Изменение уровня и структуры себестоимости молока за 1996 – 1998 гг.
Рассмотрим основные показатели, характеризующие состояние экономики производства молока в колхозе "Завет Ильича" за 1996 – 1998 годы. Как видно из таблицы 3.1, за исследуемый период поголовье основного стада сократилось в 1,5 раза, в то время как затраты на 1 голову возросли на 8%. При этом уровень продуктивности животных в 1998 году остается ниже, чем в 1996. Поэтому можно сделать вывод, что повышение материальных затрат в расчете на 1 голову вызвано инфляционными процессами, а не процессом интенсификации производства. Таблица 3.1 Уровень себестоимости молока и влияющие на нее факторы.
Значительно сократились затраты на содержание основных средств. В расчете на 1 голову они в 1998 году составили 462 руб., в то время как в среднем по району они составляют 1004 руб. Прямые затраты труда сократились в 1,7 раза, при этом затраты на оплату труда уменьшились в 2,6 раза. Если учесть и влияние инфляции, то можно сделать вывод о значительном снижении материальной заинтересованности работников в результатах своего труда, что не может не сказаться отрицательно на продуктивности животных. Необходимо отметить, что производственная себестоимость молока в хозяйстве остается на достаточно низком уровне, по сравнению со среднерайонным. В 1997 году она возросла в 1,5 раза, однако, в 1998 значительно снизилась и составила 112 % от уровня 1996 года и всего 63% от среднерайонного. Возможно, столь низкий (по сравнению со среднерайонным) уровень себестоимости молока в хозяйстве объясняется низким уровнем оплаты труда – он 3,5 раза ниже среднерайонного. Теперь проанализируем структуру себестоимости 1 ц молока за исследуемый период. Как видно из таблицы 3.1.2 в 1998 году в ней произошли существенные изменения по сравнению с 1996 годом. Как было уже отмечено выше, значительно уменьшились затраты на оплату труда и их доля в структуре себестоимости, в то время как доля затрат на корма возросла почти в 2 раза и составила 57,9%. Однако в денежном выражении затраты на корма в расчете на 1 ц молока в исследуемом хозяйстве даже немного меньше, чем в среднем по району. Доля затрат на содержание основных средств также уменьшилась. В тоже время она остается немного больше, чем в среднем по району. Доля прочих затрат в структуре себестоимости 1 ц молока в исследуемом хозяйстве невелика, в то время как в среднем по району она занимает второе место и составляет четверть всех затрат. Следует отметить, что по всем статьям затраты на 1 ц молока в данном хозяйстве в 1998 году не превышали среднерайонный уровень. Таблица 3.2 Структура себестоимости молока в1996 – 1998 годах.
Для того чтобы лучше понять причины изменений в структуре себестоимости молока, пересчитаем издержки за 1996 год с помощью индексов-дефляторов. Индексы дефляторы были рассчитаны по данным 150 хозяйств Воронежской области. Они позволяют абстрагироваться от общеэкономических факторов, влияющих на изменение структуры и величины затрат (например, от инфляции), т. е. делают данные за разные интервалы времени сопоставимыми. Таблица 3.3 Структура себестоимости молока в 1996, пересчитанная с помощью индексов-дефляторов.
В таблице 3.1.3 затраты за 1996 г. приведены к ценам 1998 г. при помощи индексов-дефляторов (см. 1996 г.*). Теперь можно сделать вывод о том, насколько существенными были изменения, вызванные внутрихозяйственными причинами. Так, затраты на оплату труда в структуре себестоимости сократились в 1,9 раза. Затраты на корма возросли на 56%, затраты на содержание основных средств и прочие затраты уменьшились на 20% и 17,5% соответственно. Если сравнить эти изменения с анализом таблицы 3.1.2, то можно сделать вывод, что наиболее существенное влияние внешние факторы оказали на стоимость кормов (около 50% роста затрат на корма обеспечено влиянием внешних факторов). Можно предположить, что остальные 56% роста затрат на корма в структуре себестоимости 1 ц молока вызваны снижением продуктивности коров.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (163)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |