Теория социального конфликта
Карл Маркс разработал учение о противоречиях и разработал модель конфликта, чем внёс огромный вклад в развитие конфликтологии как науки. Тернер - американский социолог, опираясь на работы Маркса, описал основные положения учения о конфликтах и пришёл к выводу что: любые социальные отношения содержат большое количество конфликтов интересов. Сама социальная система порождает конфликт. . Конфликт - самое распространённое свойство социальных систем. . Конфликты проявляются в полярности интересов. . Конфликты чаще происходят из-за недостатка чего-либо. . Конфликт есть источником изменений социальных систем. . Любой конфликт несёт антагонизм. Причины и факторы конфликта, по мнению Маркса, заложены в следующем. 1. Неравномерное распределение ресурсов ведёт к конфликту интересов. . Чем глубже люди начинают осознавать свои права и интересы, тем более вероятно, что они станут сомневаться в законности и справедливости, навязываемых им норм и правил. . Чем больше люди сомневаются, тем реальнее они могут вступать в конфликты с доминирующими группами. . Чем сильнее противоположность взглядов людей, тем насильственнее будет конфликт. . Насильственный конфликт может изменить социальные системы. Маркс развивал теорию социального конфликта общества. Но изложенные тезисы применимы и для теории конфликта социальной группы меньшего уровня - организации трудовой группы. Так согласно названным положениям конфликт - неизбежное и распространенное свойство развития организации. Одной из основных причин организационного конфликта является дефицит ресурсов и в частности власти а также неравномерное и несправедливое распределение этих ресурсов. Более высокий уровень развития организации и следовательно более высокий уровень осознания подчиненными своих групповых мотивационных компонентов (интересов, целей, ценностей) вызывают более частые позитивные открытые конфликтные ситуации. Усиление рассогласованности интересов подчиненных и руководства вызывает более насильственные формы конфликтов. Насильственные формы организационных конфликтов влекут за собой более кардинальные организационные изменения и перераспределения ресурсов (мирные формы лучше урегулируют межличностные отношениям но не всегда кардинально устраняют истинные причины конфликтам а при урегулированных отношениях создается иллюзия устранения конфликта). Слабое проявление руководством своих интересов как администраторов разрозненность административных структура с большей вероятностью вызывает коллективные массовые конфликтные выступления подчиненных. Таким образом, подтверждение правильности названных интерпретаций положений учения Маркса применительно к организации можно найти в современных исследованиях конфликта и описаниях практического опыта конфликтных ситуаций. Заключение
Из изложенного материала можно сделать следующие выводы. Историю социологии принято начинать с момента введения в научный оборот самого понятия «социология». Первый шаг в создании новой науки об обществе сделал О.Конт (1798-1857). Историческая и научная роль О.Конта состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества он поставил в рамки отдельной науки, которую и назвал социологией. Настоящее признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Период с 30-х гг. ХIХ в. до начала ХХ в. принято называть классическим этапом в развитии социологии. Один из наиболее плодотворных вариантов классификации современных социологических направлений предложен шведским социологом П. Монсоном. Он выделяет четыре основных подхода к решению вопроса взаимосвязи личности и общества. Первый подход: общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. Второй подход смещает центр своего внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную социологическую теорию. Третий подход сосредотачивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида. Четвертый подход - марксистский. Методология К. Маркса при анализе социальных проблем общественного труда, с одной стороны, исходила из натуралистических установок позитивизма, требовавшего рассматривать социальные явления как факты и строить обществоведение по примеру естественных наук с характерными для них причинно-следственным объяснением событий и индуктивным методом. Учение об отчуждении труда, формальном и реальном подчинении труда капитализму, абстрактном и конкретном труде, социальных превращенных формах трудовой деятельности, трудовая теория стоимости, которые имеют для социологии первостепенное значение, появились благодаря не индуктивному обобщению фактов, а теоретическому методу анализа, объединившему в себе диалектическую логику, методологию «идеальных типов» и мысленного эксперимента, причинно-следственное объяснение. Основным вкладом марксистской школы в мировую социологию считают теорию социального конфликта. Причины и факторы конфликта, по мнению Маркса, заложены в следующем. 1. Неравномерное распределение ресурсов ведёт к конфликту интересов. . Чем глубже люди начинают осознавать свои права и интересы, тем более вероятно, что они станут сомневаться в законности и справедливости, навязываемых им норм и правил. . Чем больше люди сомневаются, тем реальнее они могут вступать в конфликты с доминирующими группами. . Чем сильнее противоположность взглядов людей, тем насильственнее будет конфликт. . Насильственный конфликт может изменить социальные системы. Таким образом, подтверждение правильности названных интерпретаций положений учения Маркса применительно к организации можно найти в современных исследованиях конфликта и описаниях практического опыта конфликтных ситуаций.
Список использованной литературы
1. Агапова Т. Марксистская социология // Российский Экономический Журнал. 2007. №10. С. 15-22. 2. Бухалков М.И. Социология. М.: Инфра-М, 2008. С. 416. . Граждан В.Д. Социология управления. Учебник. М.: КноРус. 2008. С. 512. . Добреньков В.И., Кравченко А.И. История зарубежной социологии. М.: Проспект. 2008. С.648. . Дорохова В.М. Классический этап развития социологии. М.: Издательский центр «Академия». 2005. С.192. . Дробачева О. Социология в России // Мировая экономика и международные отношения. 2007. №8. С. 36-38. . Духов В.А. Классические теории социологии. М.: ИНФРА-М. 2007. С. 165. . Катаева В. Социологические исследования. М.: Русаки. 2008. С.280. . Классические социологические теории / Под редакцией Носина Н. М.: Высшая школа. 2007. С. 312. . Панасюк Б., Сергиенко И. Становление социологии как науки // Экономист. 2006. №1. С. 28-31. . Решетников А.В. Конфликт в социальной сфере. М. 2009. С. 503. . Семыгина Т.В. Работа в социальном обществе: практика и политика. М.: Академия. 2007. С. 350. . Сутягин В. Социальный конфликт // Конфликтология. 2008. №1. С. 36-39. . Тихомиров Ю.А., Зенков В.Н. Социальное законодательство. Научно-практическое пособие. М.: Инфра-М. 2009. С. 339. . Торопков В. Основы социологии. М.: Колос, 2004. С.316. . Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд. М. 2008. С. 245. . Экономический словарь / Под ред. Архипова А.И. М. Проспект. 2007. С. 624.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |