Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принципы и средства географии как науки



2020-03-19 246 Обсуждений (0)
Принципы и средства географии как науки 0.00 из 5.00 0 оценок




Метод науки

Метод - прием достижения цели, образ действий или способ достижения всестороннего отражения предмета исследования, раскрытие его сущности, познание его законов. Методы означают совокупность применяемых в науке приемов и способов для получения новых знаний.

Методология науки - вся система методов, подходов и принципов получения новых знаний, их структура, своеобразие логики исследования в географии. В зависимости от объектов исследования и масштаба обобщений различают уровни методологии:

·   Всеобщий - охватывает все науки (диалектический метод - метод познания)

·   Общенаучный - отдельно для естественных и гуманитарных наук

·   Методология научных систем - географические системы наук

·   Методология конкретной науки - методы географии экономики России

Методика - конкретное воплощение метода, специально разработанная техника и процедура его реализации в процессе организованного взаимодействия субъекта и объекта исследования. Методика включает совокупность приемов получения, уточнения или проверки научных данных.

 

Подходы к изучению географии. Виды подходов

Подходы - совокупность приемов и способов изучения географии как науки. Это более широкие понятия, чем методы, в основе которых лежат принципы, позволяющие определенным образом выстраивать и нацеливать частные методы.

Виды:

·   Хронологический - территориальный подход, один из самых важных подходов, который нацеливает методы на выявление территориальных различий, а также особенности пространственного размещения и взаимодействия географических объектов. В зарубежной литературе чаще применяется понятие геопространство или место, район, в отечественной школе - территория. Хронологический принцип основывается на взаимосвязи пространств, свойств и отношений географических систем.

·   Исторический - определяет использование методов, которые выявляют изменения объектов во времени. С ним связано формирование двух научных направлений:

ü Палеогеографическое (прилагается к исследованиям доисторического прошлого географической оболочки)

ü Историко-географическое (соотносится со спецификой географических процессов определенного исторического периода развития человеческого общества)

·   Системный (синергетический) - синергетика - учение, основанное на идеи системности мира и научных знаний о нем. Система - совокупность и сочетание взаимосвязанных объектов (элементов) с присущими им свойствами и отношениями, которые образуют определенную целостность и характеризуется относительной устойчивостью. Это ведущее направление развития всех без исключения наук, но в географии его применение наиболее важно, т.к. сама наука и ее объекты исследования системны. Системный подход требует соблюдения следующих принципов:

ü Целостность

ü Связь

ü Структура и организация

ü Управление

ü Уровни иерархии

Примером системного подхода в географии может служит комплексное изучение стран, районов, отраслей, промышленности, природно-территориальный комплекс (ПТК), территориально-производственный комплекс (ТПК)

·   Аналитический - разделение объекта изучения на составные части, т.е. наиболее сложные системы подразделять на менее сложные подсистемы

·   Типологический - нацеливает методы на выделение наиболее существенных черт, сходство и различие в изучаемой географической конкретике, прежде всего использует сравнительно-географический метод (социально-экономическая типология стран мира)

·   Экологический - связан с массовым экологическим движением, направленным против ухудшения окружающей среды в результате антропогенной деятельности. В связи с этим недавно появились новые научные направления: геоэкология (изучает проблемы, связанные с ухудшением среды обитания в результате деятельности человека), экологическая география (изучает географическую среду в целях решения экологических проблем)

·   Проблемный - нацелен на изучение наиболее значимых проблем современности: проблемы мира и разоружения, проблемы экологии, демографические проблемы, проблемы использования мирового океана, энергетическую проблему, сырьевую, продовольственную.

 

Метод моделирования

 

Моделирование представляет собой процесс воспроизводства модели объекта явления или процесса с целью решения поставленной задачи определенными методическими приемами для контроля за результатами исследования и их реализацией. Моделирование выполняет роль необходимого инструмента в географической науке. На планетарном уровне существует следующая классификация моделей: имитационные, концептуальные и промежуточные. Имитационные модели составляются для представления динамики изменения явлений, например, климата. Концептуальные или методические модели предназначены для демонстрации правдоподобности процессов и формируются на основе общего понимания обратных связей. Модели промежуточной сложности необходимы для имитации взаимодействия среди процессов в природной системе.

В географии различают следующие основные модели: словесные, картографические, структурные, графические, математические, натурные. Модели могут быть также комбинированными: математико-картографическими, математико-графическими и др.

1. Словесные модели представляют собой описание геосистемы с помощью средств языка.

2. Картографические модели - это географические карты вместе с нанесенной на них ситуацией определенного содержания и назначения.

