Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ



2020-03-19 249 Обсуждений (0)
БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




2.1 Учетная политика предприятия

 

Компания: ОАО «Прима». Организационно – правовая форма: Открытое акционерное общество. Форма собственности: частная. Вид деятельности: грузовые перевозки.

Компания «Прима» была основана в 1991 году. В настоящее время компания «Прима» является лидером на российском рынке грузоперевозок и представляет комплекс высокотехнологичных  услуг.

Компания имеет филиалы во всех регионах страны. Предприятие действует на основании Устава и учетной политики. Общество является юридическим лицом по российскому законодательству. Согласно учетной политике предприятие имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем имуществом. Общество вправе в установленном законодательством порядке создавать филиалы, иметь дочерние и зависимые хозяйственные общества с правами юридического лица, как на территории РФ, с правом открытия текущих и расчетных счетов.

 

2.2 Основные приемы анализа бухгалтерской  отчетности

Бухгалтерская отчетность служит базой для анализа финансового положения предприятия.

Целью финансового анализа является оценка информации, содержащейся в отчетности, сравнение имеющихся сведений и создание на их базе новой информации, которая послужит основой для принятия тех или иных решений.

Выбор глубины и масштабов анализа, а также конкретных параметров и инструментов (набора методов) анализа зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой пользователь с целью получения максимально возможной, полезной для него информации.

Для анализа (интерпретации) показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности используют общепринятые приемы:

- чтение отчетности;

- вертикальный анализ;

- горизонтальный анализ;

- трендовый анализ;

- расчет финансовых показателей.

Рассмотрим отдельные приемы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО «Прима».

Читая бухгалтерский баланс[7], можно отметить, что предприятие по размеру является небольшим (уставный капитал - 10 тыс. руб.). Его активы представлены основными средствами, долгосрочными финансовыми вложениями, производственными запасами, денежными средствами на расчетном счете и дебиторской задолженностью. В составе средств, которыми располагает предприятие, преобладающую часть составляют основные средства. При этом в составе основных средств имеются в незначительном объеме непроизводственные фонды, результаты переоценки которых отражены в фонде социальной сферы (строка 440 пассива баланса). К концу года предприятие осуществило вложения в строительство основных средств, о чем свидетельствует остаток незавершенного строительства. Имевшиеся на начало периода в небольшом объеме нематериальные активы полностью списаны в течение года.

В составе оборотных средств наибольшая часть приходится на дебиторскую задолженность, возросшую к концу года. Предприятие имеет небольшой объем производственных запасов и в течение отчетного периода его увеличило.

Источниками средств данного предприятия являются уставный капитал, добавочный капитал и краткосрочная кредиторская задолженность, по которой наблюдается значительное увеличение к концу года по сравнению с началом года.

На начальном этапе анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности пользователь может определить ликвидность баланса по существующим рациональным балансовым пропорциям, соблюдение которых способствует финансовой устойчивости предприятия. Такими пропорциями являются:

- быстро реализуемые активы (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения) должны покрывать наиболее срочные обязательства или превышать их;

- активы средней реализуемости (дебиторская задолженность) должны покрывать краткосрочные обязательства или превышать их;

- медленно реализуемые активы (производственные запасы) должны покрывать долгосрочные обязательства или превышать их;

- труднореализуемые активы (внеоборотные активы) должны покрываться собственными средствами и не превышать их.

Отчет о прибылях и убытках позволяет увидеть порядок формирования конечного финансового результата предприятия, величину этого результата как от реализации товаров, продукции, работ, услуг, так и от прочих операций, сумму причитающихся платежей бюджету по налогу на прибыль и другим налогам из чистой прибыли, а также сумму остающейся в распоряжении предприятия чистой прибыли. Все эти данные пользователю представляются за отчетный и предыдущий годы, что обеспечивает еще возможность сравнения соответствующих показателей за два года.

 Так, по отчету о прибылях и убытках[8] можно сказать, что при равной прибыли, полученной за два года, предприятие имело от реализации услуг (основной уставной деятельности) в предыдущем отчетному году убыток в сумме 24 тыс. руб., а в отчетном - прибыль в сумме 365 тыс. руб.

