Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Закон « О защите прав потребителей»



2020-03-19 145 Обсуждений (0)
Закон « О защите прав потребителей» 0.00 из 5.00 0 оценок




Правовое регулирование рекламы

Активное развитие современного рекламного рынка России началось в начале девяностых годов, и практически одновременно стали появляться правовые акты, регулирующие рекламную деятельность. Одними из первых документов, касающихся рекламной деятельности, стали принятые в период 1991-1995 гг. Законы РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О средствах массовой информации», «О защите прав потребителей», «О сертификации работ и услуг», «Об основах туристской деятельности», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров», «О рекламе».

Со временем, с изменением форм собственности и другими объективными причинами в законы были внесены изменения, поправки.

 

Закон РФ «О рекламе»

Федеральный Закон РФ «О рекламе» (№ 38-ФЗ) был принят 13 марта 2006 года, изменения и поправки были внесены в 2006, 2012, 2008 гг.

Закон, прежде всего, дает определение основных понятий, связанных с рекламным процессом: реклама, объект рекламирования, товар, ненадлежащая реклама, рекламодатель, рекламораспространитель, рекламопроизводитель, потребители рекламы и др.

Закон состоит из 6 глав, 40 статей.

В 1 главе «Общие положения» дается определение целей настоящего закона, сферы его применения, основных понятий, используемых в законе, общие требования, предъявляемые к рекламе.

В 1 статье Закона «О рекламе» дается определение цели закона - как развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а так же пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Сферой применения настоящего закона (статья 2) является сфера рекламы независимо от места ее производства. Закон не распространяется на: политическую рекламу, справочно-информационные и аналитические материалы, сообщения органов государственной власти, информацию о товаре, его изготовителе, импортере или экспортере, вывески и указатели, не содержащие рекламного характера.

В статье 3 закона используются следующие основные понятия:

1. реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

. объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

.товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

. ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;

. рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

. рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;

. рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;

8.потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама;

.спонсор - лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности;

. спонсорская реклама - реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре;

11. социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение
благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства;

12. антимонопольный орган - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы.

В статье 5 закона «О рекламе» говорится об общих требованиях к рекламе, которая разъясняет, что:

.Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

2.Недобросовестнойпризнается реклама, которая:

- содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;

- является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

3. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

- о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;

об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;

о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;

об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;

о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;

об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;

- о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;

об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;

- о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;

о результатах исследований и испытаний;

о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;

о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;

об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;

- о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;

о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;

об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;

- о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- о лице, обязавшемся по ценной бумаге;

об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Защищены в статье 6 закона интересы несовершеннолетних в рекламе, где не допускается дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним. В статье 7 дается перечень товаров, реклама которых не допускается, производство и реализация которых запрещена в Российской Федерации.

В статье 10 дается определение социальной рекламы, рекламодателем которой могут выступать физические, юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления.

В статьях 11-13 оговариваются сроки действия рекламы, хранения рекламных материалов, представлении информации рекламодателям.

Во 2 главе «Особенности отдельных способов распространения рекламы» оговаривается реклама в телепередачах и телепрограммах (статья 14), при совмещении рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом реклама не должна занимать более чем 7 % площади кадра и др.

В Законе «О рекламе» предусмотрены особенности рекламы в радио- и телепрограммах (статья 15), в периодических печатных изданиях (статья 16), кино- и видеообслуживании (статья 17), наружной рекламе и установке рекламных конструкций (статья 19), в которой указывается, что рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы.

В 3 главе «Особенности рекламы отдельных видов товаров»оговаривается реклама алкогольной продукции, пива и напитков, табака и курительных принадлежностей (статьи 21-23), указывается, что:

спиртные напитки нельзя рекламировать на первой и последней страницах газет и журналов и на всех видах транспортных средств общего пользования;

не разрешается демонстрация в любой рекламе процессов курения и употребления алкогольных напитков;

запрещена реклама пива в телепрограммах с 7.00 до 22.00, и на радио - с 9.00 до полуночи;

запрещено использовать образы детей в рекламе алкоголя, табака, азартных игр.

В статье 24 закона говорится о рекламе лекарственных средств, что запрещен показ людей в белых халатах в рекламе фармацевтических препаратов; реклама лекарственных средств может размещаться только в специализированных изданиях или в местах проведения медицинских мероприятий; реклама биологически активных добавок (статья 25), реклама продукции военного назначения и оружия (статья 26).

В 4 главе «Саморегулирование в сфере рекламы», в статья 31 определяет праваорганов саморегулирования в области рекламы. Органом саморегулирования в области рекламы признается объединение рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц. Они привлекаются к разработке правил всей профессиональной деятельности в сфере рекламы, участвуют в рассмотрении антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения членами саморегулируемой организации законодательства РФ о рекламе (статья 32).

В 5 главе «Государственный контроль в сфере рекламы и ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе», в статье 33, закон определяет органы, осуществляющие государственный контроль в области рекламы. Таким органом является федеральный антимонопольный орган и его территориальные подразделения, который имеет следующие полномочия:

-предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе;

-возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

-выдает рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламо-распространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;

предъявляет в суд или арбитражный суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе;

предъявляет в суд или арбитражный суд иски о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) в случае, предусмотренном частью 3 статьи 38 настоящего Федерального закона;

применять меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции в случае, предусмотренном пунктом 1 части 20 статьи 19 настоящего Федерального закона;

- выдавать органам местного самоуправления муниципального района или органам местного самоуправления городского округа обязательные для исполнения предписания об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции (п. 9 введен Федеральным законом от 21.07.2012 N193-ФЗ).

В 6 главе «Заключительные положения» Закон «О рекламе» определяет также ответственность за нарушение рекламного законодательства (статья 38). В пп. 6, 7, 8 статьи 38 определяется ответственность рекламодателя, рекламораспространителя и рекламопроизводителя за нарушение требований данного закона, определяется сумма штрафов.

Как показывает практика, после выхода Закона «О рекламе» наиболее распространенными нарушениями в области рекламного законодательства, которые допускали туристские фирмы, были отсутствие в рекламе ссылки на лицензию и наименование органа её выдавшего, а так же отсутствие в рекламе информации об обязательной сертификации.

Также введены следующие запреты:

· реклама финансовых услуг должна содержать название компании или лица, оказывающего эти услуги; в ней не должно быть гарантий или обещаний будущей эффективности или доходности вложений, в том числе основанных на реальных показателях в прошлом; если речь идет о рекламе кредита и указана хотя бы одна из составляющих его стоимости, то должны быть указаны и все остальные составляющие;

· реклама, связанная с привлечением средств в долевое строительство, не допускается до выдачи разрешения на строительство многоквартирного дома;

· в рекламе ценных бумаг нужно указывать лиц, обязавшихся по рекламируемым ценным бумагам; такая реклама не должна содержать прогноза роста курсовой стоимости ценных бумаг;

· реклама в дни национального траура;

· распространение рекламы посредством передвижения конструкций, установленных на автомобилях, а также совмещение рекламы с дорожными знаками;

· реклама наркотических средств, психотропных веществ, а также взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий;

· реклама органов и тканей человека в качестве объекта купли-продажи.

Основные изменения коснулись рекламы на телевидении. Многие производители крепких напитков в настоящее время обходят запрет на рекламу алкоголя, продвигая маринованные перцы, питьевую воду, одежду, книги под тем же брендом, что и водку, т.е. используют «зонтичный» бренд. Например, консервированный перец, который рекламируется под маркой Nemiroff, можно встретить в магазинах редко, потому что эта компания производит в основном водку и через рекламу другого продукта провоцирует ее покупать. То же самое с брендом «Флагман», под которым рекламируются конфеты и слабоалкогольная продукция, а на самом деле в магазинах продается в основном водка с таким же названием.

С июля 2006 г. телеканалам пришлось сократить количество рекламы до 12 минут в час (20% эфирного времени), с 2012 г. - до 9 минут (15%). Раньше разрешалось отдавать под рекламу 20% всего суточного вещания. Телеканалы этим пользовались, предоставляя меньше рекламы утром и днем, и больше - в дорогое вечернее время. С введением в силу закона рекламные блоки будут распределены более равномерно, при этом каждый из них не может длиться свыше 4 минут.

Цены на рекламу постепенно снижаются, так в 2006 г. - затраты составили 30%, в 2006 г. - 26%, а в 2012 г. - 25,1%.

По оценке экспертов, с введением в действие нового Федерального закона «О рекламе», объем рекламы на федеральных каналах будет увеличиваться медленнее, так как в целом цены на ТВ-рекламу станут выше и часть рекламодателей уйдет полностью или передаст часть бюджетов на региональное ТВ и в альтернативные телевидению виды медиа.

Новый импульс развития получат реклама в прессе, на радио, в Internet, наружная реклама. Особые надежды аналитики возлагают на рынок BTL (от англ. below the line - под чертой) - акции в магазинах, рассылки информационных материалов, подарки за покупку и пр.

Позитивным последствием Закона станет также более равномерное распределение рекламных средств. В настоящее время рекламный рынок развивается однобоко: деньги сосредоточены в Москве и на телевидении. Новый Закон ускорит рост рынка региональной ТВ-рекламы, а также рекламы в других средствах распространения.

Другое позитивное следствие нового закона - реклама стала более эффективной и адресной, так как с удорожанием ее стоимости многим компаниям пришлось полностью или частично уйти с федеральных телеканалов в региональные и профильные медиа, поэтому приходится более вдумчиво подходить к вопросам определения целевой аудитории.

Можно с уверенностью сказать о том, что повысилось качество самих рекламных роликов, так как каждый контакт со зрителем стал существенно дороже, и это заставило рекламодателей внимательнее относиться к своему рекламному продукту.

Ранее были приняты Федеральный закон от 07.03.2005 «Об ограничении розничной продажи и потребления в общественных местах пива и напитков, изготавливаемых на его основе» (№ 11-ФЗ), по которому с 1 апреля 2005 г. запрещается употребление пива на улицах и в общественных местах, за исключением баров и магазинов, и Федеральный закон от 10.07.2001 «Об ограничении курения», по которому запрещается курение на рабочих местах, в транспорте, больницах, учреждениях культуры и образовательных организациях, за исключением специально отведенных для этого мест.

 

Закон « О защите прав потребителей»

Закон « О защите прав потребителей» был принят 7 февраля 1992 года № 2300-1, в последующем изменения и дополнения были внесены 25 октября 2012 года № 234-ФЗ.

Закон РФ "О защите прав потребителей" направлен на: регулирование отношений, возникающих между потребителем, изготовителем, исполнителем и продавцом; устанавливает права потребителя на информацию о товарах, работах, услугах и об их исполнителе, изготовителе, продавце; защищает права потребителя при продаже ему товаров, выполнении работ и оказании услуг; информирует потребителя о государственных органах и общественных организациях, осуществляющих защиту его прав и т.д.

Нормы административного и уголовного законодательства защищают потребителя от наиболее существенных нарушений. Так, в Кодексе об административных правонарушениях глава 14 защищает интересы потребителя и определяет ответственность за административные правонарушения в области торговли и финансов. Субъекты административной и уголовной ответственности - это должностные лица, которые обязаны в силу своего рода деятельности обеспечивать соблюдение правил по охране прав потребителей.

Потребителем признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Формулировка понятия "потребитель" приведена в соответствии с текстом ст. 492 Гражданского Кодекса РФ (далее ГК РФ), определяющей договор розничной купли-продажи. Данное определение "потребителя" указывает на то, что гражданин - это физическое лицо, им могут быть не только граждане Российской Федерации, но и иностранцы и лица без гражданства, согласно ст. 2 ГК РФ. Закон не распространяется на потребителей - юридических лиц, а также и на потребителей - физических лиц, если они используют, приобретают, заказывают либо имеют намерение приобрести или заказать товар, (работу, услугу) для предпринимательских целей, а также на договорные отношения между гражданами по поводу удовлетворения своих нужд.

Контрагентом потребителя могут выступать изготовитель, исполнитель, продавец. Они могут быть: коммерческими, некоммерческими организациями, иностранными юридическими лицами.

Все организации, для занятия определенным видом деятельности, должны иметь лицензию (ст. 49, 52 ГК и ст. 24 Закона РФ "О некоммерческих организациях").

Изготовителем признается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям. В данном случае, опираясь на ст. 50 ГК РФ юридические лица, реализующие товар (работу, услугу) потребителю, могут быть коммерческими (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия) или некоммерческими (потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации).

Индивидуальным предпринимателем считается гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ч. 1, ст. 23. ГК РФ). Таким образом, изготовителем признается лишь то лицо, которое производит товары для их реализации потребителям. Однако сам изготовитель реализует произведенный им товар торгующим организациям, но не самому потребителю. Изготовитель, самостоятельно реализующий изготовленные им товары потребителю, в таком случае будет считаться продавцом.

Исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. Юридическим основанием возникновения каких-либо отношений потребителя и исполнителя являются в данном случае заключенные между ними договоры, например договор - подряда, перевозки, аренды, заказа и т. д. Признак возмездности выполненной работы, оказанной услуги является основным условием выдвижения на основании Закона требований к организации любой формы собственности.

Продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи. Говоря о договоре купли-продажи товара, работы, услуги потребителю, прежде всего следует иметь в виду одну из его разновидностей - договор розничной купли-продажи, где одной из сторон, осуществляющей розничную торговлю, выступает предприятие или индивидуальный предприниматель. Согласно п. 1 ст. 469 Гражданского кодекса РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.

В преамбуле к Закону дается понятие "недостатка товара (работы, услуги)". Недостатки могут быть явные, которые можно обнаружить при осмотре, проверке товара (работы, услуги), и скрытые, то есть такие, которые проявляются в ходе эксплуатации, употребления, хранения товара (работы, услуги). В тексте закона определение "недостаток" делится на простой недостаток и существенный недостаток. Именно от того, каким будет недостаток, зависят и права потребителя.

Недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию. Выше указанное понятие "недостаток" приведено в соответствии с критерием качества товара, предусмотренного ст. 469 ГК РФ.

Существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Главное отличие существенного недостатка от недостатка, состоит в том, что он не может быть устранен по тем или иным причинам, указанным в законе.

Реализуемые товары, выполненные работы, оказанные услуги должны обладать не только качеством, но и безопасностью.

Безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

Требования к обеспечению безопасности товара, а также к безопасности процесса выполнения работы, оказанию услуги для жизни и здоровья потребителя являются обязательными и устанавливаются в государственных стандартах. К технически сложным товарам устанавливаются требования по безопасности, а для продуктов питания утверждаются специальные предельно допустимые нормы содержания в них вредных для здоровья добавок, концентратов и других веществ. Ст. 238 Уголовного кодекса РФ "Выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности" имеет целью обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, приобретающих для личного потребления продовольственные и промышленные товары либо пользующихся работами, услугами. Официальным документом, удостоверяющим соответствие товаров (работ, услуг) требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей является сертификат соответствия, выданный по правилам системы сертификации. Для подтверждения соответствия продукции установленным требованиям производится маркировка продукции знаком соответствия (глава 4 Закона № 184-ФЗ РФ "О техническом регулировании").

Импортер - организация независимо от организационной формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации.

В Законе «О защите прав потребителей» дается четкая формулировка качеству товара (работы, услуги) (статья 4), право потребителя на безопасность товара (статья 7) в течение установленного срока службы или срока годности товара.

Сведения об изготовителе (исполнителе, продавце) включают:

фирменное наименование своей организации;

место нахождения (адрес);

режим работы;

информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

В законе (статья 18) оговариваются права потребителя при обнаружении в товаре недостатка, и сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатка (статья 19).

 



2020-03-19 145 Обсуждений (0)
Закон « О защите прав потребителей» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Закон « О защите прав потребителей»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (145)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)