Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Положительные и отрицательные стороны членства КНР в ВТО



2020-03-19 368 Обсуждений (0)
Положительные и отрицательные стороны членства КНР в ВТО 0.00 из 5.00 0 оценок





. В чем состоит главная заинтересованность КНР в членстве в ВТО? Какие мотивы и интере­сы толкают страну на большую открытость ми­ру? Главную задачу руководство КНР видит в пре­вращении страны в одного из основных экспорте­ров продукции с глубокой степенью переработки, с высокой долей добавленной стоимости и техно­логического содержания. КНР получает под "зон­тиком" ВТО унифицированный и прозрачный до­ступ на рынки стран-участниц, без специфичес­ких дискриминаций и барьеров, что прежде всего даст новые возможности для существенного ук­репления экспортного сектора и экономики стра­ны в средне- и долгосрочной перспективе.

Во-первых, можно ожидать дальнейшего уве­личения экспорта сектора высокотехнологично­го промышленного бизнеса, который очень при­влекает транснациональные корпорации и имеет серьезные шансы утвердиться на мировом рынке. В своих выступлениях политические и экономи­ческие лидеры называют XXI век веком "эконо­мики знания и технологии" и стремятся всячески способствовать развитию научной и технологи­ческой базы производства и экспорта. За послед­ние 10 лет высокотехнологичный сектор эконо­мики КНР прошел стадию становления, способен развивать конкурентоспособность и отвечать вы­зовам международного рынка. Число малых и средних предприятий в нем выросло с 2.5 тыс. в 1992 г. до 36 тыс. в 2000 г., а занятость составляет около 5-6 млн. человек. Продукция экспортирует­ся главным образом в развитые страны. Например, экспорт в США, страны ЕС и Японию элект­роаппаратов, машинного, офисного и телекомму­никационного оборудования в 2000 г. оценивается в 70 млрд. долл. - более 30% всего китайского экспорта в эти страны. В целом на них пришлось общего товарного экспорта Китая.

Во-вторых, ожидается дальнейший рост тра­диционных статей китайского экспорта (одежда, обувь, мебель, игрушки и игры, прочие потреби­тельские товары). Он возможен за счет рынков как развитых стран, так и "азиатских тигров" (экспорт в Малайзию, Таиланд, Сингапур, Индо­незию и др. в 2000 г. составил 17.2 млрд. долл., или 6.9% общего объема товарного экспорта). Кроме того, есть еще рынки развивающихся стран и стран с переходной экономикой, особенно тех, которые являются членами ВТО (Болгария, Че­хия, Словакия, Венгрия, Польша и др.). Доля экспорта в эту группу стран составила в 2000 г. около 5%.

В-третьих, динамично растет сектор коммерче­ских услуг - туризм, транспортные, коммуникаци­онные, компьютерные и информационные и про­чие услуги. КНР занимает 3-е место по экспорту коммерческих услуг в Азии после Японии и Гон­конга и 8-е место в мире. Сумма экспорта по дан­ной статье составила в 2000 г. свыше 30 млрд. долл.

На институциональном уровне углубление процессов либерализации в рамках ВТО обусло­вит развитие конкуренции не только на внешнем рынке, но и между самими китайскими предприя­тиями, ибо постепенно будут снижаться барьеры, сдерживавшие конкуренцию госпредприятий со стороны негосударственных внутренних товаро­производителей. Несмотря на рост в последние годы частного сектора, государственные пред­приятия остаются ключевыми в промышленном секторе, охватывая 1/3 национального производ­ства, более половины общих активов корпора­тивного сектора, 2/3 занятости городского насе­ления и почти 3/4 инвестиций . Глобализация бу­дет способствовать укреплению корпоративного управления через акционирование и приватиза­цию государственных предприятий.

Эксперты отмечают, что вступление КНР в ВТО знаменует новую стадию развития экономи­ческих реформ. Влияние на экономические про­цессы внутри КНР будут масштабными, учиты­вая интерес мирового бизнеса к ее рынку, а также наличие в стране дешевой рабочей силы, расту­щую квалификацию труда, достаточное развитие инфраструктуры. На этом этапе произойдет пе­реход от селективной к комплексной либерализа­ции экономики. В стратегии роста упор будет делаться на повышение продуктивности факторов производства.

2. В то же время руководство КНР осознает мас­штаб сложностей, возникающих для финансовой системы и экономики страны в рамках реализа­ции многосторонних соглашений ВТО. Китай­ские специалисты отмечают вероятность нега­тивных последствий. По их мнению, на макро­уровне они проявятся в дефляционном давлении относительно дешевых импортных товаров, сни­жении занятости в неконкурентных госпредприя­тиях, сокращении профицита текущего платеж­ного баланса, а также увеличении баланса счета капитала, что повысит риски управления финан­совым рынком. На уровне секторов наиболее вы­соки риски в капиталоемких отраслях - машино­строении, химической, нефтяной и др.

Действительно, либерализация импорта, хотя и постепенная, вызовет острую конкуренцию со стороны иностранных товаров. В первые годы эксперты допускают ухудшение торгового балан­са. Наиболее слабые секторы экономики - сель­ское хозяйство, химическая и фармацевтическая промышленность, машиностроение - могут со­кратить производство и занятость. По предвари­тельным оценкам значительно возрастет импорт иностранного текстиля и зерновых, что приведет к банкротству малых и средних предприятий. По­мимо этого, рост импорта обусловит последую­щее давление на обменный курс национальной валюты.

Что касается либерализации притока капита­ла, то здесь наиболее высоки риски для внутрен­них финансовых институтов, которые по менедж­менту и стандартам заметно проигрывают иност­ранным банкам и страховым компаниям. Приток в эту сферу иностранного капитала создаст серь­езную конкуренцию внутренним банковским и финансовым институтам, вызовет увеличение внутренней денежной массы. Практически пра­вительству придется решать новые проблемы в макроэкономической и финансовой политике.

В финансовой системе КНР доминируют госу­дарственные коммерческие банки, на которые в 1999-2000 гг. приходилось около 60% депозитов и ссуд, а также почти 70% всех активов финансовой системы. Банковская система обеспечивает необ­ходимыми кредитными ресурсами государствен­ные предприятия. Разумеется, меры по либерали­зации банковской и финансовой системы должны быть скоординированы с реформой предприятий реального сектора, снижение эффективности ко­торых в последние годы обострило проблему "плохих долгов". Только в 1999 г., по официаль­ным данным, они составляли около 20% в кредит­ном портфеле коммерческих банков.

Таким образом, меры по либерализации фи­нансовых услуг приведут к достаточно глубокой реструктуризации банковской и финансовой сис­темы. На первых этапах неизбежна дальнейшая концентрация рисков государственных коммер­ческих банков, которые обслуживают счета гос­предприятий и выдают им кредиты. В этой связи важную стабилизирующую роль должны сыг­рать, как считают специалисты, реструктуриза­ция "плохих долгов", внедрение эффективных правил банковского надзора, разгосударствление банков и укрепление банковского менеджмента.

Специальный доклад, подготовленный экс­пертной группой АСЕАН накануне вступления КНР в ВТО, отмечает, что при существующем в стране значительном разрыве в уровне доходов различных групп населения ускорение либерали­зации и конкуренции может обострить социаль­ные проблемы.

Согласно оценкам Все­мирного банка, в Китае не имеют работы от 16 до 18 млн. горожан, а с учетом безработных в сель­ской местности общая цифра достигает 140 млн.7. Кроме того, примерно 100 млн. человек, занятых в сельском хозяйстве, работают только на сезон­ной основе. Именно крестьяне больше всего по­страдают от присоединения страны к ВТО. По оценкам, около 10 млн. человек будут вынужде­ны покинуть деревню. В наиболее сложной ситу­ации окажутся производители пшеницы, кукуру­зы, риса и хлопка. Трудная ситуация в ближайшей перспективе будет складываться в неэффектив­ных отраслях промышленности - сталелитейной, алюминиевой, автомобилестроении, нефтехимии, цементной. По мере выполнения обязательств, взятых при вступлении в ВТО, им придется в бук­вальном смысле сражаться за выживание в услови­ях снижения государственных субсидий, развития внутренней и внешней конкуренции. Многие предприятия будут закрыты или поглощены более сильнымию

Даже без давления со стороны ВТО одной из сложнейших задач, стоящих перед китайским правительством, является реформа госпредприя­тий. С учетом предстоящего усиления конкурен­ции со стороны иностранных компаний до 40% предприятий государственного сектора, которые являются убыточными, стоят перед лицом реор­ганизации или банкротства. По оценкам прави­тельства, в годы десятой пятилетки (2001-2005) потеряют работу около 3 млн., занятых в государ­ственном секторе промышленности. Поэтому главным приоритетом на ближайшие годы станет решение проблемы занятости и развитие системы социальной защиты как в городе, так и в деревне. В сельском хозяйстве предполагается стимулиро­вать перепрофилирование и проводить переподго­товку крестьян, занятых в зерноводстве, ориенти­руя их на выращивание, например, овощей или птицы. Значительное число крестьян включится в строительство объектов инфраструктуры в сельской местности.

В долгосрочной перспективе вступление стра­ны в ВТО и последовательное открытие эконо­мики будут способствовать повышению занятос­ти, особенно в трудоемких секторах сферы услуг. В девятой пятилетке (1996-2000 гг.) в сфере услуг было создано 27 млн. новых рабочих мест, или 81% от их общего количества. Ожидается, что к 2007 г. откроется еще не менее 8 млн. новых ва­кансий. К этому прибавятся 5.4 млн. рабочих мест в конкурентоспособных отраслях промышленно­сти (швейной, текстильной, производстве игру­шек и обуви). В сельском хозяйстве появятся но­вые возможности для производителей фруктов, овощей и мяса, что связано с предполагаемым расширением их экспорта. По официальным оценкам, в этих секторах в ближайшие годы бу­дет создано 2 млн. новых рабочих мест. По мере снижения роли госсектора важным источником создания рабочих мест станут частные предприя­тия, иностранные и совместные компании. В по­следние годы более 95% прироста новых рабочих мест давал именно частный сектор экономики.

Выполнение обязательств, взятых при вступ­лении в ВТО, неминуемо встретит сопротивление отраслевых министерств, целого ряда крупных предприятий и местных властей. Их основной ар­гумент в пользу сохранения протекционизма - не­обходимость защиты национальных производи­телей, пока они не станут конкурентоспособны­ми. В этом есть рациональная основа, но только в отношении тех предприятий и отраслей, которые действительно демонстрируют позитивную дина­мику развития.

Американские эксперты выделяют еще одну существенную трудность в выполнении Китаем договорных обязательств. Это необходимость подготовить и принять большое количество но­вых законов и нормативных актов, отвечающих требованиям ВТО. Законотворческий процесс может столкнуться с нежеланием чиновников на центральном и провинциальном уровнях разраба­тывать и выполнять положения, направленные на укрепление рыночной среды и усиление него­сударственных секторов экономики. В условиях неразвитой и высоко политизированной правовой системы КНР трудно ожидать, что новые законы, полностью соответствующие требованиям ВТО, начнут применяться достаточно быстро и эффек­тивно.

Остается открытым вопрос: как использовать опыт вступления Китая в ВТО в условиях российской экономики; а главное – является ли перспектива вступления России в ВТО выгодной, обоснованной как с экономической точки зрения, так и в плане политической и социальной стабильности. Не менее важным представляется осознание тех требований, которые могут предложить нынешние члены ВТО по отношению к нашей стране



2020-03-19 368 Обсуждений (0)
Положительные и отрицательные стороны членства КНР в ВТО 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Положительные и отрицательные стороны членства КНР в ВТО

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (368)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)