Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философско-экономическая характеристика труда как основы общественного производства



2020-03-19 164 Обсуждений (0)
Философско-экономическая характеристика труда как основы общественного производства 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Феномен труда в философском понимании предстает в виде совокупности его сущностных характеристик и всеобщих моментов, а также смысловых и ценностных аспектов самовыражения человека.

Труд выступает в качестве комплексного социально - экономического и духовно - нравственного образования. Он тесно связан с человеческой сущностью и способен развиваться и активно функционировать только в обществе. Труд пронизывает все формы жизнедеятельности человека и общества. Он может осуществляться только в обществе. И поэтому его принято называть общественным трудом. Общественный труд - это способ и форма жизнедеятельности общественного человека. Общественный труд - это совместная деятельность людей, посредством которой создаются духовные и материальные блага и все богатства общества.

Труд недостаточно рассматривать только через технические, технологические и производственно - экономические аспекты. Труд занимает специфическое место среди других факторов производства. Он играет особую роль. Труд является особым фактором производства, содержание которого шире, чем просто средство. Труд можно назвать единственно пождинным фактором производства в том случае, если рассматривать капитал как воплощенный труд.

Социально - специфические черты труда, его особенности содержания, характера, форм организации труда, отношения к труду не представляется возможным раскрыть и понять без анализа значимости философского подхода для экономической теории и практики. Труд - фактор производства.

Труд отличается от других экономических благ тем, что ему придается более личностное значение и измерение. Труд нельзя свести к производству только вещи или товара, хотя он и становится средством производства, потому что труд имеет человеческое содержание и представляет собой экономическое благо.

В экономической науке труд принято трактовать как экономическое благо. Но человек не может раствориться полностью в продукции, произведенной им, в производственной деятельности, при этом, не потеряв себя. Труд можно представить в качестве средства, техники работы и в таком качестве труд можно, как и любой другой товар купить или продать. И в таком случае труд уже не будет смыслом человеческого существования.

Труд конкурирует с другими экономическими благами в той мере, в какой он является лишь средством. Труд конкурирует, прежде всего, с таким благом, как свободное время. Труд может обладать ценой только в том случае, если его поставить в один ряд с другими экономическими благами, на фоне которых он становится недостаточным благом. Таковыми обычно становятся те блага, которых нет в нужном количестве и качестве. Труд, являясь фактором производства в какой - то мере не является бесплатным и достаточным даже тогда, когда нет частичной безработицы.

Карл Маркс в «Капитале» дает характеристику труду, независимо от качественных различий многообразных видов деятельности. Труд вообще, в отличие от конкретного труда по производству тех, или иных благ, можно трактовать как целесообразную деятельность с помощью орудий труда для созидания потребительских стоимостей, как условие обмена веществ между человеком и природой. Именно поэтому труд выступает как естественное условие жизни людей. В условиях рынка труд приобретает двойственный характер. Он является конкретным трудом, с одной стороны. Таким видом труда создается потребительская стоимость товаров и услуг. И в каждом товаре воплощен труд человека. И в качестве такого труда он образет стоимость товара. Рынок выступает социально - экономическим полем, в соответствии с которым труд согласовывается во всем обществе в целом, воспроизводится в нем, и в котором противоречия между частным и общественным трудом разрешается.

Карл Маркс ввел понятие всеобщего труда. В соответствии с ним всеобщие закономерные связи разграничиваются по предмету. Он развивает философию, культуру, науку и так далее. Его всеобщее содержание выражается в отношении объекта и в отношении к субъекту труда. Такой вид труда изменяет закономерные связи, он овладевает ими и овеществляет их.

В качестве примера можно привести двигатель внутреннего сгорания. Он является всеобщим трудом. А работа по его изготовлению - непосредственный труд. Изобретение - всеобщая идея вещи, а изготовление - это процесс создания конкретной вещи.

Всеобщий труд определяет то, как субъект самоизменяется. Он формирует продуктивное начало, деятельность, творчество и так далее. Субъект выступает со стороны всеобщих продуктивно - творческих сил. При этом, решающим моментом становится понимание закона, общекультурная подготовка работника. «Всеобщим трудом, - замечает К. Маркс, - является всякий научный труд, всякое открытие, всякое изобретение».

Научный труд, создающий модели вещей, их идеи в производстве вещей, а также труд как прикладная наука, изменяющий закономерные связи в предметах, выступают в качестве всеобщего труда. Также в качестве всеобщего труда выступает философская, научная, культурная и иные виды деятельности. Именно благодаря таким видам деятельности создаются не частные нормы, правила, а всеобщие схемы работы воображения, созерцания, веры, воли. Здесь реализуются разработка всеобщих схем творческой деятельности человека, обновление продуктивно - творческих сил человека. Культура есть продукт всеобщего труда.

Труд по своей структуре можно представить как своеобразную социально - экономической триадой. И в такой тройственной формуле следует выделить, прежде всего, непосредственный труд, который включает в себя субъективную сторону, свойства и его качество. Вторым элементов в данной структуре являются средства, орудия, инструменты трудовой деятельности человека. И третьим, завершающим элементом является предмет труда и его материал.

Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что труд - это сложное, многоуровневое социально - экономическое явление. И его можно и необходимо исследовать в различных аспектах. В философско - экономическом ракурсе труд - это важнейший фактор производственных ресурсов наравне с капиталом, землей и информацией. Общефилофское направление должно быть дополнено анализом экономики труда, социологии труда, нравственно - правовых аспектов труда, физиологии труда, организации и менеджментом труда и так далее. Так как труд имеет основополагающее значение в структуре производства, то исследование труда имеет особую ценность, если оценивать его непосредственную эффективность, производительность, качество, организацию и управление.



2020-03-19 164 Обсуждений (0)
Философско-экономическая характеристика труда как основы общественного производства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философско-экономическая характеристика труда как основы общественного производства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (164)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)