x2 биматричные игры. Ситуация равновесия
12
Мы предполагаем уделить основное внимание случаю, когда у каждого из игроков имеется ровно две стратегии, т. е. случаю т = п = 2. Поэтому нам кажется уместным выписать приведенные выше формулы именно для такого случая. В 2 ´ 2 биматричной игре платежные матрицы игроков имеют следующий вид
, ,
вероятности биматричная игра решение
а средние выигрыши вычисляются по формулам
где ,
Сформулируем основное определение. Определение. Будем считать, что пара чисел
, ,
определяет равновесную ситуацию, если для любых р и q , подчиненных условиям одновременно выполнены следующие неравенства
(1) Пояснение. Выписанные неравенства (1) означают следующее: ситуация, определяемая смешанной стратегией (р*, q *), является равновесной, если отклонение от нее одного из игроков при условии, что другой сохраняет свой выбор, приводит к тому, что выигрыш отклонившегося игрока может только уменьшиться. Тем самым, получается, что если равновесная ситуация существует, то отклонение от нее невыгодно самому игроку. Теорема 1 (Дж. Нэш). Всякая биматричная игра имеет хотя бы одну равновесную ситуацию (точку равновесия) в смешанных стратегиях. Итак, равновесная ситуация существует. Но как ее найти? Если некоторая пара чисел (р*, q *) претендует на то, чтобы определять ситуацию равновесия, то для того, чтобы убедиться в обоснованности этих претензий, или, наоборот, доказать их необоснованность, необходимо проверить справедливость неравенств (1) для любого р в пределах от 0 до 1 и для любого q впределах от 0 до 1. В общем случае число таких проверок бесконечно. И, следовательно, действенный способ определения равновесной ситуации нужно искать где-то в ином месте. Теорема 2. Выполнение неравенств (1)
равносильно выполнению неравенств
(2)
Иными словами, для того, чтобы убедиться в обоснованности претензий пары (р*, q *) на то, чтобы определять равновесную ситуацию, нужно проверить справедливость неравенства
только для двух чистых стратегий игрока А (р = 0 и р = 1) и неравенства
только для двух чистых стратегий игрока В ( q = 0 и q = 1). Четыре неравенства (2) позволяют провести поиск точки равновесия вполне конструктивно. Запишем средние выигрыши игроков Аи Вв более удобной форме. Имеем
Обратимся к первой из полученных формул. Полагая в ней сначала р = 1, а потом р = 0, получаем,
Рассмотрим разности
Полагая
получим для них следующие выражения
В случае, если пара (р, q ) определяет точку равновесия, эти разности неотрицательны
Поэтому окончательно получаем
Из формул для функции нв ( р, q ) при q = 1 и q = 0 соответственно имеем
Разности
и
с учетом обозначений
.
приводятся к виду
совершенно так же, как соответствующие разности для функции НА. Если пара (р, q ) определяет точку равновесия, то эти разности неотрицательны
Поэтому
Вывод
Для того, чтобы в биматричной игре
, ,
пара (р, q ) определяла равновесную ситуацию, необходимо и достаточно одновременное выполнение следующих неравенств
, ,
, , где
.
Размещено на Allbest.ru
12
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (412)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |