Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ основных направлений деятельности ГРДНТ г. Москвы



2020-03-19 165 Обсуждений (0)
Анализ основных направлений деятельности ГРДНТ г. Москвы 0.00 из 5.00 0 оценок




Согласно Планам работы ГРДНТ г. Москва на 2012-2013 годы, основными направления деятельности являются следующие.

Направление 1 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО КАТАЛОГА ОБЪЕКТОВ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ РФ

В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Госсовета РФ от 26.12.2006 г. и выполнением Программы мероприятий по реализации Концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 годы, утвержденной приказом Министерства культуры Российской Федерации за №267 от 17 декабря 2008 года, в декабре 2009 г. завершается совместная работа Национального информационно-библиотечного центра «ЛИБНЕТ» и Государственного Российского Дома народного творчества по разработке опытного (пилотного) варианта электронного Реестра объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации (далее - ОНН).

Электронный Реестр создается с учетом разработанной анкеты - паспорта ОНН, на основе которой в настоящее время ведется формирование и пополнение региональных банков данных в некоторых субъектах РФ (Республика Марий-Эл, Ростовская, Новгородская области и др.).

Реестр будет представлять собой информационную систему, включающую в себя базу данных ОНН (аннотация, описание, исследование, документирование, реферат, примечания, цифровое отображение - графика, фото, видео и звук).

В настоящее время начата работа по апробированию опыта Реестра на первичных документах и материалах об объектах нематериального культурного наследия, вошедших в Списки ЮНЕСКО «Шедевры устного и нематериального культурного наследия человечества).

Проведение деятельности по созданию и ведению Реестра ОНН потребует скоординированных усилий специалистов различных субъектов РФ, использования накопленного российского и зарубежного опыта, совершенствования подготовки квалифицированных кадров, способных проводить работу по выявлению и учету ОНН.

В качестве положительного российского опыта следует отметить Республику Алтай и Белгородскую область. Например, в соответствии со статьей 3 Закона Республики Алтай от 5 декабря 2008 года №120-РЗ «О регулировании отношений в области развития нематериального культурного наследия Республики Алтай» Правительством Республики Алтай утверждено Постановление от 16 марта 2009 г. №50 «Об утверждении порядка формирования государственного реестра и проведения экспертизы объектов нематериального культурного наследия Республики Алтай».

Приказом Управления культуры Белгородской области от 23 января 2008 года №20 создана рабочая группа по подготовке Единого реестра объектов нематериального культурного наследия Белгородской области и утверждено Положение о реестре.

Эти документы включены в данный сборник материалов в качестве положительного примера.

Также в приложении сборника включены документы, уточняющие значение понятий «фольклор», «традиционная народная культура», «нематериальное культурное наследие» и др., принятых в международной практике.

В современной науке отсутствует единое универсальное и общеупотребительное значение термина «фольклор».

Международный термин «фольклор», обозначающий народную культуру и предложенный в 1846 году археологом Уильямом Джоном Томсоном, постоянно претерпевал изменения. Объем обозначаемых им видов народной культуры то расширялся, то сужался. Чрезмерное расширение понятия «фольклор» таит в себе опасность отождествления его с понятием «народное творчество», которое включает в себя обширную сферу проявления коллективной и индивидуальной художественной инициативы, все современные направления и формы любительского художественного творчества.

На совещании правительственных экспертов ЮНЕСКО по сохранению фольклора (Париж, 1 марта 1985 г.) предлагалось использование унифицированного определения термина. В Рекомендации о сохранении фольклора, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО на ее 25 сессии (Париж, 15 ноября 1989 г.), предлагается следующее определение: «Фольклор (или традиционная и народная культура) - есть совокупность основанных на традициях культурного сообщества творений, выраженных группой или индивидуумами и признанных в качестве отражений чаяний сообщества, его культурной и социальной самобытности; фольклорные образцы и ценности передаются устно, путем имитации или другими способами. Его формы включают, в частности, язык, литературу, музыку, танцы, игры, мифологию, обряды, обычаи, ремесла, архитектуру и другие виды художественного творчества.».

Анализируя итоги выполнения вышеназванной рекомендации через 10 лет после ее принятия на состоявшейся международной конференции «Глобальная оценка рекомендации 1989 года по сохранению традиционной культуры и фольклора: возможности на местах и международное сотрудничество» в Смитсониевском институте, а также в связи с новыми концептуальными подходами в международной практике к проблемам сохранения традиционной народной культуры, качественной переоценкой и особым вниманием к нематериальному культурному наследию использование термина «фольклор» признано некорректным. В полноценно функционирующей культуре устный компонент оказывается главной и незаменимой составной частью. Определение понятия «фольклор» в том виде, которое дано в «Рекомендации» ЮНЕСКО, применимо, в основном, к конечным продуктам, а не к самим процессам производства.

До времени надлежащего исследования, выработки и внедрения в международную практику соответствующей терминологии на упомянутой конференции принято решение продолжать использование термина «фольклор» наряду с другими терминами - «устное наследие», «нематериальное наследие», «традиционные знания, навыки и умения», «формы познания, быта и деятельности». Термин «нематериальное культурное наследие» рассматривается, как «выработанные людьми процессы наряду со знаниями, навыками и творчеством, которые наследуются и развиваются ими, продуктами, которые они создают, и ресурсами, пространствами и другими аспектами социального и природного характера, необходимыми для обеспечения их устойчивости».

Нематериальное культурное наследие народов Российской Федерации является основой всего многообразия направлений, видов и форм народной культуры современного общества. На его основе складываются народные знания и умения, образы и языки, обычаи и нравы, традиции, творчество, формы семейной, обрядово-праздничной жизни, хозяйственной деятельности, система фольклора.

На основе передачи из поколения в поколение традиционных знаний, умений и навыков не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений (семейных, общинных, трудовых, межпоколенных, половозрастных), принимают упорядоченный характер отношения и связи человека с окружающим миром. Сохраняя до наших дней свое основополагающее значение, нематериальное культурное наследие народов Российской Федерации несет в себе важнейшие свойства и качества этнического развития, в котором находит выражение исторический путь каждого народа.

Как показал опыт практического воссоздания и сохранения нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, в новых, кардинально изменившихся условиях оно не утрачивает своей способности активно воздействовать и влиять на все сферы общественной жизни, решать самые насущные проблемы современности. Народная культура является действенным средством профилактики и преодоления негативных социальных явлений в детской и молодежной среде, формирования патриотических, гражданских качеств личности, толерантности, воспитания духовности и нравственности, стабилизации и гармонизации семейных и общественных отношений. С ее помощью решаются такие серьезные проблемы, как восстановление и развитие социального и экономического потенциала сельских территорий, организация занятости населения, адаптация людей с ограниченными возможностями.

Основными хранителями народных традиций являются сегодня учреждения культурно-досугового типа.

Вместе с тем недостаточность бюджетов сельских и городских поселений влечет за собой неудовлетворительное качество услуг культурно-досуговых учреждений. Устаревшая техническая оснащенность и низкий уровень квалификации творческого персонала не позволяют им предоставлять современные услуги, направленные на сохранение и развитие нематериального культурного наследия народов Российской Федерации.

Особого внимания заслуживает проблема состояния развития культуры и сохранения нематериального культурного наследия коренных малочисленных народов России.

Экстенсивное освоение природы, неглубоко продуманное проведение курса "на преодоление культурной отсталости" в отношении коренных малочисленных народов России без учета местной специфики нанесли в свое время значительный ущерб культурному наследию этих народов привели к утрате ими многих самобытных традиций.

Низкий уровень благосостояния населения и в целом неблагоприятная социально-демографическая ситуация - это еще один комплекс проблем, которые являются актуальными в настоящее время.

