Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфика сетевых средств массовой информации



2020-03-19 201 Обсуждений (0)
Специфика сетевых средств массовой информации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Без какой-либо доли преувеличения Интернет можно рассматривать как некое глобальное электронное СМИ. Он дает возможность иметь практически мгновенный доступ ко всем источникам информации одновременно и при этом делать индивидуальный выбор. Это все равно как выписывать дома все газеты, журналы, книги и одновременно включить все каналы телевидения и радио.

Но электронные версии журналов и газет не стоит относить к электронным СМИ. Это только форма передачи издания. Иначе дело обстоит с оригинальными электронными изданиями, изначально созданными для функционирования в сетях.

Основу сетевых СМИ составляет новый вид периодических изданий – сетевые газеты и журналы. Среди множества заявленных в информационно-поисковых системах изданий, к сожалению, не являются периодическими. Однако есть несколько десятков серьезных сетевых газет и журналов, выпускающихся на высоком профессиональном уровне уже на протяжении более двадцати лет. И с каждым годом количество таких изданий увеличивается, несмотря на их еще короткую историю. Так почему же возрастает спрос именно на такие издания? Чем сетевая газета отличается от обычной?

Во-первых: жанр "сетевой" прессы определяется спецификой Сети как медийной среды и особенностями восприятия информации с экрана монитора.

В первую очередь, это гипертекстовые ссылки, которые обеспечивают доступ к архивам и другим электронным ресурсам. Таким образом, читатель имеет дело не с линейным текстом, а с расширенным объемом информации.

В распоряжении журналистов имеются следующие формы передачи информации:

текст - единовременно передает не очень много информации, но использует силу других элементов (схемы, звуки); фото — представляет запечатленные детали событий, наглядно их фиксируя; звук — воздействуя эмоционально, усиливает влияние текстов, фото или видеосюжетов; видеосюжеты — темы, освещаемые в фоторяде, могут быть представлены в видеороликах; анимация — последовательность фото, видео, рисунков, со звуком и текстом.

«Визуальный потенциал новых СМИ еще далеко не исчерпан: фотоизображения сегодня меняются не чаще, чем того требует ритм событий. В любом случае — даже по истечении большого периода времени — они могут быть найдены в архиве. Графические же элементы обновляются еще реже, так как они должны служить идентификации общей картины сайта (corporate identity). Тексты создаются и оформляются быстрее, чем картинки, и совместно с графическими элементами и картинками конкурируют за место на сильно ограниченной площади экрана монитора»[4].

Специфику отображения страницы гипертекста в браузере обуславливают определенные особенности дизайна веб-страницы и веб-сайтов в целом. В борьбе за посетителя, за более удобную работу с их сайтом, разработчики Интернет–ресурсов выработали ряд специальных приемов, применяемых для ускорения и упрощения работы. В крупных проектах самым оптимальным решением является создание и использование одного или целой системы шаблона страниц, похожей на стереотипные макеты газет. Таким образом, создается электронная композиционно-графическая модель виртуальной газеты, по которой строятся все последующие выпуски.

«Согласно результатам исследований, проводившихся в рамках совместного проекта Стенфордского университета и института Пойнтера в течение четырех лет, возможности мультимедиа, часто присутствующие на веб–страницах для многих пользователей важны менее, чем ожидалось. Восприятия пользователя Интернета и печатной продукции существенно различаются. Последний обращает внимание на иллюстрацию и рекламу. В сети же привлекают в первую очередь заголовки и короткие тексты (содержание статей и подписи к фотографиям), а уже потом – иллюстраций».[5]

Во-вторых: многочисленные формы обратной связи (гостевые книги, форумы, конференции и другой «интерактив») дают читателю возможность участвовать в производстве информационного продукта и размывают грань между автором и читателем. Содержательное качество интерактивной журналистики обеспечивается одномоментностью или близкой сопряженностью во времени действий по производству, обработке, распространению и корректировке информационного потока, связанного с реакцией потенциальной целевой аудитории.

Стилистические особенности сетевого текста отчасти связаны с тем, что еще в обозримом прошлом читатели сетевой прессы знали авторов лично или по переписке. Отсюда некоторая вольность в обращении со словами и тяготение к разговорной лексике. Кроме того, обычное для "нормальной" прессы подавление авторской индивидуальности через тщательную редактуру в сетевой прессе пока широко не распространено.

В-третьих: сетевые СМИ обладают целым рядом преимуществ по сравнению с печатной прессой. Это возможность незамедлительной публикации материалов, благодаря которой сетевые издания оказываются оперативнее газет и телевидения, ведь оперативность газеты ограничена сроком выхода номера, а оперативность телевидения - временем выхода в эфир новостей; оперативность же сетевого издания вообще ничем не ограничена.

Интернет предлагает неограниченный объем памяти. Обновления следуют одно за другим — но более старую информацию можно архивировать, превращать в базу данных с возможностью легкого открытия. И хотя пользователь имеет доступ к невероятному количеству информации, она предоставляется ему в отсортированном и упорядоченном виде. Архив становится частью общего продукта редакций, доступного в любой момент. При этом информация в Интернет-изданиях может меняться ежечасно и даже поминутно. Речь может идти об оперативном освещении уже не конкретного дня, а конкретных событий. Существуют три возможности такой актуализации:

ü произвольное обновление: по мере подготовки материала;

ü обновление с установленной периодичностью: сайт обновляется в определенный момент, например, ежедневно или еженедельно

ü перманентное обновление: новости и сообщения размещаются на сайте сразу по мере поступления из информационных агентств, от корреспондентов или репортеров.

Эта идея породила "ленту новостей". Однако, по мнению некоторых сетевых журналистов, по-настоящему в ней заинтересован весьма и весьма узкий круг потребителей информации. Представитель "молчаливого большинства" не нуждается в том безумном количестве разнообразных новостей, которые проходят по каналам информационных агентств.

В-четвертых: относительно малая себестоимость сетевых проектов и отсутствие централизации благоприятствуют расцвету специализированных газет и журналов. Тем самым обеспечивается гарантированная Конституцией свобода слова и самовыражения.

К сожалению, все вышеперечисленное имеет и свою обратную сторону. Легкость публикации при возможности сохранения анонимности приводит иногда к злоупотреблениям: дезинформации, плагиату, экстремизму, порнографии, скрытой рекламе. Отсюда и доверие большинства читателей к Интернет–журналистике весьма невысокое.

При употреблении понятия «интерактивность» в области СМИ — и в особенности, Интернет-СМИ — чаще всего основываются либо на технических, либо на социальных параметрах. Под техническими подразумеваются в основном взаимодействие между пользователем и техническими средствами (человек — компьютер), под социальными — между пользователями, но посредством опять же технических средств (человек — компьютер — человек). «Интернет дает каждому пользователю возможность изменять поток информации, часто в реальном времени, и, таким образом вносить свой собственный творческий вклад в процесс коммуникации и ощущать, что конечный продукт принадлежит ему»[6].

Техника «гипермедиа» (ссылки) открывает новое, комплексное и нелегко осваиваемое третье измерение, «живущее» за видимой площадью. Этому служат в большинстве случаев различные элементы в текстах и графике, одновременно являющиеся ссылками, ведущими к пока невидимой текстовой или графической информации.

Другие возможности предлагает эта технология и для журналистов, создавая для них особую мультимедийную среду:

ü Свобода в выборе формы сообщения, а, следовательно, и возможность тонкой регуляции силы его эмоционального воздействия (например, известно, что видеоизображение обладает наибольшей силой эмоционального воздействия, а текст - наименьшей);

ü Возможность синтеза свойств телевидения, радио и прессы, в теле одного сообщения;

ü Отсутствие необходимости «пересказа», явного или подразумеваемого, визуальных сообщений в текстовой или аудио формах, из-за отсутствия возможности передать их «как есть». И, как следствие, меньшая потребность в использовании тропов, стилистических средств выразительности, которые журналистика заимствует из литературы;

ü Свобода эксперимента при создании новых журналистских жанров и синтезу существующих.

Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что возможность создания гиперссылок в любом месте статьи дает журналисту при работе с планом содержания возможности аналогичные тем, что дает мультимедийность в плане выражения.

По данным исследования, проведенного в 2005 году в 25 развитых странах мира профессором Университета Южной Калифорнии (USC) Джеффри Коулом (Jeffrey Cole), значительная часть пользователей глобальной сети за получением информации «никуда, кроме Интернета, не обращается». По мнению автора проекта, одной из основных причин такого явления стало стремительное развитие технологий, обеспечившее быстрый доступ к Cети, а кроме того — высокое качество поисковых систем в Интернете. Для получения ответа на тот или иной вопрос в Интернете требуется в среднем не более десяти секунд. В связи с тем, что Интернет для людей стал настолько важным информационным ресурсом, авторов проекта заинтересовало, насколько пользователи оценивают достоверность информации, получаемой ими в Интернете, отметил Коул. Данные исследования показали, что в США информации в Интернете доверяют 48% респондентов, в Китае — 58%, Венгрии — 60%, Южной Корее — 70%, а в Швеции лишь 33%. А в Японии 13% опрошенных считают, что вся информация, предоставляемая в Интернете, надежна[7].

 

 

Власть и СМИ

 

Когда у Владимира Путина спрашивали, почему власть давит на СМИ, он объяснял, что власть так устроена – она всегда будет давить на журналистов. А журналисты должны бороться, и вся жизнь идет в этой борьбе: кто – кого. Это неизбежно.

Во все времена правительство желало, чтобы граждане ее страны, знали не больше, чем им положено. К примеру, почти с самого начала массового радиовещания в СССР, руководство страны всячески пыталось пресечь распространение антисоветской информации. Было разработано множество устройств для глушения, шумоподавления и создания помех в эфире. Но с начала 1990 годов в России отношения между СМИ и правительством стали еще более неясными. В 1991 году первый президент России Б.Н.Ельцин подписал указ о гарантии свобод для всех видов СМИ. Однако, в 2002 году президентом В.В.Путиным этот указ был отменен. Декрет В.В.Путина создал юридические предпосылки для упразднения лицензий ретрансляторам русской службы RFE/RL (Radio Free Europe & Radio Liberty) в России. Анонимная общественная группа в 2003 году на одном из Интернет-сайтов под лозунгом “Нет русофобии в России!” требовала “закрытия штаб-квартиры радио “Свобода” в Москве, запрета трансляции на средних волнах передач радио “Свобода”, “Немецкой волны”, “Голоса Америки” и глушения всех антирусских передач во всех диапазонах”.[8] Но на декабрь 2008 года все Интернет-версии перечисленных радиостанций успешно функционируют.[9]

На телевидении ситуация обстоит подобным образом. Негласная установка направлена на то, чтобы журналисты могли расследовать и рассказывать «нехорошие» новости только локального масштаба. И лишь в исключительных ситуациях давать свою оценку на международные события. Неповиновение же грозит моментальным увольнением всех сотрудников, причастных к данной новости. В ноябре 2007 года на сайте «Форум МСК» появилась статья, о том что «в российских деревнях и селах глушат теле- и радиопередачи, в которых высказывается отличная от официальной точка зрения на происходящее в стране. В одну из суббот ноября жители российской глубинки не смогли досмотреть программу «Неделя» на канале «РЕН-ТВ». В одних населенных пунктах исчез звук, а в других канал был полностью блокирован. Использовалась система контроля над эфиром, сохранившаяся еще с советских времен и применявшаяся против радиостанций «ВВС» и «Голос Америки». Система работала в течение всего прошедшего времени, и занимается ею специальное техническое подразделение. В свое время подобным образом глушили каналы «НТВ» и «ТВЦ», в некоторых регионах эти телеканалы полностью исчезли, а вместо них появились развлекательные «ТНТ» и спортивные каналы. Сейчас нечто подобное периодически происходит с «РЕН-ТВ», а в отдельных территориях по просьбе региональных властей глушат и местные оппозиционные каналы. Специалисты отмечают, что в городах подобный контроль вести довольны сложно - слишком много ретрансляторов и естественных помех для "волнорезов", тогда как в сельской местности никаких проблем с "заглушкой" не возникает». [10]

Интернет-СМИ в этом отношении, конечно же, гораздо более независимы. Так в сети гораздо сложнее, а порой не под силу (даже спецслужбам) отследить автора статьи. Самое плохое, что может случиться с Интернет-изданием, так это его закрытие. Но и это не будет являться серьезной проблемой – достаточно лишь будет зарегистрировать новое имя (адрес) в Сети. Но и здесь не все так гладко. Так, например, сейчас совершаются серьезные провокации против российского политического Интернет-издания «URA.Ru». Администрация сайта подозревает, прежде всего, ряд чиновников, которым стали неугодны опубликованные ранее статьи. Правительство хочет привлечь администрацию сайта к ответственности за то, что на форуме «URA.Ru» пользователи позволяют себе «слишком многое». Но, если судить объективно, то привлекаться должны те, кто это написал, а не те, у кого написали. Фактически, чиновники хотят ввести строгую предварительную модерацию всех сообщений – цензуру. К сожалению, в настоящий момент в России нет такого закона или подзаконного акта, который бы регулировал данный вопрос. Факт атаки сверху на профессиональное издание с всероссийским охватом в одном из процветающих регионов России говорит, что монополизация медиапространства в регионах уже выходит на новый уровень. И превращается в политическую проблему, которую Кремль вместе с Белым Домом уже не смогут решить так просто. Не хотелось бы верить, что после этого случая СМИ в России начнут в добровольном порядке сужать поле для дискуссий на своих площадках в Интернете – просто потому, что в противном случае им грозит закрытие. [11]

Тут не очевидно, что сила на стороне власти. Во-первых, наша журналистская открытость – наше главное оружие. А во-вторых, власть неоднородна, в ней есть разные группировки. И указывая на промахи одних представителей власти, вы поможете их соперникам.

 

 

Заключение

 

Ярким примером использования электронных СМИ в политике является недавняя война (в том числе и информационная) между Россией и Грузией. Так каждая из этих стран вела пропагандистскую политику в отношении своих действий. Благодаря поддержке Грузии со стороны США (в первую очередь экономическими ресурсами) весь политически активный мир узнал о России как об агрессоре, нападающем на бывшие советские республики (по аналогии описания в западной прессе военных действий россиян в Афганистане и Чехословакии).

Одновременно с вводом 8 августа 2008 года войск в Южную Осетию грузинское правительство начало свое наступление и в киберпространстве. Так первым делом был полностью блокирован доступ ко всем осетинским сайтам. Позже российские СМИ, включая «Russia Today» также были подвержены хакерской атаке. Но ответные действия последовали незамедлительно. Правда, это была инициатива не российских госструктур, а российских граждан. Практически одновременно были взломаны или атакованы сайты грузинского президента, правительства, парламента и министерства иностранных дел. Сайт грузинского президента Саакашвили был одновременно атакован с пятисот IP-адресов. Пока спецслужбы блокировали одних хакеров, им на смену подключались другие.

Пока шли военные действия, грузинские власти постоянно пытались завысить российские потери. Согласно грузинским СМИ, к концу Пятидневной войны, число военных самолетов, потерянных Россией, насчитывало более чем 20, но эти высказывания не были подтверждены никакими видео или другими документами. Говоря на собрании 14 августа, Саакашвили сказал, что в Грузию вторглись 1200 российских танков. Но даже теоретически такого просто не могло быть, поскольку «Соглашение о постоянных вооруженных силах в Европе» устанавливает потолок для числа танков, который лишает страны такой возможности. Информационная агрессия, однако, воздействовала, по крайней мере, на грузинскую аудиторию. Об этом говорит тот факт, что в начале 2007 года только 25% грузин поддерживали военное решение конфликта с отколовшимися республиками, но июльские опросы 2008 года показали, что число таковых повысилось до 80%. Запад играл на стороне грузинских СМИ, которые день за днем заставляли население страны полагать, что их армия была «обкатана» в Ираке, и президент Саакашвили, якобы, талантливый военнокомандующий. Грузинские СМИ преднамеренно исказили данные разведки, чтобы представить армию России как неспособную; аналогичная информация распространялась и о юго-осетинских силах самообороны.

В настоящее время последствия Грузино-Осетинского конфликта используются политическими силами США для попытки размещения ПВО в Польше.

Информационные войны сегодня – это геополитическая реальность. И российскому правительству действительно стоит обеспокоиться решением таких проблем, иначе наша страна всегда будет в проигрыше.

Норберт Винер полвека назад утверждал, что в обществе, слишком большом для прямого контакта между его членами, средства связи становятся наиболее действенным и важным фактором управления. В настоящее время на Земле в полном соответствии с его предсказаниями строится новый информационный мир — «глобальное информационное сообщество». Его строительство провозглашено мировым правительством — «большой семеркой» на саммите 1994 года в Галифаксе (Канада). С тех пор эти страны уже трижды возвращались к этой важнейшей проблеме века.

Сейчас, когда Россия проходит первые этапы на пути к демократии, очень важно каждому гражданину правильно и объективно оценивать ту или иную информацию, которую преподносят нам СМИ. Знание информационных технологий и методов искажения информации, позволит россиянам делать правильный выбор, от которого будет зависеть не только их личная судьба, но и судьба всей страны

 


[1] http://www.rustrana.ru/article.php?nid=543

[2] http://smi.ru

[3] В.И. Ленин. Журнал. Полное собрание соч., 5 изд., т. 51.

[4] В.В. Кихтан. Информационные технологии в журналистике. Москва, 2004 г.

[5] Особенности восприятия сетевых СМИ // Open.by // http: www.open.by

[6] В.Ф. Олешко. Журналистика как творчество. Москва, 2003 г.

[7] Lenta.ru, я нашел на http://news.tut.by/it/59125.html

[8] http://russianslc.com/phpBB2R/viewtopic.php?p=16899

[9] http://www.rferl.org/section/Russia/161.html

[10] http://forum.msk.ru/material/news/410806.html

[11] http://www.stratagema.org/publications.php?nws=bkv6t8863213898



2020-03-19 201 Обсуждений (0)
Специфика сетевых средств массовой информации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфика сетевых средств массовой информации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)