Обеспечение становления учителя как субъекта собственного развития применительно к его методической деятельности
Как определить, нуждается ли учитель в методической помощи? Актуальным сегодня является исследование методической деятельности учителя через анализ «конкретных вариантов педагогического процесса» (по выражению Лушникова И.Д.), поскольку именно урок решает успех дела в обучении. Соотнесение результатов такого исследования с научно-педагогическими достижениями, относящимися к обучению учащихся, может помочь определить, соответствует ли методическая подготовка учителя этим достижениям; если нет, то какие изменения в ее содержание следует внести; как отразятся эти изменения на методическую деятельность учителя и развитие его личности; и если внесенные изменения в методическую подготовку учителя не ведут к существенным изменениям практики, то каковы причины такого положения. В каком направлении следует совершенствовать методическую деятельность учителя? В теории методической подготовки учителя обозначилось новое направление, изменяющее цель методической подготовки с освоения учителем конкретного учебного предмета и методики его изложения на соотнесение учителем своих методических действий с их влиянием на учащегося. Для обеспечения соответствия методической деятельности учителя современным требованиям необходимо методическую подготовку связать с личностно ориентированным обучением на различных этапах непрерывного образования и обеспечить ее преемственность, поскольку, во-первых, каждый учитель должен стать субъектом собственного развития, что возможно только в условиях личностно ориентированного обучения как будущих, так и действующих учителей; во-вторых, потребность у учителя в совершенствовании методической деятельности стимулируется учащимися при осуществлении личностно ориентированного обучения в школе. Как обеспечить непрерывное становление учителя как субъекта собственного развития? Обеспечение непрерывного становления учителя как субъекта собственного развития применительно к его методической деятельности возможно при следующих условиях: - личностно ориентированное обучение на всех этапах непрерывного образования и нацеленность учителя на его реализацию в педагогическом процессе; - наличие единого для всех этапов непрерывного образования личностно ориентированного содержания методической подготовки учителя; - личностно ориентированная организация выполнения студентом (учителем) методических заданий; - обеспечение посредством содержания и организации работы с ним формирования методической компетентности и открытой познавательной позиции учителя, овладения учителем техникой ведения диалога с учащимися. Изменение содержания методической подготовки учителя в условиях непрерывного образования необходимо осуществить в следующих в четырех направлениях: - ориентация содержания на субъектный опыт учащихся и учителя; выделение в содержании базового материала и связующих элементов для обеспечения методического роста учителя; - включение в содержание описания процедур реализации методической деятельности учителя при осуществлении личностно ориентированного обучения; - включение в содержание системы учебно-методических заданий, способствующих становлению учителя как субъекта собственного развития. Содержание методической подготовки является личностно значимым для студентов (учителей), если оно: - отражает существенно значимое для методической деятельности учителя; помогает решать конкретные профессиональные задачи; - учитывает методические проблемы и трудности, с которыми столкнулись реальные студенты (учителя); - информирует о методических находках; - учитывает познавательные стили обучающихся; - способствует методическому самосовершенствованию. Единое для всех этапов непрерывного образования учителя личностно ориентированное содержание методической подготовки содержит учебно-методические материалы следующих видов: - ориентирующие учебно-методические материалы; - примеры (образцы) методических разработок; - учебно-методические материалы для самоконтроля; - целевые учебно-методические тексты; - видеоуроки; - стенограммы уроков; - методические задания. Ориентирующие учебно-методические материалы – это тексты, связанные с описанием технологий конструирования методической деятельности учителя. Без наличия примеров (образцов) методических разработок затруднена успешность подготовки учителя, поскольку теоретические вопросы могут остаться оторванными от практики. К учебно-методические материалам для самоконтроля учителя относятся тексты, в которых указаны типичные методические ошибки учителя в реализации базовых методик обучения, контролирующие методические программы для работы учителя с компьютером и методические тесты, позволяющие проверить собственные методические разработки. Если же тексты-образцы предварить заданием по разработке соответствующих методик, то тогда они становятся материалами для самопроверки. Для достижения целей непрерывного образования важно, чтобы студенты (учителя) включались в процесс собственного профессионального роста, поэтому необходимо знакомить их с целевыми назначениями различных этапов методической подготовки, что осуществляется с помощью целевых учебно-методических текстов. Важную роль в методической подготовке студента (учителя) имеют видеоматериалы – видеозаписи реальных уроков. Кроме реальных уроков, их видеозаписей в методической подготовке учителя важны стенограммы уроков. Такие материалы дают возможность анализировать каждое слово и действие учителя, выделять то, что предотвращает возможные проблемы учащихся, корректировать методическую деятельность учителя. Наиболее значимыми среди всех учебно-методических материалов являются методические задания. Личностно ориентированная организация деятельности студентов (учителей) по выполнению методических заданий предполагает обеспечение следующих условий: - принятие личностью заданий, осознание их целей, значимости, способов выполнения; - переживание успеха, радости от творчества, от общения; - возможность разрешения индивидуальных проблем; - соответствие организации деятельности личным познавательным стилям; - актуализация и обогащение собственного опыта. Реализации перечисленных условий способствуют приемы личностно ориентированной организации занятий: затребованной помощи, фиксации всех предложенных вариантов решения с последующим анализом, заметок на полях, анализ выполнения предложенных заданий с позиций прошлого опыта, целесообразности, пояснения сути заданий, последующего самоанализа, предварительного самоанализа, личных итогов, выбора заданий, выбора формы предъявления заданий, опорного конспекта, теоретической цепочки, полного ответа, переписки с преподавателем (учителем), отложенной помощи, общих подходов, использования личного опыта, повторения образца рассуждений, рассуждений вслух, «мы – учителя», открытой контрольной и др. Главные ценности научно-методической работы учителя инновационного образовательного учреждения определяются как подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности к самореализации, самоактуализации и самоорганизации. Повышение качества научно-методической работы учителя это не только процесс накопления знаний, но и прежде всего, процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий, направленных на повышение качества обучения. По выборочным статистическим данным на стадиях зарождения идеи нового и целеполагания члены педагогического коллектива по степени мотивации к переходу в новое качество и инновациям распределяются следующим образом: лидеры – 1–3 %; позитивисты – 50–59 %; нейтралисты – 30%; негативисты – 10–20 %. Поэтому задача современного руководителя образовательного учреждения – перевести педагогов из группы негативистов и нейтралистов в зону повышенной мотивации. Ведь если учитель осознает совою миссию, – начинается самоопределение, самовыражение, самореализация и саморазвитие. В МОУ “Лицей № 1” было разработано Положение о рейтинговой оценке профессиональной деятельности учителей МОУ, в основе которого были использованы критерии конкурсного отбора лучших учителей в рамках Приоритетного национального проекта “Образование”. Общие положение: 1. Кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса – одно из важнейших звеньев системы управления лицеем. 2. Процесс оценивания результатов, труда учителей – одно из направлений в работе с педагогическими кадрами. Цель деятельности: стимулировать учителей к самостоятельному осмысливанию и решению своих профессиональных проблем.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (139)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |