Принцип народности в педагогической системе
Тема 6. Педагогическая мысль Западной Европы в конце XVIII -XIX в. Философско-педагогические взгляды И.Ф. Гербарта (1776-1841). Иоганн Фридрих Гербарт – немецкий педагог, философ. Основные труды: «Общая педагогика…», «Очерк лекций по педагогике». Педагогическая система И.Ф. Гербарта содержит 3 раздела: управление, обучение, нравственное воспитание. Управление в педагогической системе Гербарта И.Ф. Задача управления – поддержать порядок в данный момент, сохранить установленный порядок. Управлению Гербарт отводит особое место в своей системе и указывает основные средства управления: угроза, надзор, приказания и запрещения. В случае нарушений Гербарт предлагает применять следующие наказания: лишение пищи, свободы, телесные наказания, запись в штрафной журнал (Кондуит), а в исключительных случаях – изгнание из школы и дома. Однако при этом И.Ф. Гербарт указывал на роль авторитета и любви в управлении, умения занять детей, заполнить их время живым, интересным занятием. Т.о. ему не удалось полностью отделить управление от «подлинного» воспитания. Теория обучения Гербарта И.Ф. Центральное место в педагогической системе Гербарта занимает теория обучения. Однако обособленных процессов обучения и воспитания не существует – имеется единый сложный процесс – воспитывающее обучение. Основная задача обучения – развитие всестороннего интереса. Гербарт выделил 4 элемента обучения: ясность, ассоциация, система и метод. знать последовательность Ясность – выделение нового объекта и его углубленное рассмотрение. Методы преподавания: наглядность, рассказ, объяснение. Ассоциация – переход от одного представления к другому, но пока нет систематичности. Метод преподавания: беседа. Система – установление связей между явлениями, определение их места по отношению друг к другу. Здесь производятся теоретические обобщения, выводятся законы, усваиваются новые знания. Методы преподавания: обобщение, систематизирующее изложение учителя. Метод – знание, приведенное в систему, применяется по отношению к новым фактам и явлениям, применяется на практике. Методы преподавания: решение задач, выполнение учащимися самостоятельных работ. Нравственное воспитание в педагогической системе Гербарта. Гербарт разработал 6 путей нравственного воспитания: a. Удерживающее – удержать от плохих поступков. b. Определяющее – добиться от детей умения устанавливать свое поведение на основании собственного опыта. c. Установление правил поведения, когда ребенок становится существом размышляющим. d. Поддержание в душе воспитанника спокойствия и ясности. e. Морализирующее – укрепление в душе ребенка принципов и привычек нравственного поведения путем одобрения или порицания. f. Увещевающее – деятельность воспитателя постепенно должна уступать место самовоспитанию учащегося. Тема 7. Школа и педагогическая мысль России XIX – начала XX в. Педагогическая деятельность Ушинского К.Д. Ушинский К.Д. является основоположником педагогической науки. 1846-49 гг. – профессор камеральных наук (политэкономия, финансы, история, философия, гражданское право) в Демидовском юридическом лицее г. Ярославля. Был уволен за прогрессивные убеждения, переехал в Санкт-Петербург. 1849-1854 – чиновник Министерства внутренних дел. Параллельно работал в журналах «Современник», «Библиотека для чтения», где публиковал свои литературные произведения. 1854-1859 гг. – учитель, а затем инспектор Гатчинского сиротского института. Статьи: «О пользе пед. литературы», «О народности в общественном воспитании», «3 элемента школы». 1859-1862 гг. – инспектор Смольного института благородных девиц. Осуществил его реорганизацию. Уволен за неблагонадежность. Труды: хрестоматия по русскому языку «Детский мир», статьи «Родное слово», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Проект учительской семинарии». 1860-61 гг. - редактировал «Журнал министерства народного просвещения». 1862-67 гг. – командирован изучать постановку женского образования и начального обучения в Европе (Швейцария, Франция, Германия). Труды: книга для классного чтения «Родное слово» и методическое руководство к ней. 1867-1870 – вернулся в Россию. Выступает как общественный деятель. Фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Взгляды на воспитание Ушинскому принадлежит создание несуществующей до него области познания – педагогической антропологии. Искусство воспитания должно опираться на данные антропологических наук, на комплексное знание о человеке. Он утверждал, что педагогика должна стоять на фундаменте таких наук о человеке как анатомия, физиология, логика, философия, история и мн. др., но особенно психологии. Этой проблеме посвящен его главный труд «Человек как предмет воспитания…», где он обосновал предмет педагогики, ее основные закономерности и принципы. Вообще, цель воспитания, по Ушинскому, - воспитание совершенного человека: гуманного, образованного, трудолюбивого, религиозного, патриота. Придавая главное значение нравственному воспитанию, Ушинский важнейшими факторами воспитательного воздействия на ребенка называл личность педагога и семью. Но чтобы деятельность учителя не стала механической, ему необходимо постоянное самосовершенствование. Выдвигая тезис двуединства обучения и воспитания, Ушинский главное значение придавал именно воспитательным задачам. Учение о дидактике Основным средством умственного, нравственного и физического развития Ушинский считал обучение. Обучение необходимо строить на основе учета возрастных, индивидуальных, физиологических и психологических особенностей ребенка. Ушинскому принадлежит создание всеобъемлющей теории обучения – ДИДАКТИКИ. Он выделил следующие принципы обучения: 1. Посильность и доступность – недопустимость чрезмерного напряжения или легкости, соответствие содержания возрасту ребенка. 2. Наглядность - обучение на непосредственно воспринимаемых образах. 3. Последовательность – изучение предметов от легкого к трудному. 4. Сознательность – понимание материала, что стимулирует развитие самостоятельности. 5. Основательность и прочность усвоения. С целью предупреждения забывания и лучшего понимания нового необходимо повторение учебного материала, его углубление. Принцип народности в педагогической системе В основе педагогической системы Ушинского лежит принцип народности. Народность – это объективная потребность каждого народа в собственной системе обучения и воспитания со своими отличительными национальными чертами и творческими проявлениями. По мнению Ушинского, школа и воспитание в каждой стране должны строиться в соответствии с потребностями и особенностями конкретного народа, тогда как слепое подражание другому народу принесет только вред. В основу обучения должен быть положен родной язык как лучшее выражение народности. Одной из отраслевых наград Министерства образования РФ является медаль К.Д. Ушинского. Ею награждаются педагогические работники за значительные достижения в области педагогики, психологии, дидактики; значительный вклад в совершенствование системы образования.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |