Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цивилизация и природа в произведении «К морю»



2020-03-19 140 Обсуждений (0)
Цивилизация и природа в произведении «К морю» 0.00 из 5.00 0 оценок




Жанровая принадлежность

Прежде чем проводить анализ стихотворения Пушкина «К морю», необходимо понять, к какому жанру оно относится. Это творение вобрало в себя все лучшее из поэтического багажа Александра Сергеевича: и фонетическое мастерство, и наполненное содержание, и лирическое настроение, и проникновенность, и высокую эмоциональность. Стихотворение «К морю» по своему построению является лирическим монологом - читатель как будто слушает разговор автора с морем. Надо сказать, что к подаче произведения в такой форме Пушкин в своем творчестве прибегал довольно часто. Такая манера давала возможность ему максимально раскрыться и донести до адресатов все свои думы и мысли. Что касается того, к какому литературному жанру принадлежит произведение «К морю», анализ стихотворения литературоведами позволил сделать вывод о том, что это философическая элегия, поскольку в основе лежат собственные переживания поэта.

Содержание

Стих Пушкина «К морю» начинается с расставания лирического героя со «свободной стихией», отчего у него возникает грустное чувство. В первой части произведения преобладает конкретно-биографический, личностный аспект. Затем читателям открывается мироощущение автора. Для него море – это то же, что и мир человеческой души, поэтому оно настолько притягательно. Водная стихия прихотлива и своенравна, как и порывы человека, непредсказуема, как и его потаенные желания. Море может быть умиротворенным, тихим или же, напротив, грозным, сулящим гибель людям. Но точно так же люди могут гибнуть, отдавшись во власть импульсивных порывов и безумных страстей.

 

 

Не только мир человеческой души, но и саму судьбу заключил в образе «свободной стихии» Пушкин. «К морю» - стихотворение, в котором идет речь о непредсказуемости водной стихии: она своевольно играет с людьми и может принести как радость, так и неожиданную смерть. С непредсказуемыми морскими водами автор сравнивает и любовь – чувство, подчиняющее себе любые устремления и поступки, которое вместе с тем может сковать волю человека и стать своеобразным «пленом души».

В свое время разными литературоведами исследовалось произведение «К морю». Анализ стихотворения, проведенный ими, указал читателям на нарушение Пушкиным грамматических норм. Дело в том, что, когда поэт обращается к морю, он использует глаголы мужского рода: «Ты ждал, ты звал…». Хотя любой школьник знает, что слово «море» - это существительное среднего рода.

Наполеон и Байрон

Далее в исторический план устремляет свои мысли Пушкин. «К морю» (стихотворение) продолжается воспоминаниями автора о Наполеоне – человеке необыкновенной судьбы, который нашел свою смерть на острове Святой Елены, рядом с морем. В произведении всплывает и другой романтический герой – поэт Байрон. Два этих образа – Наполеона и Байрона – Пушкин связывает воедино не просто так. Английский лорд много писал о выдающемся французском полководце, его очень интересовала его личность.

Цивилизация и природа в произведении «К морю»

Анализ стихотворения позволяет проследить в нем мотив грусти. Он появляется еще в самом начале повествования, когда лирический герой грустит при расставании с морем, затем проходит через воспоминания автора о гибели Наполеона и смерти Байрона и выходит на внеличностный, внесюжетный, философский план: «Судьба людей повсюду та же: где благо, там уже на страже иль просвещенье, иль тиран». Характерная особенность состоит в том, что Пушкин приравнивает тиранию к просвещению. В понимании поэта цивилизация, которая насильно лишает человека свободы и вмешивается в естественное течение его жизни, является «тираном». Противопоставление мира природы и мира цивилизации всегда прослеживалось в творчестве Пушкина (вспомните Онегина и Татьяну, старого цыгана и Алеко). В этом же стихотворении природный мотив не выдвинут на передний план, он лишь угадывается, выступает альтернативой тирании и просвещению.

Заканчивается произведение жизнеутверждающе. Автор, прощаясь с морем, обещает сохранить в душе образ «свободной стихии» и жить в соответствии с идеалом природного, естественного человека.

«К морю» - анализ стихотворения. Художественные средства

Пушкин в своем творении использует разнообразные средства выразительности. Это и эпитеты («гордою красой», «пустыни молчаливы», «путь беспечный»), и метафоры («я был окован»), и риторические вопросы («О чем жалеть?») Есть здесь также анафоры, сравнения, инверсии, перифразы, обращения, за счет которых создается впечатление душевного разговора автора с морем. В произведении поэт прибегает к славянизмам («брег», «глас», «рыбарей») и словам высокого стиля («благо», «властитель», «венец», «тиран»).

Фонетический строй

Не вызывает сомнения, что Александр Пушкин – мастер изящной словесности. С первых строк стихотворения «К морю» перед нами не только рисуется картина, где и «волны голубые», и «гордая краса» морской стихии, но и кажется, будто действительно слышен шум волн. Этот эффект достигается за счет определенного сочетания звуков «щ» - «блещешь», «прощай», «ш» - «услышал», «шум», «ч» - «час». Также ассоциация с шумом моря создается благодаря чередованию шипящих «ш» и торжественных «р». Такая звуковая тональность прослеживается на протяжении всего стихотворения.

В заключение

Произведение «К морю» раскрывает Пушкина в качестве певца свободы. Эта элегия многопланова и многогранна, она демонстрирует чаяния поэта, показывает особенности его эпохи. В этом стихотворении Александр Сергеевич прощается с романтическим идеалом. Для него все это – уже вчерашний день. После элегии «К морю» в жизни Пушкина наступил новый этап.


Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!

Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!

Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,
И стая тонет кораблей…



2020-03-19 140 Обсуждений (0)
Цивилизация и природа в произведении «К морю» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цивилизация и природа в произведении «К морю»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (140)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)