – М., 1993.20. Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. – М., 1978.21. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. – М., 1987.

 

 



2020-03-19 246 Обсуждений (0)
Сравнительный анализ биографии А. Грина и литературного портрета К. Паустовского «Жизнь Александра Грина» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сравнительный анализ биографии А. Грина и литературного портрета К. Паустовского «Жизнь Александра Грина»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)