Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Индивидуальное консультирование несовершеннолетних, имеющих трудности общения с другим полом



2020-03-19 404 Обсуждений (0)
Индивидуальное консультирование несовершеннолетних, имеющих трудности общения с другим полом 0.00 из 5.00 0 оценок




 

С первого взгляда может показаться, что выделение только двух видов психологического консультирования несовершеннолетних — индивидуального и группового — нарушает логическую последовательность обсуждения: консультирование пар как бы исчезает. Но реальный опыт консультирования свидетельствует о том, что консультирование пар несовершеннолетних — это действительно редкое явление. Обсуждая психологическую ситуацию несовершеннолетних, консультированных по вопросам добрачной беременности, в первую очередь следует обратить внимание на исключительно нерациональное поведение некоторых из них.

Игнорирование беременности, неадекватные попытки материально обеспечить будущую семью — это типичное по ведение несовершеннолетних, которые столкнулись с новыми для себя обстоятельствами общения, в которых приходится уже не демонстрировать самостоятельность, а реально брать на себя ответственность за поступки. Поскольку несовершеннолетние редко когда способны принять такую ответственность, важной целью консультирования становится расширение круга лиц, участвующих в решении проблемы. Обычно это родители, партнер интимных отношений, его родители. Даже в тех случаях, когда реагирование родителей изначально было строгим и негативным, посредничество психолога заметно улучшало их отношения с находившейся в сложной ситуации несовершеннолетней.

Как уже упоминалось, сложно консультировать пару несовершеннолетних. Кроме того, такие пары редко обращаются в консультацию. Можно предполагать, что часть таких пар могла бы сохранить свои отношения и после рождения ребенка совместно заботиться о нем. Но в большинстве случаев несовершеннолетние обращались в консультацию тогда когда их отношения с будущими отцами уже распадались. Важно и то, что около половины из них не могли сообщить сведений, позволявших установить будущего отца и пригласить его в консультацию, т. е. не знали его фамилии, адреса и т. д. Только треть будущих отцов хотели продолжить отношения с будущей несовершеннолетней матерью после рождения ребенка. Почти все эти ситуации закончились заключением брака. Целью консультирования в таких случаях было всестороннее информирование о юридических условиях, позволяющих несовершеннолетним заключить брак.

Так как исключительное влияние на несовершеннолетних, имеющих трудности общения с другим полом, оказывает генетическая семья, она может обеспечить и действенную помощь. Все проконсультированные несовершеннолетние были опрошены по поводу их отношений с родителями, братьями и сестрами, другими живущими вместе родственниками. Также исследовались ценностные ориентации семьи, ее материальный и культурный уровень, религиозные убеждения, контроль над поведением несовершеннолетних, особенности эмоциональных отношений с родителями.

Количество консультированных несовершеннолетних не позволяет сделать репрезентативных выводов, но раскрывает возможные тенденции. Оказалось, что в ситуацию добрачной беременности чаще попадают несовершеннолетние из неполных семей. Среди них преобладают несовершеннолетние из материально хуже обеспеченных семей Образовательный уровень их родителей был невысок.

Проведенные опросы не выявили связи между строгостью или мягкостью контроля за поведением несовершеннолетних и возникновением добрачной беременности. Ценностные ориентации родителей, их религиозные убеждения тоже оказались не значимым фактором. Существенно другое. Эмоциональные отношения несовершеннолетних и их родителей почти во всех случаях были проблемными. Вопросы психолога: «Любят ли тебя родители? Любишь ли ты своих родителей?» — нередко вызывали сильную эмоциональную реакцию. Можно предполагать, что интимные связи несовершеннолетних как бы компенсировали недостаток эмоциональных отношений в семье. Соответственно и в случаях добрачной беременности и в других сложных ситуациях общения целью консультирования становилось воссоздание и создание общности между родителями и детьми.

Нарушение эмоциональных связей между родителями и несовершеннолетними можно констатировать и в тех случаях, когда психологические трудности несовершеннолетних не были связаны с беременностью. Эти нарушения особенно характерны для ситуаций сексуального насилия.

Информативны случаи обращения в консультацию, не связанные с беременностью или сексуальным насилием. Они раскрывают наиболее психологически сложные для несовершеннолетних ситуации общения с другим полом.

Обсуждая эти примеры, нужно отметить, что редкий подросток не имеет опыта распавшейся дружбы, безответной влюбленности, непонимания. Абсолютное большинство самостоятельно решает эти проблемы, преодолевает вызванные ими негативные эмоции, находит психологическую поддержку в своем окружении. В связи с этим не без интереса выяснить, чем отличаются подростки, которые ищут профессиональной психологической помощи.

Отметим, что информирование общественности о психологических консультациях оказывает положительное воздействие и на несовершеннолетних, они чаще самостоятельно обращаются за психологической помощью. В то же время значительная часть несовершеннолетних еще не обладает необходимой информацией. Среди обратившихся в консультацию каждый седьмой несовершеннолетний имел предварительно некоторый опыт общения с психологом (психолог был среди его родственников, в консультацию ему посоветовал обратиться учитель психологии и т. д.).

Другой важный вопрос — личностные особенности консультированных несовершеннолетних. Некоторые тенденции, обусловившие возникновение потребности в консультациях, могут быть выявлены с помощью типологии акцентуаций характера, предложенной А. Личко. Оказалось, что в консультацию из-за трудностей общения с другим полом в основном обращаются подростки истероидной (примерно 70 %) и эпилептоидной (около 15 %) акцентуации. Понятно, что в других консультационных службах распределение может быть иным, но приведенный здесь факт обращает внимание на определенную группу подростков, которым свойственны эмоциональная неустойчивость, инфантилизм, неумение предвидеть последствия своих поступков, повышенная внушаемость. В еще большей степени консультированные подростки выделяются по своим социально-психологическим характеристикам. Их объединяет неумение интегрироваться в группы сверстников и отчуждение в семье. Оба эти свойства могут проявляться различно. Неблагополучие в семье может варьировать от эмоционально холодных отношений до открытой враждебности. Изоляция от сверстников тоже может быть ярко выраженной (подростка третируют, он является объектом насмешек и т. п.) или у него «просто» нет друзей. Исследование данных свойств какими-нибудь стандартизированными методиками может их и не зафиксировать. Хотя субъективно ситуация эмоциональной изоляции очень часто переживается, а типичным ее выражением становится чувство небезопасности, истоки этого чувства не всегда известны и во многих случаях связаны с нестабильными отношениями между родителями, разводом. Подростки, чувствуя себя небезопасно, ищут опеки и эмоциональной стабильности в отношениях с человеком другого пола, хотя сами редко когда способны на зрелые чувства и ответственность. Кроме того, их требования к другу (подруге) часто недостаточно конкретны, им трудно понять и выразить свои пожелания. Подобные обстоятельства не способствуют возникновению крепкой и постоянной связи. А так как потребность в ней была высокой, конфликт с другом (подругой) нередко заметно отражается на поведении подростков, например, они бросают школу, перестают контролировать питание (едят или слишком много или слишком мало и т. д.). Свое эмоциональное состояние эти подростки описывали как чувство пустоты, бессмысленности, тоски.

Поведение окружающих в таких случаях часто способствовало усилению кризиса. Мало и эмоционально бедно общающиеся с родителями, отвергнутые сверстниками подростки наказывались за «капризы», их высмеивали. Такое воздействие давало негативный результат, усиливало кризис. Важно отметить, что и доброжелательная помощь иногда оказывалась неэффективной или даже вредной. Обычно это случалось, когда взрослые пробовали восстановить дружбу подростков.

Действенной психологической помощью несовершеннолетним в таких ситуациях становятся индивидуальные консультации, целью которых является осознание потребностей и эмоций, а также усвоение способов, дающих возможность контролировать свои эмоциональные состояния.

В условиях, когда подростки могут выговориться, их психическое напряжение снижается, что само по себе благоприятно действует на их состояние. Кроме того, обращение внимания подростков на рефлексию ранее бывших и переживаемых в момент консультации чувств, разностороннее их рассмотрение и анализ помогают быстро преодолеть кризис, и далее несовершеннолетние уже более или менее самостоятельно способны решать проблемы общения с другом (подругой).

Особенно следует отметить, что примерно пятая часть консультаций, начавшихся как консультации по вопросам общения с другим полом, далее были направлены на коррекцию отношений детей с родителями.

 



2020-03-19 404 Обсуждений (0)
Индивидуальное консультирование несовершеннолетних, имеющих трудности общения с другим полом 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Индивидуальное консультирование несовершеннолетних, имеющих трудности общения с другим полом

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (404)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)