Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мытищинский водопровод



2020-03-19 200 Обсуждений (0)
Мытищинский водопровод 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Однако уже к тому времени город вырос за пределы Кремля. И большая часть населения продолжала брать воду из изрядно засоренных рек. Это, конечно способствовало быстрому распространению болезней, эпидемий чумы и холеры да и просто не доставляло эстетических наслаждений жителям города. Одна из таких эпидемий навалилась на Москву в 1771 году и унесла жизни почти половины горожан.

Москва тогда была уже провинцией, однако именно здесь Екатерина II, любившая, впрочем Москву гораздо больше Петра I, повелела строить здесь первый в империи городской водопровод, выделив на него 1 млн. 100 тыс. рублей и 400 солдат для работ на строительстве ежедневно. В городе на Неве водопровод появился лишь спустя много лет после строительства нынешнего юбиляра – Мытищинского водопровода.

Поручила императрица столь ответственное дело талантливому инженеру генерал-поручику Фридриху Вильгельму Бауэру (в России его звали Федор Васильевич), возглавлявшему гидравлический корпус.

Изыскательские работы возглавляемая им комиссия проводила несколько лет и закончила лишь к 1779 году. Члены комиссии обследовали многие родники в Москве и ее окрестностях. Решено было остановиться на ключах близ села Большие Мытищи к северу от города. Вода в них была отменного качества, частью бившая наружу из земли, а частью добываемая из не слишком глубоких колодцев. Было принято во внимание и то, что рельеф местности позволял мытищинской воде достигнуть места предназначения самотеком…

Строительство водопровода в Москве начал тоже Бауэр. Но, несмотря на царские Указы, сооружение водопровода шло медленно – больше 25 лет! Один раз оно и вовсе было прервано почти на 10 лет: Россия воевала с Турцией, и все солдаты-строители были отправлены в действующую армию. К тому же и с деньгами у государства стало не густо – война дело дорогое… Закончить постройку Бауэр не успел, и начатое им дело завершили другие. Однако генерал-поручик остался в истории России как первый строитель городского водопровода.

За это время успел умереть не только генерал-поручик Бауэр. Закончился блистательный «век Екатерины», пролетело короткое царствование ее сына Павла Петровича, а на престоле утвердился император Александр Павлович, по прозвищу Благословенный… Но к чести всех правителей России, они не только подтверждали очередным Указом необходимость окончания строительства Московского водопровода, но и давали на это деньги. В 1797 году Павел I (хотя и не любил маменькиных начинаний) отпустил «на водопровод» 400 тыс. рублей, а в 1802–1803 годах Александр I добавил на «окончание работ» еще 200 тыс.

Заканчивал строительство водопровода (с 1783 года) инженер И.К. Герард – полковник Генштаба, отец знакомого жителям Юго-Запада Москвы владельца усадьбы Большое Голубино.

Для сбора ключевых и грунтовых вод в Мытищах было устроено 43 бассейна глубиной около 2 м, огражденных кирпичными стенами и покрытых деревянными крышами. Вода текла до города самотеком по кирпичной галерее длиной 19 верст (1 верста – 1,067 м), шириной 3 фута (около 1 м) и высотой 4,5 фута (1,5 м).

Водопровод проходил мимо села Алексеевское, где в то время стояли еще руины путевого дворца царя Алексея Михайловича, через Сокольническую рощу, Каланчевское поле, а оттуда – к Трубной площади, где был построен специальный водоприемный бассейн. От него чугунные трубы доставляли мытищинскую водичку к водоразборным колодцам. Дважды водопровод пересекал русло реки Яузы. Один раз это было сделано с помощью чугунных труб, уложенных по дну реки, а во втором случае в районе села Ростокино (в конце нынешнего проспекта Мира) был построен специальный мост-акведук. Мытищинская вода «перетекала» Яузу по кирпичному лотку, выложенному свинцом и устроенному в верхней части акведука. Любопытно, что в те времена Ростокинским акведуком этот мост называли только в официальных документах, а в народе он получил название Миллионного моста. Получилось так потому, что сумма, потраченная на строительство Мытищинского водопровода и акведука в том числе, поражала воображение тогдашних москвичей: почти 2 млн. рублей! Этот мост, сохранившийся до наших дней, очень красив и напоминает сооружения, дошедшие до нас из времен Древнего Рима: он имеет 21 арку, его длина 356 метров. Сейчас это лишь памятник архитектуры и истории.

