Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психофизиологическая организация индивидуума



2020-03-17 182 Обсуждений (0)
Психофизиологическая организация индивидуума 0.00 из 5.00 0 оценок




 

С момента рождения развитие психики человека осуществляется как естественный процесс, регулирующий взаимодействие организма с социальной и природной средой с целью удовлетворения жизненно важных потребностей. Изучение естественных форм психического развития в раннем онтогенезе позволяет более глубоко понять процесс социального развития человека.

С начала постнатального существования обнаруживается генетическая иерархия и старт разных линий психического развития в зависимости от степени специализированности механизмов естественных форм психики. В максимальной степени специализация выражена в сенсорике. С момента рождения проявляется готовность анализаторных механизмов разной модальности (зрительные, слуховые, вкусовые и др.) к функционированию, к отражению многокачественности окружающего мира и внутренней среды самого организма. В силу максимальной специализации механизмов сенсорных функций их рост характеризуется показателями, выраженными в пороговых величинах. Возрастная динамика сенсорных функций связана, надо полагать, с уровнем возбудимости физиологических систем.

В первоначальных своих формах перцептивное моторное развитие осуществляются как естественный процесс построения новых систем психической активности на основе при­родных задатков. Естественный путь развития моторики заклю­чается в построении новых систем движений в результате вза­имодействия филогенетически заданных специализированных мо­торных актов и недифференцированных движении. Наследствен­но заданные механизмы не остаются неизменными, а перестраи­ваются в связи с задачами системы в целом.

Рассмотрение сенсомоторной сферы в системе индивидной организации позволяет шире определить комплекс средовых, со­циальных и наследственных факторов в их соотношении с уче­том специфики моторных систем и того, как их работа обес­печивается другими системами организма.

Сочетание специализированных и общих механизмов имеет место на ранних этапах формирования не только моторики, но и перцепции. С момента рождения центральная нервная система обладает достаточно широким набором элементов-анализаторов, способных реагировать на многие особенности зрительно вос­принимаемого мира.

Генетически заданным является не только аппарат ориентировки и фиксации некоторых пространственных и оптических свойств, но и общий механизм сличения объектов окружающей среды. С момента рождения начинает функционировать общий механизм в виде многообразных движений глаз, позволяющих ребенку пока еще не точно осуществлять ориентировку в основных топологических свойствах пространства: локализовать объект в пространстве, осуществлять следящие движения за движущейся фигурой, прослеживать объекты на контрастном фоне. Дети в возрасте от 1 до 15 недель обнаружили в опытах американского ученого Р. Фанца избирательную реакцию на различного рода конфигурации. Большая привлекательность для маленьких детей формы и сложных структур по сравнению с цветом и яркостью является существенным моментом для ихадаптации к человеческому окружению, для идентификации объ­ектов в разнообразных условиях социальной среды. Новорож­денные и грудные дети предпочитают движущиеся фигуры непо­движным, центрированные комплексы—диффузным, объем­ные — плоскостным, сложные — простым, неправильный абрис — правильному. Сильно выраженное предпочтение одной из фигур наблюдалось при предъявлении шахматного рисунка и квадрата (17 и 7 сек.). Наряду с простыми сенсорными реакциями у ма­леньких детей имеются более сложные, переходные от ощущений к перцепции, формы отражения сложных конфигураций. Это, однако, не является формой предметного отражения. Становле­ние собственно перцепции представляет собой формирование на основе генетически заданных механизмов образа предмета в процессе практического взаимодействия с объектами окружаю­щего мира.

Перцептивные формы и системы моторной активности обра­зуются на широкой основе путем тесного взаимодействия и вза­имного включения, когда одна система использует достижения другой и происходит образование динамического синтеза ком­понентов разных систем. Построение перцептивного образа на первом году жизни осуществляется в процессе становления ак­та хватания, который осуществляется при участии зрения и на основе зрительно-моторной координации, благодаря развитию в это время общей локомоции и позностатических структур (си­дение, стояние). Становление перцепции и сложных форм моторики носит “вторичный” характер в том смысле, что их проис­хождение связано с сенсорными процессами и с генетически ран­ней способностью к запечатлению следов различного рода воздействий.

Контакт с окружающей средой, воздействующей на органы чувств, необходим для нормального развития психических функций.

Практическое мышление обнаруживается у ребенка в конце первого года жизни в форме решения им различных задач с ис­пользованием обходных путей и средств для достижения цели. С точки зрения Ж. Пиаже, генезис мышления осу­ществляется в процессе развития сенсомоторных схем в каче­стве их конечного продукта. Рассматривая генезис и становле­ние мышления в его наглядно-действенной форме, важно под­черкнуть естественный характер его развития не только в про­цессе обучения, но и самообучения. Сложность развития этой формы мышления выражается в том, что его можно рассматри­вать как “третичный” процесс, осуществляющийся на основе “вторичных” перцептивных и моторных образований с включе­нием представлений. Вместе с тем можно предположить и на­личие природных задатков мыслительной способности. С само­го начала предпочтение ребенком одного из ряда предъявляе­мых ему объектов означает действие операции сличения и спо­собность к удержанию впечатлений. Способность к сохранению следов воздействия обнаруживается, как известно, чрезвычайно рано, еще до рождения ребенка на основе выработки условных связей.

Что касается речи, то она также имеет свои естественный путь развития в младенческом возрасте. В этот период складываются ранние генетические формы ее предыстории происходит тренировка голосового аппарата и образование связей слухового, зрительного и рече-двнгательного анализаторов. Поскольку

этапы создания предпосылок речевого развития не имеют аналогов в животном мире, то наличие их у ребенка понимается как проявление исторического филогенеза человека. Природные задатки речи имеют характер общей основы, дифференциация которой осуществляется в процессе системогенеза вербальной функции. В качестве такой основы речевого развития выступают голосовые данные новорожденного. Исследование Р. В. Тонковой-Ямпольской показало наличие определенной структуры крика ребенка, сходной по своему составу с повествовательной интонацией взрослого. С помощью акустического анализа ею выявлено определенное соотношение в изменении частоты и силы звука в крике новорожденного, выраженное всинхронном подъеме и последующем спаде кривых этих двух параметров. Генетически первичной, следовательно, является интонационная структура речи, что подтверждается исследованиями на однополушарных больных и при неспецифических формах общения в младенческий период.

С момента рождения у ребенка существует предрасположенность к социальному развитию, к усвоению многообразных воз­действии социальной среды. Незавершенность нервной организации у человеческого индивида в фазе новорожденности создает общую готовность ко всему последующему развитию в его высших интегрированных формах.

Социальный характер человека предусмотрен его наследственностью. Человек социален генетически. Рассмотрение естественных форм пси­хического развития выявляет их различие между собой по це­лому ряду критериев и, прежде всего, по степени специализированности и сложности, которая предполагает наличие разного состава элементов и систем, вовлеченных в процесс становления. Той, или иной функции. Важно также оценивать естественные формы по происхождению, по их генетическим свойствам, т.е. по тому, какой характер, первичный или вторичный, носит та или иная психическая форма.

Систематизируя психические формы индивидной организации в начальный период жизни, можно выделить различающиеся между собой по степени специализации и сформированности психофизиологических механизмов генетические уровни. А это означает, что задатки общих умственных способностей человека имеют разноуровневую структуру.

Задатки умственного развития человека представляют собой иерархизированную систему как элемент психофизиологической организации индивида. Она включает в себя три основных уров­ня, где уменьшение степени специализации психофизиологиче­ских механизмов идет в направлении от элементарных форм к более сложным, высшим, функциям. Основная тенденция выра­жена в том, что чем проще психическая функция, тем сильнее выражена специализация ее механизма, чем она сложнее, тем в большей степени ее наследственная организация носит недифференцированный, обобщенный характер.

 

Естественный путь развития человек проходит в сравнитель­но короткий срок, в основном в период младенчества, когда пу­тем созревания наследственно заданных структур, в процессе их функционирования и построения новых систем образуются механизмы всех форм психики в их элементарном виде. На этой базе в дальнейшем, на протяжении всей жизни осуществляете социальное развитие психики, которое носит чрезвычайно многообразный и сложный характер. В результате происходят пре образования психических форм естественного развития, и в то же время создаются эффекты социального воздействия — психические новообразования разного уровня и сложности.



2020-03-17 182 Обсуждений (0)
Психофизиологическая организация индивидуума 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психофизиологическая организация индивидуума

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)