Понятие тропы и фигуры, их виды.
12 Московский государственный областной университет Творческая работа по теме: « Тропы и фигуры в поэме А.А.Блока «Двенадцать» » дисциплина: русский язык, культура речи
выполнила: студентка 1 курса И. Ю. Грибова факультет: психология специальность: социальная работа проверила: к. ф. н. доцент В. В. Никульцева
Москва 2009 Содержание: Введение………………………………………………………1-2 1. Понятие тропы и фигуры, их виды…………………….3-7 2. Анализ поэмы «Двенадцать» Александра Александровича Блока………………………………………………………..8-13 Заключение…………………………………………………..13 Список использованной литературы……………………
Введение Александру Александровичу Блоку (1880-1921) было суждено завершить своим творчеством великую эпоху русской поэзии – эпоху Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева и стать вместе с Горьким и Маяковским у истоков новой литературы. Непрост и нелегок был путь Блока, приведший его от мистической замкнутости к народу, Родине. Три тома лирики Блока – поэтический дневник жизни русского человека на рубеже двух эпох – его поэмы, театр, проза раскрывают перед нами круг мыслей и чувств одного из искреннейших певцов России. В конечном счете все, что писал Блок, - о России. Блок прожил короткую жизнь – всего сорок лет, но творческий мир его с поистине необычайной яркостью, глубиной и искренностью отразил сильнейшие годы в судьбе его Родины. Действительно, рубеж двух веков, начало ХХ века, первая русская революция и Великий Октябрь, музыку которого так чутко уловил поэт, создав гениальную поэму «Двенадцать», - вот этапы его судьбы. И понять мир и творчество Блока можно лишь неразделимой связи с жизнью России в тревожное время, когда он создавал свои произведения. Рожденные в года глухие Пути не помнят своего. Мы – дети страшных лет России – Забыть не в силах ничего. Блок один из моих любимейших поэтов. Его ранние стихи завораживают своей таинственностью. Они составили первую книгу, - 1 - вышедшую в 1904 году, - «Стихи о Прекрасной Даме». Эти произведения символистские, потому что в них противопоставляется скорбное ЗДЕСЬ и прекрасное ТАМ, святость идеалов героя, стремление в край обетованный, решительный разрыв с окружающей жизнью, культ индивидуализма, красоты. В свою очередь, более поздний период его творчества заставляет задуматься о будущем России. Поражение первой русской революции сказалось не только на судьбе поэтической школы символизма, но и на личной судьбе всех его приверженцев. Укрепление в Блоке гражданского негодования привели его к ослаблению связей с бывшими единомышленниками. В своем дневнике Блок записал: «Никаких символизмов больше: я не мальчик, сам отвечаю за все». Октябрьская революция вызывает новый духовный взлет поэта и гражданскую активность. В январе 1918 года создаются поэмы «Двенадцать» и «Скифы», а также публицистическая статья «Интеллигенция и революция» Размышление в этой статье о том, что «мы – звенья единой цени. Или на нас лежат грехи отцов?». «Двенадцать» поэма о крови, о грязи, о преступлении, о падении человеческом. В наше время это очень актуально: падение нравственности, утрата добра, человеколюбия всё это присуще современному российскому обществу. Это с одной стороны. А с другой стороны, эта поэма о революции, о том, что через запачканных в крови людей в мир идет благая весть о человеческом освобождении. И поэма блока вдохновлена страстной надеждой, что справедливость и правда восторжествуют, пройдя через самые страшные испытания.
- 2 - Понятие тропы и фигуры, их виды. Поэма – один из видов лиро-эпического жанра*. Основными чертами её является наличие развернутого сюжета и вместе с тем широкое развитие образа лирического героя** , активно включающегося, помимо сюжета, в характеристики персонажей, оценивающего их, как бы принимающего участие в их судьбе. Троп – (от греч. tropos – оборот) – употребление слова в переносном значении. Наряду с основным слово подразумевает ряд вторичных смысловых оттенков, которые выступают при сочетании его с другими словами (хвост собаки, хвост очереди). Вторичное значение слова при соотнесении его с другим дает новые, неожиданные оттенки смысла. Троп является общим явлением языка, но в художественной литературе приобретает особое значение, так как помогает индивидуализации речи, в особенности авторской, подчеркивает в ней оценочный элемент: переносное значение может придать речи и сочувственный, и отрицательный, и иронический, и т. п. характер, применительно к слову и тому явлению, которое за ним стоит. Виды троп: М етафора – (от греч. metaphora – перенос) – вид тропа, переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому __________ Лиро-эпический жанр*- вид художественного произведения, в котором сочетается эпическое и лирическое изображение жизни. Жизнь отражена в стихотворном повествовании о поступках, переживаниях героев и переживаниях поэта-повествователя. Лирический герой** - это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого в нем отражены. Не отождествляется с образом автора. - 3 – по сходству или по контрасту. Уподобление живому существу называется олицетворением , предмету овеществлением. М етонимия – (от греч. metonomadzo – переименовать) - замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности: а) между предметом и материалом, из которого материал сделан. Не то на серебре – на золоте едал (Грибоедов) б) между содержимым и содержащим. Ну скушай же ещё тарелочку, мой милый! (Толстой) в) между действием и орудием этого действия. Перо его местию дышит (А.К.Толстой) г) между автором и его произведением. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (Пушкин) д) между местом и людьми, находящимися на этом месте. Но тих был наш бивак открытый (Лермонтов) С инекдоха – ( от греч. synekdoche — соотнесение) - вид метонимии, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения. Наиболее употребительны: а) часть явления называется в значении целого: А в двери – булаты, шинели, тулупы… (Маяковский) б) целое в значении части: - Ах, ты вон как! Драться каской? Ну не подлый ли народ! (Твардовский) в) единственное число в значении общего и даже всеобщего: Там стонет человек от рабства и цепей….. (Лермонтов) - 4 – г) замена числа множеством: Мильоны нас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы. (Блок) д) замена видового понятия родовым: «Ну что ж, садись, светило!» (Маяковский) Э питет - (от греч. epitheton — приложенное) - образное определение, выраженное преимущественно прилагательным (но также наречием, существительным, числительным, глаголом), дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения. «Чистое поле» , «парус одинокий» С равнение – форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим. П арафраз и парафраза. То же, что и перифраз и перифраза – (от греч. periphrasis — иносказание), замена прямого названия описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета: «царь зверей» — вместо «лев». Г ипербола – средство художественного изображения, основанное на преувеличении. Л итота - 1) отрицание признака, не свойственного объекту, т. е. своего рода «отрицание отрицания», дающее в итоге формально равнозначное положительному, но фактически ослабленное утверждение. «Небесполезный» 2) Троп, противоположныйгиперболе ; намеренное преуменьшение. «Мужичок с ноготок» И рония - (от греч. eironeia — притворство) 1) отрицание или осмеяние, притворно облекаемые в форму согласия или одобрения.
- 5 – 2) Вид комического, когда смешное скрывается под маской серьезного (в противоположность юмору) и таит в себе чувство превосходства или скептицизма. Стилистическая фигура - ( от лат. figura – очертание, изображение) – необычный оборот речи, с помощью которого достигается ее особая, необходимая автору выразительность; С.ф. способствует индивидуализации высказывания. Виды стилистических фигур: А нафора – ( от греч. anaphora – вынесение вверх) – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы. Э пифора - (от греч. epiphora - повторение) - стилистическая фигура, противоположная анафоре . Повтор созвучий или одинаковых слов в конце стихотворной строки или прозаической фразы. Вид эпифоры — рифма. Э ллипс - (от греч. elleipsis — выпадение, опущение) - пропуск структурно-необходимого элемента высказывания, обычно легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. Не тут-то [было]. Море не горит (Крылов) И нверсия – (от лат. inversio – перестановка) – нарушение последовательности речи, придающее фразе новый выразительный оттенок «…где глаз людей обрывается куцый» (В.Маяковский) А нтитеза – (от греч. antithesis — противоположение) - сопоставление или противопоставление контрастных понятий, положений, образов. «Я царь, - я раб, — я червь, — я бог!» (Г. Державин) Р иторический вопрос – предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа. « На кого не действует новизна? » (А.П.Чехов) Г радация – ( от лат. gradation – постепенное усиление ) – стилистическая - 6 – фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания ( слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся ( реже уменьшающееся) смысловое и эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления. И рония - (от греч. eironeia — притворство) - стилистическая фигура: выражение насмешки или лукавства посредством иносказания*, когда слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его. О ксюморон - (от греч. oxymoron, букв. — остроумно-глупое), стилистическая фигура, сочетание противоположных по значению слов. «Живой труп» — Л. Н. Толстой; «жар холодных числ» — А. А. Блок П араллелизм – ( от греч. parallelos – рядом идущий ) – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений. Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы. (Брюсов). П арцелляция – (от лат. particula – частица) – такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы. Флеров – все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже. (Горький) У молчание – оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадаться, что именно осталось невысказанным. Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена (Пушкин) _______________ Иносказание* - выражение, заключающее в себе скрытый смысл; употребляется как литературный прием (разговор Пугачева с хозяином постоялого двора в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина). См. также Аллегория, Эзопов язык - 7 –
12
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |