Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретические основы межкультурной коммуникации



2020-03-19 5462 Обсуждений (0)
Теоретические основы межкультурной коммуникации 4.50 из 5.00 4 оценки




Раздел 1

Тема 1.1

1. Становление межкультурной коммуникации как научной и учебной дисциплина.

2. Понятие культуры, ее основные характеристики и эволюция

3. Культура и поведение.

4. Культура и ценности.

 

1 Становление межкультурной коммуникации как научной и учебной дисциплины

 

В условиях глобализации общественной жизни происходит интенсивное расширение межкультурных контактов, увеличивается взаимозависимость и взаимовлияние различных культур, стираются границы между странами и континентами, народами и этническими группами. Скоростные средства передвижения, современные средства коммуникации, глобальная информационная сеть Интернет сблизили людей, сделали мир настолько тесным, что взаимодействие стран, народов и культур стало неизбежным и постоянным.

Процесс глобализации, ведущий к унификации культур, порождает у некоторых народов стремление к культурному самоутверждению и вызывает желание сохранить собственные культурные ценности. Диапазон форм сопротивления процессу глобализации достаточно широк - от пассивного неприятия достижений других культур до активного сопротивления их распространению и утверждению. В результате мы являемся свидетелями многочисленных этнических конфликтов, экстремистских действий, усиления националистических настроений, активизации региональных фундаменталистских движений.

В этих противоречивых условиях возникает потребность более внимательно и обстоятельно рассмотреть проблему общения и взаимопонимания различных народов и культур. Эта потребность и привела к рождению как новой науки - межкультурная коммуникация (cross- cultural communication, англ., далее - МКК), так и самостоятельной учебной дисциплины с таким же названием, имеющей своей целью развитие навыков и умений общения у представителей различных культур.

Межкультурная коммуникация возникла в США. После Второй мировой войны активно расширялась сфера влияния американской политики, экономики и культуры, и правительственные чиновники, бизнесмены, деятели культуры, работавшие за границей, часто обнаруживали свою беспомощность при практических контактах с представителями других культур. Нередко это приводило к конфликтам, взаимной неприязни, обидам. Даже совершенное знание языков не устраняло возникающих проблем. В связи с этим постепенно складывалось осознание необходимости изучения не только языков, но и культур других народов, их обычаев, традиций, норм поведения.

Датой рождения МКК принято следует считать 1954 г., когда вышла в свет книга Э. Холла и Б. Трагера «Культура как коммуникация: Модель анализа», в которой авторы впервые предложили для широкого употребления сам термин «межкультурная коммуникация». Собственно процесс становления МКК как учебной дисциплины начался в 1960-е гг., когда этот предмет стали изучать в ряде университетов США.

На Европейском континенте становление МКК происходило несколько позднее, чем в США, и было вызвано совсем иными причинами. Формирование Европейского сообщества (далее - ЕС) открыло границы многих государств для свободного перемещения людей, капиталов и товаров. Европейские столицы и крупные города стали интенсивно менять свой облик в силу появления в них представителей разных культур и их активному включению в жизнедеятельность этих городов. Но в то же время появление иммигрантов вызвало многочисленные конфликтные ситуации в образовательной и производственной сферах в связи с языковыми трудностями их социальной интеграции в европейское культурное пространство. По примеру США некоторые западноевропейские университеты на рубеже 1970-1980-х гг. стали заниматься исследованиями в этом направлении и ввели учебные курсы в образовательные программы.

В отечественной науке и системе образования инициаторами изучения МКК стали преподаватели иностранных языков, которые первыми осознали, что для эффективного общения с представителями других культур недостаточно только одного владения иностранным языком. Сегодня стало очевидным, что успешные контакты с представителями других культур невозможны без знания особенностей этих культур. По этой причине в ряде российских вузов в учебные планы была включена новая учебная дисциплина - «Межкультурная коммуникация» с целью подготовки студентов к эффективным межкультурным контактам на уровне повседневного межличностного общения. Сравнение ценностных систем различных культур поможет формированию толерантности, так необходимой современному человеку.

Предметом теории МКК является анализ типов взаимодействия между представителями различных культур, изучение факторов, оказывающих определяющее влияние на результаты коммуникативного взаимодействия.

Процессы МКК могут быть исследованы путем применения функционального, объяснительного, критического и инструментального подходов, которые позволяют сформировать более обстоятельные представления о природе человека, его поведении и познавательной деятельности.

Функциональный подход исходит из утверждения, что культура любого народа определяет поведение и общение ее носителей, а потому данные ее элементы могут быть описаны и предсказаны. Сравнение культурных различий взаимодействующих партнеров позволяет предсказать результаты коммуникации. Итогом такого подхода стало создание теории коммуникативного приспособления, суть которой заключается в том, что люди меняют стиль и модель коммуникации и приспосабливаются к моделям поведения партнеров по общению.

Объяснительный подход основывается на методологическом аппарате антропологии, социолингвистики, этнологии. В этом подходе культура предстает как среда обитания человека, создаваемая и изменяемая через общение. В процессе общения с представителями других культур каждый человек получает субъективный опыт, в силу чего его поведение становится непредсказуемым, на него невозможно каким- либо образом повлиять. Отсюда целью МКК является не предсказание поведения человека, а только его описание.

Критический подход основывается на изучении условий общения: ситуаций, предпосылок, окружающей обстановки и т.п. В культуре того или иного народа, по мнению сторонников данного подхода, можно найти многочисленные объяснения и интерпретации различных явлений, выявить доминирующую силу, определяющую культурные различия и характер общения.

Инструментальный подход к процессу коммуникации представляет собой практический контакт представителей разных культур, эффективность которого определяется степенью адаптации, приспособления его инициатора к культуре реципиента. Целью такого подхода является достижение практического результата, т.е. успешной адаптации индивидов к инородной среде.

Рассмотренные подходы характеризуют МКК как междисциплинарную теорию, опирающуюся на положения всех гуманитарных наук и объясняющую разнообразие форм поведения человека как биологического и социального существа. Опираясь на результаты этих подходов, можно описать человека как субъекта, способного к осознанному выбору. В свою очередь это позволяет понять, как человек с присущими ему разнообразными характеристиками эффективно действует в условиях МКК.

2 Понятие культуры, ее основные характеристики и эволюция

Межкультурная коммуникация, как и любое другое научное направление, осуществляет свои исследования с помощью ряда понятий и категорий. Естественно, что центральное место среди них занимает понятие «культура», которое сегодня широко употребляется как в научном, так и в повседневном обиходе. В обыденном понимании этот термин ассоциируется с развитыми творческими способностями, со свободным владением иностранными языками, с хорошим художественным вкусом, образованностью и воспитанностью.

В русском языке термин «культура» также служит оценочным понятием и выражает определенную совокупность черт личности человека.

В результате в настоящее время не существует единого, общепринятого определения культуры — в научной литературе встречается по различным данным от 150 до 500 определений культуры.

Признавая за каждыми исследователем право выделить для себя наиболее значимые характеристики и аспекты культуры, определим наиболее общие характеристики, которые свойственным всем этим подходам и определениям:

■  культура - это универсальное явление человеческой жизни, поэтому не существует ни одного человеческого сообщества или социальной группы без присущей им культуры;

■  культура - это продукт совместной жизнедеятельности людей;

■  культура находит свое выражение в ценностях, правилах, обычаях, традициях;

■  культура не наследуется генетически, а усваивается с помощью изучения;

■  человечество не является единым социальным коллективом, разные популяции людей создали разные этнические, региональные, социальные культуры;

■  культура динамична, она способна к саморазвитию и самообновлению, постоянному порождению новых форм и способов удовлетворения интересов и потребностей людей, адаптирующих культуру к меняющимся условиям своего бытия;

■  культура является результатом коллективной жизнедеятельности людей, но ее носителями выступают отдельные личности;

■  культура функционирует в качестве основания для самоидентификации общества и его членов, осознания ее носителями своего группового и индивидуального Я, различения «своих» и «чужих» во взаимодействии с другими культурами и народами.

В повседневной жизни понятие культура употребляется в трёх основных значениях:

· отдельная сфера жизни общества, которая существует в виде системы учреждений и организаций, занимающихся производством и распространением духовных ценностей (общества, клубы, театры, музеи…);

· совокупность ценностей и норм, принадлежащих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, культура молодёжи и т. д.);

· выражение высокого уровня достижений человека в какой-либо деятельности (культура быта, культурный человек в значении «воспитанный и образованный» и пр.).

Наиболее распространено следующее обыденные значение понятия культура: сумма всех достижений человечества, «вторая природа», созданная человеком в отличие от дикой природы. По сути, культура – это способ адаптации человека к существующей физической и биологической среде существования. Обычаи, традиции, общепринятые нормы поведения, необходимые для выживания и развития, передаются в каждом народе из поколения в поколение. Благодаря этому культура сохраняет, облегчает и защищает жизнь человека.

Изучением вопросов становления и развития как культур отдельных народов, так и культуры человека в целом занимается культурная антропология. Культура в современной культурной антропологии рассматривается как система ценностных ориентаций, убеждений, смыслов, которые находят свое выражение в различных формах практической жизнедеятельности людей, а также в результатах их жизнедеятельности - материальных и духовных продуктах. Культурная антропология стремится к всеохватывающему познанию человека, и потому исследует все аспекты развития культуры: образ жизни, видение мира, менталитет, этническую психологию, результаты и формы духовной деятельности.

Культурантропологический подход представляет культуру как продукт совместной жизнедеятельности людей, систему согласованных способов их коллективного сосуществования, упорядоченных норм и правил удовлетворения их групповых и индивидуальных потребностей. Такое понимание основывается на том, что совместное долгое проживание групп людей на определенной территории, их коллективная хозяйственная деятельность, оборона от внешних нападений формируют у них общее миросозерцание, единый образ жизни, манеру общения, стиль одежды, специфику кулинарии и т.д.

В итоге формируется этническая культура данного народа, которая основана на наборе определённых правил, принятых в процессе коллективного существования людей. Культура усваивается только через обучение.  Она существует только в виде множества культур разных эпох и регионов, а внутри этих эпох – в виде культур отдельных стран и народов. Такие культуры принято называть локальными и этническими культурами. Таким образом, человеческая культура состоит из различных локальных культур, носителями которых являются народы. Каждый народ представляет собой отдельный этнос. Этносы существуют как устойчивые общности людей. Самыми важными факторами, объединяющими людей в этносы, являются общность территории и общность языка.

Наличие локальных культур является также закономерной формой существования всей человеческой культуры в целом. Благодаря взаимодействию локальных и этнических культур возникает система общения, поддерживаются различные стили и типы поведения, ценностные ориентации, сохраняется их этническая самобытность. Это общение протекает как через взаимное выяснение отношений, распри, конфликты, так и через взаимную адаптацию и понимание культурного своеобразия соседей.

Как правило, характер межкультурных контактов определяется степенью близости и родства взаимодействующих культур. Дело в том, что одни локальные культуры похожи друг на друга в силу их генетического родства и сходства условий их возникновения, другие различаются в той же мере, что и условия жизни народов, создавших эти культуры.

Своеобразие культуры того или иного народа может проявляться в самых разных сторонах человеческой жизнедеятельности: удовлетворении биологических, материальных или духовных потребностей, естественных привычках поведения, типах одежды и жилищ, видах орудий труда, способах трудовых операций и т.д. Так, этнографы давно заметили, что народы, живущие в сходных географических условиях и по соседству друг с другом, часто строят дома по-разному. На Русском Севере традиционно ставят дома к улице торцом, а на Юге располагают жилища вдоль улицы. Балкарцы, осетины, карачаевцы много веков живут на Кавказе по соседству, однако первые строят каменные одноэтажные дома, вторые — двухэтажные, а третьи — деревянные. Раньше у узбеков по одной лишь тюбетейке можно было определить, из какой местности происходит ее владелец, а одежда русской крестьянки XIX в. точно указывала, в какой местности она родилась.

Таким образом, составными частями человеческой культуры являются культуры локальные, носителями которых выступают создавшие их народы. Каждый народ представляет собой самостоятельную этническую общность, или, как принято называть в этнологии, отдельный этнос. Этносы существуют как устойчивые общности людей, состоящие из нескольких поколений. Люди естественным образом объединяются в этносы по самым разным причинам, в том числе на основе общности исторической судьбы, общих традиций, особенностей быта и пр. Самыми важными объединяющими факторами являются общность территории и языка.

Своеобразие любой культуры отражено в культурной картине мира. Культурная картина мира представляет собой совокупность знаний и представлений о мире (ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культур других народов). Именно благодаря культурной картине мира можно отличить одну культуру от другой. Культурная картина мира проявляется в различном отношении людей к различным явлениям культуры.

Культурная картина мира специфична и различается у разных народов, поскольку ее формирование обусловлено совокупностью целого ряда факторов: географическим положением, климатическими условиями, особенностями исторического пути, спецификой социального устройства, религиозными представлениями, образом жизни, традициями, обычаями и т.д. Сочетание этих культурообразующих факторов находит свое выражение в различном отношении людей к одним и тем же явлениям культуры. Например, па Мадагаскаре похороны отражают оценку достигнутого при жизни человеком статуса и степень уважения к нему, поэтому для прощания с одними стекаются тысячи людей, а к другим приходят единицы. У некоторых народов прощание с покойником растягивается на недели, а в современной России или США похороны умершего занимают всего несколько часов. Различное отношение к одному и тому же событию у разных народов можно объяснить только различиями их культурных картин мира, в которых это событие имеет разные ценность и значение.

3 Культура и поведение

В процессе межкультурных контактов большую роль играет специфика поведения представителей разных культур. Универсального «нормального поведения» не существует. Чтобы понять поведение представителя другой  культуры, нужно выяснить, какое поведение традиционно для этой культуры.

Если правила поведения другого человека и собственные не совпадают, необходимо начать вырабатывать общие правила поведения.

Поведение людей в процессе коммуникации определяется разными факторами.

Во-первых, большинство моделей поведения, которые являются продуктами культуры, применяются людьми автоматически. Явления других культур человек также воспринимает автоматически, бессознательно.

Во-вторых, во многом определяет коммуникативное поведение людей, ситуация, которую Холл определил как «культурные очки». Она состоит в том, что большинство людей рассматривают собственную культуру как центр и меру всех вещей. Нормальный человек обычно не осознает, что люди других культур имеют иные точки зрения, системы ценностей и норм. Большинство людей уверены в том, что мир такой, каким они его себе представляют. В связи с этим часто они убеждены в том, что собственная культура превосходит другие. В этом случае другие культуры недооцениваются. Всё, что отклоняется от собственных норм, привычек, типов поведения, считается низкопробным, безобразным, безнравственным.

В-третьих, поведение людей в процессе коммуникации зависит от окружающей обстановки и обстоятельств коммуникации. Наши действия не одинаковы в разной обстановке. Место нахождения человека (аудитория, ресторан, офис) требует определённой линии поведения, которая соответствует данной культурной традиции. Обстоятельства коммуникации также сильно влияют на поведение её участников. Контакты между людьми могут происходить по самым разным причинам: награждение, производственное собрание, спортивные игры, танцы, панихида. В каждом случае обстоятельства обязывают вести себя по-разному.

В-четвертых, коммуникативное поведение напрямую связано с количеством времени и частью суток, в которой происходит коммуникация. При нехватке времени люди, как правило, стараются быстрее закончить разговор и завершить контакт, чтобы сделать что-то более важное и необходимое. Каждый случай общения происходит в какое-то время суток, что также сказывается на его характере.

В процессе межкультурной коммуникации очень важно понять, о чём думает партнёр, причины его переживаний, его точку зрения и образ мыслей. Поэтому, чтобы понять коммуникативное поведение представителей другой культуры, необходимо рассматривать его в рамках их культуры, а не своей, т. е. здесь следует проявлять больше эмпатии . Эмпатией называется естественное желание понять другого человека, не обидеть его, не сделать что-то не так. Такой тип общения основан на умении поставить себя на место другого, взглянуть на всё его глазами, почувствовать его состояние и учесть всё это в своём поведении и поступках.

4 Культура и ценности

 

Осмысливая мир, человек решает для себя, что для него важно в жизни, а что нет, без чего он может обойтись, а без чего нет. В результате этого формируется его ценностное отношение к миру. Каждый объект действительности получает свою оценку, на основании которой

складывается соответствующее к нему отношение.

Ценность – это не вещь, а отношение к вещи, явлению, событию, процессу. Ценности имеют огромное значение в любой культуре, т. к. определяют отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и самим собой.

Принято говорить о системе ценностей, т. к. в человеческом сознании существует одновременно множество ценностей, связанных между собой. В каждой культуре складывается своя система ценностей. В науке все культурные ценности делятся на две основные группы:

1. Совокупность выдающихся произведений интеллектуального, художественного и религиозного творчества, уникальные архитектурные сооружения, произведения ремесла, археологические и этнографические раритеты.

2. Принципы совместного существования людей: нравы, обычаи, стереотипы поведения и сознания, оценки, мнения, интерпретации и т. п.

Данные принципы ведут к интеграции общества, к   росту взаимопонимания между людьми.

Обе группы культурных ценностей являются «ядром» любой культуры и делают её неповторимой.

Существуют ценности, которые одинаково воспринимаются представителями разных культур. Такие ценности называются универсальными, или общечеловеческими. Например, нет ни одной культуры в мире, где оценивалось бы положительно убийство, ложь и воровство.

Каждая культура определяет, какие ценности имеют для людей, принадлежащих к ней, особое значение, а какие нет, т. е. у каждой культуры существует своя иерархия ценностей . При взаимодействии разных культур становится видна их разница в выборе ценностей. В связи с этим часто возникает непонимание, чувство обиды, злости. Знание ценностей другой культуры помогает предсказать поведение, цели, желания партнёра по межкультурной коммуникации.

В любой культуре есть определённое представление о «плохом» и «хорошем» поведении. Различные способы человеческого общения диктуются культурными нормами, которые предписывают, как должны общаться или обращаться друг к другу младшие и старшие по возрасту или статусу, мужчины и женщины, законопослушные граждане и преступники, местные жители и иностранцы и т. д. Первоначально нормы представляли собой правила, регулирующие человеческое поведение. Нормы служили указателями на то, где, как, когда и что должны были делать люди в повседневной жизни. На протяжении всей истории человечества различными культурами было создано огромное количество самых разнообразных норм поведения и общения.

В зависимости от способа, характера, цели, сферы применения, границ распространения, строгости исполнения всё многообразие поведенческих норм было разделено на следующие виды: традиции, обычаи, обряды, законы, нравы.

Одним из первых регуляторов человеческого поведения стали нравы. Нравы – это моральные оценки как собственного поведения, так и поведения других людей. Наказание за нарушение нравов может быть разным – от неодобрительных взглядов до смертной казни, но наиболее распространённым наказанием в этом случае является устное порицание.

Другим видом культурных норм являются обычаи – общепринятые образцы действий, предписывающие правила поведения для представителей одной культуры. Обычаи сильно влияют на частную жизнь людей. Они регулируют взаимоотношения с близкими и дальними родственниками, со знакомыми и соседями, публичное поведение человека за пределами собственного дома, бытовой этикет со знакомыми и незнакомыми людьми и др.

В каждой культуре формируется своя система обычаев. Тот или иной обычай всегда связан с определённой ситуацией, поэтому характер и основные черты обычаев соответствуют образу жизни общества и его социально-сословной структуре. По этой причине одинаковые, на первый взгляд, обычаи в разных культурах приобретают совершенно разное содержание.

Особый вид культурных норм представляют собой традиции, которые являются совокупностью образцов социального поведения, сложившимися формами социальной организации и коммуникации. В настоящее время назначением традиций является регуляция межличностных и межгрупповых отношений, а также передача социального опыта от поколения к поколению. Нормы, составляющие традицию, должны выполняться автоматически. В основе традиции лежит убеждение человека в том, что так поступали предки, так принято.

Обряд является разновидностью традиции, он представляет собой массовое выражение религиозной или бытовой традиции. Главной отличительной чертой обряда является массовость, поэтому влияние обрядов относится ко всем носителям данной культуры. Как правило, обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением, свадьбой, вступлением в новую сферу деятельности, переходом в другую возрастную группу, смертью. Наиболее известными и распространёнными являются религиозные обряды, особенно связанные с использованием пищи.

Наряду с традициями и обычаями неотъемлемой частью культуры любого народа является право. Право представляет собой систему обязательных правил поведения, определённых государством и выраженных в конкретных нормах, совместный договор людей о правилах поведения. Эти правила являются общеобязательными для всех, а их исполнение контролируется государством. Они достаточно сильно отличаются у разных народов. В основе этих отличий лежит, как правило, различное понимание справедливости.

Наиболее важным и значимым регулятором поведения отдельного человека и отношений между людьми является мораль, задача которой регулировать обыденные отношения людей, их ценностные ориентации, интерпретации различных явлений культуры, правила человеческого поведения и т. п. Принято говорить о нормальном либо отклоняющемся поведении отдельного человека в обществе. Нормальным считается поведение, соответствующее нормам, которые выработало и которых придерживается данное общество. Так, например, во многих культурах считается недопустимым ходить по улицам нагим, оскорблять старших, бить женщин, обижать слабых, издеваться над инвалидами и т. п.

Таким образом, различные виды культурных норм пронизывают практически все сферы человеческой жизнедеятельности. С их помощью регулируются действия отдельных личностей и человеческих групп, вырабатываются оптимальные пути решения конфликтных  ситуаций, предлагаются рекомендации для решения разнообразных жизненных вопросов.

 

 



2020-03-19 5462 Обсуждений (0)
Теоретические основы межкультурной коммуникации 4.50 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Теоретические основы межкультурной коммуникации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5462)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)