Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Второй критерий оценивания изложения на ОГЭ.



2020-03-19 200 Обсуждений (0)
Второй критерий оценивания изложения на ОГЭ. 0.00 из 5.00 0 оценок




Первый критерий оценивания изложения на ОГЭ

ИК 1 Содержание изложения Баллы
  Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. 2
  Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему. 1
  Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы. 0

Что такое микротема? В вашем изложении должно быть три микротемы и три абзаца. Тема — это то, о чём говорится в тексте. Большая тема, как правило, раскрывается через несколько маленьких подтем — микротем. Весь текст по смыслу обычно делится на несколько частей. Микротема— это главная мысль абзаца, объединяющая несколько предложений.

Второй критерий оценивания изложения на ОГЭ.

Сжатие текста. Ваше изложение не должно быть многословным и подробным.

ИК 2 Сжатие исходного текста Баллы
  Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. 3
  Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста. 2
  Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста. 1
  Экзаменуемый  не использовал приёмов сжатия текста. 0

При проверке изложения эксперты подсчитывают количество слов (слов должно быть, как мы уже сказали, не меньше 70). При оценивании работы по второму критерию учитываются приёмы сжатия.

Что такое приёмы сжатия текста? При сжатии текста происходит переработка информации. Вы оставляете главное и отсекаете второстепенное. Текст сокращается с помощью языковых приёмов компрессии текста. Вам необходимо передать содержание текста в лаконичной и понятной форме, отразить 3 микротемы, сохраняя главную информацию и последовательность изложения.

Приёмы сжатия текста:

1. Исключение. Этот приём связан с исключением, «вычёркиванием» второстепенной информации. Можно исключить: уточнения и подробности, лирические отступления; обобщающие слова и предложения, однородные члены;  повторы слов, пространное описание природы, чувств и настроений; причастные  и деепричастные  обороты,  вводные слова.  

Исключаем повторы . Пример: Нужно воспитывать в детях совестливость, нужно воспитывать в детях способность к состраданию. – Нужно воспитывать в детях совестливость, способность к состраданию.

Можно исключить синонимы (один или несколько). Пример:Глаза мальчика засияли, засверкали, заискрились. – Глаза мальчика засияли.

Исключаем уточнения, пояснения: Сестра жила неподалёку, на соседней улице. – Сестра жила неподалёку.

Возможно исключение частей предложения или даже нескольких предложений, заключающих несущественную информацию. Здесь важно не перепутать второстепенную информацию с главной, существенной для раскрытия темы.

«Камни Кремля могут звучать. У каждой стены и купола Кремля особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля». «Каждый камень, стена, купол имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию Кремля».

Исключите: однотипные примеры, риторические вопросы и восклицания, цитаты; детали, которые не влияют на ход авторской мысли; излишние рассуждения и описания; слова, предложения, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

2. Обобщение. Заменяем однородные члены обобщающим словом или словосочетанием. Пример: Мы нарвали ромашек, колокольчиков, васильков. – Мы нарвали цветов (разных цветов).

Обобщаем информацию, заменяя фрагмент текста синонимичным (близким по смыслу) выражением. Пример: Человек учится правильному поведению с того самого возраста, когда делаются первые шаги, закладываются первые привычки, произносятся первые слова.– Человек учится правильному поведению с раннего детства.

Объединяем ряд предложений, связанных одной мыслью.

3. Упрощение. Этот приём сжатия заключается в структурном упрощении фрагмента текста. Для этого можно объединить несколько предложений в одно. Пример: Годы идут. Писатель всё дальше уходит в историю, не стареют лишь его произведения. – Годы идут, но книги писателя не стареют (в этом примере наряду с упрощением используется и исключение).

Возможна замена сложноподчинённого предложения простым: Авиамодели, которые имеют электродвигатели, участвуют в спортивных состязаниях. – Авиамодели, снабжённые электродвигателями, участвуют в спортивных состязаниях.

Прямую речь в сжатом изложении лучше заменить косвенной. Это ещё одна разновидность упрощения.

Пример: Водитель сказал: «Я довезу вас до вокзала за пятнадцать минут». – Водитель сказал, что довезёт нас до вокзала за пятнадцать минут.

Замена слов синонимами или другими частями речи. Например, несколько существительных можно заменить одним местоимением.

«Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города». «Все жители вышли на охрану родного города».

Слияние нескольких предложений в одно. «Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню». «Призвание — это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть».

Необходимо соблюдать абзацное членение текста. 3 абзаца Третий критерий оценивания изложения на ОГЭ

ИК 3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Баллы
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена, - в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: но допущена 1 логическая ошибка и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1
  В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста. 0

 Максимальный балл- 7. Пишите аккуратно, разборчивым почерком. По данным критериям эксперт оценивает содержание изложения. Грамотность оценивается по отдельным критериям.

Как готовиться? На сайте ФИПИ есть открытый банк заданий с аудиозаписями, которые будут на экзамене. Открывайте материалы и тренируйтесь писать изложения. Возможно, один из этих текстов попадётся вам на ОГЭ.

Алгоритм написания изложения


1) Начинайте записывать во время первого прослушивания. Пишите не автоматически, а вслушивайтесь в смысл, старайтесь сразу выделять главное и первостепенное, следите за мыслью диктора.

2) Не стоит пытаться записать все подряд, делайте акцент на конкретных словах и идите по тексту вместе с диктором. Старайтесь не отставать. Для этого делайте пропуски, в которые поместятся пропущенные слова. При следующем прослушивании вы сможете понять, на каких словах и частях предложения необходимо сконцентрировать свое внимание.

3) Нужно записывать во время 1 прослушивания: грамматическую основу (подлежащее и сказуемое предложения), начало предложения с заглавной буквы, важные для понимания смысла предложения слова.
НЕ нужно записывать: вводные слова, длинные причастные и деепричастные обороты, синонимы, повторы.

4) Выделяйте абзацы и  границы предложений.
5) Обязательно используйте сокращения. Правильно сокращение заключается в том, чтобы захватить корень слова и его окончание.
Обязательно потренируйтесь в своем умении сокращать слова.

6) После первого прослушивания у вас будет 3-5 минут(ы) для работы с черновиком. В это время важно дописать сокращения и, если позволит память, вписать слова, которые вы сможете вспомнить.
7) Во время второго прослушивания запишите на места пропусков важные слова.

8) Еще раз восстановите все сокращения и прочитайте внимательно получившийся текст.

9) Перепишите изложение, создав при этом полноценный текст, проверьте его на ошибки и можете смело переписывать его в чистовик, не забывая об абзацном членении.

Материал для тренировки.

Например, возьмём этот текст (наведите курсор). Внимательно прослушайте его два раза. Запишите микротемы и ключевые слова. Затем сверьте ваш материал с этой таблицей:

  Микротемы Ключевые слова
1 Доброта — основа душевной красоты человека, и её не надо стесняться. Вопрос — ответы, добрый, душевная красота.
2 Добрые чувства должны воспитываться с детства вместе с познанием ценности жизни. Забота, воспитываться в детстве, ценность жизни, поступки во имя добра.
3 Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности. Путь добра — единственно верный жизненный путь человека. Путь добра. В мире, где много зла. Полезен человеку и обществу.

Напишите изложение и проверьте его два раза. Отметьте, всем ли критериям оно соответствует:

· переданы все три микротемы;

· все три микротемы сжаты;

· текст чётко разделён на три абзаца;

· нет логических ошибок.

Чем больше изложений вы напишете и проверите, тем комфортней будете чувствовать себя на экзамене.



2020-03-19 200 Обсуждений (0)
Второй критерий оценивания изложения на ОГЭ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Второй критерий оценивания изложения на ОГЭ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)