В этой связи поддержка на общегосударственном уровне практических мер, направленных на возрождение культурных традиций коренных малочисленных народов России, является важным объектом внимания.

Сегодня существует серьезный недостаток в национальных кадрах специалистов - фольклористов и этнографов, руководителей фольклорных коллективов, методистов-организаторов по традиционной народной культуре.

Недостаток финансирования и специфические природно-демографические условия в значительной мере сказываются на сохранении самобытной культуры коренных малочисленных народов. Сложной проблемой для народных коллективов является организация гастрольно-концертной деятельности по причине удаленности этих территорий и неразвитости коммуникационной инфраструктуры.

Национальные творческие коллективы испытывают недостаток в репертуаре по причине отсутствия средств на фольклорные экспедиции и доступа к музыкальным записям прошлых лет. Недостаточно переиздавались существующие исследования фольклористов, работы специалистов по народной хореографии, сказительству и декоративно-прикладному искусству. Уход из жизни непосредственных носителей и хранителей нематериального культурного наследия в условиях отсутствия изучения образцов народного искусства может повлечь за собой безвозвратные потери некоторых видов нематериального культурного наследия России.

Наряду с обозначенными факторами, свидетельствующими о недостаточном внимании к объектам нематериального культурного наследия народов России, на сегодняшний день в Российской Федерации отсутствует перечень таких объектов, который бы позволил вырабатывать комплексные меры по их сохранению и развитию.

Проблема популяризации нематериального культурного наследия народов Российской Федерации требует особого внимания печатных и электронных средств массовой информации.

Особенностью современной общественной жизни России является то, что наряду с коренными народами в стране проживают и некоренные народы, образующие национальные диаспоры.

Важно поддерживать и развивать нематериальное культурное наследие всех народов России, способствуя культивированию нравственных ценностей, развитию взаимопонимания между народами, повышению общего уровня культуры.

Таким образом, решение всего комплекса системных проблем, сложившихся в сфере сохранения и развития нематериального культурного наследия народов России, возможно при координации деятельности различных участников процесса, включая федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, учреждений культуры и общественных организаций.

Направление 2 - проведение всероссийских фестивалей, конкурсов, выставок будет рассмотрено в пункте 2.2. данной работы.

Направление 3 - МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ЮНЕСКО «СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО РАЗНООБРАЗИЯ».

Международные культурные связи - одно из важных направлений деятельности Государственного Российского Дома народного творчества. Э. С. Кунина разработала и реализовала уникальные проекты пропаганды традиционной культуры России во многих странах мира. Наибольшую известность получили масштабные программы «Русская деревня в Америке», осуществленные в 1989 и в 1990 годах при поддержке Посольства США и Бруклинской музыкальной академии, фестивали русского народного искусства в Испании, международные проекты «Голоса женщин России от Белого моря до Черного» во Франции, выставки и концерты в рамках проекта «Великий шелковый путь» совместно с Домом культуры народов мира в Париже.

Э. С. Кунина активно сотрудничает с Департаментом по культурным связям и делам ЮНЕСКО МИД России, Постпредством России в ЮНЕСКО, Московским Бюро ЮНЕСКО, другими международными неправительственными организациями. Она является членом Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. В разное время Э. С. Куниной и коллективу ГРДНТ было доверено проведение международных симпозиумов и семинаров ЮНЕСКО в России, которые затем получили самые высокие оценки участников.

В 2000 году Государственный Российский Дом народного творчества определен ЮНЕСКО основным партнером от российской стороны в реализации международных проектов «Провозглашение шедевров устного и нематериального наследия человечества» и «Живые человеческие сокровища». Благодаря усилиям и активности президента ГРДНТ два уникальных явления традиционной культуры России - «Семейские Забайкалья» из Республики Бурятия и «Олонхо» из Республики Саха (Якутия) провозглашены шедеврами устного и нематериального наследия человечества. За эту работу Эльвира Семеновна Кунина удостоена высокой награды - премии Правительства Российской Федерации в области культуры. В течение многих лет Эльвира Семеновна бессменно переизбирается на должность заместителя Генерального секретаря Международной Организации по народному творчеству ИОФ при ЮНЕСКО.

Долгие годы Эльвира Семеновна вынашивала идею учреждения премии за заслуги в области народного творчества для руководителей любительских художественных коллективов. Идея обрела реальные очертания, и с 2002 года в Москве лучшим из лучших вручают премию Минкультуры России (с 2006-го - премию Правительства Российской Федерации «Душа России») за вклад в развитие народного творчества.

У Эльвиры Семеновны много почетных наград и званий: заслуженный работник культуры Российской Федерации, ордена Дружбы, Почета, Благодарность В. В. Путина - в то время Президента Российской Федерации. В марте 2010 года указом Президента России она включена в состав Совета по культуре и искусству при Президенте России. Но лучшей наградой для нее всегда была любимая работа, общение с коллегами, воплощение в жизнь удивительных интересных проектов во благо развития народного искусства.

Эльвира Семеновна человек творческий и оптимистичный. Именно такой взгляд на жизнь дает силы преодолевать сложные ситуации, в которых не раз за последние годы оказывалась культура. Даже в самые непростые времена Эльвира Семеновна всегда подчеркивала: «Мы не выживаем, а живем полноценной жизнью, потому что заняты любимым делом».

Направление 4 - ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ

Одной из главных задач методической работы является совершенствование профессионального уровня работников культуры, повышение их квалификации и уровня общекультурного развития, расширение научного кругозора. Вопрос о переподготовке кадров всегда актуален. Развитие общества и повышение компетентности специалистов являются понятиями неразделимыми. Успешное обновление всех сторон жизни страны в решающей мере зависит от того, насколько быстро и глубоко каждый человек проникается пониманием необходимости радикальных перемен, насколько решительно, энергично и компетентно будет работать на своем участке. Эти проблемы затрагивают и культурно-досуговую деятельность, относятся к работникам учреждений культуры. Эта категория работников в силу творческого характера своего труда, его многофункциональности, изменчивости форм и содержания работы более чем другие нуждается в постоянном обогащении новыми идеями, свежими мыслями, передовым опытом.

Одним из немногих действенных механизмов, способных решить эту задачу, является система повышения квалификации и переподготовки кадров. В нее входят: совершенствование профессионального мастерства кадров культуры, имеющих профессиональную подготовку, профессиональная переориентация и обучение профессиональному мастерству кадров, имеющих не специальную подготовку или опыт работы в других отраслях народного хозяйства; освоение профессиональных навыков и введение в профессию для части кадров, не имеющих никакой профессиональной подготовки.

Специалисты методических центров выезжают непосредственно в учреждения культуры, где оказывают практическую помощь в организации и проведении культурно-досуговых мероприятий <http://o-dosuge.ru/organizatory-dosugovyx-meropriyatij.html>, дают консультации, помогают найти и использовать наиболее перспективные направления в работе, организуют семинары, практические занятия, выявляют недостатки, помогают в их устранении. В местах расположения учреждений культуры методисты изучают культурные запросы населения и определяют возможности их реализации в условиях культурно-досугового учреждения. На базе лучших учреждений культуры, коллективов художественной самодеятельности методисты апробируют, а затем и внедряют в практику результаты исследований, передовой опыт, новую методику и формы работы. Методические органы выступают организаторами смотров, конкурсов, фестивалей самодеятельного творчества, выставок, циклов мероприятий, праздников и многих других культурно-досуговых, информационно-просветительских и развлекательных мероприятий. Сложилась положительная практика проведения регулярных учебно-методических культурно-досуговых мероприятий <http://o-dosuge.ru/organizatory-dosugovyx-meropriyatij.html>, таких, как учеба руководителей коллективов художественного творчества различных жанров. Методические центры ведут методико-аналитическую работу на основе материалов, получаемых из учреждений культуры, результатов научных исследований отраслевых научных и учебных центров культуры.

Направление 5 - ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Миссия методического обеспечения в настоящее время - создание эффективных механизмов управления культурными ресурсами регионов. В последние десятилетия резко снизился уровень подготовки методистов социально-культурной деятельности, что в первую очередь связано с происходящими в стране реформами, в том числе в области профессионального образования. Развивающаяся по новым правилам экономика потребовала качественно новых специалистов, владеющих не столько знаниями в технологии создания услуг, сколько знаниями принципов менеджмента (управления) процессами их производства и сбыта, т. е. произошло четкое разделение на производителей и управленцев.

Методическая работа - это целенаправленный, целостный, непрерывный процесс, направленный на повышение профессионализма и квалификации работников как показателя качества кадрового потенциала организации. Целостность и непрерывность - главные характеристики методической работы, подчеркивающие подчинение всех ее составляющих единой цели, последовательность и непрерывность мер по ее достижению. Современная методика должна основываться на поставленных целях перед сферой культуры в общегосударственном масштабе в данном месте, в данное время, и учитывать традиции, сложившиеся в этой местности, структуру населения и его потребности. Эта задача выполнима только в результате тщательного анализа всех составляющих процесса.

На основании точного анализа, вытекающего из детального изучения потребителя услуг культуры и содержания самой услуги, может родиться креативное решение дальнейшего развития социально-культурных предложений.

Какова цель деятельности сегодня? Какой она будет завтра? Что сегодня может предложить субъект услуги? Кто сегодня является объектом услуги? Кто завтра станет объектом услуги? Какая услуга сегодня востребована? Какую услугу можно предложить субъекту завтра? Что сегодня необходимо для обеспечения услуги? Что завтра понадобится для обеспечения будущей услуги? Какие качества предъявляются к субъекту сегодня? Какие качества потребуются от субъекта завтра? Вот неполный перечень вопросов, который должен задать себе каждый методист в первый день работы. Ответить на эти вопросы возможно только путем подробного изучения и анализа результатов деятельности в предыдущий поддающийся анализу период.

Главная цель методической работы (как говорилось выше) - это непрерывный рост профессионализма и квалификации руководителей, специалистов учреждения культуры, развитие их творческого потенциала, эрудиции и компетентности, а конечная цель методического обеспечения - оснащение учреждений культуры передовой методикой, и на этой основе - обеспечение уровня работы, соответствующего потребностям общества и каждого человека в отдельности.

Методическая работа должна иметь четко обозначенные задачи, которые отражают ее отношение к организации в целом, к коллективу, к руководителям творческих коллективов и к участникам коллективов, к посетителям.

По отношению к учреждению методическая работа решает следующие задачи:

нормативно-правовое, методическое обеспечение деятельности учреждения;

совершенствование существующих и внедрение новых технологий, форм, методов, способов социально-культурной деятельности и внедрение передового опыта, современных информационных технологий;

информационное обеспечение учреждения.

По отношению к специалистам методическая работа решает следующие задачи:

повышение уровня профессионализма (профессионализма знаний, общения и самосовершенствования);

ознакомление и обучение методике использования в профессиональной деятельности современных технологий, методик, приемов и способов;

совершенствование деятельности руководителей творческих коллективов по организации творческой, учебной работы участников коллективов;

обучение технологии использования современных способов анализа и мониторинга качества услуг;

поддержка поисковой, экспериментальной, инновационной деятельности;

организационное и содержательное сопровождение аттестации специалистов;

организация информационного обеспечения профессиональной деятельности работников;

внедрение в практику работы основ научной организации труда.

По отношению к коллективу методическая работа решает такие задачи, как:

согласование понятий, ценностей, представлений и позиций по вопросам социально-культурной деятельности;

сохранение, поддержка и развитие традиций коллектива;

способствование формированию доброжелательной, созидательной, творческой среды;

организация и стимулирование процессов повышения квалификации работников;

создание комплекса условий для изучения, обобщения, внедрения и распространения передового опыта (внешнего и внутреннего).

По отношению к участникам творческих коллективов методическая работа подразумевает оказание учебно-методической помощи по конкретным видам творчества.

Современная роль и значимость методических служб во многих субъектах Российской Федерации подтверждается тенденцией к укреплению материальной базы путем перевода Домов (Центров) народного творчества в крупные Дворцы, чем заняты, например, Свердловская, Тюменская, Ростовская, Томская, Кировская, Пермская области. В целях оптимизации процесса методического обеспечения деятельности многие территории объединяют Дома (Центры) народного творчества с курсами повышения квалификации (Хабаровский край, Вологодская, Ленинградская области) и развивают сеть филиалов в муниципальных образованиях (Псковская область, Республика Башкортостан).

В ряде субъектов Российской Федерации Дома (Центры) народного творчества являются главными исполнителями региональных программ развития культуры (Республики Чувашия, Саха (Якутия), Иркутская, Вологодская, Белгородская области).

В соответствии с уставными задачами региональная сеть Домов (Центров) народного творчества представлена следующими наименованиями: Дома (Центры) народного творчества, Дома (Центры) народного творчества и досуга, научно-методические Центры народного творчества и досуга, Центры народного творчества и повышения квалификации.

Кроме региональных Домов народного творчества, изучение и практическое восстановление народных традиций ведут специально созданные учреждения - такие, как районные и сельские методические Центры, Центры народной традиционной культуры, Дома ремесел, национально-культурные Центры. В своей деятельности вышеназванные учреждения культуры исходят из местных условий и возможностей, опираясь на собственные культурные и исторические традиции, вырабатывая принципиально новые, востребованные обществом, социально значимые формы и методы работы учреждений культуры.

Обеспечивая методическую базу преобразовательных процессов в связи с реформами, Государственный Российский Дом народного творчества (ГРДНТ) и региональные Д(Ц)НТ (Республики Карелия, Чувашия, Удмуртия, Саха (Якутия), Алтайский, Ставропольский края, Астраханская, Белгородская, Новгородская, Новосибирская, Псковская, Ростовская и Свердловская области) провели мониторинг досуговых предпочтений населения. По результатам мониторинга, а также исходя из требований реформ местного самоуправления и бюджетного сектора, предполагающих широкомасштабную реструктуризацию сети и оптимизацию деятельности клубных учреждений, специалистами ГРДНТ были проведены проектные семинары в 15 территориях Российской Федерации.

Концептуальной основой стратегии сегодня является методическое сопровождение преобразовательных процессов, происходящих в связи с реформой местного самоуправления, которая влечет за собой масштабную реструктуризацию сети учреждений культурно-досуговой сферы, традиционно ведущей работу по сохранению нематериального культурного наследия.

Создание современной методики, позволяющей соблюсти баланс интересов государства, субъекта Российской Федерации и муниципального образования, а также баланс интересов государственной культурной политики и населения, является приоритетной задачей методических служб.

Для этого необходимо:

Проанализировать интегрированные формы учреждений и организаций культуры и описать технологию их создания;

Создать методику преобразования учреждений в новые типы и формы;

Создать оптимальный перечень услуг организаций культуры;

Внедрить систему оценки качества;

Создать методики планирования работы на основе выводов социологических исследований;

Создать методики социального партнерства;

Участвовать в социологических исследованиях, в том числе о влиянии участия в творческих коллективах на интеграцию в социум и формирование успешной психологии личности;

Проводить мониторинг фестивального движения с целью отслеживания эффективности бюджетных затрат.

Мониторинг потребительского спроса на услуги культуры должен стать основой системного анализа для создания новых форм культурной деятельности, преобразования традиционной сети в новые виды организаций культуры разнообразной жанровой направленности.

Методическая работа в современных условиях - постоянно развивающаяся система. Идет постоянный поиск новых форм, методов, средств методического сопровождения социально-культурной деятельности. Если рассматривать методические службы как звено в системе, обеспечивающее практическую реализацию культурной политики, становятся понятны перспективы ее развития: она должна превратиться в ресурсный центр по сопровождению реформ, обладающий самыми качественными ресурсами: кадровыми, методическими, информационными, программными, техническими, материальными и другими.

В последнее десятилетие в качестве основы при разработке программ комплексного развития учреждений культуры района использовалась методика, которая была создана с учетом постановления Правительства РФ от 26.06.1995 №594 «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация». Этот документ регламентировал структуру и содержание федеральных, а соответственно и районных целевых программ на основе следующего принятого определения: «Федеральная целевая программа представляет собой согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам реализации комплекс исследовательских, социально-экономических, производственных и социально-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих комплексное решение указанных проблем наиболее эффективными путями в установленные сроки и требующих государственной поддержки».

Для решения проблем управления учреждениями культуры, ускорения их успешной интеграции в социокультурную и экономическую среду района необходим определенный уровень конкурентоспособности их культурного продукта. Этот уровень напрямую зависит от четкого позиционирования КДУ как специфического участника рынка культурных услуг, который должен успешно конкурировать с целой плеядой досуговых и развлекательных учреждений. При этом под культурным продуктом понимается комплекс всех услуг, предоставляемых обществу КДУ.

Систему методического обеспечения культурно-досуговой деятельности отличает, прежде всего, предмет деятельности. Г.М. Бирженюк, Л.В. Бузене, Н.А. Горбунова считают, что «предметом методического руководства культурно-просветительной работой является методика культурно-просветительной работы, воспринимаемая как совокупность правил, требований и приемов психолого-педагогического воздействия на осознание, чувства и поведение в условиях свободного времени» [2, c. 22]

В этой связи объектом методической деятельности являются культурно-досуговые учреждения, существующие в конкретных социально-исторических условиях и нуждающиеся в обоснованных и опробованных культурно-досуговых технологиях и методиках.

Основными субъектами методической деятельности являются методисты, профессионально занимающиеся ею, и методические учреждения, либо методические структурные подразделения руководящих культурной деятельностью организаций и учреждений культуры.

Связи между объектом и субъектом методического обеспечения носят особый характер, определяющийся специальными методами. Методическое обеспечение опирается, прежде всего, на стимулирующие методы, которые создают специальный для этой системы набор методов управления (консультации, беседы, методические рекомендации, обсуждения, рецензирование, показ и т.п.).точки зрения подхода к методике как деятельности под ней понимают логическую цепочку действий, включающую формирование конкретных целей и задач, определение содержания, отбор методов, реализацию средств и организацию форм воздействия на личность в условиях ее обучения и переобучения.

 

Рис. 1. Система методического обеспечения социально-культурной деятельности [8]

Основу методики культурно-просветительной деятельности составляют пять ведущих компонентов: цели, содержание, средства, методы и формы работы. Каждый из перечисленных компонентов методики видоизменяется в силу объективно существующих закономерностей их развития.

Особое значение в настоящее время приобретают рационализация и унификация документов, технологий их хранения и использования, т.е. проблема создания информационной системы, несущей большой объем информации и приспособленной к быстрому поиску необходимых данных. Поэтому в современной системе методического обеспечения появился новый компонент - информационный носитель. И как следствие - необходимость овладения каждым субъектом системы методической деятельности новыми информационными технологиями [11]

Стабильность и целостность системы методического обеспечения определяются наличием взаимодействия всех ее элементов: идей, ценностей и формы, в которой заключено содержание средств, то есть его носителей.

Проанализировав систему методического обеспечения культурно-досуговой деятельности, мы определили ее основные компоненты и взаимосвязи между ними (рис. 1).

 



2020-03-19 165 Обсуждений (0)
Анализ основных направлений деятельности ГРДНТ г. Москвы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ основных направлений деятельности ГРДНТ г. Москвы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)