Переходная экономика в России
Перед российской экономикой встал вопрос выбора: с одной стороны невозможность существовать “по-старому", с другой - неопределенное будущее. В это время появляется множество альтернатив экономического развития страны. Объявленный М.С. Горбачевым переход к конфедеративному принципу формирования Союза привел к тому что рамки союзного законодательства сузились до пределов устанавливаемых самими республикам. Законы принимаемые в ВС СССР стали носить общий характер. Их детализация - дело республик. В июле завершили работу два очень важных законодательных собрания. Первое - сессия ВС РСФСР приняла декларацию о независимости России утвердившую приоритет республиканских законов над союзными. Судя по экономической программе с которой выступил Б. Ельцин Россия собиралась проводить более последовательную и либеральную экономическую политику. В тот политически очень сложный год было разработано две программы. На фоне не прекращающейся борьбы за власть между правительством РСФСР и союзным правительством появилась программа впоследствии получившая название '500 дней'. Эта программа была разработана несколькими прогрессивными или как тогда говорили 'прозападное' настроенными экономистами, ратовавшими за скорейшее вхождение СССР в рыночную экономику и как следствие интеграцию ее в общемировое хозяйство. Правительство СССР выдвинуло конкурирующую программу. В чем похожи и в чем отличались программы? “Основные направления стабилизации и перехода к рыночной экономике" были предложены союзным правительством. Финансовое оздоровление предложенное в нем было очень простым. Предлагалось увеличить розничные цены примерно на 200 млрд. рублей и выплатить компенсацию населению на 135 млрд. рублей таким образом изъяв из обращения 70 млрд. рублей. Предложенная же программа группы Шаталина-Явлинского стабилизации основывалась на принципиально другом предпосылке. Суть ее заключалась в распродаже государственной собственности малых и средних предприятий, производственных запасов, замороженных строек (коих к примеру в 1990 году было около 305 тысяч) и высвободившихся стройматериалов, ценных бумаг, жилья и др. По сути дела '500 дней ' в 1990 году предлагала сделать то, что сделал Чубайс в 1994 году, а именно - широкомасштабную приватизацию государственной собственности. Одна из целей программы приватизации состояла в том, чтобы поглотить избыточные деньги в экономике. После этого предлагалось отменить государственный контроль над ценами. Тем не менее уже тогда многие полагали, что реализация плана '500 дней' в той ситуации была маловероятна. Отсутствие четкого разграничения между союзным и республиканскими законодательствами делало эту программу не реализуемой. Так как программа Шаталина-Явлинского была де-факто программой РСФСР, то союзное правительство сделало попытку взять под контроль ее реализацию. Была создана рабочая группа численностью 19 человек. В состав рабочей группы вошли представители президентского совета, Совета Министров СССР а также эксперты из СМ СССР и независимые эксперты. Как было официально объявлено в нее вошли: Николай Петраков (помощник президента СССР), Станислав Шаталин (член президентского совета), Леонид Абалкин (экономист), Григорий Явлинский (представитель от СМ РСФСР) Борис Федоров (министр финансов РСФСР) и Николай Шмелев (член плановой и бюджетной - финансовой комиссии при СМ СССР). Эта группа была создана благодаря переговорам между тогда еще председателем Верховного Совета РСФСР Б. Ельциным, президентом СССР М. Горбачевым и председателем Совета Министров СССР Николаем Рыжковым. Предполагалось за основу взять проект '500 дней' и создать некую общую схему действий для Союза и для отдельных республик. В результате ее работы был получен новый вариант программы, впоследствии получивший название “президентского". У исходной формулировки программы и окончательного “президентского" варианта были следующие отличия. 1) Отсутствие в 'президентском' варианте принципа преобладания республиканских законов, над союзными. 2) Исключения раздела о ликвидации дотаций всем без исключения предприятиям агропромышленного комплекса. 3) Различие в способах формирования бюджета. В “президентской” программе союзный бюджет создается за счет отчислений с предприятий. У Шаталина-Явлинского за счет отчисления из республиканских бюджетов, которые формируются за счет налогов с предприятий. 