Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


при разработке вопросов для интервью



2020-03-19 443 Обсуждений (0)
при разработке вопросов для интервью 0.00 из 5.00 0 оценок




Исследовательское интервью:

Из чего складывается межкультурная компетентность журналиста?

Методика выполнения самостоятельной работы по курсу

«Основы межкультурной коммуникации для журналиста»

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

По курсу «Основы межкультурной коммуникации для журналиста»

«Исследовательское интервью: «Из чего складывается межкультурная компетентность журналиста?»

 

Введение: Самостоятельная работа по проведению исследовательского интервью (ИИ) представляет собой работу студента в условиях реальной медиапрактики и интегрирует как профессиональные умения подготовки и проведения журналистского интервью, так и умения анализировать полученные результаты с последующим моделированием межкультурной компетенции журналиста.

Формулировка задания: провести исследовательское интервью (ИИ) с действующим журналистом-практиком одного из СМИ (по выбору) для определения степени сформированности межкультурной компетентности журналиста.

Ход работы: Для того чтобы провести исследовательское интервью по общей теме: «Из чего складывается межкультурная компетентность журналиста?», следует выполнить ряд действий, а именно:

а) определить героя – это журналист-практик, профессиональная деятельность которого в большей степени связана с организацией и отражением особенностей межкультурного взаимодействия; профессиональный опыт которого (опыт профессиональной деятельности в редакции СМИ) составляет не менее 5 лет);

б) изучить его творчество, для того чтобы составить представление о способах и форматах его профессиональной деятельности;

в) разработать вопросы для исследовательского интервью – их должно быть не менее 11 и они должны отражать основные проблемы формирования межкультурной компетентности (рекомендации по их разработке вы найдете в Приложении);

г) договориться о встрече и провести интервью в условиях межличностного общения;

д) оформить интервью как исследовательский текст (то есть, вам необходимо отразить в тексте основные позиции журналиста по заданным вопросам и, соответственно, по проблемам межкультурной компетентности).

По результатам интервью составляем модель межкультурной компетентности журналиста, включив в нее факторы, влияющие на ее формирование. В модель также обязательно включаем описание особенностей межкультурной компетенции данного журналиста, специфику их проявления и степень их сформированности.

По результатам интервью-исследования составляем/создаем журналистский текст (жанр выбираем самостоятельно), в котором размышляем о степени компетентности современного журналиста в межкультурном общении. В основу текста положим конкретную историю.

Работу оформляем в формате электронного документа и размещаем на странице курса ВК в рубрике «Моя история».

 

Приложение

 

В помощь составителю вопросов

Рекомендуем познакомиться с тезисами

при разработке вопросов для интервью

 

1. Понятие «межкультурная компетентность» или «межкультурная компетенция» (МКК) рассматривается в контексте отношения к другой культуре и преодоления этнокультурного центризма Зарубежные исследователи К. Кнапп и А. Кнапп-Поттхофф определяют ее как комплекс аналитических и стратегических способностей, расширяющий интерпре­тационный спектр индивида в процессе межличностного взаимодействия с представителями другой культуры [Knapp K., Knapp-Potthoff A. Interkulturelle Kommunikation // Zeitschrift fur Fremdsprachenforschung. — 1990. — № 1. — Р. 83]. Таким образом, они считают, что МКК составляют поведенческие качества личности: уважение и позитивная оценка другого человека без предубеждений; позитивная реакция на иное поведение; принятие точки зрения собеседника, способность к эмпатии; толерантность к любому повороту событий; способность справиться с неизвестной и неопределённой ситуацией [Knapp K., Karlfried. Intercultural Communication in EESE //cs.uu.nl/docs/vakken/bci/programma/intercult.html Retrieved January 3, 2003].

2. Современная модель МКК – способности достигать в равной степени успешного понима­ния как представителей других культур и коммуникационных сообществ, так и представителей своей культуры – включает следующие элементы: 1) понимание зависимости коммуникативной деятельности и поведения от культурно обуслов­ленных когнитивных схем; 2) знание моделей и коммуникативных действий, их интерпретации как в своей собственной, так и в изучаемой культуре, а также в языке; 3) готовность к принятию межкультурного контекста общения; 4) понимание зависимости коммуникативной деятельности и поведения от культурно обуслов­ленных когнитивных схем; 5) знание разнообразных коммуникативных стилей поведения в межкультурном взаимодействии; 6) общие знания об отношениях между культурой и коммуникацией, включая зависимость образа мыслей и поведения от специфических для данной культуры особенностей мышления, а также различий между культурами, которые определяются этими особенностями; 7) набор стратегий для стабилизации взаимодействия, т.е. для решения возникающих в процессе коммуникации трений и проблем [Knapp K., Knapp-Potthoff A. Interkulturelle Kommunikation // Zeitschrift fur Fremdsprachenforschung. — 1990. — № 1. — Р. 83].

Важно! Эта модель может быть использована при составлении вопросов, на основе которых вы будете выстраивать свою модель – журналистской МКК.

Для МКК важным становится и знание языка и культурных фактов, что позволяет учитывать многообразие культурных ситуаций, в которых человек может оказаться в процессе общения с представителями иной культуры.

4. Интересна модель МКК английского ученого М. Бирама (Университет Дюрам), которая состоит из пяти элементов: 1. отношения; 2. зна­ния; 3. умения интерпретации и соотнесения; 4. умения открытия и взаимодействия; 5. критическое осозна­ние культуры или политическое образование [Byram Michael Assessing Intercultural Competence in Language Teaching // Sprogforum, № 18, Vol. 6, pp. 8-13. Retrieved March 4, 2004 from dpb.dpu.dk/infodok/sprogforum/Espr18/byram.html].

Важно! И эта модель может быть использована при разработке ваших авторских моделей.

5. А.Томас (Alexander Thomas) дает такое определение межкультурной компетенции: «выражение способности понимать, уважать, ценить и продуктивно использовать условия и факторы восприятия, суждения, осознания и действия в отношении себя и других людей в условиях взаимной адаптации, границы которой могут варьироваться от проявлений толерантности к несовместимым понятиям до развития форм общения и сотрудничества, основанных на совместных действиях, и до создания жизнеспособной модели ориентации в мире, восприятия и строения мира» [Thomas A. (1993): Psychologie interkulturellen Lernens und Handelns. In ders. (Ed.): Kulturvergleichende Psychologie. Eine Einfuhrung. Gottingen: Hogrefe, 337-424].

6. Для того чтобы коммуникация в иной культуре (особенно для журналиста-международника) была успешной, следует знать язык, историю страны, ис­кусство, экономику, общество, т.е. обладать всесторонними знаниями о культуре этой страны.

7. МКК – это способность (журналиста) сформировать в себе чужую культурную идентичность, что предполагает усвоение максимального объема информации об иной культуре (вплоть до полного отказа от родной культурной принадлеж­ности); это также способность достигать успеха при контактах с представителями иного куль­турного сообщества, даже при недостаточном знании основных элементов культуры своих партнеров.

8. Российские исследователи определяют МКК как «способ­ность членов некой культурной общности добиваться понимания в процессе взаимодействия с пред­ставителями другой культуры с использованием компенсаторных стратегий для предотвращения конфликтов «своего» и «чужого» и создавать в ходе взаимодействия новую межкультурную комму­никативную общность» [Лукьянчикова М.С. О месте когнитивного компонента в структуре межкультурной компетенции // Россия и Запад: диалог культур. — Вып. 8. — Т. 1. — М., 2000].

9. В основе МКК лежат: а) открытость к познанию чужой культуры и восприятию психологических, социальных и других межкультурных различий; б) психологический настрой на кооперацию с представителями другой культуры; в) умение разграничивать коллективное и индивидуальное в коммуникативном поведении пред­ставителей других культур; г) способность преодолевать социальные, этнические и культурные стереотипы; д) владение набором коммуникативных средств и правильный их выбор в зависимости от ситуа­ции общения; е) соблюдение этикетных норм в процессе коммуникации.

10. Психологический базис МКК образуют эмпатия и толерантность; когнитивный базис – культурно-специфические знания для адекватного толкования коммуникативного поведения представителей иной культуры, предотвращения непонимания и как основание для изменения собственного коммуни­кативного поведения в интерактивном процессе; процессуальный базис МКК – это стратегии, которые применяются в конкретных ситуациях межкультурных контактов (направленность на успешное протекание взаимодействия, побуждение к речевому действию, поиск общих культур­ных элементов, готовность к пониманию и выявление сигналов непонимания, использование опыта прежних контактов).

Важно! Данная модель также может быть использована для вашего моделирования МКК журналиста.

11. МКК журналиста – это такое свойство его личности, которое характеризуется: а) наличием толерантного и от­крытого отношения к представителям различных языковых сообществ, б) умением творчески подходить к выполнению своего дела (решению журналистских профессиональных задач); в) общим умением мобилизовать свой культурный и языковой опыт, межкультурные знания для решения задач в ситуации межкультурного общения.

Очень важно! Для того, чтобы что-то мобилизовать и использовать, необходимо это сформировать – степень сформированности толерантного отношения и наличие того или иного уровня межкультурных знаний, наличие умений эмпатийности, рефлексии, способности сформировать в себе иную культурную идентичность – это предмет разговора с журналистом – героем вашего исследовательского интервью (ИИ).

И здесь формулировка вопросов может быть примерно такой:

- Как достигается успех при контактах с представителями иного культурного сообщества?

- Если недостаточны знания основных элементов культуры своих героев – что предпринимаете для успешной коммуникации?

- Какие компенсаторные стратегии используете при общении с героем (представителем другой культуры) для того, чтобы добиться понимания?

- Как предотвратить конфликт «своего» и «чужого»?

- Как оцениваете ситуацию общения, особенно при пересечении культур?

- Всегда ли удается ориентироваться в ней и правильно/адекватно оценить ее?

- Знаете ли собственные и чужие культурные ценности и установки?

- Умеете ли справляться со стрессом и преодолевать противоречия и конфликты в контактах с героями?

- Если предстоит встреча с героем – чужим – можете осознанно ее выстроить?

Все представленные рекомендации могут быть использованы вами при разработке вопросов к ИИ и при моделировании МКК журналиста – вашего героя. Следует помнить о том, что все определения и рекомендации носят обобщенный характер, вам же надо их применить к конкретной личности. Это всегда требует учета целого ряда особенностей, включая и творческие особенности.

Желаем успехов!

 

 



2020-03-19 443 Обсуждений (0)
при разработке вопросов для интервью 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: при разработке вопросов для интервью

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (443)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)