Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Средства и методы контроля на уроке физической культуры.



2020-03-19 272 Обсуждений (0)
Средства и методы контроля на уроке физической культуры. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Центральное место в педагогическом контроле занимает двигательная деятельность. Она контролируется по трем направлениям:

- формирование и совершенствование двигательных умений и навыков;

- воспитание физических качеств;

- изменение состояния организма.

Педагогический контроль на уроках преимущественно состоит в проверке и оценке вышеперечисленных факторов у учащихся.

Педагогический контроль за формированием и совершенствованием двигательных умений и навыков

Степень освоения двигательных действий контролируется в объеме изучаемых требований, т.е. с учетом особенностей этапа обучения. Средством контроля являются изучаемые физические упражнения.

На этапе разучивания техника упражнений может проверяться также посредством выполнения отдельных элементов или структурно схожих подводящих упражнений, выполняемых в облегченных условиях.

На этапе углубленного разучивания контролируется техника навыка в стандартных условиях выполнения.

На 3-ем этапе совершенствования (умения 2-го порядка) техника оценивается в изменяющихся условиях, во взаимосвязи с количественными результатами (при значительных физических напряжениях), в соревновательной обстановке, т.е. в усложненных условиях.

Степень освоения двигательных действий определяется по 5-балльной системе с учетом характера и количества ошибок:

"5"- упражнение выполнено правильно, свободно и точно;

"4"- упражнение выполнено слитно, но было допущено до 2-х незначительных ошибок (связанных с неточным выполнением техники);

"3"- упражнение выполнено с 3-мя незначительными или одной значительной ошибкой (ведущей к искажению основ техники);

"2"- упражнение выполнено с искажениями основ техники;

"1"- упражнение не выполнено полностью или отказ от выполнения.

Оценка производится визуально. [12, с. 117]

Проверка и оценка уровня развития физических качеств.

Основным средством определения уровня развития качеств являются физические упражнения (тесты). Могут применяться ТСО: динамометры, тренажеры. Тесты, применяемые для контроля, можно разделить на 2 группы:

1) физические упражнения, входящие в содержание программы и поддающиеся стандартизации;

2) физические упражнения для контроля тех физических качеств, которые не могут быть определены упражнениями 1-й группы (прыжок в длину или в высоту с места).

Проверка проводится в одинаковых условиях для всех учеников. Для повышения объективности оценки данного качества лучше использовать одно физическое упражнение. Чаще следует проверять те физические качества, которые в большей мере изменяются. В течение четверти целесообразно ежемесячно контролировать неспецифичные физические качества для раздела, а специфичные - на стыке с последующим разделом.

Требования к тестам:

- простота (по биомеханической структуре);

- оперативность (минимум времени на выполнение и обработку);

- надежность (высокая степень совпадения результатов при повторном тестировании)

- информативность ("валидность" - достаточная степень точности измеряемого качества);

- стабильность (воспроизводимость результатов через некоторое время). [14, с. 129]

Тесты, как правило, органически связаны с содержанием урока. Методика контроля обеспечивает объективность результатов. Основной метод контроля физических упражнений у учеников - соревновательный (проведение контрольных испытаний). Могут применяться и другие методы (динамометрия, градуирование). [2, с. 49]

Сравнение результатов тестирования предварительного, текущего, этапного и итогового контроля с нормативами школьной программы позволяет судить о степени решения учебных задач в соответствующем периоде.

Контроль функционального состояния учащихся.

Контроль динамики функциональных сдвигов в организме занимающихся учитель проводит по ряду частных и комплексных признаков. Он включает:

1) контроль внешних объективных признаков состояния учеников, выражающихся в проявлениях работоспособности, их поведении и внешнем виде. Методы контроля - общепедагогические, визуальные;

2) самооценку учениками своего состояния (самочувствия, настроения, готовности к действию). Методы контроля - общепедагогические, словесно- описательные;

3) контроль динамики функционального состояния по интегральному показателю - величине ЧСС.

По совокупности этих показателей контролируют изменения исходного состояния занимающихся, оценивая одновременно и эффект занятий.

В заключение рассмотрим еще одну форму контроля двигательной деятельности - физкультурный самоконтроль.

Частично его затронули, говоря о самооценке состояния занимающихся, но содержание его гораздо шире и охватывает не только урок. При объективном проведении физкультурный самоконтроль служит источником информации для педагогического контроля. В процессе занятий физическими упражнениями он включает также: контролирование своих движений и "прочувствование" двигательных действий, самооценку тренировочных нагрузок. При индивидуальных занятиях физкультурный самоконтроль становится основной формой контроля и условием его эффективности.

В интервалах между занятиями самоконтроль должен быть ориентирован на самооценку восстановительных процессов, анализ общего самочувствия. Он является источником информации для педагогического контроля о готовности к предстоящему занятию. Основной формой учета данных самоконтроля является ведение дневника, который в свою очередь требует от занимающихся определенного минимума специально- образовательных знаний, умений и навыков.

В дневнике самоконтроля ежедневно отмечают:

- общее самочувствие;

- характер сна;

- степень утомляемости;

- желание заниматься физической культурой;

- физическую нагрузку (физические упражнения и длительность их выполнения);

- реакцию организма (преимущественно по ЧСС);

- еженедельно подсчитывается объем каждого вида самостоятельных занятий.

В дневник также заносятся данные врачебно-медицинского осмотра: вес и рост, окружность грудной клетки и спирометрия, сила рук и становая сила, тесты ОФП:

- бег на короткие дистанции (30-100 м);

- бег на длинные дистанции (1-3 км);

- силовые упражнения (подтягивание или сгибание-разгибание рук в упоре);

- прыжок в длину с места.

Необходимым методическим условием высокого качества самоконтроля является сравнительный анализ объективных и субъективных оценок индивидуального состояния, изучение динамики индивидуального состояния в зависимости от особенностей режима жизни. Сравнение данных поэтапного контроля позволяет сделать вывод о состоянии здоровья и уровне физической подготовленности. Самоконтроль является и фактором самовоспитания личностных качеств. [5, с. 72]

Вышеизложенное позволяет рассматривать физкультурный самоконтроль как компонент системы контроля в физической культуре.

Список литературы.

1. Агаджанян Н.А., Чеснокова С.А. Адаптивные реакции организма. М., 1984.-51с.

2. Бикмухамедов Р. К. Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования // Теория и практика физической культуры. - 2003. - N 7. - С. 45-50

3. Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.И. Гигиена физического воспитания и спорта.М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 240 с

4. Волков В.М. Физиологические особенности спортивной тренировки детей школьного возраста // Спортивная физиология. М., 1986, с. 192- 218.

5. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М.:ФИС, 1980.

6. Качашкин В.М. Физическое воспитание в начальной школе. - М.: Просвещение, 1978.

7. Книга учителя физической культуры / Под ред. B.C. Каюрова. - М.: ФИС, 1973.

8. Коробейников Н.Л., Михеев А.А.. Николенко И.Г. Физическое воспитание / Учебное пособие. - М.: ВШ, 1984.

9. Лях В.И., Мейксон Г.Б. Программа общеобразовательных учебных заведений. Физическое воспитание учащихся 1 - 11-х классов с направленным развитием двигательных способностей. - М.: Просвещение, 1993. - 64 с.

Ю.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. - М.: ФиС, 1991.

11. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов / Под ред. В.И.Ляха. - М., 1997.

12.Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1989.

13.Основы теории и методики физической культуры: учебн. для техн. физ. культ. Под ред. А. А. Гужаловского.-М.: ФиС, 1986г.

14.Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре / Авт.-сост. А.П.Матвеев, Т.В.Петрова. - М.: Дрофа, 2000.

15. Сальников В. А. Индивидуальные различия как основа оптимизации спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2003. - N 7. - С. 2-9

16. Теория и методика физического воспитания/ Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990.

17. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.

18. Теория и методика юношеского спорта / Под ред. В.П. Филина. - М.: ФИС, 1987.

19. Торохова Е.И. Валеология: словарь. -М.: Флинта, 1999.

20. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000.

21. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. - М.: ФиС, 1991.- 224 с.

22. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2- е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2001.-480с.

 



2020-03-19 272 Обсуждений (0)
Средства и методы контроля на уроке физической культуры. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Средства и методы контроля на уроке физической культуры.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (272)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)