В 1826–1835 годах было проведено усовершенствование Мытищинского водопровода.

К этому времени кирпичная галерея местами просела и обветшала, а кое-где даже обвалилась. Из-за трещин в систему водопровода стала попадать грязь, по дороге терялось много чистой мытищинской воды.

В течение 7 лет работы выполнялись по указу императора Николая I инженером-полковником Н.И. Янишем, занимавшим тогда должность начальника Управления путей сообщения России. За это время была отремонтирована кирпичная галерея, а в селе Алексеевском построена водокачка с паровыми машинами Уатта. Два насоса, приводимые в движение паровыми машинами, перекачивали мытищинскую воду по чугунному трубопроводу в огромный бак вместимостью около 5 тыс. ведер, установленный на втором этаже Сухаревой башни. Превратившись в водонапорную, башня исправно несла эту «водопроводную службу» целое столетие.

Тогда же по проекту Яниша были построены первые водоразборные фонтаны в городе в центральной части города. Каждый из этих фонтанов получил не только собственное оформление, но и собственное имя. Фонтан, расположенный рядом с Сухаревой башней, стал называться Шереметевским (его можно увидеть на картине А. Васнецова «У водоразборного фонтана на Сухаревской площади»). Второй стал Никольским (на Лубянской площади); третий – Петровским (на нынешней Театральной площади), четвертый – Воскресенским (около Александровского сада), а пятый – Варварским (нынешняя станция метро «Китай-город»). До наших дней сохранились два из них. Петровский фонтан стоит там, где его поставили – на Театральной площади, за памятником Карлу Марксу, а фонтан Лубянский, работы знаменитого скульптора Витали, перенесли к бывшему Нескучному дворцу, который нынче занимает Президиум Российской Академии наук.

Сейчас фонтан – услада и отрада в жаркий летний день. А в старину московские фонтаны, устроенные по трассе Мытищинского водопровода, несли еще и хозяйственные обязанности. Фонтаны, устроенные при водоразборных бассейнах, служили источником питьевой воды для половины Москвы. Жители близлежащих домов разносили мытищинскую воду из фонтанов в ведрах, висевших на коромыслах, а жителям отдаленных районов воду доставляли в бочках, погруженных на телеги, московские водовозы. Делали они это не «за так», а за деньги, что было не всякому москвичу по карману. А вот за воду, взятую в «малые посуды», денег не брали.

Бывало, некоторые водовозы впрягались в тележку вместо лошадей сами. Помните картину художника В. Перова «Тройка»? Двое мальчишек и девочка тянут от Трубной площади (где был водоразборный фонтан Мытищинского водопровода) вверх по зимнему Рождественскому бульвару санки с наполненной водой бочкой. Некоторые носили воду на себе и назывались водоносами. В конце XIX века в Первопрестольной трудилось около 6–6,5 тыс. конных водовозов и почти 3 тыс. водоносов с санками и тележками.

Когда XIX век перевалил за половину, то оказалось, что старый московский водопровод снова «нуждается в улучшении», которое и было произведено бароном А.И. Дельвигом в 1853–1858 годах.

Андрей Иванович Дельвиг – двоюродный брат пушкинского друга, барон, генерал-лейтенант, сенатор, талантливейший инженер, автор первого русского «Руководства к устройству водопроводов». Формулы, выведенные бароном в этой книге, используются по сей день. Портрет А.И. Дельвига, принадлежащий кисти И.Е. Репина, находится в собрании Третьяковской галереи. Многие годы он состоял инженером по особым поручениям при главноуправляющем корпусом путей сообщения графе Клейнмихеле, занимался строительством мостов, шоссейных и железных дорог, гидротехнических сооружений. При его участии построены 32 железные дороги общей протяженностью 11 тыс. верст! Он основал в Москве железнодорожное училище, купив для него на свои средства дом. Дельвиг – автор проектов соединения рек Москвы и Волги, а также Волги и Дона. По повелению Николая I Андрей Дельвиг был назначен председателем Архитектурного Совета по постройке храма Христа Спасителя в Москве. Кроме всего прочего, Андрей Иванович долгое время был председателем Императорского русского инженерно-технического общества.

Именно под его руководством строились и перестраивались водопроводы в Москве, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. А в 1853–1858 годах по проекту Дельвига был перестроен и значительно усовершенствован Московский водопровод, уже полвека к тому времени снабжавший водой Первопрестольную. Старые паровые машины Алексеевской водокачки были заменены на более мощные; к уже существующему баку добавлен еще один, а к Сухаревой башне была проложена новая чугунная труба.

Благодаря реконструкции, произведенной Дельвигом, производительность водопровода выросла в 2,5 раза, были сооружены новые водоразборы – 26 фонтанов, бассейнов и водоразборных колонок. Тогда же были впервые сооружены 15 пожарных колодцев, что явилось большим подспорьем пожарным частям. По городу проложили 45 км разводящих сетей.

Редкий градоначальник ухитряется попасть в историю не за слова, а за дела свои. К таким людям, несомненно, можно отнести и городского голову Николая Александровича Алексеева. Он был избран на эту должность в 1885 году, будучи еще достаточно молодым человеком, и вскоре прославился своей энергией, предприимчивостью и готовностью отдавать родному городу не только свой труд, но и свои деньги.

Николай Александрович происходил из семьи известных купцов и предпринимателей Алексеевых и был, между прочим, двоюродным братом одного из создателей Художественного театра К.С. Станиславского (Алексеева). К славным делам городского головы можно отнести строительство нового здания Верхних торговых рядов на Красной площади (ГУМ), Городской думы на Воскресенской площади (в советские годы – музей Ленина), укладку новых мостовых и асфальтовых тротуаров на центральных улицах, а также строительство нового Мытищинского водопровода.

Его строительство началось благодаря мощной энергии градоначальника в июне 1890 года, а закончено всего через 2,5 года – в октябре 1892-го. Таким образом, завершилась волокита со снабжением Москвы питьевой водой, которая продолжалась ровно 20 лет (с того дня, когда этот вопрос был «включен в повестку дня»). Новый водопровод выглядел настоящим чудом техники: 116 км труб с пожарными кранами через каждые 100 м и всем необходимым набором сооружений. Обошелся новый водопровод дороже, чем думали – в 5 млн. 883 тыс. рублей. Всю сумму, превышающую смету, выложил из своего кармана Николай Алексеев!

Проектированием и строительством руководил инженер Николай Петрович Зимин. Он получил образование в Императорском техническом училище в Москве (ныне – Бауманское), окончил его с золотой медалью за работу по водоснабжению. В 1886–1893 годах он проектирует и строит новый Мытищинский водопровод, где применяет множество технических новинок, в том числе и по обеспечению пожаротушения. Он был и строителем, и заведующим этим водопроводом, много сделав для улучшения качества и увеличения поступающего к жителям количества водопроводной воды.

В 1892 году в Мытищах были пробурены еще 50 скважин глубиной до 30 м, соединенные общей всасывающей трубой. Тогда же у Крестовской заставы (нынешняя площадь перед Рижским вокзалом) в помощь водокачке были построены две водонапорные башни.

Крестовские башни, как и многие другие сооружения обновленного Мытищинского водопровода, были построены в едином стиле по проекту архитектора М.К. Геппенера. Располагались они по обе стороны от Крестовского путепровода и служили как бы сторожами при выезде из тогдашних границ Москвы. Они с честью послужили городу, но к 1940 году их, к сожалению, снесли, как снесли еще раньше знаменитую Сухареву башню, также долгое время служившую помещением для резервуара Мытищинского водопровода.

Мытищинская вода подавалась в резервуары Крестовских башен, а уже из них распределялась по всему городу. Новый водопровод подавал 1,5 млн. ведер в сутки.

К 1905 году Мытищинский водопровод достиг своей предельной мощности – 3,5 млн. ведер в сутки (почти по 3 ведра на каждого жителя тогдашней Москвы). Но из-за чрезмерного водозабора качество воды стало ухудшаться, и ее подачу пришлось сократить почти в 2 раза. Нужно было искать новые источники воды для разрастающегося города.

 

Сейчас Мытищинский водопровод стал историей. На старых фотографиях можно увидеть сводчатые кирпичные галереи, вскрытые раскопками начала XX века; сохраняется как архитектурный памятник Ростокинский акведук, но та вода, которая течет из наших водопроводных кранов, уже совсем не мытищинского происхождения. Однако и водопровод-юбиляр еще работает: его сооружения используются для снабжения водой подмосковного города Мытищи. В наше время водоснабжение города осуществляется совсем в других масштабах и по другой схеме, чем 200 лет тому назад.



2020-03-19 200 Обсуждений (0)
Мытищинский водопровод 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мытищинский водопровод

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)