Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пути решения проблемы занятости в России



2020-03-19 261 Обсуждений (0)
Пути решения проблемы занятости в России 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Как показал анализ ситуации в сфере занятости России, безработица приобрела вид крупного макроэкономического явления, превратившись в самостоятельный фактор развития экономики. Тем не менее, в России до сих пор не выработано такой политики в области занятости, которая способствовала бы успешности реформ. Сегодня ясно, что роль безработицы как неизбежного последствия финансовой стабилизации была недооценена. Государство оказалось не в состоянии влиять на динамику рынка труда. Рабочая сила остается пассивной, условия ее воспроизводства ухудшаются.

В мире накоплен большой теоретический и практический опыт по регулированию занятости. Россия нуждается в особом, комплексном подходе. Сегодня результативная политика занятости должна идти впереди реального развития рынка труда и превентивно устранять те препятствия, которые могут подхлестнуть безработицу.

Нельзя жалеть средства на борьбу с безработицей. Во-первых, потому что ее предотвращение в начале потребует гораздо меньше затрат, чем в будущем. Во-вторых, потому что борьба с безработицей может быть достаточно эффективной. В-третьих, потому что финансовая стабилизация невозможна без продуманного предотвращения ее негативных последствий и приводит к дефициту госбюджета, для сокращения которого она и создавалась.

Государственная политика любой страны в области занятости решает два основных вопроса. Во-первых, удовлетворение потребности в труде имеющегося капитала: динамично и прибыльно функционирующий капитал - лучшее свидетельство эффективного использования трудотовара и рациональности трудозатрат. Во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условия нормального существования людей: забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства. Правительственная программа содействия занятости населения опирается на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Современная политика российского государства в области занятости осуществляется по следующим направлениям:

.   Развитие трудовых ресурсов;

.   Обеспечение равных возможностей граждан в реализации права на добровольный труд и свободный выбор профессии независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии;

.   Поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках закона;

.   Обеспечение социальной защиты в области занятости, особенно для граждан, нуждающихся в этом: инвалидов, молодёжи, лиц предпенсионного возраста, уволенных с военной службы, освобождённых из мест лишения свободы, многодетных родителей;

.   Поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места;

.   Предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы;

.   Осуществление программ содействия занятости, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение расходов, предупреждение инфляции;

.   Координация деятельности государственных органов, профсоюзов и иных представительных органов работодателей и работников;

.   Международное сотрудничество в решении проблем занятости и др.

Российское государство гарантирует своим гражданам свободу выбора рода деятельности, охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или отказа в приёме на работу. В целях регулирования занятости государство осуществляет разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда и других мер. Для осуществления политики занятости государство создаёт координационные комитеты содействия занятости населения из представителей профсоюзов, органов работодателей, служб занятости и др.

Механизм регулирования занятости населения реализуется через государственные органы исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, органы местного самоуправления путем изучения сложившихся условий, разработки и выполнения программ обеспечения занятости населения.

Меры государственного регулирования занятости включают разработку целевых и комплексных программ содействия занятости.

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.

В России государственная служба занятости была впервые сформирована в 1991 году. В настоящее время в стране действует ФСЗ, 89 её региональных организаций в каждой области, крае, республике, городские и районные центры (бюро) занятости, их филиалы, учебно-методические центры, центры профориентации. В них работает почти 36 тыс. человек.

Организационная структура службы занятости представляет собой систему органов, охватывающих все уровни: федеральный, субъектов РФ и муниципальных образований.

К основным функциям службы занятости населения можно отнести:

•   анализ состояния рынка труда, прогноз спроса и предложения

·   на рабочую силу;

•   разработка и реализация целевых программ содействия занятости населения;

•   учет незанятых граждан и оказание им помощи в подборе подходящей работы и трудоустройстве;

•   организация профессиональной ориентации и консультации населения, подготовка и переподготовка безработных граждан;

•   оказание помощи предприятиям в подборе необходимых им работников;

•   обеспечение населения информацией о свободных рабочих местах;

•   осуществление выплат пособий по безработице, стипендий в период обучения, оказание материальной помощи безработным гражданам;

•   осуществление контроля за правильностью формирования и использования средств государственного фонда занятости населения, использования предприятиями законодательства о занятости.

В 2007 г. было трудоустроено 65,6%[17] от общего числа обратившихся, что на 27,2% больше, чем в 2006 г. Оказывалась поддержка пенсионерам, которых в 2002 г. было трудоустроено 34,3% из числа обратившихся, а занятых трудовой деятельностью и желавших поменять работу было трудоустроено 43,4%[18].

Однако Федеральная программа занятости населения по таким показателям, как организация и проведение общественных работ, а также временная занятость подростков не была выполнена. В 2008 г. на общественных работах было занято 391,5 тыс. человек вместо 480 тыс. человек по плану[19]. Причина - дефицит средств в ряде центров занятости, что существенно сказалось на реализации программы и в 2009 году. Что касается трудоустройства подростков в возрасте от 14 до 18 лет, то вместо предполагаемого 1,8 миллиона обеспечить работой удалось 1,2 миллиона человек[20]. Связано это как с нехваткой средств в фондах занятости, так и с отсутствием налоговых льгот для работодателей.

Несколько лучше ситуация в области содействия самозанятости и предпринимательской деятельности граждан. Результаты здесь таковы: с 1997 г. по июнь 2007 г. более 10 тыс. безработных стали владельцами малых предприятий или фермерских хозяйств, в которых было создано более 30,8 тысяч рабочих мест для безработных[21]. Индивидуальной предпринимательской деятельностью занялись 59 тыс. человек, ранее лишившихся работы[22].

Развитие рыночных отношений привело к созданию негосударственных структур занятости, занимающихся трудоустройством и профессиональной подготовкой. Это различного рода коммерческие агентства по подбору персонала, биржи труда, общества занятости, учебные центры и т.п.

Наиболее общими направлениями деятельности этих структур являются:

•   продажа информации, содержащей описания и общие данные о профессиональных качествах работников;

•   помощь предприятиям и фирмам в работе с кадрами, заключавшаяся в диагностике и подборе более подходящих сотрудников;

•   формирование групп из работников тех специальностей, которые не пользуются спросом, их переквалификация, обучение новым профессиям.

На современном этапе необходимое равновесие на рынке труда как элемент эффективной занятости достигается также путем сохранения имеющихся рабочих мест, а также создания новых (Приложение 3). Целями Программы являются повышение уровня и изменение структуры занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики.

В 2009 г. при содействии региональных служб занятости создано и сохранено 235 тыс. рабочих мест. Затраты на эти цели из средств ГФЗН РФ составили почти 524 млрд. руб.

Решение проблемы «очаговой» безработицы в регионах, где в городе находится 1-2 предприятия, осуществляется через стимулирование инвестиций и малого бизнеса на уровне регионов и реализацию региональных программ содействия занятости.

Гарантии государства гражданам, потерявшим работу, предоставляются в двух основных формах. Первая - гарантия стабильного источника дохода на определенное законом и социально-экономической необходимостью время. Вторая - гарантия свободы выбора способа своего существования в период незанятости, в том числе и зарегистрированной: работать или не работать, искать работу или получать пособие в течение года, заниматься поиском работы самостоятельно или через службу занятости, отказываться или соглашаться на работу с заработной платой ниже приемлемого для гражданина России уровня, менять профессию или нет и т.д. Государство не должно навязывать безработному форму не только его занятости, но и незанятости.

Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений не означает создание новых рабочих мест.

Улучшить ситуацию с занятостью могла бы поддержка различных категорий населения. Для молодёжи - это организация молодёжных бирж труда, квотирование рабочих мест с льготным налогообложением соответствующих предприятий, развитие молодёжного предпринимательства, открытие и поддержка бизнес-инкубаторов. Для женщин - гибкие формы занятости (неполный рабочий день, свободный режим работы), квотирование рабочих мест для тех из них, кто имеет детей, создание дополнительных рабочих мест в сфере услуг; открытие предприятий, производств, участков надомного труда, развитие женского предпринимательства с выделением беспроцентных ссуд, досрочный выход на пенсию. Для инвалидов и лиц предпенсионного возраста - налаживание специализированных производств, учреждение дополнительных финансовых льгот в целях их вовлечения в предпринимательскую деятельность, стимулирование семейного бизнеса. Для лиц, освободившихся из мест лишения свободы - бронирование рабочих мест, обеспечение условий для социальной адаптации.

Универсального рецепта сокращения безработицы нет. Ясно одно: осуществить политику продуктивной занятости можно только при условии сочетания взвешенных экономических реформ и адекватной социальной политики.

 


Заключение

 

Безработица, как показало предложенное исследование, является неотъемлемой чертой рыночной экономики. В работе были детально рассмотрены концепции анализа безработицы различными экономическими школами, что помогло сделать вывод о том, что она вызывается не только микроэкономическими причинами (несовершенство рынка труда), но и макроэкономическими (дефицит агрегированного спроса).

Рассмотрение причин безработицы позволило выделить её основные формы, каждая из которых имеет свои особенности. В связи с ухудшением демографической ситуации во многих странах, уровень экономически активного населения резко сокращается, что приводит к появлению новых форм безработицы.

К сожалению, безработица приводит не только к сокращению объёмов национального производства, но и влечёт негативные социально-экономические последствия. Недоиспользование трудовых ресурсов является главным экономическим последствием. К тому же, увеличивается преступность, растёт число психологических и эмоциональных стрессов, что отрицательно сказывается на нравственном состоянии общества. Хотя невысокий уровень естественной безработицы даже положительно сказывается на экономике страны.

Работа широко раскрывает меры по сокращению численности экономически активного населения, не занятого в общественном производстве.

Использование материалов периодической прессы позволило выявить определённую динамику занятости и безработицы в России. Показатели различны в зависимости от уровня образования, половой принадлежности, возраста и других характеристик.

К сожалению, только сейчас наше правительство оценило остроту этой проблемы и принялось за осуществление программ обеспечения полной занятости. Но уже сейчас практически в каждом городе России созданы Службы занятости, позволяющие найти работу, а также различные коммерческие и некоммерческие организации по проблемам занятости, что является существенным шагом на пути к повышению экономического благосостояния страны.

Исследование позволило сделать вывод о том, что без познания теоретических основ проблемы невозможно принятие каких бы то ни было мер по её ликвидации.

 




2020-03-19 261 Обсуждений (0)
Пути решения проблемы занятости в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пути решения проблемы занятости в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (261)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)