Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы воздействия на вывоз капитала из России



2020-03-19 170 Обсуждений (0)
Методы воздействия на вывоз капитала из России 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Борьба с оттоком капитала в мире в основном сводится к антикризисным мерам, защите национальной валюты и, следовательно, контролем по движению средств по капитальным статьям. Недавняя крупная работа МВФ по данному вопросу подчеркивает ряд важных характеристик контроля в этой области. Опыт трех стран (Испании, Малайзии и Таиланда) показывает следующее.

Для того, чтобы быть эффективными, ограничения должны охватывать достаточно широкий круг операций, вводиться под жестким контролем и сопровождаться необходимыми реформами и изменением экономической политики.

Ограничения не обеспечивают защиту, особенно в условиях существования таких стимулов для обхода законодательства, как привлекательный уровень доходности на оффшорном рынке и устойчивые ожидания субъектов рынка по поводу девальвации валютного курса.

Существенную роль в ограничении оттока капитала и сокращении спекулятивного давления на валютный курс играет способность властей контролировать операции на оффшорном рынке.

Что касается России, то МВФ отмечает, что контроль над движением портфельных инвестиций был ослаблен в начале 2008 г. В ходе кризиса 2008 г. был введен контроль в двух основных формах: (а) 90-дневный мораторий на обслуживание частного долга нерезидентам (включая форвардные контракты) со сроком более 180 дней; (б) ограничение на вывод средств со счетов типа "С". Предотвратить бегство капитала этими средствами не удалось. МВФ оценивает бегство капитала во второй половине 2008 г. в 17,1 млрд долл., что в общем соответствует нашим оценкам. По мнению МВФ, влияние мер валютного контроля на ситуацию в России до конца не ясно, поскольку экономическая ситуация в стране еще окончательно не стабилизировалась после финансового кризиса 2008 г. Давление на валютный курс и отток капитала продолжались и после введения ограничений на фоне ухудшения состояния банковской системы и продолжающихся проблем с доходной частью бюджета. Принятые меры валютного контроля и дефолт по государственному долгу практически закрыли для России доступ к внешним финансовым рынкам. Фактически это признание того, что меры валютного контроля были неэффективны. В случае с Россией, вывоз капитала продолжался в 2009 году при огромном положительном сальдо текущего платежного баланса, отмечает МВФ.

В июне 2009 г. ЦБ выпустил новые регулирующие правила, требующие резервирования средств при импортных авансах. В феврале 2010 г. правительство внесло в Думу разработанный ЦБ законопроект с новыми мерами, направленными на борьбу с вывозом капитала. В марте этот законопроект прошел первое чтение.

В рамках предлагаемого пакета мер Центральный Банк принуждает частные банки к более активной работе по предотвращению вывоза капитала в форме фальшивых сделок. Он определил шесть подозрительных типов сделок, которые должны подвергаться специальному анализу на предмет незаконного вывоза капитала:

. В сделке участвует российская фирма с возрастом менее 3 месяцев. Это классический пример попытки ввести формальный критерий отсечения по возрасту. Противоядие этому - создание "трехмесячных" фирм заранее.

. Получатель российских экспортных товаров и плательщик российскому экспортеру - различные иностранные фирмы. Это попытка предотвратить запланированные ситуации, в которых после экспортной поставки плательщик просто отказывается платить.

. При экспортном контракте зарубежная фирма не выполняет свои обязательства - нет оплаты, но российской стороной не применены штрафные санкции. Можем предложить вариацию схемы с санкциями. В экспортном контракте вписаны чудовищные санкции за нарушение стандартов качества продукции с безакцептные исполнением. В этом случае "беззащитные" россияне могут только жаловаться, что жесткий иностранный "партнер" их грабит.

. Авансовый платеж по импортному контракту составляет более 30%. Существенно то, что этот авансовый платеж часто не возвращается, если даже импортная поставка не состоялась.

. Иностранный партнер дает коммерческий кредит (банковский) под очень высокий процент. Правда, в условиях высоких политических рисков трудно отличить высокий и ненормально высокий процент.

. В сделке участвует фирма, зарегистрированная в оффшорной зоне. Это массовая форма вывода капитала - через оффшоры с низкими налогами и льготными режимами. Проблема состоит в том, оффшоры распространены, законны. Многие западные крупные компании предпочитают использовать оффшоры, когда могут, особенно в России. Поскольку государственный аппарат всегда слабее частного бизнеса, трудно ожидать перелома на административном фронте.

Необходим контроль за бартерными контрактами, так как российский экспорт по товарообменным сделкам по стоимости в несколько раз (по оценке, от двух до пяти-шести) превышает встречные поставки из-за рубежа, а договорные цены существенно отклоняются от среднемировых. Разница "уплывает" за рубеж и присваивается бизнесменами. Требуются меры для сдерживания "бегства" капитала через офшорные зоны и зарегистрированные за границей совместные предприятия. Учитывая важную роль банков и финансово-кредитных учреждений в процессе "утечки" капитала, целесообразно обязать их информировать компетентные органы о подозрительных денежных переводах за рубеж. Подобная практика распространена в большинстве стран мира, однако в России предоставление такой информации отождествляется со "стукачеством". В связи с этим назрел вопрос о введении двусторонней ответственности за "бегство" капитала, т.е. клиента и банка. Препятствием получения сведений правоохранительными органами о банковских операциях на стадии доследственной проверки является противоречие по этой проблеме в законах "О полиции" и "О банках и банковской деятельности". В целях частичной репатриации "беглого" капитала с учетом мирового опыта целесообразно избирательно применять экономическую амнистию, не распространяя ее на " грязные" деньги, связанные с уголовными преступлениями.

Для противодействия "бегству" капитала необходимо ускорить формирование в России более эффективной структуры управления экономикой в целях ограничения олигархического и коррумпированного аппарата и "теневого" перераспределения доходов в пользу бизнесменов, занимающихся переводом этих средств за рубеж. Необходимо заключить межправительственные соглашения о сотрудничестве в области экспортного и валютного контроля, а также соглашение с Банком международных расчетов (г Базель, Швейцария) об условиях и формах репатриации незаконно вывезенных капиталов, и развивать сотрудничество с Международной группой финансовых действий. Для сужения возможностей осуществления махинаций с переводом валюты за рубеж целесообразно совершенствовать правила открытия счетов в банках за рубежом и развивать сотрудничество с ними в целях выявления российских владельцев подозрительных банковских счетов и возможной репатриации данных средств. Необходимо также установить более либеральный порядок получения разрешения ЦБ России на открытие валютных счетов в иностранных банках для нормализации международных расчетов юридических и физических лиц России. По мнению автора, предложение сторонников ускоренной либерализации валютного регулирования о снижение существующей 75% -ной нормы обязательной продажи экспортной выручки может привести к увеличению масштабов "бегства" капитала. Валютную либерализацию следует проводить поэтапно по мере создания реальных экономических предпосылок; для стимулирования экспорта в мировой практике используются льготы (валютные, налоговые, кредитные, страховые). Сторонники немедленной отмены в России валютных ограничений по движению капитала неправомерно ссылаются на опыт развитых стран, которые их уже ликвидировали. Но западные страны осуществляли дерегулирование международного движения капитала постепенно, по мере создания объективных предпосылок. Кроме того, в России пока отсутствуют условия для либерализации движения капитала. "Бегство" капитала из России можно остановить, но для этого необходимы эффективные меры по ограничению и ужесточение контроля в этой сфере в сочетании с дифференцированным режимом регулирования международных валютно-кредитных и финансовых отношений (с учетом государственных интересов). Используя мировой опыт, целесообразно создать институциональную структуру в форме агентства по контролю за "бегством" капитала и стимулированию его репатриации в дополнение к межведомственному центру по противодействию отмывания "грязных" денег, созданному на базе МВД в 2009 г При условии координации деятельности министерств и ведомств Российской Федерации (МВД, ФСБ, Министерство финансов, Банк России, ГТК РФ, Минэкономики, Федеральная комиссия ценных бумаг и др.), действующих на основе научно обоснованной программы, а также развития международного сотрудничества в этой сфере, можно найти способы сдержать "бегство" капитала и частично вернуть его в Россию.



2020-03-19 170 Обсуждений (0)
Методы воздействия на вывоз капитала из России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы воздействия на вывоз капитала из России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (170)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)