Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура издержек производства



2020-03-17 308 Обсуждений (0)
Структура издержек производства 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА

 

Понятие издержек производства

 

На основании маркетинговых исследований менеджеры производственных фирм определяют условия производства товаров (услуг), которые будут поставляться на рынок. Значительное внимание при этом уделяют предстоящим затратам.

Затраты производственных факторов, используемых для производственной и реализационной деятельности, называются издержками производства. [1] С экономической точки зрения издержки представляют собой стоимость всех затрачиваемых материалов и услуг. Поэтому каждая фирма заинтересована в анализе затрат и динамике их соотношения с уровнем цены на продукт.

Существует два подхода к оценке затрат: бухгалтерский и экономический. И бухгалтеры, и экономисты согласны с тем, что издержки фирмы в любой период равны стоимости ресурсов, использованных для производства реализованных в течение этого периода товаров и услуг. В финансовых отчётах фирмы зафиксированы фактические («явные») затраты, которые представляют собой денежные расходы на оплату используемых производственных ресурсов (сырьё, материалы, труд и т.д.). Однако экономисты, кроме явных, учитывают и «неявные» затраты. Поясним это на следующем примере.

Предположим, что в производство продукции фирма вкладывает заёмный капитал, который она взяла в банке; тогда в издержки включились бы и средства на погашение банковского процента. Следовательно, при условии, что

вкладывается привлечённый капитал, из дохода фирмы необходимо исключить неявные затраты в размере банковского процента. Однако даже понятие «неявные затраты» не даёт полного представления об истинных затратах на производство. Это объясняется тем, что из множества возможных вариантов использования ресурсов мы осуществляем один определённый выбор, единственность которого вынуждается ограниченностью ресурсов.

Теперь понятно, почему, принимая то или иное производственное решение и оценивая действительные затраты, экономисты рассматривают их как затраты упущенных (утраченных) возможностей. Под «издержками упущенных возможностей» понимают издержки и потери дохода, которые возникают при выборе одного из вариантов производственной или реализационной деятельности, что означает отказ от других возможных вариантов.[2] Таким образом, затраты упущенных возможностей можно рассматривать как сумму доходов, которые могли бы обеспечить фирме факторы производства, если бы они были более выгодно использованы в альтернативных вариантах.

 

Структура издержек производства

 

Экономические агенты, осуществляя хозяйственные операции, вынуждены нести различные затраты. Их величина является одним из главных факторов, влияющих на объем рыночного предложения товаров: чем выше издержки, тем дороже обходится товар, следовательно, труднее продать.[3]

Современная характеристика издержек сводится к тому, что их следует рассматривать как оплату приобретенных факторов и внутренних расходов для определенного варианта производства в специфических условиях данного предприятия. Их обычно оценивают и используют в денежной форме. Одни и те же издержки и их составные части могут рассматриваться с разных сторон. Это зависит от запросов и желаний товаропроизводителя. Чем подробнее будут просчитаны издержки, тем вернее окажется производственный выбор.

При многоаспектной классификации насчитывают более тридцати видов издержек. Каждый раз они отражают специфику их проявления. На рис.1. приведена одна из таких классификаций.[4]

Издержки делятся на постоянные и переменные. Издержки фирмы, связанные с возмещением производственных факторов, размеры которых не зависят от объема производимой продукции, называются постоянными.[5] Это расходы на здания, оборудование, сооружения, оплату управленческого и административного аппарата. Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода и объёма продаж рассчитывается следующим образом:

                         А=VРП (p-b), или    A=B . Д дм                           (1

 

Суть этого расчёта в том, чтобы определить максимально допустимую величину постоянных расходов, которая покрывается маржинальным доходом при заданном объёме продаж, цены и уровня переменных затрат на единицу продукции. Если постоянные затраты превысят этот уровень, то предприятие будет

 

 

Рис. 1. Классификация издержек производства

убыточным, оно не сможет их покрыть за счёт своей выручки. Для того чтобы определить, за сколько месяцев окупятся постоянные затраты отчётного периода, необходимо сделать следующий расчёт:

 

t=12· безубыточный объём продаж/готовый объём продаж   (2)

 

Например, готовый объём продаж составляет 2500 млн. руб., постоянные издержки предприятия за год – 600 млн. руб., прибыль – 400 млн. руб. Требуется определить срок окупаемости постоянных издержек.

Сначала определим сумму маржинального дохода и его долю в общей выручке:

МД = 600+400=1000 млн. руб.,

Д дм = 1000 : 2500 = 0,4

Безубыточный объём продаж (сумма покрытия постоянных затрат) составит:

В кр = 600:0,4 = 1500 млн. руб.

Срок окупаемости постоянных издержек будет равен:

t = 12 · 1500 / 2500 = 7,2 мес.

Остальные 4,8 месяца предприятие будет получать прибыль. Следовательно, большая часть года уйдёт на возмещение постоянных издержек.

Как видим, критический уровень постоянных издержек является ценным показателем в управленческой деятельности, с его помощью можно эффективнее управлять процессом формирования финансовых результатов.

Средние постоянные издержки рассчитывались как отношение общей величины постоянных издержек к объему выпуска. Динамика постоянных издержек может быть проиллюстрирована с помощью рис.2.

Переменными издержками называются затраты, которые изменяются вместе с ростом или сокращением выпуска продукции (см. рис.3). К ним относятся расходы на приобретение сырья, материалов, оплату рабочей силы.

Критический уровень переменных затрат на единицу продукции (b) для получения некоторой суммы целевой прибыли (П) при заданном объёме

 

 


Рис. 2. Общие постоянные издержки FC (слева) и средние постоянные издержки AFC .

 

 

 


Рис. 3. Переменные издержки

 

продаж (VPП), цене (р) и сумме постоянных затрат (А) определяется следующим образом:

 

b кр = р – (А+П) / VРП                                      (3)

На рис.4. представлена кривая общих издержек. Такой вид имеют издержки в большинстве случаев.

Сумма постоянных и переменных издержек образует общие или валовые издержки производств:  

 

TC = FC + VC                                               (4)

Если постоянные издержки неизменны, а переменные растут по мере увеличения объемов производства, то, очевидно, валовые издержки также будут расти (см. таблицу 1.)

Основу постоянных издержек составляют издержки, связанные с использованием основных фондов (основного капитала), а переменных – издержки, связанные с использованием оборотных фондов (оборотного капитала).

 

 

 


Рис. 4. Общие издержки

 

Широко применяется понятие предельных издержек. Это затраты, необходимые для получения прироста продукции. Их еще называют дополнительными, поскольку они направлены на получение дополнительной продукции.

Таблица 1 - Динамика постоянных, переменных и валовых издержек фирмы А

Выпуск продукции, шт.

                   Издержки, млн руб.

постоянные переменные валовые
0 1 2 3 4 200 200 200 200 200 0 200 350 500 700 200 400 550 700 900

 

Под предельными издержками понимается изменение величины валовых издержек в результате изменения объема выпуска на одну единицу.[6]

Предельные издержки можно исчислить по формуле:

 

MC=TC2-TC1 или                                   (5)

 

где МС – предельные издержки;

 - предыдущая и последующая величина валовых издержек соответственно;

 - предыдущая и последующая величина объема выпуска соответственно.

Графически предельные издержки изображаются следующим образом (см. рис.5.)

Между кривыми предельных издержек, средних валовых и средних переменных существует прямая взаимосвязь:

 

 


Рис. 5. Предельные и средние издержки

 

- когда предельные издержки меньше средних валовых издержек и средних переменных издержек MC < AC, AVC производство каждой добавочной единицы продукта уменьшает средние издержки, поэтому кривые АС и AVC идут вниз;

- когда МС > АС, AVC производство каждой добавочной единицы продукта увеличивает средние издержки, поэтому кривые АС и AVC идут вниз;

- наконец, кривая МС пересекает кривые AC и AVC в точках их минимального значения, то есть МС = АС, AVC, когда АС, АVC = min.

Часто в процессе производства приходится делать выбор между разными ресурсами. Количество продуктов, от которого следует отказаться или которым

нужно пожертвовать, чтобы получить какое-то количество любого данного продукта, называются альтернативными или вмененными издержками. Подразумевается не действительно состоявшийся расход ресурсов, а потеря тех товаров, которые могли быть произведены из других ресурсов, дать иной доход. Это потеря возможностей.

Поскольку альтернативные издержки предполагают наличие выбора между различными вариантами использования имеющихся средств, они играют важную роль при планировании производственной деятельности. Отдавая предпочтение какому-либо варианту вложения средств, предприятие несет не только издержки, связанные с реализацией выбранного варианта, но также утратит часть возможных поступлений в качестве альтернативного варианта. Поэтому предпринимателю приходится постоянно сравнивать, оценивать, выбирать между соответствующими способами приложения средств.

Конкуренция породила трансакционные издержки. Они связаны с защитой предпринимательской позиции при рыночных сделках и не связаны с процессом создания стоимости. Они создают блага, имеющие ценность для индивида или коллективного агента экономики (предприятия, фирмы, ассоциации).[7] К ним относятся расходы по поиску нужной деловой информации, ведению переговоров, заключению контрактов, охраны фирменных знаков и торговых марок. Считается также, что разновидность такого рода издержек являются потери от так называемого оппортунистического поведения контрагентов, когда те ведут переговорный процесс с большей выгодой для себя.

Совокупность затрат торговых предприятий, связанных с процессом обращения товаров, составляет издержки обращения.[8] По своему экономическому содержанию издержки обращения делятся на чистые и дополнительные. К чистым издержкам обращения относятся затраты на реализацию товаров, т. е. рекламу, оплату продавцов, конторские и канцелярские расходы, содержание бухгалтерии. Дополнительные издержки обращения основаны на продолжении процесса производства в сфере обращения. К ним относятся затраты на транспортировку товаров, их доработку, комплектирование, расфасовку, упаковку. Сюда же нужно отнести затраты на погрузочно – разгрузочные работы, расходы по аренде и содержанию зданий, сооружений и инвентаря, на текущий ремонт, монтаж холодильных установок. И чистые, и дополнительные издержки обращения включаются в цену товара в виде накидки на оптовую цену в пользу торговых предприятий. На рис. 6. приведена классификация издержек обращения.

Следует обратить внимание на различия в динамике издержек в краткосрочном и долгосрочном периодах. В краткосрочном периоде затраты переменных факторов могут быть изменены, тогда как затраты постоянных факторов являются фиксированными. При оптимизации переменного фактора издержки могут сократиться, но в процессе его наращивания издержки возрастут в силу действия закона убывающей отдачи.

В долгосрочном периоде все факторы становятся переменными. Товаропроизводитель располагает временем для усовершенствования производства, замены факторов на более прогрессивные виды. За счет этого достигается минимизация издержек. Однако в этом периоде на издержки влияет эффект масштаба.

Как мы видели, возникает экономия от масштаба, долгосрочные средние издержки сокращаются и, напротив, при отрицательной экономии от масштаба они возрастают.

Сокращение издержек зависит от общего состояния экономики и от внутрипроизводственных мероприятий. К первой группе факторов относят научно-технический прогресс, позволяющий предприятиям воспользоваться новинками для экономии средств, природно-климатические условия, удешевляющие естественные ресурсы. Вторая группа факторов основывается на умении использовать производственные мощности, обеспечить сбережение материальных ресурсов, снизить непроизводительные расходы.

 


Чистые издержки обращения
Затраты на реализацию продукции
Реклама
Содержание административно- управленческого персонала
Конторские и канцелярские расходы
Оплата кредита

 

 

Дополнительные издержки обращения
Транспортные издержки
Затраты на доработку товаров
Затраты на комплектование товаров
Затраты на погрузочно – разгрузочные работы

 

 

Рис. 6. Классификация издержек обращения

 

1.3. Взаимосвязь прибыли и издержек

 

Прибыль, как основной мотив предпринимательской деятельности побуждает фирму искать способы максимизации прибыли. Существует несколько основных способов максимизации прибыли: увеличение массы прибыли, увеличение темпов прироста прибыли, снижение издержек производства и т.д.

Любая фирма, прежде чем начать производство, должна четко представлять, на какую прибыль она может рассчитывать. Для этого она изучит спрос и определит, по какой цене будет продаваться продукция, и сравнит предполагаемые доходы с издержками, которые предстоит понести.

Издержки обычно ассоциируются с определенными потерями, жертвами, которые необходимо понести для получения некоторых полезных результатов. Эти потери могут быть весьма разнообразны, поэтому нет ни единого универсального и простого метода определения издержек.

В реальной действительности понятие затрат является многофункциональной категорией. На предприятиях торговли различают затраты на закупку товаров, капитальные вложения в расширенное воспроизводство основных фондов и текущие затраты на организацию хозяйственной деятельности (транспортировку, хранение, подработку, подсортировку, упаковку, рекламу и реализацию товаров).

Экономические издержки производства товаров зависят от количества используемых ресурсов и цен на услуги факторов производства. Если предприниматель использует не приобретаемые, а собственные ресурсы, цены должны быть выражены в одинаковых единицах для точного определения величины затрат. Функция издержек описывает связь между выпуском продукции и минимально возможными затратами, необходимыми для его обеспечения. Технология и цены на производственные ресурсы обычно берутся как данные при определении функции издержек. Изменение цен на какой-либо ресурс или применение улучшенной технологии отразится на величине минимальных затрат при производстве такого же объема продукции.

Функция издержек связана с производственной функцией минимизации затрат для производства любого данного объема продукции и зависит отчасти от производства максимально возможного объема продукции при данной комбинации факторов.


2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИХ РАЗМЕР ИЗДЕРЖЕК

 

2.1. Производственная функция и издержки производства

 

Для организации производственного процесса необходимые факторы производства должны присутствовать в определённом количестве. Зависимость максимального объёма производимого продукта от затрат используемых факторов называется производственной функцией:[9]

Q=f (K, L, M),                                          (6)

 

где Q – максимальный объём производимого продукта, который можно произвести при определённой технологии и определённых факторах производства; К – затраты капитала; L – затраты труда; М – затраты сырья, материалов.

Эта функция описывает зависимость между затратами ресурсов и выпуском продукции, позволяя определить максимально возможный объём выпуска продукции при каждом заданном количестве ресурсов, или минимально возможное количество ресурсов для обеспечения заданного объёма выпуска продукции. Производственная функция суммирует только технологически эффективные приёмы комбинирования ресурсов для обеспечения максимального выпуска продукции. Любое усовершенствование в технологии производства, способствующее росту производительности труда, обусловливает новую производственную функцию.

Несмотря на то, что для производства конкретного продукта требуется

сочетание разных факторов, производственная функция обладает рядом общих свойств:

1 Факторы производства являются взаимодополняющими, т.е. процесс производства возможен только при наборе определённых факторов.

2 Существует определённая взаимосвязь факторов производства. Один из факторов может быть заменён в определённой пропорции другим, что, однако, не предполагает возможности исключения из производственного процесса какого – либо фактора вообще.

При рассмотрении производственной функции необходимо обратить внимание на известные категории эффекта масштаба производства и отдачи от фактора.

Масштаб производства задаётся производственной функцией. Если фирма принимает решение об одновременном и пропорциональном изменении количества всех применяемых факторов, то налицо – изменение масштаба производства.[10]

Взаимосвязь между изменением масштаба производства и соответствующим изменением в объёмё выпуска продукции называется отдачей от масштаба.

Принято различать постоянную, возрастающую и убывающую отдачу от масштаба.

Если при пропорциональном увеличении количества факторов в n раз, объём производства тоже возрастает в n раз, то имеет место постоянная отдача от масштаба, т.е. Q2=nQ1 (где Q1 – первоначальный объём производства) (рис.7). В случае, когда пропорциональное увеличение количества всех применяемых факторов в n раз вызовет рост объёма производства больше, чем в n раз, наблюдается возрастающая отдача от масштаба, т.е. Q2 › Q1 (рис.8) . Когда пропорциональное увеличение всех применяемых факторов в n раз вызывает рост объёма производства меньше, чем в n раз, имеет место убывающая отдача

от масштаба, т.е. Q2 < nQ1 (см. рис.9).

200
100
В
А
K
Отдача от фактора показывает зависимость между объёмом выпускаемой продукции и изменениями в количестве одного фактора при неизменном количестве другого.[11] По мере наращивания одного переменного фактора начинает появляться тенденция, известная как закон убывающей предельной производительности.

 
L

 

 


Рис.7. Постоянная отдача от масштаба

 

 


Рис.8. Возрастающая отдача от масштаба

 

Этот закон характерен для производственной функции с одним переменным фактором:

Q=f (x, y)                                                      (7)

 

где y – const, x – величина переменного фактора.

200
100
K
L
А
В

 

Рис.9. Убывающая отдача от масштаба

 

Графически изображение производственной функции с одним переменным фактором дано на рис. 10.

Для более полной характеристики производственной функции необходимо ввести понятия общего, среднего и предельного продукта. Общий продукт (ТР) – это общее количество произведённого продукта, которое изменяется по мере увеличения использования переменного фактора. Средний продукт (АР) – это отношение общего продукта к количеству использованного в производстве переменного фактора:

 

АР = ТР/Х.                                                        (8)

 

Предельный продукт (МР) – это количество дополнительного продукта, полученное при использовании дополнительной единицы переменного ресурса: (см. рис.11).

 

МР=ТР/Х                                                      (9)

 

Расчёт производственной функции фирмы – это поиск оптимума, выбор

 


Рис.10. Кривая общего продукта (ТР)

 

среди вариантов, предусматривающих различные сочетания факторов производства, такого, который даёт максимально возможный объём выпуска продукции. В условиях растущих цен и денежных затрат фирмы, т.е.

 

 

 


Рис.11. Кривые среднего (АР) и предельного продукта (МР)

издержек на приобретение факторов производства, расчёт производственной функции сосредоточен на поисках такого вариант, который обеспечивал бы максимизацию прибыли при наименьших затратах.

Условием равновесия фирмы выступает равенство предельных издержек и предельного дохода:  

MC=MR,                                                  (10)

 

где MC – предельные издержки;

MR – предельный доход.

Расчёт производственной функции фирмы, стремящейся к достижению уровня равновесия, будет сосредоточен на поиске такого варианта, который обеспечит необходимый выпуск продукции при минимальных издержках производства. Минимальные издержки определяются на стадии расчётов производственной функции методом замещения: вытеснения дорогостоящих или возросших в цене факторов производства альтернативными факторами, более дешёвыми. Замещение осуществляется с помощью сравнительного экономического анализа взаимозаменяемых и взаимодополняющих факторов производства и их рыночных цен. Результатом такого поиска будет вариант, в котором комбинация факторов производства, обеспечивающих заданный объём выпуск продукции, соответствует критерию наименьших издержек производства. На практике возможны варианты, когда переменными являются два фактора производства, которые при определённом сочетании дают в результате объём произведённого продукта. Эта зависимость графически представляется в виде изокванты (см. рис. 12).

 

 


Рис. 12. Изокванта

Изокванта – кривая, демонстрирующая различные варианты комбинаций факторов производства, которые могут быть использованы для выпуска данного объёма продукта. Иначе изокванты называют кривыми равных продуктов, или линиями равного выпуска.

Изокоста – линия, демонстрирующая комбинацию факторов производства, которые можно купить за одинаковую сумму денег. Изокосту иначе называют кривыми равных издержек. Каждая точка изокосты характеризуется одними и теми же общими издержками. Совместив изокванты и изокосты, можно определить оптимальную позицию фирмы на рынке. Точка, в которой изокванта касается изокосты, означает наиболее дешёвую по стоимости комбинацию факторов производства, необходимых для выпуска определённого объёма продукта (см. рис.13).

 

 

 


Рис.13. Изокоста и изокванта

 

Равновесие производителя – состояние производства, при котором использование факторов производства позволяет получить максимальный объём продукции, т.е. когда изокванта занимает самую отдалённую от начала координат точку. Чтобы определить равновесие производителя, необходимо совместить карты изоквант с картой изокосты. Максимальный объём выпуска будет находиться в точке касания изокванты с изокостой, поскольку в этом случае производитель получает максимальный результат.

2.2. Оптимальный объём выпуска и издержки производства

 

Рыночная хозяйственная система побуждает искать способы максимизации прибыли, вырабатывать наилучший способ экономического поведения, формировать благоприятные условия для реализации знаний, умений, опыта всех членов общества. В этом единственном случае экономическая система может обеспечить наилучший результат хозяйствования. В этом заключается смысл оптимизации результатов хозяйственной деятельности.[12] Процесс выбора выгодного режима хозяйствования затрагивает всех без исключения экономических агентов.

Существует два метода оптимизации: 1) метод сопоставления валовых показателей и 2) метод сопоставления предельных величин.

Первый базируется на увеличении массы прибыли до максимальных размеров. Прибыль может быть увеличена следующим образом: 1) на основе роста объема продаж; 2) через повышение качества продукции, позволяющее повысить цену; 3) путем ускорения оборачиваемости капитала; 4) за счет снижения себестоимости продукции; 5) благодаря улучшению структуры производства.

Метод сопоставления валовых показателей предусматривает сравнительную оценку затрат и результата при различных значениях объема производства (см. табл. 2.). 

Приведенные в табл. 2. расчеты показывают, что данное предприятие получит наибольшую прибыль 132 тыс. руб. при объеме производства 9 тыс. ед. продукции. Динамика прибыли показывает, что до 4 тыс. ед. производство абсолютно убыточно, а после 9 тыс. ед. прибыль начинает сокращаться. Таким образом, становится очевидным, что экономические границы хозяйственной деятельности предприятия заключены в интервале 4 – 9 тыс. единиц продукции.

Метод сопоставления предельных величин предусматривает использование таких показателей как предельный доход MR, средние общие издержки АС, средние переменные издержки AVC и предельные издержки МС. Современная экономическая наука использует в этом методе правило оптимизации, заключающееся в том, что оптимальные объемы выпуска достигаются только тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам MR = MC. Происходит это потому, что на начальном этапе производства, когда объем выпуска небольшой предельный доход, как правило, превышает предельные издержки. Это говорит о том, что с каждой проданной единицы товара предприниматель имеет дополнительную прибыль. Естественно он старается увеличить выпуск в целях повышения массы прибыли. Однако, с ростом объёма производства увеличиваются и издержки, так что на определённом этапе предельные издержки превысят предельный доход.

Тогда предприниматель, с каждой дополнительно выпущенной единицы товара будет иметь убыток. Естественно предположить, что между этими двумя крайними случаями лежит такая точка, где MR = MC. Здесь затраты на производство дополнительно выпущенной продукции равны выручке, получаемой от ее продажи. Отсюда становится очевидным, что предприятие будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки ориентируясь именно на эту точку, производя там, где предельный доход равен предельным издержкам.[13]

Следует учесть, что предприятие работает как на конкурентных, так и на неконкурентных рынках. Поэтому оптимизируя положение предприятия необходимо ориентироваться на общие положения. Рассмотрим метод сопоставления предельных величин на примере предприятия монополиста с помощью рис. 14.

Таблица 2 – Метод сопоставления валовых показателей

Объем производства Q, тыс. ед. Цена Р, руб. Валовая выручка TR, тыс. руб. Валовые издержки TC, тыс. руб. Прибыль Рf, тыс. руб.
0     120 -120
1 50 50 140 -90
2 50 100 156 -56
3 50 150 169 -19
4 50 200 181 19
5 50 250 196 54
6 50 300 216 84
7 50 350 242 108
8 50 400 275 125
9 50 450 318 132
10 50 500 376 124

 

Рис. 14. показывает, что производство эффективно до тех пор, пока кривая предельного дохода располагается выше кривой предельных издержек, то есть примерно до точки 6,5 тыс. ед. В этой точке значения предельного дохода и предельных издержек совпадают, что свидетельствует о максимальном значении прибыли. Оптимальная цена реализации при данном объеме выпуска будет составлять 18 руб. Она исчисляется как величина, находящаяся на кривой спроса D, строго перпендикулярно точке равенства MR = MC и показана на графике пунктирной линией. Та же ситуация, но в условиях совершенной конкуренции будет выглядеть следующим образом (рис.15).

Ситуация в условиях совершенной конкуренции такова, что рынок насыщен большим количеством мелких товаропроизводителей из – за чего каждый из них в отдельности не в состоянии оказать никакого влияния на формирование рыночной цены.

 

 

 


Рис.14. Метод сопоставления предельных величин: случай несовершенной конкуренции

 

Поэтому предпринимателям остается только определять количество товаров, которое они могут поставить на рынок по сложившейся рыночной цене. В нашем случае она равна 10 руб. А предельный доход равен предельным издержкам при производстве 8 тыс. ед. продукции. Стало быть, данный объем будет наиболее предпочтительным для предприятия по сравнению с другими вариантами. На это указывает и величина валовой прибыли.

Поскольку эффективность хозяйственной деятельности предприятия зависит не только от величины предельных издержек, но и размеров других затрат предприятия, а также цен, складывающихся на рынке, то проблема оптимизации выпуска может быть решена сравнением этих величин.

Покажем это на примере (см. рис. 16), взяв в качестве отправного положения условия функционирования предприятия на рынке совершенной конкуренции (см. рис. 15).

Воспользовавшись правилом оптимизации MR=MC попытаемся определить наилучший объем выпуска предприятия при разном уровне рыночных цен. Если цены на рынке будут достаточно низки, например, всего 5 руб. за ед. товара, тогда, в нашем случае, предприятие будет выпускать 5,9 тыс.

 


Рис. 15. Метод сопоставления предельных величин: случай совершенной конкуренции

 

ед. продукции (точка а на рис. 16). При этом цена будет покрывать только переменные издержки, так, что предприятие будет поставлено перед выбором: осуществлять ему производственную деятельность или нет. Поскольку в любом случае его постоянные издержки окажутся не возмещенными. На графике легко убедиться, что если предприятие будет выпускать либо больше, либо меньше указанного объема, получаемый доход будет не в состоянии покрыть даже переменные издержки. Поэтому, если руководство предприятия принимает решение о продолжении производства не смотря на сложившуюся ситуацию, ему не остается выбора, кроме как производить 5,9 тыс. ед. продукции.

В случае повышения рыночных цен до уровня 10 руб./ед. предприятие, безусловно, увеличит объем производства с 5,9 до 6,5 тыс. ед., поскольку это даст ему дополнительные ресурсы для погашения части постоянных издержек. Снова можно убедится , что любое отклонение в лево или вправо приносит предприятию более худший результат. То есть в точке в предприятие будем минимизировать убытки, предпочитая объем выпуска, дающий ему наилучший из возможных результат.

Повышение рыночных цен до 15 руб./ед. создаст ситуацию при которой предприятие будет иметь возможность возвратить в полном объеме

 

 


Рис. 16. Оптимизация результатов хозяйственной деятельности предприятия при разном уровне рыночных цен

 

авансированный капитал, если увеличит выпуск до 7 тыс. ед. (точка с на рис. 16). Здесь предприятие просто возмещает свои издержки, так как цена равна АС. Таким образом, создается ситуация нулевой прибыли.

Наконец, повышение цен до уровня 20 руб./ед. приведет к максимизации прибыли, если предприятие будет выпускать 7,5 тыс. ед. продукции.

Сведя полученный результат воедино получим описание условий оптимизации объема выпуска любого предприятия, работающего в рыночной среде (см. табл. 3).[14]

 

Таблица 3 – Параметры оптимизации хозяйственной деятельности предприятия в различных ценовых условиях

Рыночная ситуация   Условия оптимизации выпуска
1. Максимизация прибыли MR=MC; P >AC
2. Нулевая прибыль MR=MC; P = AVC
3. Минимизация убытков MR=MC; AC > P< AVC
4. Принятие решения о прод

2020-03-17 308 Обсуждений (0)
Структура издержек производства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура издержек производства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (308)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)