КРАТКОСРОЧНЫЕ ДОСУГОВЫЕ ПРОГРАММЫ , к которым относятся
· Программы каникулярного отдыха детей и подростков (Новогодние елки, Неделя детской книги, Неделя игры и игрушки и пр.). · Игровые досуговые программы разового назначения. · Одноразовые экскурсионные программы. Основными качествами (и, соответственно, требованиями к организации) любой досуговой программы являются: - воспитательно-образовательная направленность - учет психологических и возрастных особенностей аудитории - массовость - зрелищность - эмоциональность - обеспечение безопасности и комфортного психофизического состояния участников На уровне учреждения дополнительного образования (школы, дошкольного образовательного учреждения) досуговые программы создаются как в отдельных объединениях, так и в образовательном учреждении в целом и предназначены как для детей, постоянно посещающих данное учреждение, так и для «гостей» (или, напротив, выездного характера). В педагогическом процессе дополнительного образования досуговая работа занимает серьезное место. Она способствует развитию интереса детей к занятиям, чувства принадлежности к своему «дому» и (как перспектива) к социально-исторической общности в целом, новому взгляду на товарищей по объединению и педагогов и осознанию общечеловеческих ценностей, социальной активности и раскрепощенности личности, эмоциональной и познавательной сферы и т.д. Ведущей в досуговой работе является, безусловно, игровая деятельность в самом широком смысле этого слова. Условно по организационно-педагогическим особенностям можно выделить несколько видов досуговых программ, реализующихся в образовательном учреждении: - досуг, подготовленный детьми творческого объединения (УДОД) под руководством педагогического коллектива - досуг, подготовленный самими детьми при активном участии педагогов - досуг, подготовленный педагогами УДОД (объединения) для детей - досуг, проводящийся силами приглашенных лиц (актеров, аниматоров, массовиков, психологов и т.д.) По форме, содержанию и тематике в практике работы образовательного учреждения выделяются: - праздник – наиболее крупный и сложный в подготовке вид досуга, рассчитанный на активную подготовку всех участников и сочетание разных видов сценических зрелищ и развлекательных мероприятий; - спектакль или концерт («Музыкальная гостиная», «Литературные чтения» и т.п.); - конкурс и фестиваль – крупные виды досуга творческого соревновательного характера, реализующие дальние и средние перспективы деятельности творческих коллективов на основе единства развития ответственного отношения к общему делу и радости от самореализации в творческой деятельности. В принципе конкурс и фестиваль отличаются как призовой и дружеский футбольный матчи, хотя в последнее время рамки этих форм мероприятий в достаточной степени размыты и сближены. И та, и другая форма подразумевают несколько отборочных этапов и финал (гала-концерт) с награждением участников дипломами (лауреатскими, дипломантскими, поощрительными) и призами; - экскурсия – коллективное посещение музеев, выставок, достопримечательных мест, а также поездки с учебными или культурно-просветительскими целями. (В образовательной практике – форма внеаудиторной работы, обеспечивающая наглядность обучения). По содержанию экскурсии подразделяются на тематические и комплексные, по целям – на учебные, профессионально-прикладные, досуговые и пр. По форме проведения экскурсии в образовательном процессе ДОД возможны два варианта: - Экскурсия, которая проводится профессиональным экскурсоводом. Такая экскурсия планируется и заказывается педагогом ДО заранее. Он должен (по возможности) встретиться с предполагаемым экскурсоводом, узнать план экскурсии, при возможности скорректировать этот план с учетом образовательных и творческих задач, стоящих перед объединением. Особое внимание уделяется подготовке детей к предстоящей экскурсии: педагог заранее сообщает о теме и цели экскурсионного похода, создает эмоциональный настрой, «ситуацию ожидания», предлагает детям собрать некоторую предварительную информацию по теме экскурсии, сам готовит некоторые уточняющие вопросы экскурсоводу. После экскурсии обязательно проведение БЕСЕДЫ, в ответах на вопросы в ходе которой дети закрепляют и обобщают полученную информацию; совместно с педагогом прогнозируют, каким образом она может быть использована в деятельности объединения. Такие экскурсии проводятся многими учреждениями культуры (Музей театра кукол им. С.В. Образцова; Музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки; Студия Мосфильм; Студия АНИМА-фильм; Политехнический музей и т.д.) - Экскурсия, которая проводится самим педагогом. В этом случае педагог имеет возможность отобрать именно тот материал, который считает наиболее необходимым в работе, в нужной последовательности и форме изложения. Сценарий экскурсии обязательно хронометрируется; на месте предполагаемого проведения экскурсии заранее выясняются все организационные и технические возможности и трудности (разрешено ли вообще проведение экскурсии в данном месте, как можно подойти к тому или иному предмету, воспользоваться тем или иным экспонатом и т.д.). Разумеется, сотрудники государственных учреждений культуры не всегда охотно идут на разрешение такой формы экскурсии, но не нужно отчаиваться! Если Вам отказали в одном месте – может найтись достойная альтернатива. (Например, если Вы хотите познакомить детей с устройством сцены или оркестровой ямы, не обязательно идти в Малый или Большой театр. Возможно, Вас с радостью примут в небольшом муниципальном театре или концертном зале). В конце такой экскурсии педагог обязательно задает детям заранее подготовленные вопросы. При этом надо помнить, что серия этих вопросов – не тест или экзамен для детей (А сейчас я проверю, что вы запомнили из сегодняшней экскурсии!). Их смысл – в помощи детям в плане осознания и систематизации эмоционально-образных впечатлений и возможностей использовать материалы экскурсии в творческой деятельности. В качестве приема развития детского творчества и поисковой деятельности может быть использован и такой вариант: когда дети уже имеют достаточный опыт посещения экскурсий, им предлагается самостоятельно составить сценарий экскурсии на определенную тему (возможно, даже совершенно фантастическую) и «провести» ее не выходя за пределы УДОД (а, возможно, и с настоящим экскурсионным походом); например «В гостях у скрипичного мастера», «За кулисами театра Глобус», «Афины. Орхестра.» и т.п. - игровые развлекательные (анимационные) программы (разовые, короткие; конкурсные типа КВН, «Брейн-ринга» и т.п.), включающие игры, эстафеты, танцевальные и музыкальные программы, элементы викторин и т.п.; игры-спектакли, «включающие» детей-зрителей в сюжетное действие вместе с персонажами, актерами-ведущими) - длительные досуговые программы («растянутые» на целый учебный год и опосредующие игровым сюжетом или темой всю воспитательно-образовательную работу объединения), по содержанию и организации иногда сходные с ролевой игрой например, «Путешествие в Зазеркалье», «Построим свой Дом». К ним же относятся программы летних лагерей, «Книжкина неделя», «Масленица» и т.д. В подготовке любого досуга очень важен нестандартный творческий подход и продуманность всех деталей в составлении сценария. Например, при составлении сценария концерта можно просто определить последовательность номеров и подготовить конферансье, объявляющего их в традиционной торжественной манере, а можно придумать нетрадиционный вариант конферанса (например, конферанс-интервью, конферанс-театрализация, конферанс-шоу и т.д.). Основные акценты подготовки досуга можно определять по следующим позициям: - название досуга - на какую аудиторию он рассчитан (возраст, количество участников) - цель его проведения - продолжительность досуга - чьими силами готовится досуг - как Вы представляете оргкомитет (инициативную группу) досуга и ход его (ее) работы - какие виды и формы деятельности включает досуг - краткое описание содержания - условия успешности проведения досуга. 7 Вопрос. СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ понимается как социокультурный и педагогический феномен, находящийся в тесной связи с обучением и воспитанием, имеющий ярко выраженные физиологические, психологические, социальные аспекты. Досуг в семье - это вид развивающей деятельности, представляющий возможности для активного отдыха, потребления духовных ценностей и личностного развития всех членов семейного коллектива при учете индивидуальных интересов и потребностей. Наличие опыта самореализации в семейной досуговой деятельности, отношение к организации досуговой деятельности, родительское отношение к ребенку, ценностно-ориентационное единство семьи определяют уровень организации семейной досуговой деятельности. Наличие опыта самореализации в семейной досуговой деятельности определяется возможностью родителей организовать содержательный развивающий досуг и зависит от знаний, практических умений и навыков в различных видах досуговых занятий. Отношение к организации досуговой деятельности (пассивное, активное, творческое) зависит от личностной позиции каждого члена семьи. Именно творческая активность обеспечивает личностно-деятельностную включенность в данный процесс.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (252)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |