Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ



2020-03-19 184 Обсуждений (0)
МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Таблица № 1

Данные для факторного анализа прибыли по изделию Б

Показатель

Значение показателя

По плану (п) По факту (ф)
Объем реализации продукции (УРП), шт. 10045 5904
Цена единицы продукции (Ц), тыс.руб. 3,1 3,7
Себестоимость изделия (С), тыс.руб. 2,6 3,1
В том числе переменные затраты (ь) 1,85 2,0
Сумма постоянных расходов (А), тыс.руб. 7534 6494
Прибыль (П), тыс.руб. 5022 3542

 

Пп=УРПп(Цп-ьп)-Ап=

10045(3,1-1,85)-7534=5022 тыс.руб;

П1=УРПф(Цп-ьп)-Ап=

5904(3,1-1,85)-7534= -154 тыс.руб.;

П2=УРПф(Цф-ьп)-Ап=

5904(3,7-1,85)-7534=3388 тыс.руб.

П3=УРПф(Цф-ьф)-Ап=

5904(3,7-2,0)-7534= 2503 тыс.руб.

Пф=УРПф(Цф-ьф)-Аф=

5904(3,7-2,0)-6494=3542 тыс.руб.

Общее изменение прибыли составляет:

Побщ=3542-5022= -1480 тыс.руб.

В том числе произошли изменения за счет:

1) количества реализованной продукции Пурп=П1-Пф= (-154)-5022= - 5176 тыс.руб.

2) цены реализации Пц=П2-П1= 3388- (-154)=+3542 тыс.руб.

3) удельных переменных затрат Пь=П3-П2=2503-3388= -885 тыс.руб.

4) суммы постоянных затрат ПА=Пф-П3=3542-2503=+1039 тыс.руб.

Необходимо сделать проверку правильности расчетов. Алгебраическая сумма влияния факторов на результативный показатель (прибыль) должна быть равна общему приросту результативного показателя, т.е.

(-5176)+3542+(-885)+1039= -1480 тыс.руб.

 

В отличие от методики анализа прибыли, применяемой в нашей стране, рассмотренная методика позволяет более правильно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли, так как она учитывает взаимосвязь объема производства (продаж), себестоимости и прибыли.

Методика маржинального анализа прибыли несколько усложняется в условиях многопродуктового производства, когда кроме рассмотренных факторов необходимо учитывать и влияние структуры (удельного веса) реализованной продукции.

Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию можно использовать следующую модель:

П=сумма/УРПобщ * Уд i (Ц i -ь i )/-А

Таблица № 2

Вид про-дук-ции

Объем продаж, шт.

Структура продаж

Цена, тыс.руб.

Переменные затраты на изделие, тыс.руб.

Постоянные затраты на весь объем продаж, тыс.руб.

План Факт План Факт План Факт План Факт План факт
А 10455 12546 0,51 0,68 5,0 6,0 2,8 3,20 12546 20074
Б 10045 5904 0,49 0,32 3,1 3,7 1,85 2,00 7534 6494
Итог 20500 18450 1,0 1,0 - - - - 20080 26568

 

На основе данных таблицы № 2 сделаем расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли в целом по предприятию с помощью приема цепной подстановки:

Пп=сумма /УРПобщп*Удiп (Цiп-ьiп)/-Ап=

20500*0,51*(5-2,8)+20500*0,49*(3,1-1,85)-20080= 15477 тыс.руб.;

П1=сумма/УРПобщф*Удiп(Цiп-ьiп)/-Ап=

18450*0,51*(5-2,8)+18450*0,49*(3,1-1,85)-20080= 11921 тыс.руб.;

П2=сумма/УРПобщф*Удiф(Цiп-ьiп)/-Ап=

18450*0,68*(5-2,8)+18450*0,32*(3,1-1,85)-20080= 14901 тыс.руб.;

П3=сумма/УРПобщф*Удiф(Цiф-ьiп)/-Ап=

18450*0,68*(6-2,8)+18450*0,32*(3,7-1,85)-20080= 30989 тыс.руб.;

П4=сумма/УРПобщф*Удiф(Цiф-ьiф)/-Ап=

18450*0,68*(6-3,2)+18450*0,32*(3,7-2,00)-20080= 25085 тыс.руб.;

Пф=сумма/УРПобщф*Удiф(Цiф-ьiф)/-Аф=

18450*0,68*(6-3,2)+18450*0,32*(3,7-2,00)-26568= 18597тыс.руб.;

Побщ=Пф-Пп=

18597-15477= +3120 тыс.руб.

В том числе изменения произошли за счет следующих факторов:

1) Пурп=П1-Пп=11921-15477= -3556 тыс.руб.

2) Пстр=П2-П1=14901-11921= 2980 тыс.руб.

3) Пц=П3-П2=30989-14901= 16088 тыс.руб.

4) Пь=П4=П3=25085-30989= _5904 тыс.руб.

5) ПА=Пф-П4=18597-25085= -6488 тыс.руб.

Итого:                                    + 3120 тыс.руб.

 

Если бы сравнить результаты факторного анализа прибыли, сделанные обычным способом и маржинальным методом, то они будут значительно отличаться друг от друга. По методике маржинального анализа прибыль более существенно зависит от объема и структуры продаж, так как эти факторы влияют одновременно и на себестоимость продукции. Из-за уменьшения общего объема производства и реализации продукции больше приходится постоянных затрат на единицу продукции.

Таким образом, методика маржинального анализа позволяет исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости. Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов.

 


МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

 

Методика анализа рентабельности, применяемая на многих российский предприятиях, также не учитывает взаимосвязи «затраты-объем-прибыль». По данной методике уровень рентабельности не зависит от объема продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение прибыли и суммы затрат. В действительности, и прибыль, и издержки предприятия не изменяются пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной.

На основе данных вышеприведенной таблицы № 2 проведем факторный анализ одного вида продукции(например изделие Б), для чего будет использована следующая факторная модель:

                          Пi = УРПi(Цi-ьi)-Аi

                        Рi=

                                  З i =УРП i *ь i +А i

 

 Рп=       Пп =УРПп(Цп-ьп)-Ап =

               Зп =УРПп*ьп+Ап

10045(3,1-1,85)-7534 = 5022

10045*1,85+7534       26117              *100 = 19,2%

 

Р1=       П1 =УРПф(Цп-ьп)-Ап =

               З1 =УРПф*ьп+Ап

5904(3,1-1,85)-7534 = -154

5904*1,85+7534        18456              *100 = - 0,8%

 

Р2=         П2 =УРПф(Цф-ьп)-Ап =

               З2 =УРПф*ьп+Ап

5904(3,7-1,85)-7534 = 3388

5904*1,85+7534        18456              *100 = 18,4%

 

Р3=       П3 =УРПф(Цф-ьф)-Ап =

               З3 =УРПф*ьф+Ап

5904(3,7-2,0)-7534 = 2503

5904*2,0+7534    19342              *100 = 12,9%

 

Рф=       Пф =УРПф(Цф-ьф)-Аф =

               Зф =УРПф*ьф+Аф

5904(3,7-2,0)-6494 = 3542

5904*2,0+6494        18302            *100 = 19,4%

Робщ.=19,4%-19,2% = 0,2%

Приведенные данные показывают, что уровень рентабельности в целом повысился на 0,2%. В том числе за счет следующих изменений:

1) объема реализованной продукции Рурп= (-0,8)-19,2= -20%

2) цены реализации Рц=18,4- (-0,8)= 19,2%

3) удельных переменных затрат Рь=12,9-18,4= -5,5%

4) суммы постоянных затрат РА=19,4-12,9= 6,5%

 

По данной методике объем продаж влияет на рентабельность, то есть за счет уменьшения объема производства и реализации продукции рентабельность изделия Б снизилась на 20%. Этот метод более достоверен, так как он учитывает взаимосвязь объема продаж, себестоимости и прибыли.

    Для анализа рентабельности продукции в целом по предприятию используется следующая факторная модель:

Р = П = (УРПобщ*Уд i (Ц i -ь i )-А)

     З  сумма (УРПобщ*Удi*ьi)+А

 

На основании данных таблицы № 2 и факторного анализа прибыли рассчитаем влияние факторов на изменение уровня рентабельности продукции:

 

Рп= Пп = сумма/УРПобщп*Уд i п(Ц i п-ь i п)/-Ап

   Зп сумма (УРПобщп*Удiп*ьiп)+Ап

15477 *100=22,8%

67937

 

Р1= П1 = сумма/(УРПобщф*Уд i п(Ц i п-ь i п)/-Ап

   З1 сумма (УРПобщф*Удiп*ьiп)+Ап

11921 *100=18,9%

63047

 

Р2= П2 = сумма/УРПобщф*Уд i ф(Ц i п-ь i п)/-Ап

   З2 сумма (УРПобщф*Удiф*ьiп)+Ап

14901 *100=22,5%

66131

Р3= П3 = сумма/УРПобщф*Уд i ф(Ц i ф-ь i п)/-Ап

   З3 сумма (УРПобщф*Удiф*ьiп)+Ап

30989 *100=46,9%

66131

Р4= П4 = сумма/УРПобщф*Уд i ф(Ц i ф-ь i ф)/-Ап

   З4 сумма (УРПобщф*Удiф*ьiф)+Ап

25085 *100=34,8%

72035

 

Рф= Пф = сумма/УРПобщф*Уд i ф(Ц i ф-ь i ф)/-Аф

   Зф сумма (УРПобщф*Удiф*ьiф)+Аф

18597 *100=23,7%

78532

Робщ= 23,7%-22,8%=0,9%

Изменение уровня рентабельности произошло за счет:

1) объема продаж Рурп=Р1-Рп=18,0-22,8= -3,9%

2) структуры продаж Руд=Р2-Р1=22,5-18,9= 3,6%

3) цен Рц=Р3-Р2=46,9-22,5= 24,4%

4) переменных затрат Рь=Р4-Р3=34,8-46,9= -12,1%

5) постоянных затрат РА=Рф-Р4=23,7-34,8=-11,1%

Итого:                                                              +0,9%

 

Данная методика учитывает влияние объема продаж на рентабельность. На данном предприятии объем реализации продукции упал на 10%, что привело к снижению рентабельности на 3,9%.

Аналогичным образом производится анализ рентабельности продаж (оборота), для чего используется следующая модель:

 

Роб = П = сумма /УРПобщ*Уд i (Ц i -ь i )/-А

      В сумма (УРПобщ*Удi*Цi)

 

Анализ рентабельности операционного капитала производится по следующей модели:

 

Р = Прп = Прп +ПФР = сумма /УРПобщ*Уд i (Ц i -ь i )-А

КЛ  В/Коб       (сумма УРПобщ*Удi*Цi)/Коб,

 

Где КЛ – средняя сумма операционного капитала,

Коб – коэффициент оборачиваемости капитала.

Преимущество рассмотренной методики анализа показателей рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и как следствие — более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.

 




2020-03-19 184 Обсуждений (0)
МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему агроценоз не является устойчивой экосистемой
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)