3. Структурные модели (схемы) весьма часто применяются при классификации объектов, систем, процессов по определенному признаку или для передачи последовательности процессов при изучении генезиса, эволюции объекта или системы

4. Графическая модель представляет собой график с нанесенными на него результатами исследований в виде точек, линий и с помощью других способов отображения.

5. Математические модели представляют собой абстрактное описание объектов, явлений или процессов с помощью знаков (символов).

6. Натурная модель представляет собой имитацию природного объекта или явления в виде макета.

Таким образом, модель служит средством познания оригинала и отражает наиболее важные его свойства.

 


Принципы и средства географии как науки

·   По принципу возникновения (исторический принцип):

Традиционные методы географических исследований (наблюдение, описание): § картографический метод (изучение карт, картосхем) § статистический метод (использование и обработка статистических данных) § историко-географический метод § сравнительно-географический метод (выявляет сходство и различие географических объектов для их классификации и прогнозирования) Современные методы географических исследований: § аэрокосмический метод § метод моделирования (создание аналога изучаемого объекта и последующее его исследование) § географический прогноз (предвидение будущего состояния геосистем) § геоинформационный метод (создание банков данных на основе информации, полученной из разных источников)

 

·   По принципу использования:

Общие географические методы: § описательный § картографический § сравнительно-географический § количественный § аэрокосмический § геоинформационный § моделирования Частные географические методы: § физической географии (геохимический, географический, палеогеографический) § социально-экономической географии (специализации, изучения эффективности производства - сельского хозяйства или промышленности, множество социальных методов - анкетирование, соц. опрос, интервьюирование)

 

·   По принципу существа:

Эмпирические методы (эмпирия - видимая сторона) - позволяющие получить знания с помощью органов чувств. Это знания, полученные на основе опыта, по-другому эти знания называются опытными и практическими: § наблюдение - получение первичной информации об изучаемом объекте и измерении количественных показателей, он считается самым древним методом, правильно выстроенное наблюдение предполагает наличие плана и приведение результатов к формально полученным данным. § экспедиционный (полевой) - с ним связан сбор научных фактов, полученных в полевых условиях при прохождении определенных маршрутов, составление профилей и описание ключевых участков § метод стационаров - изучение в течение длительного времени изменений явлений на одном и том же месте § аэрокосмический метод - использование аэрофотоснимков или космоснимков § балансовые методы - расчетные методы для анализа, прогнозирования и планирования развития геосистем § камеральные методы - обработка результатов наблюдения
Экспериментальные методы (междисциплинарные) - отличаются от наблюдения тем, что предполагают специальную организацию ситуаций исследования и активное вмешательство в нее исследователя. § эксперимент - воспроизведение объектом в специально созданных условиях осуществляемое для проверки гипотез, выделяют два типа: Ø натуральный эксперимент - связан с организацией направленных воздействий на природные систем и изучение реакций этой системы Ø модельный - осуществляется на аналогах определенных природных систем (модели) § математические методы - применяются во всех естественных и социальных науках для получения количественных показателей. Чаще всего в географии применяется теория вероятности и методы математической статистики § геохимические методы § геофизические методы
Теоретические методы - предполагают мысленное взаимодействие исследователя с моделью изучаемого объекта исследования § индукция - путь построения исследования путем обобщения имеющихся данных, метод восхождения от частного к общему § дедукция - метод восхождения от общего к частному, от абстрактного к конкретному § моделирование § аналогий - выявление сходств в предметах и явлениях для последующего сравнения
Методы интерпретации и обобщения - характеризуется тем, что субъект исследования оперирует знаково-символическими представлениями об объекте в виде терминов, понятий, суждений, теорий, законов § методы эмпирического обобщения Ø сравнительно-географические, выполняют несколько функций: определяют ареал сходных явлений и предметов, разграничивают близкие предметы и явления, важен и широко применим в страноведении при анализе изолиний Ø систематизация - упорядочение предметов и явлений в любом аспекте (формальном, внешнем, внутреннем), предполагает разделение всей совокупности предметов, связанных известным сходством путем ранжирования. В географии наиболее известны такие системы, как классификация, таксономия (классификация по иерархии), типология (классификация исходя из качественного признака), районирование Ø сравнительно-исторический метод Ø генетический метод - предполагает изучение происхождения предмета и явления, исходя из источников развития географических объектов (генезис, т.е. развитие рельефов, почв, ландшафтов, социально-экономических объектов) Ø палеогеографический метод Ø диохранический метод - использует исторические факторы (изучение исторических текстов, карт) для определения общих тенденций развития географических объектов за определенное историческое время § методы теоретического обобщения направлены на формирования понятийного аппарата теории Ø абстракция: абстракция отвлечения - у сложных объектов познаются отдельные стороны с последующим их синтезом; абстракция обобщения - образует понятия, законы и теории путем устранения случайного и несущественного Ø формализация - сущность обобщения, в результате которого появляется новая модель формального уровня, которая отражает лишь форму предмета или явления, знание предстает в идее символов: графиков, диаграмм, профилей, блок-схем, карт.

 

Метод описания

 

Самый древний метод, с которого связано само возникновение географии.

 

История развития

1 период Древний мир, средние века, раннего нового времени в географии преобладает эмпирическое описание, т.е. что вижу о том и пишу. Яркий пример такого описания - описания Геродота, Эратосфена, Страбона, Марко Поло. Со времен Великих Географических Открытий описания мало изменились, усилилась только их фактологичность, всех путешественников и первооткрывателей новых земель причисляют к выдающимся географам.
2 период 18 век Осуществляется переход от эмпирического описания к научному, т.к. в кругосветных и другие крупных путешествиях стали участвовать ученые и естествоиспытатели. Примером служат труды Татищева (Урал), Крашенинникова
3 период 19 - первая половина 20 века Научные описания получают широкое распространение, наблюдается рассвет применения географического описания это связано с образованием во многих странах научных географических школ (немецкая - Гумбольдт, французская - Элизе Реклю, русская отечественная - Семенов-Тян-Шанский, Пржевальский, Миклухо-Маклай)
4 период вторая половина 20 века - наше время В это время наблюдается постепенная утрата мастерства географического описания, связано это с тем, что науке требуются полноценные комплексные данные, а география того времени ограничена аналитическими сведениями отдельных элементов природы. Баранский отмечал две причины резкого сокращения хороших географических описаний: переход от описательного стиля к аналитическому и недооценка литературной формы географических описаний

 

В настоящее время наблюдается возрождение метода географического описания, что объясняется новым повышенным интересом к страноведению, развитию внутреннего и внешнего туризма. Сейчас все описания проводятся комплексно, наиболее это проявляется в результате создания ландшафтных карт. Создание ландшафтных карт предполагает характеристику физико-географического районирования. Наиболее интересно и показательно проводить комплексное физико-географическое описание территории на выбранных точках наблюдения, для этого используется следующий план:

ü Устанавливается географическая привязка точки наблюдения (ближние ориентиры, направления и расстояния)

ü Геологическое и геоморфологическое наблюдение (геологические наблюдения носят вспомогательный характер, выделяются пласты, характер залегания, включения, геоморфология - описание мехоформ, генетичнеский тип рельефа: для холмистого рельефа - размер, форма, протяженность, высоты, экспозиция и т.д., для равнин - относительное превышение, для речных долин - форма, ширина, глубина и т.д., в заключении дается характер антропогенной измененности рельефа и трансформации)

ü Почвенные наблюдения (для описания почв необходимо закладывать почвенные разрезы: шурф или прикопка, после чего делается зарисовка и определяются генетические горизонты, механический состав, влажность, окраска и т.д., почле чего дается название почвы)

ü Геоботанические наблюдения (закладывается геоботаническая площадка - для леса 20х20 м, для луга - 10х10 м, для болота 1х1 м, описывается видовой состав, ярусность, мозаичность (горизонтальная неоднородность), каждое растение род и вид, собирается гербарий, завершается наблюдение названием растительной ассоциации по доминирующим двум или трем ярусам).

ü Геоэкологическое наблюдение (изучает антропогенное воздействие, их характер и последствия, а также уточняются границы антропогенных объектов, сельскохозяйственных угодий, дорог, ЛЭП, свалки мусора, фермы, коровники и т.д., кострища, и определяются современные неблагоприятные процессы: эрозия почв, заболачивание или подтопление, вытаптывание растительного покрова, оценивается качество поверхностных вод по ее прозрачности, цвету, запаху. Для почв по наличию масляных пятен, запаху, другой растительности: по усыханию и повреждению листьев, иголок хвои, появлению сорных видов, угнетенное состояние сельхоз. посевов, в заключении делается вывод о геоэкологическом состоянии.

ü Физико-географическое описание может включать и другие наблюдения: микроклиматические, гидрологические, гидрохимические

ü В заключении составляется полевая карта, которая включает в себя описание нескольких точек наблюдения с уточнением границ. Она может быть составлена в полевых условиях, а следовательно на месте дорабатывается и составляется легенда.

 



2020-03-19 246 Обсуждений (0)
Принципы и средства географии как науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принципы и средства географии как науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)