По прочим операциям (выбытия основных средств, прочих активов и др.) предприятие получило в предыдущем году прибыль в размере 8 тыс. руб. (11 - 3), a в отчетном - убыток в сумме 107 тыс. руб. (134 - 27). Аналогичная картина и по внереализационным результатам. В целом балансовая прибыль прошлого года получена за счет доходов по внереализационным операциям, перекрывшим и расходы по данным операциям, и убыток от финансово-хозяйственной деятельности. Балансовая прибыль отчетного года сформировалась за счет доходов, полученных от реализации услуг, убытки от внереализационных операций лишь уменьшили ее. Это свидетельствует о положительных изменениях в основной деятельности предприятия.

Рассмотрим в качестве примера вертикального анализа баланс, предварительно объединив его статьи в однородные группы.[9]

Вертикальный анализ баланса позволяет наглядно определить значимость активов и пассивов баланса. Внеоборотные активы на начало года составляли 92,1% всех средств, к концу года их удельный вес уменьшился на 6,2%. Оборотные средства на начало года составляли 7,9% всех средств, преобладающая часть оборотных средств представлена дебиторской задолженностью (89%), увеличившейся к концу года почти в два раза.

Уставный и добавочный капитал занимал в источниках средств предприятия 96,3% на начало года и 91,9% - на конец года. Заемный капитал представлен краткосрочной кредиторской задолженностью, которая на начало и конец года составляла соответственно 3,7% и 8,1%. Краткосрочная задолженность возросла на конец года более чем в два раза.

Все показатели отчета о прибылях и убытках при проведении структурного анализа приводятся в процентах к объему выручки от реализации.

Таблица 1 - Вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках %

  Предыдущий год Отчетный год
Выручка от реализации 100 100
Себестоимость реализации 99,9 81,5
Коммерческие расходы 1,1 9,0
Управленческие расходы 0 0
Общие затраты 101,0 90,5
Прибыль (убыток) от реализации -1,0 9,5
Налоги 4,0 2,1
Чистая прибыль -5,0 7,4

 

 Структурный анализ прибыли (доходов, расходов) можно провести по сферам деятельности (операционной, финансовой, инвестиционной). Следует помнить, что порядок составления отчета о прибылях и убытках предусматривает выделение прибыли от реализации, в то время как доходы и расходы от инвестиционной и финансовой деятельности объединены общими показателями.

Динамику отдельных показателей во времени можно изучить с помощью горизонтального анализа отчетности, представленного в Приложении 4.

В нашем примере подтверждается изменение по основным статьям баланса: незначительное сокращение основных средств, увеличение почти в полтора раза производственных запасов, почти в два раза дебиторской задолженности и более чем в два раза кредиторской задолженности.

Горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках[10] свидетельствует о положительных тенденциях показателей, формирующих финансовый результат.

Трендовый анализ позволяет произвести расчет относительных отклонений какой-либо статьи отчетности за ряд лет от уровня базового года, для которого значения всех статей принимаются за 100%.

Анализ с помощью финансовых показателей позволяет изучить взаимосвязи между различными элементами отчетности. Представляя собой относительные величины, финансовые коэффициенты позволяют оценить показатели в динамике и сопоставить результаты деятельности предприятия с отраслевыми и результатами предприятий-конкурентов, а также сравнить их со стандартами. Использование коэффициентов дает возможность достаточно быстро оценить финансовое состояние предприятия.

Показатели, рассчитанные и интерпретированные с помощью какого-либо одного из приведенных приемов анализа, не дают полной картины и не могут выступать в качестве критерия для принятия решений пользователями без объяснения причин изменения анализируемых показателей. Так, кредитор не может принять решение о предоставлении кредита лишь на основе количественного значения показателя ликвидности баланса, также как руководитель (финансовый менеджер) не может сделать вывод о допустимости привлечения дополнительных заемных средств на основании только коэффициента финансовой зависимости.

Поэтому следует прибегать к совокупности всех методов анализа для наиболее достоверной оценки существующего финансового положения предприятия и определения стратегии и тактики его развития. Полный анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности предполагает вертикальный анализ, горизонтальный (трендовый) анализ и анализ коэффициентов, а также факторный анализ.

 

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПЕРЕХОДУ НА НОВЫЙ ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

В 1 января 2002 года был завершен переход российских предприятий на новый План счетов бухгалтерского учета финансо­во-хозяйственной деятельности организации, утвержденный Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н (далее - новый План счетов)[11].

Изменения в Плане счетов не являются "революционными". Они отражают направления реформирования бухгалтерского учета в соответствии с требованиями международных стандартов, осуще­ствляемого последнее десятилетие. Вместе с тем переход на новый План счетов требует определенной подготовительной работы.

3.1 Задачи подготовительной работы

 

К основным задачам подготовительной работы относятся:

- проведение внутреннего аудита состояния синтетического и аналитического бухгалтерского учета с целью выявления имуще­ства и обязательств, подлежащих списанию но разным причинам;

- разработка плана работы по переходу на новый План счетов бухгалтерского учета.

Переход на новый План счетов не должен быть превращен в формальную процедуру, не следует торопиться с использованием новых счетов и тем более использовать одновременно счета нового и действующего Плана счетов (далее - План счетов 1992 г.). Целе­сообразно осуществить переход на счета нового Плана при состав­лении баланса уже на 1 января 2002 года.

Анализ практики состояния бухгалтерского учета на предприя­тиях разных сфер деятельности и организационно-правовых форм позволяет выделить следующие основные недостатки, которые могут существенно усложнить работу по переходу на новый План сче­тов:

1) отсутствие налаженной системы единого документооборота, основанной на логистике хозяйственных процессов предприятия и первичной документации, фиксирующей хозяйственные операции;

2) как следствие не налаженной системы документооборота – использование "лоскутной автоматизации" бухгалтерского учета, которая не позволяет создать эффективную систему управленческо­го бухгалтерского учета;

3) отсутствие системы управленческого учета (или ее плохая организация), что не позволяет удовлетворять потребности ме­неджеров предприятия в информации, необходимой для приня­тия управленческих решений;

4) небрежное ведение аналитического учета, нарушение доку­ментооборота, что приводит к искажению учетных данных и, как следствие, к ошибкам в финансовой отчетности;

5) формальный подход к разработке Положения по учетной по­литике;

6) превращение инвентаризации в формальную процедуру отра­жения учетных данных, что не позволяет своевременно выявлять несоответствие фактического наличия активов и обязательств пред­приятия и учетных данных.

Для осуществления подготовительной работы по переходу на новый План счетов рекомендуется создать рабочую группу, в со­став которой должны войти специалисты, имеющие профессиональ­ное представление об используемых на предприятии средствах.

 

3.2 Этапы плана подготовительной работы

 

В план целесообразно включить следующие этапы:

I этап. Проведение сплошной инвентаризации активов с соблю­дением всех предусмотренных процедур.

В ходе инвентаризации проверяются и документально подтвер­ждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств.

При инвентаризации подсчитываются, обмериваются и взвеши­ваются все материальные объекты, имеющиеся у организации, а также на принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтер­ском учете.

Основные цели инвентаризации:

- выявление имущества, фактически имеющегося в наличии у организации;

- сопоставление фактически имеющегося имущества с данными бухгалтерского учета;

- проверка достоверности учета обязательств.

Инвентаризация проводится в соответствии с требованиями сле­дующих нормативных актов:

1) Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

2) Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Мин­фина России от 29.07.98 г. № 34н (далее — Положение по ведению бухгалтерского учета);

3) Методических указаний по инвентаризации имущества и фи­нансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.95 г. № 49;

4) Постановления Госкомстата России от 18.08.98 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной до­кументации но учету кассовых операций, по учету результатов ин­вентаризации».

Результаты инвентаризации признаются действительными толь­ко и том случае, если проведены подготовительные мероприятия, составлен перечень проверяемого имущества и финансовых обязательств; а также проводят взвешивание, обмеривание, подсчет материально-производ­ственных запасов; фиксируют  результатов в инвентаризацион­ных описях, сопоставляют данные инвентаризационных описей с данны­ми бухгалтерского учета, оформляют результаты инвентаризации.

Новым Планом счетов не предусмотрены счета для учета мало­ценных и быстроизнашивающихся предметов и их износа. Поэтому важной целью инвентаризации является определение принадлежно­сти каждого объекта, учитываемого в составе малоценных и быст­роизнашивающихся предметов (счет 12 Плана счетов 1992 г.), к основным средствам или к инвентарю и хозяйственным принадлеж­ностям (счет 10, субсчет 9 нового Плана счетов.

При осуществлении инвентаризации следует также учитывать, что при применении нового Плана счетов стоимость временных сооружений относится по фактической себестоимости произ­водства непосредственно на затраты капитального строительства или учитывается в качестве инвентаря на субсчете 10-9 с калькулированием фактической себестоимости на субсчете 08-3.

II этап. Проверка состояния документооборота и аналитичес­кого учета. При выполнении этого этапа необходимо решить следу­ющие задачи:

- провести проверку состава организационно-правового обеспе­чения бухгалтерского учета;

- проанализировать порядок разработки и степень выполне­ния Положения об учетной политике с точки зрения отражаемой в ней технической, технологической, трудовой и финансовой по­литики.

III этап. Осуществление комплекса мероприятий по устране­нию выявленных недостатков.

К таким мероприятиям можно отнести:

1) совершенствование документооборота:

- уточнение форм всех первичных документов, применяемых в организации, с точки зрения полноты отражения всех хозяйствен­ных операций, разработка недостающих и утверждение их в каче­стве типовых для организации;

- разработка (при отсутствии таковой) инструкции об обяза­тельных принципах оформления и контроля первичных учетных документов с учетом применяемой техники- ведения учета;

2) совершенствование организации бухгалтерского учета:

- создание системы внутреннего аудита, подготовка распоряжения об изменениях типовых операций и бух­галтерских записей;

- проверка наличия и уточнение содержания приказов, касаю­щихся постановки бухгалтерского учета;

- уточнение должностных инструкции работников бухгалтерии;

- уточнение организационной структуры управления с целью интеграции бухгалтерского учета в целостную систему управления;

3) совершенствование технологии бухгалтерского уче­та, в рамках которого уточняются рабочий План счетов с указанием всех субсчетов и уровней аналитического учета, перечень типовых операций по всем хозяйственным процес­сам и бухгалтерских проводок по ним, порядок определения доходов и расходов, порядок и очередность закрытия счетов по окончании отчет­ного периода, юридическая политика предприятия, система налогового планирования и контроля, графики документооборота, с тем чтобы учетная информация была составной частью общего информационного потока системы управления, состав, структура и сроки представления внутренней отчетно­сти на основе управленческого учета.

В результате проведенных мероприятий будут созданы условия для качественного перехода на новый План счетов.

IV этап. Заключительный этап, совпадающий с проведением работы по составлению годового отчета на 1 января 2002 года.

На этом этапе выполняются бухгалтерские проводки по переходу на новый План счетов.

В новом Плане счетов бухгалтерского учета приведенного в сравнительной таблице 1. В отличие от Плана счетов 1992 г. в новом Плане счетов отсутствует раздел "Кредиты и финансирование".

По своей экономической природе кредитные отношения анало­гичны другим расчетам, поэтому счета учета кредитов помещены в раздел "Расчеты". Счета перераспределены по разделам в соответ­ствии с их экономическим содержанием.

Так, например, уточнен состав разделов, отражающих финан­совые резервы и использование прибыли. Для учета создания и контроля использования создаваемые резервы целесообразно учи­тывать в составе разделов, соответствующих их экономической природе.

Таблица 1- Сравнительная характеристика разделов Плана счетов 1992 г. и нового Плана счетов

Номер раздела Наименование раздела Плана счетов 1992 г.     Номер раздела   Наименование раздела нового Плана счетов    
I Основные средства и другие долгосрочные вложения I Внеоборотные активы
II Производственные запасы II Производственные запасы
III Затраты на производство III Затраты на производство
IV Готовая продукция, товары и реализация IV Готовая продукция и товары
V Денежные средства V Денежные средства
VI Расчеты VI Расчеты
VII Финансовые результаты и использование прибыли   VII Капитал
VIII Капитал и резервы VIII Финансовые результаты
IX Кредиты и финансирование        

 

Новый План счетов содержит 60 синтетических счетов (в Плане счетов 1992 г. их было 77).

Незначительно изменили название и (или) содержание счета:

01, 02, 04, 05, 07, 10, 15, 16, 19, 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 41, 42, 45, 50, 51, 52, 55, 60, 62, 70, 71, 79.

Забалансовые счета практически не изменились.

Исключены из Плана счетов счета: 06, 12, 13, 14, 61, 64, 77, 78, 30,31, 65, 69-4,81, 82.

Введены новые счета: 14, 81, 90, 91.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев правила составления, состав, структуру и содержание бухгалтерской отчетности, можно сделать вывод, что она является необходимым инструментом, при помощи которого внешние и внутренние пользователи получают сведения, необходимые для оценки финансового состояния предприятия: о его стабильности и прибыльности; увеличении или уменьшении доли собственных средств; рискованности или доходности инвестиций; оценке эффективности использования ресурсов; целесообразности распоряжения инвестициями; способности организации гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест, выплачивать дивиденды, выполнять принятые на себя обязательств по расчетам за приобретенную продукцию и т. д. Положительная оценка деятельности предприятия в результате анализа бухгалтерской отчетности влечет за собой укрепление с ним партнерских взаимоотношений.

Для внутренних пользователей бухгалтерская отчетность формирует сведения, полезные руководству предприятия для принятия управленческих решений. Данные баланса, отчета о прибылях и убытках и других отчетов-расшифровок к нему необходимы:

- для контроля за наличием и структурой средств и источников;

- для контроля за размещением средств;

- для контроля за степенью изношенности основных фондов предприятия;

- для анализа финансового состояния и платежеспособности предприятия.

Изучение бухгалтерского баланса позволяет выявить обеспеченность организации собственными оборотными средствами, состояние расчетных и кредитных отношений, финансовое состояние организации. Дальнейшее совершенствование бухгалтерской отчетности неразрывно связано с совершенствование бухгалтерского учета, переходом предприятия на новый план счетов. Только полное,   объективное, непрерывное документирование всех хозяйственных операций, правильное проведение инвентаризаций, сопоставимая оценка учета текущих затрат и калькулирования может служить базой для формирования надежной и достоверной бухгалтерской отчетности.

В условиях рыночной экономики бухгалтерский учет нуждается в постоянном развитии. Это относится и к теории, и к методологии бухгалтерского учета как науки, и к практической организации учета на конкретном предприятии

Ежегодно утверждаются новые документы, разрабатываются инструкции, рекомендации, стандарты учета и отчетности, которые призваны повысить роль и значение бухгалтерской информации в области управления, контроля и анализа хозяйственной деятельности предприятии.

На примере ОАО «Прима» был проведен анализ ведения внутренней бухгалтерской отчетности, который показал необходимость реформирования данной системы учета. Были разработаны основные мероприятия по переходу на новый План счетов бухгалтерского учета, что позволит предприятию достойно конкурировать на рынке.

Таким образом, считаю поставленные цели и задачи выполненными.

 


[1] «О бухгалтерском учете». Федеральный закон от 21.11.96 г №129-ФЗ (в ред. От 03.11.2006г)

[2] Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. №34н(в ред. Приказа Минфина РФ от 24.03.2000 г №31н)

[3] Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 года №43н// Нормативные акты для бухгалтера.- 1999.-№1700

[4] Методические рекомендации по составлению и предоставлению сводной бухгалтерской отчетности. Утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1996 года №112// Экономика и жизнь.- 1997.- №16

[5] О формах бухгалтерской отчетности организации. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13 января 2008 года №4н

[6] Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 года №43н

[7] Приложение 1

[8] Приложение 2

[9] Приложение 3

[10] Приложение 5

[11] План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н в ред. приказа Минфина РФ от 07.05.2003 N 38н// Нормативные акты для бухгалтера.- 2003.-№23



2020-03-19 249 Обсуждений (0)
БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)