4) Разные подходы к земельной реформе. Если в “500 днях” предусматривалась не только частная собственность на землю но и создание в стране цивилизованного рынка земли то в 'президентском' говорилось только о предоставлении земли в долгосрочную аренду. Но у обоих программ был один и тот же недостаток. Они не давали никакого ответа на вопрос о том, что же делать с ВКП. СССР тогда был самой милитаризованной державой в мире. По данным ООН в СССР доля потребление/военные расходы составляла тогда приблизительно такое соотношение 44/18% соответственно. Это очень много. Для примера в США эта доля была равна 67/7%. Увеличивающим этот дисбаланс фактором было то, что СССР была страной с очень закрытой экономикой. Огромное количество человеческих и других ресурсов было брошено на производство непотребительской продукции. Этот сектор экономики (если его вообще можно выделить в сектор, ведь около 20% всех предприятий принадлежали к ВПК, а если посчитать, сколько предприятий косвенно были связаны с ВПК то получалось что процентов 70% предприятий замкнуты в отдельный производственный цикл) имел очень квалифицированные и узкоспециализированные кадры, которые и определяли низкую приспособляемость ВПК к переменам. Ноябрь - продолжается процесс заключения межреспубликанских договоров России с другими республиками СССР. В ноябре таких договоров основным положением, которых можно считать взаимное признание суверенитета, было заключено целых два с Украинской СССР и с Казахской СССР. 26 декабря Россия принимает бюджет, в котором Финансирование Союза сокращено с 119 млрд. рублей до 23,4 млрд. 24 декабря ВС России принимает закон "О собственности в РФ". По принятому документу, владельцы имущества могут его использовать в каких угодно целях. В частности, собственник получает возможность создавать предприятия и передавать им оборудование, средства на правах полного Хозяйственного владения с получением оговоренного в договоре размера прибыли. Таким образом, уже существующий в России бизнес получил возможность выйти из подполья, из различных юридических уверток. Таких как во множестве изобиловавших центров НТТМ, кооперативов и т.д. Предприниматель обретал статус частной фирмы и теперь мог не идти в различные государственные структуры, которые за определенный процент от прибыли предоставляли "крышу". Вторым не менее принципиальным пунктом было то, что количество и стоимость имущества приобретаемого в частную собственность ничем не ограничивалось. Это означало, на практике любой необходимый масштаб для предпринимателя (разумеется в пределах его финансовых возможностей). Закон создавал не только частную собственность, но и частного собственника, предпринимателя из вчерашнего пролетария которому было нечего терять кроме собственных цепей. С чисто деловой точки зрения закон создавал предпосылки, необходимые для появления в республике большого числа частных фирм, российских, иностранных и со смешанным участием, которые бы специализировались на торговой - посреднической, финансовой, сервисной и производственной деятельности. В конце июня российский парламент принял закон "Об инвестиционной деятельности в РФ". Вот основные положения этого закона. "Инвестиционной деятельностью на территории РФ могут заниматься советские и иностранные граждане, а также юр. лица и иностранные государства. Все инвесторы пользуются равными правами, защита этих прав гарантируется государством вне зависимости от формы собственности. Государственные органы или должностные лица, не имеют права вмешиваться в договорные отношения между участниками инвестиционной деятельности это превышает их полномочия. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы или реквизированы. Последующие месяцы не были отмечены чем-либо примечательным. Медленно продвигался процесс подписания нового союзного соглашения в Ново-Огареве. Россия продолжала заключать межреспубликанские договора. Перед подписанием столь важного для себя документа президент Горбачев отправился в отпуск. В это время в России произошел путч. В послепутчевое время и начинается новая история России. Вернувшемуся в Москву президенту СССР не на кого было опереться. Фактически он вернулся из отпуска в совершенно другую страну. Российская власть, оставившая перестроечную идеологию и вдохновленная "абсолютным" народным доверием уничтожила КПСС. Расставшись со своим союзным прошлым, при всей сложности и неразберихе взаимоотношений республики получили возможность разобраться со своими проблемами своими силами. Какие изменения внес путч в деловую активность в России. В сентябре после путча объемы экспорта и импорта российских предприятий несколько увеличились по сравнению с августом. Правда, падение активности иностранных инвесторов превзошло все ожидания. В период с начала августа по конец сентября объемы иностранных инвестиций уменьшились в два раза. С российской стороны наблюдалась совершенно противоположная тенденция. Коммерческие структуры инвестировали в 3 раза больше средств, чем в предыдущие месяцы. Причем наибольшее количество средств было вложено в финансовый и торгово-финансовый сектор экономики. К концу года инвестиционный кризис приобрел черты широкомасштабного спада практически по всем направлениям инвестиционной деятельности. 