Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Руководитель: Рукавицына Г.Ю.



2020-03-19 119 Обсуждений (0)
Руководитель: Рукавицына Г.Ю. 0.00 из 5.00 0 оценок




Психология и творчество

ГБПОУ ВО «Воронежский юридический техникум»

Парамонова А.П.

Руководитель: Рукавицына Г.Ю.

Введение

В наши дни люди стали более трепетно относиться к психологии и ее представителям. Это связано, я думаю, со многими факторами, к примеру, на данный момент многие ученые доказывают, что некоторые болезни человека появляются от стресса, волнения и иных влияний на психику. Также в нашем, двадцать первом веке, именно психологические заболевания занимают первые «ТОПы» в списках самых актуальных болезней. Ежедневно стали открываться миллионы центров психологической помощи, в учебных заведениях работают психологии, а в каждой компании есть штатный психоаналитик. Я думаю, что это хороший шаг, ведь теперь люди не скрывают, что им необходима помощь «мозгоправа», в России это пока не так актуально, а что касается Европы, то там фраза «Я не могу прийти на встречу – у меня сеанс психотерапии» звучит более чем престижно и является обоснованной причиной.

Как я уже говорила ранее, именно психологические заболевания очень актуальны в наши дни, а если быть точнее, то первые позиции занимаю такие расстройства, как депрессия, выгорание, расстройство пищевого питания, шизофрения и биполярное расстройство. К огромному сожалению, мало кто идет к специалисту сразу же, как только понимает, что что-то не так. Да и советы друзей, что-то на подобии «Какая депрессия? Просто грусть, хочешь анекдот расскажу?», «Не можешь поесть? Ну, давай я тебе пиццу куплю?!» не только не помогают, а скорее даже отталкивают больных людей, и в голове у них проносятся мысли, что он действительно все драматизирует, ему кажется, если он пойдет к психологу, то его начнут все осуждать и издеваться.

Тем не менее, не смотря на всю важность психологических заболеваний, все же есть те, с которыми можно справиться самостоятельно, но только на начальных стадиях. Сегодня мы рассмотрим такую вещь, как творческое выгорание и саму психологию творчества. Узнаем кто впервые начал уделять внимание творчеству и как его воспринимали в древности, какое значение эта сфера жизни имеет для человечества, а также узнаем некоторые советы, по процессу справления с «творческим кризисом» и «эмоциональным выгоранием», это близкие по сути проблемы, поэтому будем рассматривать их вместе, ведь обычно одно преследует и/или сопровождает другое.

Основная часть

История

Уделять внимание психологии начали еще во времена Античности. Аристотель отрицал божественный акт творения, утверждая, что творчество есть создание нового и уникального. А Платон говорил, что способность творить подчинена созерцанию.

Позже, в XIX-XX веках психологию начали рассматривать как сторону творчества, но не как науку. Ученые в то время уже начали проводить какие-то ниточки, которые связывали человека, его натуру и способности.

Чуть позже начали использовать методы анкетирования, анализа. Изначально все психологические исследования проводились на основе творчества, то есть ученые делали анализы, чтобы понять, как и почему у некоторых людей есть «жилка творца», а кого-то нет.

В 1950 году американский психолог Гилфорд предложил своим коллегам расширить исследования по психологии творчества.

Много ученых выделяли свои теории, исследования и каждое отличалось от другого. Российский психолог Яков Александрович Пономарев работал в направлении изучения появления творчества. Он вывел такое понятие «Творчество – необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм». Также советский психолог выделил фазы творческого процесса и из классификации, и много своих мыслей изложил в книги, автором которой он и является «Психология творческого мышления».

Эту работу Пономарев проделал, изучая труды психологов и ученых, таких, как Т. Рибо, Б.А. Лезин, П.К. Энгельмейр и другие. Каждый их них предлагал какие-то подобные разделения, но собрал все во едино и объяснил именно Яков Александрович.

Психология творчества

Что же такое «Психология творчества»? Психология творчества – это раздел психологии, который изучает созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего в науке, технике, искусстве, а также в обыденной жизни, быту, формирование, развитие и структуру творческого потенциала человека.

Творческий кризис и эмоциональное выгорание

Чтобы понять, какая разница между двумя этими терминами, думаю, стоит сначала узнать, что значит каждый из них.

Творческий кризис – это временное состояние, при котором творческий процесс впадает в ступор, идеи бегут из головы, как крысы с тонущего корабля, а вдохновение начинает пропадать и появляться все реже и реже.

Эмоциональное выгорание – это механизм защиты организма в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Возникает вопрос, что же общего и почему мы рассматриваем их вместе? Если мы проанализируем некоторые потенциальные причины появления данных расстройств, то увидим такую картину:

Эмоциональное выгорание появляется обычно от переизбытка чувств и общения, так же когда человек «отдается» делу и еще получает слишком много информации. А кризис - когда человек долго работал, отдавая полностью себя, не оставляя никаких сил ни на что, кроме своего дела или какого-то проекта, а при подобной работе происходит постоянное общение, получение огромных масштабов новой информации и множество эмоций – от волнений за будущее, особенно если дело связано с большими вложениями, к примеру, открытие совей мастерской, до счастья, когда ты поставил последнюю роспись и разрезал красную ленточку.

Соответственно, как можно сделать вывод? Творческий кризис порой является последствием эмоционального выгорания, порой наоборот, а порой они идут вместе, за ручку. А вместе с данными состояниями человека, присутствует еще и такая вещь, как само творчество.

Творчество – это создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей. В наши дни есть огромное количество видов и типов данной сферы жизни, к примеру, рисование, пение, фотография, лепка, сочинение, бисероплетение, валяние, квиллинг, мыловарение, вырезание, оригами - это лишь первое, что пришло на ум, а так список можно продолжать до бесконечности.

Социальный опрос

Среди студентов 1 курса, подростков 15-17 лет были проведены два социальных опроса. Первый был на определение уровня тревожности, а второй на наличие эмоционального выгорания. Всего в опросе участвовало 19 человек. Что касается результатов, первого опроса на тревожность – с очень высоким уровнем нет никого, у двоих человек высокий уровень, 7 из 19 находятся в повышенной тревожности, и по пять человек с средне-низким и низким уровнем тревожности. О чем это говорит? В первую очередь о том, что лишь 5 из 19, а это меньше трети находятся в низком уровне тревожности, с одной стороны это для нашего времени неплохой результат, но с другой стороны, в наши дни, когда повсюду камеры, охрана а каждом входе далеко не все, более того, малый процент подростков, которые чувствуют себя в безопасности, включая место учебы, работы и дом.

По второму тесту можно прокомментировать подобным образом, - хорошо, что нет никого в последней фазе эмоционального выгорания «Истощение», больше половины студентов находятся во второй фазе «резистенция», которая означает сопротивление, неуправляемость, т.е. у ребят уже есть начальные признаки выгорания, но они еще с ним борются самостоятельно. С одной стороны хорошо, но учитывая возраст, 15-17 лет, то это достаточно плохой результат, ведь у многих в столь раннем и прекрасном периоде жизни уже есть позывы к эмоциональному выгоранию.

Что можно сказав, обобщив итоги? Пока нет «крайних» фаз, но есть много подростков, приближенных к ним. А учитывая тот факт, что в наши дни делается все для защиты, охраны населения, то уровень тревожности должен привлечь на себя внимание, ведь несмотря на огромное количество служб безопасности, банков, связей личных, население волнуется за свои финансы, безопасность и в целом за жизнь.

Примеры в истории на известных личностях

Лев Толстой. Писатель, который прославился своими философско-историческими отступлениями часто страдал от точки и страха, которые были у него, ведь автор находился в мучительных поисках ответов на вопросы о смысле бытия.

Николай Гоголь. Поэт всю жизнь боролся с маниакально-депрессивным психозом. Данный диагноз сопровождается резкими изменениями настроения и приходами вдохновения. В одном из порывов маниакального приступа он сжег второй том своего произведения «Мертвые Души».

Франц Кафка. Писателя описывают, как «ипохондрика». Он вырос с деспотичным отцом, что сильно сказалось на психике мужчины. Большую часть жизни Кафка прожил с депрессией, которая ухудшилась, когда у него обнаружили туберкулез. Но именно творчество и спорт удерживали писателя «на плаву».

Винсент Ван Гог. Картины данного художника отображают все его душевные поиски, терзания, которыми он мучился всю свою жизнь. На данный момент специалист ставят ему такие диагнозы, как шизофрения или биполярное расстройство. Закончил свою жизнь столь известный художник суицидом в 36 лет, а его брат тоже умер в сумасшедшем доме.

Алексей Филиппович Чернышев. У художника была депрессия, сопровождающаяся ухудшением зрения и ревматическими заболеваниями. Писал свои картины после обучения в Италии, а потом вернулся в Россию, лечение проходил в Австрии, Франции и Швейцарии, но безуспешно. В итоге умер в 39 лет в психиатрической больнице.

Анна Семеновна Голубкина. Скульптор-женщина пыталась покончить с собой из-за несчастной любви, вскоре впала в депрессию, которая была у нее всю оставшуюся жизнь периодами резкой тоски. Вскоре она не могла творить из-за своего душевного состояния и умерла.

Заключение

Любая психологическая проблема требует решения, а точнее даже ее осмысления, отработки и только потом уже некого уничтожения. В нашей стране надо начать уделять больше внимания данному вопросу, особенно, что касается молодежи – большей части населения планеты, которые как раз в и составляют наибольший процент пострадавших от подобных заболеваний. С чем это связано? Здесь нет однозначного ответа, кто-то из психотерапевтов говорит, что все из-за «высоких технологий» и сильного влияния гаджетов, интернета. Ведь порой социальные сети так «затягивают», что подросток меняется из-за действия всей той жестокости и фальшивости «Инстаграма, Снэпчата, ТикТока, Тиндера». А насколько популярны компьютерные игры? Они вообще затягивают детей так, что те уже не понимают, где реальность, а где игра.

       Можно долго еще рассуждать о проблеме воздействия гаджетов на современное общество, но есть ли в этом смысл? Сомневаюсь, что кто-то в нашем веке будет отрицать данную проблему.

       Порой кажется, что сейчас слишком много проблем в мире, особенно если сравнивать с периодов средневековья, к примеру. Но, разве это так? Сейчас наука стала более развитой и можем не только диагностировать, но лечить то, о чем в семнадцатом веке, к примеру, даже и подумать не могли. Тогда также умирали люди, но причина была неизвестна, а сейчас же врачи порой создают вакцину быстрее, чем появляется сам вирус.

       В двадцать первом веке невозможно жить без информации, но благодаря эволюции, мы, люди, стали настолько интеллектуальны, что имея огромные массивы текста, мы может их обрабатывать за считанные минуты. Но стоит признаться, что данный век сильно сказывается на психике, этому свидетельствуют многие социальные опросы, статистки, мнения психотерапевтов. Из-за новых технологий, легкого доступа к почти любой базе данных, завышенных ожиданий, искажения реальности и многого другого у людей появляются те болезни, которые считаются самыми трудными, и это я сейчас не про физическую боль, а про душевные раны.

       Важно помнить и о том, что новые технологии никогда не удастся исключить из жизни, так как они являются ее полноценной составляющей. И целью любого человека должно быть не избавление от этих ситуация, а развитие в себе психологической устойчивости к ним.

Источники, литература

1. Беляев И. А. Творчество как форма становления индивидуальной целостности человека / И. А. Беляев // Вестник ОГУ. — 2010. — № 10 (116), октябрь. http://elibrary.ru/item.asp?id=15250017

2. Эмоциональное выгорание |Вестник психологии

https://psychologyjournal.ru/public/emotsionalnoe-vygoranie-simptomy/

3. Пономарёв, Яков Александрович — википедия https://ru.m.wikipedia.org/wiki/

4. Психология творчества — википедия https://ru.m.wikipedia.org/wiki/

5. Творчество — википедия https://ru.m.wikipedia.org/wiki/

6. Эмоциональное выгорание — википедия https://ru.m.wikipedia.org/wiki/

 



2020-03-19 119 Обсуждений (0)
Руководитель: Рукавицына Г.Ю. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Руководитель: Рукавицына Г.Ю.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (119)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)