Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Изучение проблемы качества образования



2020-03-19 171 Обсуждений (0)
Изучение проблемы качества образования 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

менеджмент услуга образовательный опрос

Актуальность.

Проблема качества образования всегда была важна для России, а сейчас это особенно важно, так как быстрые темпы развития экономики, политики социальных и культурных сфер жизни требует от специалистов очень быстрой адаптации к нововведениям. В каждой отрасли нужны высококвалифицированные кадры, так как именно они являются ценными сотрудниками. Исходя из этого, оценка качества образования сейчас очень актуальная тема для исследования. Запросы общества к качеству профессионального образования повышаются. Это выражается в том, что меняются геополитические, демографические, правовые, организационные, экономические условия деятельности вузов; появляются новые образовательные технологии, преобразующие основы высшего профессионального образования; обостряется борьба на рынке образовательных и научных услуг за привлечение самых высококвалифицированных преподавателей, материальных и финансовых ресурсов.

Высшее образование всегда играло ведущую роль в обществе как институт передачи и распределения знаний, основа обеспечения научных исследований и развития новых технологий, поддержка предприятий посредством тренингов и изобретательской деятельности. В этих сложных и порой труднопрогнозируемых условиях успешная работа любого вуза невозможна без постоянного совершенствования его деятельности, нацеленной, в первую очередь, на улучшение качества образовательных, научных, информационных и других услуг. И важнейшим показателем, определяющем долгосрочное развитие общества в том или ином направлении, было и остается качество образования.

В данной работе понятие «качество образования» будет рассмотрено с двух сторон: с точки зрения качества результата, то есть соответствия уровня знаний студентов стандартным требованиям, и с точки зрения системы обеспечения этого качества, а именно - содержания образования, информационно-методического обеспечения образовательного процесса, использования инновационных образовательных технологий.

Степень научной разработанности

Для осмысления проблемы качества образования существенное значение имеют разработки проблем образования вообще, высшего в особенности, осуществленные в различных сферах научного знания. Исследованиям качества образования посвящено немало работ, как отечественных, так и зарубежных исследователей. В их работах образование рассматривается с разных сторон и в различных аспектах.

Так в статье Г.Е. Зборовского «Образование научные подходы к исследованию» представляется педагогический подход к проблеме качества образования как концентрация усилий на проблемах формирования человека, осуществляемого в ходе учебно-воспитательного процесса, с помощью определенных средств и методов педагогической деятельности. Также В.Белов рассматривает влияние таких факторов как культурный, исторический и экономический на систему оценки качества образование, а так же говорит о модернизации образования.

Существует несколько основных подходов к рассмотрению понятия «качества образования», имеющих место в отечественной литературе. Так, М.М. Поташником оно рассматривается как соответствие требованиям образовательных стандартов. В таком контексте качество образования выступает как «соотношение цели и результата, меры достижения целей, заданных операционно и спрогнозированных в зоне потенциального развития обучающихся». Как соответствие запросам потребителей качество образования рассматривают В.А. Качалов и В.Д. Шадриков. Как соответствие образовательных услуг ожиданиям общества определяется качество образования М.В. Рыжаковым. Это отражает тот факт, что с позиций потребителей все сильнее выделяется социальный аспект в концепции формирования компетентности и компетенций будущих специалистов.

Проблемной ситуацией данного исследования является: методика опроса потребителей образовательных услуг по отношению к реальному и ожидаемому качеству образования.

Проблемой исследования является: методика выявления оценки потребителей образовательных услуг, реального качества образования и системы обеспечения этого качества. Определение цели, объекта и предмета исследования.

Цель исследования: разработать методику опроса потребителей образовательных услуг, касательно оценки качества образования и системы обеспечения этого качества.

Объект и предмет исследования:

Объектом социологического исследования являются потребители образовательных услуг, а именно работодатели и студенты.

Предметом исследования является методика опроса потребителей образовательных услуг по отношению к качеству образования.

Достижение цели требует решения некоторых задач:

.   Выяснить отношение экспертов к общему уровню образования;

.   Узнать расходится ли мнение экспертов в оценке качества образования;

.   Определить степень удовлетворенности экспертов образовательными услугами;

Формулировка гипотез исследования:

1. Потребителей образовательных услуг не удовлетворяет качество, высшего профессионального образования.

.   Независимая оценка образования способна повлиять на повышение качества предоставляемых образовательных услуг.

.   Система обеспечения качества образовательных услуг должна зависеть от потребителей этих услуг и изменяться в зависимости от запросов потребителей.

Логический анализ основных понятий

    Интерпретация основных понятий

Основное понятие:

Методика - это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий.Методика опроса потребителей ОУ- процедура отслеживания состояния удовлетворенности потребителей образовательных услуг, соизмерение полученных результатов с требованиями и ожиданиями, выявление тенденций их изменения с целью принятия управленческих решений.Образовательная услуга - это в частном случае подготовка специалиста определенной квалификации для организации-потребителя.Потребитель образовательных услуг - люди, устремленные поступать в вузы за получением профессиональных «образовательных услуг», а именно за тем, что под этим термином они подразумевают: потребность в получении работы, потребность в творчестве и самореализации, потребность в общении. Так же потребителями могут выступать некие организации, предприятия, принимающего специалиста на работу. Качество образования - способность образовательного продукта или услуги соответствовать предъявляемым нормам государственного стандарта и социального заказа.

Структура работы.

Первая глава работы посвящена рассмотрению теоретико-методологических основ проблемы изучения качества образования и подходы к изучению этой проблемы. В первом разделе приводится методика опроса потребителей образовательных услуг. Во втором разделе рассматривается маркетинг образовательных услуг.

Вторая глава посвящена исследованиям, которые затрагивали данную тему. В третьей главе описываются программная часть, подробное описание инструментария исследования


Изучение проблемы качества образования

 

Методика опроса потребителей образовательных услуг

 

Рост конкуренции в сфере образования, ужесточение требований со стороны самих потребителей к качеству образовательных услуг, вхождение России в европейское образовательное пространство привели к тому, что ориентация на потребителя становится ключевым принципом в организации образовательного процесса. Именно в расчете на потребителя организация должна определять цель своей деятельности и ставить задачи для ее достижения. Реализация данного принципа предполагает создание системы взаимодействия образовательных институтов со своими потребителями, системы отслеживания удовлетворенности образовательными услугами различных групп потребителей. Для достижения этих целей можно разработать методику опроса потребителей образовательных услуг. Прежде, чем представить методику и способы опроса экспертов в сфере образовательных услуг хотелось бы дать понятия некоторым определениям, которые могут нам помочь. Начнём с главного и определяющего понятия, которым является понятие «методика». Методикой можно считать, как правило, некий готовый алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Методика, как правило, содержит конкретные задачи, приёмы, критерии и инструкции. Наиболее важным моментом создания и функционирования системы менеджмента качества в любой организации, в том числе в вузе, является ориентация на потребителей: выявление их требований и оценка степени соответствия установленным требованиям. Исследования удовлетворенности потребителей образовательных услуг заключается в том, что полученные результаты позволяют не только диагностировать образовательный процесс, но и эффективно управлять им. Одним из способов сбора первичных данных является опрос. Методикой опроса потребителей образовательных услуг является процедура отслеживания состояния удовлетворенности потребителей образовательных услуг, соизмерение полученных результатов с требованиями и ожиданиями, выявление тенденций их изменения с целью принятия управленческих решений. Деятельность системы образования как социального института обеспечивает общество интеллектуально-культурным «продуктом». Поэтому, в условиях рыночной экономики она выступает как образовательная услуга и принимает товарную форму, то есть имеет свою потребительную стоимость и цену. Следовательно, как любой товар, образовательная услуга становиться объектом сбыта и маркетинга.

В данной работе под образовательной услугой мы будем понимать подготовку специалиста (в частном случае) определенной квалификации для организации-потребителя. Когда есть товар (образовательная услуга), то всегда присутствует потребитель этого товара. С позиций маркетинга, потребителями могут выступать: конкретная личность, которая удовлетворяет личную потребность в приобретении профессии, саморазвитии и самоутверждении, группа (предприятие - работодатели) с целью профессиональной подготовки (повышения квалификации, переподготовки) кадров, необходимой для обеспечения его работоспособности, поддержания конкурентоспособности и развития, в постоянно изменяющихся, рыночных условиях, и общество (государство), которое таким образом обеспечивает расширенное воспроизводство совокупного личностного и интеллектуального потенциала общества. Исходя из этого, можно дать определение понятию «потребитель образовательных услуг» - это люди, устремленные поступать в вузы за получением профессиональных «образовательных услуг», а именно за тем, что под этим термином они подразумевают: потребность в получении работы, потребность в творчестве и самореализации, потребность в общении. Так же потребителями могут выступать некие организации, предприятия, принимающего специалиста на работу и государство в целом. Любой потребитель образовательных услуг, будь то личность, организация или общество, заинтересован в высококвалифицированных кадрах. Вопросы качества образования на любом его уровне всегда были и остаются в центре внимания научных исследований и практики управления образованием. Реформационные процессы в образовании во главу угла ставят проблему либо сохранения существующего уровня качества образования, либо достижения еще более высокого уровня. Качество образования является одним из важнейших критериев эффективности, успешности образовательной деятельности, как самых разных участников образовательных отношений, так и в целом эффективности функционирования самой системы образования. Так же, качество образования это способность образовательного продукта или услуги соответствовать предъявляемым нормам государственного стандарта и социального заказа.

Целью методики является оценка и измерение удовлетворенности потребителей для управления качеством образовательного процесса.

Объектами методики опроса являются внутренние потребители (студенты) и внешние потребители (работодатели).

Методами сбора данных могут выступать: анализ документов, интервью, анкетный опрос, экспертный опрос. 1. Метод анализа документов представляет собой систематическое изучение документов, направленное на получение информации, значимой для целей исследования.

Документом в социологическом исследовании <http://www.grandars.ru/college/sociologiya/metody-issledovaniya.html> называют специально созданный автором (коммуникатором) материальный или виртуальный (компьютерные файлы) предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации.

Документы одновременно содержат в себе два рода информации: информацию о фактах, событиях, результатах деятельности, авторскую позицию, оценку этих фактов, которая представлена в содержании документа, а также в его структуре, стиле, средствах выражения.

Основное назначение метода - извлечь содержащуюся в документе информацию об изучаемом объекте.

Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь сам задает вопросы, фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым, как говорится, «лицом к лицу», и опосредованным, например: по телефону.

Анкетирование предполагает, что опрашиваемый заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него, реже анкетер заполняет вопросник со слов опрашиваемого. По форме проведения анкетирование может быть индивидуальным или групповым, когда за относительно короткое время можно опросить значительное число людей. Анкетирование бывает также очным и заочным - в виде почтового опроса; опроса через газету, журнал, компьютерную сеть.

В нашем случае мы будем использовать четвертый способ, это экспертный опрос.

 

Экспертный опрос как разновидность социологического опроса на эмпирическом уровне

менеджмент образовательный опрос

Применение экспертного опроса в исследовании имеет ряд достоинств:- Экспертный опрос позволяет получить информацию «от первого лица», от лидеров мнений в исследуемых областях.- Получение дополнительной информации от экспертов и выделение с их помощью критериев оценки ситуации способно существенно оптимизировать проведение исследования.

Однако данный метод имеет ряд ограничений:- Проведение исследований порождает проблему доступа к экспертам, которые являются достаточно компетентными в определенной области и согласны на участие в опросе. Кроме того, особую сложность в данном аспекте может представлять назначение личных встреч.- Применение метода экспертного опроса в практике исследований не может быть направлено на причинение вреда какой-либо стороне. Участие в исследовании не должно негативно сказаться на профессиональной репутации эксперта.- При проведении экспертного опроса существует вероятность получения от эксперта необъективной или неполной информации. Это может возникнуть как вследствие заинтересованности эксперта в определенных результатах исследования, так и по причине его недоверия к исследователям.

В зависимости от числа участников, единовременно участвующих в экспертном опросе различают: - индивидуальный опрос эксперта (предполагает общение исследователя один на один с экспертом по определенным вопросам, этот формат позволяет установить доверительные отношения и снять возможные опасения эксперта относительно его участия в исследовании (например, связанные с конфиденциальностью).- групповой опрос экспертов (групповой опрос экспертов предполагает единовременное обсуждение проблемы с несколькими экспертами, данный формат позволяет выявить как аспекты, по которым специалисты едины во мнении, так и вызывающие споры в среде экспертов).

В зависимости от задач исследования и доступности респондентов для контакта формами экспертного опроса могут выступать:- очный экспертный опрос (очный опрос эксперта предполагает личный контакт исследователя и специалиста, опрос может быть осуществлен по сценарию как формализованного, так и свободного интервью (порядок и формулировки вопросов не определены жестко и заранее) очный опрос позволяет установить более доверительные отношения с экспертом).

заочный экспертный опрос (заочный опрос эксперта осуществляется в случаях, когда организация очного опроса невозможна).

Методика опроса потребителей образовательных услуг может включать следующие этапы:1. Определение потребностей и ожиданий потребителей.

. Оценка удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг. Вырабатываются критерии оценки, составляется анкета и правила ее обработки.

. Сопоставление ожиданий и фактической удовлетворенности потребителей, результаты доводятся до сведения. 4. Формирование планов корректирующих мероприятий для улучшения качества образовательной услуги.

 

Маркетинг в сфере образовательных услуг

 

С переходом на рыночную экономику в России начал формироваться рынок образовательных услуг, направленный на удовлетворение нужд и потребностей людей в данной сфере. Особое значение придается сектору услуг по предоставлению возможности получения высшего образования.

Несмотря на некоторую новизну излагаемого вопроса, маркетинг образовательных услуг получил достаточное освещение в отечественных изданиях. Это вызвано тем, что теоретические положения и маркетинговые подходы находят применение и на рынке образовательных услуг.

Основными субъектами маркетинга образовательных услуг являются образовательные учреждения, которые формируют предложения по подготовке специалистов на различных уровнях, - академии, университеты, институты и колледжи.

Маркетинг образовательных учреждений способствует изучению рынка, прогнозированию, ценообразованию и определению наиболее перспективных направлений их развития. Особая роль на рынке образовательных услуг принадлежит государству, которое определяет политику образования в стране, предоставляет налоговые льготы государственным вузам, определяет перечень востребованных профессий, организует подготовку квалифицированных кадров и правовую защиту образовательных учреждений.

Основные принципы формирования маркетинговой модели сферы образования должны включать ориентацию на потребителя, использование системного подхода, неоднозначность путей развития и процессы самоорганизации.

Ежегодно тысячи выпускников школ устремляются в вузы за получением профессиональных «образовательных услуг», а именно за тем, что под этим термином они подразумевают: потребность в получении работы, потребность в творчестве и самореализации, потребность в общении. Такая самоорганизация построена главным образом на основе субъективных потребностей потребителей. Это первый уровень сферы образования как экономической маркетинговой системы взаимоотношений учреждений образования - производителей услуг и студентов - потребителей.

Рынок образования выступает как единый интегральный производитель особого продукта - «выпускников» - на рынке труда. Здесь проявляется второй уровень системы образования - уровень взаимоотношения рынка образования и рынка труда.

Следует отметить, что в современной ситуации на рынке труда, частью которого является рынок молодых специалистов, образование выполняет фильтрующую, селективную (информационную) функцию, т.е. образование трактуется как средство отбора, как устройство, сортирующее учащихся в зависимости от их производственных качеств. При найме работников предприниматели используют информацию о потенциальной производительности работника. Рынок труда создает свои дополнительные фильтры: горизонтальные, когда различаются «фильтрующие качества» различных вузов и отношение к молодому специалисту на рынке труда складывается в зависимости от учебного заведения, которое он закончил;

вертикальные, когда фирмы ставят дополнительные условия: от работников требуются опыт практической деятельности, дополнительные рекомендации, отдельное подтверждение знания компьютера или иностранного языка и т.п.

Применительно к вопросам маркетинговой деятельности вузов при оказании образовательных услуг ассортиментная политика (перечень специальностей, в частности) должна существенным образом дополняться товарной, под которой мы подразумеваем в данном случае такое наполнение услуги, которое будет помогать выпускникам найти свое место на рынке труда.

Горизонтальные фильтры можно преодолеть, используя практику своеобразного «франчайзинга», когда учебное заведение на основе договора с каким-либо известным вузом проводит обучение по его программам с выдачей соответствующего диплома.

Прохождение вертикальных фильтров рынка труда требует гораздо больших усилий, связанных с повышением роли практики в подготовке специалистов, возможным созданием в ряде случаев действующих фирм при вузах и, конечно, налаживанием связей со всеми участниками рынка, что предполагает использование концепции маркетинга отношений.

Микроуровень МС представляет систему, которую можно рассматривать непосредственно как рынок образовательных услуг, в качестве основных участников которого выступают учебные заведения и студенты (учащиеся). Потребители образовательных услуг, обучаясь конкретной профессии, как бы покупают надежду на будущую работу, творчество, приобретают возможность общения. Именно совокупность этих трех потребностей и образует «товар по замыслу».

Одной из важнейших особенностей образовательной услуги является ее зависимость от компетенции потребителя, т.е. от суммы знаний, социальной подготовленности клиента, которые связаны с использованием товара в послепродажный период. Учитывая своеобразие образовательных услуг, направленных на преобразование личности, и зависимость таких услуг от «личных качеств» потребителя, целесообразно использовать понятие «маркетинг отношений», который является интенсификацией или индивидуализацией традиционного маркетинга.

Маркетинг отношений расширяет традиционное понятие потребителей, к которым относятся поставщики, дистрибьюторы, работники фирмы, СМИ, общественность и т.п. Маркетинг отношений в отличие от традиционного транзакционного маркетинга направлен на удовлетворение не отдельной потребности, а комплекса потребностей и наличие постоянной «обратной связи» с потребителем.

Рынок образовательных услуг при использовании этой стратегической концепции обусловлен социальной направленностью услуг; многогранностью запросов различных потребителей; интернационализацией образования; повышением роли непосредственных потребителей (личностей) в образовательной системе и тенденцией к индивидуализации запросов.

Образовательные услуги вместе с тем являются специфическим товаром, значение и качество которого проявляются и реально оцениваются уже в послепродажный период - на рынке труда. Но важным моментом является и оценка качества образовательных услуг выпускниками вуза, поскольку именно они являются наиболее эффективным источником информации для потенциальных потребителей. Это одна из главных причин важности маркетинга отношений.

Успех маркетинга отношений характеризуется, прежде всего, «качеством отношений», которое связано с понятием потребительской компетенции. С этой точки зрения оценка выпускником качества полученных услуг в большей степени зависит от его поведения при их использовании. Речь идет не только об умелом использовании знаний, полученных в вузе, но и о качестве «послепродажного обслуживания» вузом своих выпускников, которое и должно явиться одним из ключевых звеньев при построении подсистемы «маркетинг отношений с выпускником». Следует отметить, что важнейшее значение для маркетинга отношений в сфере образования имеет такая политика вуза, чтобы к нему относились как к «общественному образовательному институту, предназначенному для обучения потребителей» не только в течение процесса оказания образовательной услуги, но и на протяжении послевузовской деятельности выпускника.

Это будет повышать качество отношений, включающих два важнейших фактора: во-первых, доверие клиента к продавцу (вузу) и удовлетворенность клиента продавцом, а во-вторых, престиж вуза как социального института, ориентирующегося на интересы не только конкретной личности, но и всего общества.

Теория и практика маркетинга образовательных услуг - современное состояние Маркетинг образовательных услуг, как и маркетинг любого другого товара, имеет свои особенности только в сфере приложения, а все основные теоретические выкладки в нем ничем не отличаются от маркетинга на любом другом товарном рынке. В качестве теоретической базы будем использовать книгу Филипа Котлера "Основы маркетинга". Котлер в качестве основных понятий маркетинга выделяет следующие: нужды, потребности, запросы, товар, обмен и рынок. Рассмотрим их по порядку. Нужда - чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо. В первобытном обществе у человека практически отсутствует нужда в повышении образования, т. к. всю необходимую для обеспечения жизнедеятельности информацию человек получает в детском и юношеском возрасте, а дополнительные знания и умения, получаемые им в процессе своей жизни, он приобретает без стремления их приобретать, т. е. они приходят к нему сами собой. Появление отдельных личностей, у которых стало возникать стремление к знаниям просто ради самих знаний и любопытства и было, очевидно, одной из важнейших причин начала интенсивного развития человеческой цивилизации.

В современном индустриальном обществе у человека уже появляются нужды в повышении своего образования, т. к., как правило, люди, имеющие более высокий образовательный уровень, имеют более высокие доходы и, соответственно, более высокий уровень жизни, к чему стремится любой большинство людей.

Нужда в образовании проявляется в осознанном или неосознанном желании обучения.

В настоящее время в России в связи с трудностями переходного периода нужда в образовании в среднем среди населения несколько снизилась, что связано с необязательным соответствием высокого образовательного и жизненного уровней, но со стабилизацией и подъемом экономики такое положение будет меняться на то, какое было раньше, в советское время, когда получить высшее образование стремился очень большой процент выпускников средних школ.

Следующая категория маркетинга - это потребность.

Потребность - нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

В нашем случае потребность - это объективный и понимаемый человеком, т. е. субъектом, недостаток знаний, умений и навыков его в какой-либо области. Потребности в повышении образования различны у разных людей, у некоторых они отсутствуют, но в связи с развитием рыночных отношений и одним из основных требований рынка о постоянном совершенствовании человека. Проявлением потребности в образовании является желание человека получить вполне конкретный уровень образования или получить какую-либо дополнительную квалификацию, в которой данный человек объективно или субъективно нуждается.

Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограниченны. Так что человек будет выбирать те товары (услуги), которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей.

Запрос - это потребность, подкрепленная покупательной способностью.1

В случае с образовательными услугами можно выделить две группы издержек, которые обычно несет потребитель образовательных услуг:

Финансовые издержки, обусловленные, во-первых, необходимостью оплаты получаемого образования, а во-вторых - связанные с необходимостью расходов на обеспечение своей жизни во время получения образования.

Временные издержки, связанные с продолжительным характером практически любого вида обучения.

Финансовые издержки в разных странах проявляют себя по-разному, но в целом можно утверждать, что затраты времени и расходы на жизнеобеспечение обучающегося есть везде, а вот плата за обучение взимается не всегда. В местах, в которых образование бесплатное, главным критерием при выборе между получением образования и началом трудовой деятельности является желание или нежелание человека тратить несколько лет на образование и, по большей части, сидеть у родителей на шее в это время.

Понятие запроса неразрывно связано с понятием товара, как средства, удовлетворяющего запрос.

Товар - все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.1

Товаром на рынке образовательных услуг являются знания и навыки, предлагаемыми различными частными учителями, репетиторами, курсами, училищами, колледжами, вузами и т. п.

Сделки между предъявителями спроса на образовательные услуги и лицами или организациями, их предлагающими, осуществляются посредством обмена.

Обмен - акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.

Как совершенно очевидно, в настоящее время единственной формой сделок на рынке образовательных услуг являются следующие: продавец такой услуги обучает чему-либо своего клиента и подкрепляет полученное образование каким-либо дипломом, свидетельством, аттестатом, а потребитель вносит плату за обучение, или за него это делает кто-либо еще, например, государство.

Рынок - совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. Для нашей темы рынок раскроется так: рынок образовательных услуг - совокупность людей, которые имеют или будут иметь в будущем потребность в получении какого-либо образования, и лиц и организаций, могущих обеспечить этим людям требуемый образовательный уровень.

Для совершения сделок на образовательном рынке необходимо выполнение нескольких условий: наличие человека, который желает получить образование и имеет для этого возможности, и лица (физического или юридического), которое может и хочет ему это образование предоставить. Если с предъявляемым спросом все более или менее понятно, он существует практически всегда, то место где его можно удовлетворить имеется далеко не всегда. Хотя бывает и наоборот. Когда есть, выражаясь рыночными терминами, "продавец" образовательных услуг, а "покупателей" на его услуги нет.

Возможно, такие перекосы могут быть просто следствием не информированности покупателей и продавцов друг о друге, как и на любом другом рынке, что приводит к необходимости использования маркетинга, который и призван устранять такую не информированность. Причем, если для товарных рынков характерно стремление производителей получать информацию о нуждах потребителей, то для образовательного рынка более характерна обратная черта: стремление клиентов получить как можно больше информации о продавцах образовательных услуг. Все эти стремления можно объединить общим термином - "маркетинговые коммуникации".

Для образовательного учреждения потребителями его услуг выступают те, кому нужен тот или иной уровень подготовленности человека к какой-то деятельности.

С одной стороны, это обучающийся, который может быть или не быть покупателем услуги. Оплачивая свое образование, он повышает стоимость своей рабочей силы и становится в определенном смысле свободным агентом на рынке труда. Не оплачивая сам свое образование, человек выступает только как потребитель и принимает на себя обязательства тех, кто платит за него. С другой стороны, потребителем образовательной услуги является субъект рынка труда, которому нужны специалисты с определенным уровнем подготовленности и который платит при найме на работу за этот уровень. Потребителем образовательных услуг может быть и другое образовательное учреждение, которому нужны обучающиеся для осуществления своей деятельности. Однако субъекты рынков труда и образования не испытывают образовательных потребностей - у них есть потребность в ресурсах с тем или иным уровнем образования. Устанавливая требования к уровню подготовленности человеческих ресурсов, субъекты рынка оказывают воздействие на формирование у людей потребности в получении того или иного образования.

Тем самым образовательная потребность у человека может формироваться на основе требований субъектов рынков труда и образования, а также своих нужд и потребностей.

Удовлетворение нужды в элементарном образовании или отсутствие нужды в обновлении своей деятельности приводит к не востребованности человеком образования.

С другой стороны, у человека может формироваться образовательная потребность, если он испытывает нужду в подтверждении определенного статуса (хороший ученик, успешный руководитель), своих результатов (умелый работник) или в смене деятельности. В этом случае человек воспринимает образование и как средство (инструмент) самореализации, и как цель своей деятельности на определенный период.

Образовательному учреждению необходимо формировать образовательные потребности людей, опираясь на другие различные нужды. Тем самым учреждению больше внимания требуется уделять не столько педагогическому, сколько социальному результату своей деятельности. Имея представление о нуждах окружающего сообщества, учреждение может формировать у клиентов различные образовательные потребности путем предоставления большего ассортимента своих услуг.

Образовательная услуга: понятие, особенности, классификация.

В условиях рыночной экономики деятельность системы образования как социального института, обеспечивающего воспроизводство интеллектуально-культурного потенциала общества, выступает как образовательная услуга, принимающая товарную форму и, следовательно, имеющая свою потребительную стоимость и цену и. как любой товар, способная становиться объектом сбыта и маркетинга.

Потребительная стоимость образовательных услуг заключается в том, что они создают человеческий капитал, проявляющийся в более квалифицированной и более производительной рабочей силе. В связи с этим спрос на образовательные услуги формируется потребителями, предполагающими исходя из теории рациональных потребительских ожидании, что инвестиции в образование окупятся впоследствии, в ходе трудовой деятельности, в виде более высоких доходов, чем у тех, кто сделал меньшие инвестиции.

Последнее представление выработалось в эпоху огосударствленной экономики. Потребителем было государство, государственные учебные заведения выполняли его задание, готовя специалистов в соответствии с плановой разнарядкой и направляя их по окончании обучения на те рабочие места, где они нужны были государству. Иными словами, продуктом (слово «товар» здесь не вполне уместно) образования был специалист. Тот факт, что абитуриенты, будущие специалисты, были живыми людьми и сами желали получить то или иное образование, а в итоге приобретали для своей пользы квалификацию и дающие определенные права документы, имел второстепенное значение.

В рыночной экономике дело обстоит по-иному. Образовательная услуга и есть основной продукт, приобретаемый потребителем за свои деньги или за деньги спонсора (при бесплатном образовании именно спонсором - а не заказчиком - выступает государство).

Правда, как будет показано, потребителем, оплачивающим услугу, может быть организация, нуждающаяся в специалистах, а в частном случае и государство. Что ж, это означает, что в данном частном случае осуществляется особая услуга - подготовка специалиста.

Маркетинг образовательных услуг представляет собой социально ориентированный процесс, способствующий укреплению конкурентоспособности учебного заведения за счет более полного и качественного удовлетворения образовательных потребностей. Спецификой маркетинговой деятельности в сфере обра<



2020-03-19 171 Обсуждений (0)
Изучение проблемы качества образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Изучение проблемы качества образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)