1) Объемами капитальных вложений. 2) Мерой их использования. 3) Размерами выпуска инвестиционных товаров. 4) Проведения жилищной - строительных работ. По данным Госкомстата объем капитальных вложений в 1991 году сократился на 5% против уровня 1990 года. На фоне масштабов общеэкономического спада это покажется незначительным. Однако инвестиционную сферу характеризуют не только финансовые, но и натуральные показатели, а их значения выглядят гораздо хуже. Производство важнейших инвестиционных товаров, таких как цемент, лен, производственное оборудование снизилось на 7-25% в зависимости от отрасли. В результате срыва прямых договоров уровень капиталовложений стремительно упал. Кризис инвестиций приобрел стагфляционный характер. Стагфляция характеризуется резким сокращением объемов инвестиций, сопровождающимся ростом цен. В конце 1991 года доля капитальных вложений предприятий уменьшилась на 20%, а доля средств идущих на компенсационные выплаты увеличилась на 16%. кроме того создалась ситуация двойного налогообложения: налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль изымалось примерно 40% прибыли у предпринимателя, что никак не способствовало улучшению инвестиционной обстановки. В связи с повышением цен предприятия производили работникам выплаты социального характера 50% из которых составляла материальная помощь. В это время сокращение производства, отставание денежных доходов от роста цен привели к значительному сокращению уровня потребления по сравнению с 1991 годом. Потребление мясных продуктов уменьшилось на 12%, молока и молочных продуктов на 18%, фруктов и яиц на 33%. Резко уменьшилась доля покупаемых товаров непродовольственного потребления. Если на потребительском рынке ощущался острый дефицит товаров, то в финансовой сфере экономики - острый переизбыток горячих денег. Вообще в действиях правительства и Ц.Б. выделяется 2 периода. В течении первого периода (январь-май 1992 года) удерживание роста количества денег в обращении находилось в центре внимания правительства и Ц.Б. Жесткий контроль над денежной массой являлся важнейшим условием не срыва экономики в гиперинфляцию после либерализации цен в январе. Эта попытка была реализована довольно успешно, и в целом темпы роста денежной массы удавалось сдерживать на уровне 9-17% в месяц. Объединенный бюджет был почти сбалансированным. Вот статистика денежного обращения в 1992 году. Население заплатило различных налогов и взносов 318,3 млрд. рублей, внесло на счета, во вклады в различных банках 129,9 млрд. рублей, сдало в учреждения Сбербанка различных ценных бумаг стоимостью 2 млрд. руб. В объемах денежных доходов значительно увеличилась доля наличных денег. Оседание наличности пополнилось эмиссией, которая за 9 месяцев составила 804,4 млрд. руб. Наибольшей она была в 3 квартале-537,6 млрд. рублей, что соответственно больше чем в первом и во втором квартале в 6,8 и 2,7 раза. Преимущественно за счет эмиссии была ликвидирована задолженность по выплатам населению зарплаты, пенсий, пособий. К тому времени в промышленности сложилась следующая ситуация. Физический объем производства сократился на 17,8%. Начало этого процесса было заложено в самой структуре российской экономики, просто с началом реформ произошло резкое сокращение промышленного производства. Однако нельзя не признать, что спад производства был очень неравномерным. В наибольшей степени 15-32% он затронул пищевую, химическую и нефтехимическую промышленность, черную и цветную металлургию. В наименьшей степени спад происходит в электроэнергетики, металлообработки - на 0,7-1,1%. Для большинства предприятий важнейшим фактором приведшим к спаду, являлся разрыв хозяйственных связей с партнерами, перебои с поставками сырья, общая социально-экономическая нестабильность. Большинство отраслей не смогло сразу отреагировать на изменение внешней ситуации и снизить объем производства т.к большое количество предприятий работало не на потребителя, а на другие предприятия в замкнутой экономической системе. Исключением являлось только пищевая промышленность. Но, в течении 1992 года спад в промышленности не был равномерным. После первого удара вызванного гайдаровской реформой мы видим, как во второй половине года интенсивная кредитная эмиссия привела к замедлению спада производства в сентябре-октябре с 3.2% до 1.1% в месяц. Во-вторых, спад производства начинает приобретать структурный характер. В то время как значительней всего сокращается выпуск в легкой промышленности в машиностроении, спад в электроэнергетике, топливной, лесной, целлюлозно-бумажной промышленности невелик, а в черной и цветной металлургии налицо тенденция к росту производства. Однако совершенно очевидно, что это изменение в темпах спада никак нельзя назвать глубоким структурным изменением. И тем более уменьшение спада носит инфляционный характер. Серьезное ухудшение макроэкономической ситуации заставили правительство приступить, начиная с сентября к ужесточению бюджетной политики находящейся в его прямом ведении. Наряду с этим продолжающийся рост объема кредитования вкупе с принятием нового налогового законодательства способствовали долговременному приросту денежной массы. Это означает, что важнейшей проблемой 1993 года становилось торможение инфляции достигшей гиперинфляционного уровня. Кстати в 1992 году и правительство и средства массовой информации очень много стращали население призраком гиперинфляции, который находился совсем рядом, ну вон за тем углом. Интересно отметить, что когда все так много говорили о приходе гиперинфляции она уже пришла, как же иначе можно трактовать 26% инфляции в месяц. С этой макроэкономической ситуацией страна вступила в 1993 год. Экономическое положение в России в 1993 году оставалось сложным. ВВП по сравнению с предыдущим 1992 годом сократился на 11%, промышленное производство на 17%, капиталовложения на 12-15%. Высок уровень инфляции достигавший в отдельные месяцы, почти 30%. Все это усугублялось продолжающими функционировать неэффективными производствами. Сырье и материалы продолжали потребляться в значительных количествах при сокращении объемов выпуска готовой продукции. Практически не снижается энергоемкость производства. Относительная стабилизация за счет смягчения кредитно-денежной политики, отсутствие резких изменений ценовых ориентиров при накопленном предприятиями опыте коллективной защиты (в виде лоббирования) от проводимой государством политике, практическое бездействие Закона о банкротствах - все это никоим образом не способствовало структурным, прогрессивным преобразованиям в экономике. Спад производства несет характер медленного приспособления к структуре платежеспособного спроса. Сохраняются негативные тенденции в сфере государственных финансов. Расходы продолжают увеличиваться тогда, как доходы продолжают сокращаться. Предприятия продолжают увеличивать доходность за счет увеличения цен, а не за счет модернизации производства. Как следствие к этому преобладает инфляция издержек. Продолжает оставаться острой проблема сокрытия доходов. По НДС недоимка составила 593 млрд. рублей по налогу на прибыль 574 млрд. В 1993 году сохраняется рост оптовых цен предприятий производителей по сравнению с потребительскими ценами. Однако это опережение носило не столь существенный характер. Рост цен на основные потребительские товары происходит меньшими темпами, чем в 1992 году. При этом следует отметить, что цены на продовольственные товары росли медленнее, чем на непродовольственные товары и услуги. На фоне продолжающегося снижения общего объема производства товаров и услуг в меньшей степени сокращается производство товаров народного потребления, растет их импорт из стран дальнего и ближнего зарубежья. Благодаря этому в целом уровень жизни в 1993 году перестал падать. Увеличилось потребление основных продуктов питания, выросла покупательная способность населения. Возросшие в сравнении с 1992 годом финансовые возможности населения все в большей степени способствовали ориентации производителей и импортеров товара на удовлетворение платежеспособного спроса. В течении 1993 года продолжился рост насыщенности торговой сети товарами народного потребления. В целом, процессы происходившие на потребительском рынке дали возможность оптимистически смотреть на ситуацию в будущем году. Однако для 1993 года характерен и ряд негативных моментов. Сбалансированность рынка потребительских товаров была достигнута за счет увеличения цен, а не за счет увеличения товарного предложения. В условиях высокой инфляции население не заинтересовано в накоплении денежных средств и поэтому большая часть активов расходуется на текущее потребление. Противоречивая ситуация сложилась на рынке труда. На фоне относительно низкого уровня официально зарегистрированных безработных (0,85% в целом по России), происходило нарастание скрытой безработицы, которая проявлялась в виде неполной занятости, неоплачиваемых отпусков и т.п. Центром экономической конъюнктуры размеры скрытой безработицы оцениваются в 7-9 млн. человек, т.е.8-11% от всего трудоспособного населения России. В развитии внешнеэкономических связей в 1993 году сохраняется ряд серьезных проблем. Не удалось создать действующую систему валютного контроля. Продолжалась утечка капитала и вывоз сырья за границу по демпинговым ценам. Много проблем создает отсутствие таможни со странами ближнего зарубежья. В условиях нестабильности денежно-финансовой и политической ситуации в стране средства в значительной мере использовались для трансфертных операций в форме депозитов в иностранных банках. Таким образом несмотря на значительное положительное сальдо экспорта-импорта в 24,3 млрд. долларов в России существовал определенный недостаток в валютных средствах для поддержки необходимой инвестиционной перестройки, стабилизации курса рубля и погашения внутреннего долга. Вместе с тем предпринятые правительством и Ц.Б. шаги на достижение стабилизации в сфере денежного обращения создали более благоприятную экономическую ситуацию в России по сравнению с 1992 годом. Отмена с 1 октября льготных кредитов, сочетание мер по изменению системы обязательной продажи валюты (только через биржу) привели к резкому улучшению позиций российского рубля и стабилизации его курса. Настойчивые действия правительства и Ц.Б. привели к тому, что в конце года инфляция снизилась до 12% в месяц. Итак, в 1993 году происходят такие позитивные изменения как: 1) Наметилась тенденция к восстановлению потребительского рынка. Расширилось товарное предложение. Физический объем предложения товаров и услуг растет на 1% ежемесячно. 2) Номинальные доходы населения начали опережать рост потребительских цен. В результате денежные доходы населения увеличились на 7%. 3) Выросло по сравнению с предыдущим годом потребление продуктов питания. 4) Значительные изменения произошли во внешней торговле. При некотором снижении объемов импорта, экспорт напротив несколько вырос, что позволило добиться прироста сальдо внешней торговли. Валютные счета предприятий в 1993 году составили около 13 млрд. долларов. В том же году начало приватизации открыло доселе неизвестный бывшему советскому человеку фондовый рынок. Страна реально переходит к рыночным отношениям. Формируются структуры новой экономики России. Одно из главных достижений в реформировании экономики России - приватизация государственное имущество. Но ее другое значение в коренном изменении всей социально-экономической структуры народного хозяйства России. Действию официальных механизмов приватизации сопутствуют скрытые, глубинные процессы, в результате которых формируются новые общественные силы, разрешаются некоторые старые и появляются новые социальные противоречия. Рассмотрим, для чего была нужна приватизация. Одной из главных задач, которую власти пытались решить с помощью приватизации, была создание в стране собственника. Как следствие должен был сформироваться средний класс, на который впоследствии можно было опереться при проведении дальнейших реформ. Также очень большие надежды возлагались на инвестиции, которые должен был привести в экономику новый хозяин. Государство к тому моменту абсолютно не могло инвестировать из-за недостатка ресурсов. Инвестиции должны были должным образом воздействовать на структурную перестройку экономику, на материальное перевооружение и увеличение эффективности производства. К сожалению, многие планы не сбылись. Последствия приватизации таковы: 1) Превращение руководителей предприятий из руководителей "де-факто" в хозяина "де-юре". При этом; а) В большинстве коллективов происходит резкий скачок уровня устойчивости руководителя. б) В ряде случаев сторонний инвестор захватывает власть и убирает прежнего руководителя. в) Уровень устойчивости руководителя не меняется. 2) Формирование фондового рынка в России, тем самым обеспечивающего ряд необходимых факторов для успешного проведения приватизации путем акционирования. Косвенное значение - формирование механизма переливания капитала. 3) Социально-экономическое расслоение и его закрепление. Первоначально существовавшая в России гипотеза о создании "среднего класса" в процессе приватизации себя не оправдала. Поляризация общества на богатых и бедных продолжается. 4) Но главное в процессе приватизации не это. Главное заключается в том что первоначальный раздел собственности именуемый приватизацией все-таки, ни смотря, ни на что, произошел. Наиболее значимым событием 1994 года оказалось успешное завершение к концу июня первого, чекового этапа приватизации. Доля занятых на промышленных предприятиях не государственного сектора экономики заметно возросла и по не которым оценкам составила более 50%. Вместе с тем, главным достижением ваучерной приватизации стала как ни странно именно ее осуществление в условиях России 1992-1994 года. Эффективное перераспределение собственности, привлечение инвестиций, структурная перестройка производства, изменение характера менеджмента остаются главными задачами второго - денежного этапа приватизации. В развитии социально-экономической ситуации в 1994 году можно четко выделить два основных периода. Первый охватывает время с января по август, когда основные черты макроэкономической ситуации определялись тенденциями, сложившимися, в последнем квартале 1993 года. Наблюдалось постепенное снижение темпов инфляции, а падение валютного курса приобрело черты стабильности и предсказуемости. Повышение процентных ставок до реально положительного уровня в конце 1993 года способствовало началу роста сбережений населения и предприятий. К концу лета было отмечено нарастание импорта зарубежных портфельных инвестиций, появились первые признаки стабилизации промышленного производства. В сентябре наступил перелом. Его начало было отмечено ускорением темпов инфляции, валютной паникой завершившейся крахом рубля в "черный вторник" 11 сентября. Ускорение темпов инфляции вновь отбросило реальные процентные ставки к отрицательным величинам, что вновь снизило активность населения к накоплениям и остановило процесс сбережения. История совершила свой круг и новый 1995 год Россия встречает практически с теми же проблемами, что стояли перед ней за 2 года до этого - зимой 1993 года + война в Чечне, которая тяжелейшим бременем легла на российскую экономику. Когда происходят такие радикальные политические и экономические изменения в обществе, движение к рынку ускоряется и становится необратимым. Командная экономика прекращает свое существование в одних странах сразу - в других постепенно. Бюрократическое распределение товаров и ресурсов заменяется свободными коммерческими контрактами между производителями и потребителями, продавцами и покупателями. Развивается конкуренция, и появляется новая форма хозяйственных отношений - малое и среднее предпринимательство. Заключение
ВВП является главным макроэкономическим показателем, измеряющим деловую активность за определенный промежуток времени. Подсчет ВВП ведется тремя методами: производственным, суммирования расходов и суммирования доходов. В итоге все три метода дают одинаковый конечный результат исчисления ВВП. Основным тождеством национальных счетов является:
Y=C+I+G+NX.
ВВП, выраженный в текущих ценах, называется номинальным ВВП, а в ценах базисного года - реальным ВВП. Дефлятор ВВП представляет собой частное от деления номинального на реальный ВВП и показывает изменение уровня цен за определенный период времени. Индекс цен с неизменным набором товаров и услуг (потребительская корзина) называется индексом Ласпейреса; индекс цен с изменяющимся набором товаров и услуг - индексом Пааше, или дефлятором ВВП. Потенциальный ВВП - это ВВП, рассчитанный для уровня полной занятости всех ресурсов общества. В системе национальных счетов отражена связь важнейших макроэкономических показателей: ВВП, чистого внутреннего продукта (ЧВП), национального дохода (НД), личного дохода (ЛД), располагаемого дохода (РД). 7. ВВП не является идеальным измерителем экономической активности населения и его экономического благосостояния, поскольку в этом показателе не отражается ненаблюдаемая экономика – теневое производство, незаконное производство, производство неформального сектора, производство домашних хозяйств для собственного конечного использования, а также виды деятельности, воздействующие на экономическое благосостояние, но не имеющие рыночной оценки. Этот недостаток устраняется введением показателей чистого экономического благосостояния (ЧЭБ) и истинных сбережений. Список литературы
1. Агапова Т., Серегина С. Макроэкономика: учебник для вузов.7-е изд. М.: ДиС, 2005. 2. Ивашковский С.Н. Макроэкономика.3-е изд. М.: Дело, 2004. 3. Курс экономической теории: учебник.5-е изд., испр., доп. и дораб. под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров: АСА, 2006. 4. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. Учебник - М.: ВитаПресс, 1997. 5. Макконнелл К.Р., Брю СЛ. Экономикс.15-е изд. М.: ИНФРА-М, 2005 6. Макроэкономика: Теория и российская практика.2-е изд. / под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. М.: КНОРУС, 2005. 7. Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономикс. СПб.: Питер, 2004. 8. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика.15-е изд. М.: Бином-КНОРУС, 1997. 9. Журнал: “Экономика и жизнь" № 12 за 1996 г. 10. “Экономика и жизнь" № 4 за 1997 г. 11. “Эксперт” № 4 за 1996 г. Приложение
Таблица 1.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (274)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |