ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Одной из форм оптимизации функций, осуществляемых органами власти, как государственными, так и местного самоуправления, является их разграничение. Такое разграничение осуществляется в форме разделения властей. Сущность принципа разделения властей состоит в первую очередь в определении функций каждой из ветвей власти, проведении их разграничения, определении полномочий и компетенции образующих их органов власти, а также в недопущении сосредоточения всей власти в одной из ее ветвей. Реализация указанного принципа обеспечивается установлением определенных гарантий и механизмов - системой сдержек и противовесов. Реализация принципа разделения властей осуществляется как "по горизонтали" - между ветвями власти, так и "по вертикали" - между различными уровнями власти. Принцип разделения властей "по горизонтали" в соответствии со ст. 10 Конституции РФ означает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, при этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. На уровне местного самоуправления отсутствует классическое разделение публичной власти на законодательную (представительную), исполнительную и судебную. Так, принятие законов является исключительным правом Федерации и субъектов Федерации. На уровне местного самоуправления правотворчество в форме принятия законов не осуществляется. Следовательно, на уровне местного самоуправления надлежит говорить о представительной власти, а не законодательной. В соответствии с п. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие осуществляется только судом. При этом в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ" судебную систему РФ составляют федеральные суды и суды субъектов РФ. Таким образом, учитывая п. 3 ст. 118 Конституции РФ, создание местных (муниципальных) судов не допускается. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" 2003 г. уже по-иному подошел к вопросу разграничения компетенции между исполнительными и представительными органами местного самоуправления. Так, обязательный порядок формирования предусмотрен Законом не только в отношении представительного органа местного самоуправления, но и местной администрации, являющейся исполнительным органом местного самоуправления общей компетенции, наделенным исполнительно-распорядительными полномочиями (ст. 34). Произошло разграничение представительных и исполнительно-распорядительных функций. Так, пп. 4 п. 2 ст. 36 Федерального закона 2003 г. установлен запрет на совмещение должности председателя представительного органа муниципального образования и главы местной администрации. Анализ норм Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" 2003 г. свидетельствует о наличии в нем отдельных элементов системы сдержек и противовесов в отношениях между представительной властью в лице представительного органа местного самоуправления и исполнительной в лице исполнительных органов местного самоуправления и главы муниципального образования. В соответствии с п. 13 ст. 35 нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования. Однако глава муниципального образования, являющийся главой местной администрации - исполнительного органа местного самоуправления общей компетенции, имеет право его отклонить, то есть использовать право "вето". Однако, если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию и обнародованию главой муниципального образования. Таким образом, имеющееся право "вето" у субъекта исполнительной власти может быть преодолено субъектом представительной власти. В соответствии со ст. 37 структура исполнительного органа местного самоуправления общей компетенции - местной администрации, порядок проведения конкурса на замещение должности главы исполнительного органа местного самоуправления, члены конкурсной комиссии утверждаются представительным органом местного самоуправления. То есть в формировании исполнительных органов местного самоуправления существенная роль отводится представительным органам. Таким образом, в Федеральном законе 2003 г. в целях разграничения функций и обеспечения баланса полномочий с использованием элементов системы сдержек и противовесов был последовательно закреплен принцип разграничения полномочий между исполнительными и представительными органами власти местного самоуправления. правотворческий муниципальный акт
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |