Положительные и отрицательные стороны членства КНР в ВТО
Во-первых, можно ожидать дальнейшего увеличения экспорта сектора высокотехнологичного промышленного бизнеса, который очень привлекает транснациональные корпорации и имеет серьезные шансы утвердиться на мировом рынке. В своих выступлениях политические и экономические лидеры называют XXI век веком "экономики знания и технологии" и стремятся всячески способствовать развитию научной и технологической базы производства и экспорта. За последние 10 лет высокотехнологичный сектор экономики КНР прошел стадию становления, способен развивать конкурентоспособность и отвечать вызовам международного рынка. Число малых и средних предприятий в нем выросло с 2.5 тыс. в 1992 г. до 36 тыс. в 2000 г., а занятость составляет около 5-6 млн. человек. Продукция экспортируется главным образом в развитые страны. Например, экспорт в США, страны ЕС и Японию электроаппаратов, машинного, офисного и телекоммуникационного оборудования в 2000 г. оценивается в 70 млрд. долл. - более 30% всего китайского экспорта в эти страны. В целом на них пришлось общего товарного экспорта Китая. Во-вторых, ожидается дальнейший рост традиционных статей китайского экспорта (одежда, обувь, мебель, игрушки и игры, прочие потребительские товары). Он возможен за счет рынков как развитых стран, так и "азиатских тигров" (экспорт в Малайзию, Таиланд, Сингапур, Индонезию и др. в 2000 г. составил 17.2 млрд. долл., или 6.9% общего объема товарного экспорта). Кроме того, есть еще рынки развивающихся стран и стран с переходной экономикой, особенно тех, которые являются членами ВТО (Болгария, Чехия, Словакия, Венгрия, Польша и др.). Доля экспорта в эту группу стран составила в 2000 г. около 5%. В-третьих, динамично растет сектор коммерческих услуг - туризм, транспортные, коммуникационные, компьютерные и информационные и прочие услуги. КНР занимает 3-е место по экспорту коммерческих услуг в Азии после Японии и Гонконга и 8-е место в мире. Сумма экспорта по данной статье составила в 2000 г. свыше 30 млрд. долл. На институциональном уровне углубление процессов либерализации в рамках ВТО обусловит развитие конкуренции не только на внешнем рынке, но и между самими китайскими предприятиями, ибо постепенно будут снижаться барьеры, сдерживавшие конкуренцию госпредприятий со стороны негосударственных внутренних товаропроизводителей. Несмотря на рост в последние годы частного сектора, государственные предприятия остаются ключевыми в промышленном секторе, охватывая 1/3 национального производства, более половины общих активов корпоративного сектора, 2/3 занятости городского населения и почти 3/4 инвестиций . Глобализация будет способствовать укреплению корпоративного управления через акционирование и приватизацию государственных предприятий. Эксперты отмечают, что вступление КНР в ВТО знаменует новую стадию развития экономических реформ. Влияние на экономические процессы внутри КНР будут масштабными, учитывая интерес мирового бизнеса к ее рынку, а также наличие в стране дешевой рабочей силы, растущую квалификацию труда, достаточное развитие инфраструктуры. На этом этапе произойдет переход от селективной к комплексной либерализации экономики. В стратегии роста упор будет делаться на повышение продуктивности факторов производства. 2. В то же время руководство КНР осознает масштаб сложностей, возникающих для финансовой системы и экономики страны в рамках реализации многосторонних соглашений ВТО. Китайские специалисты отмечают вероятность негативных последствий. По их мнению, на макроуровне они проявятся в дефляционном давлении относительно дешевых импортных товаров, снижении занятости в неконкурентных госпредприятиях, сокращении профицита текущего платежного баланса, а также увеличении баланса счета капитала, что повысит риски управления финансовым рынком. На уровне секторов наиболее высоки риски в капиталоемких отраслях - машиностроении, химической, нефтяной и др. Действительно, либерализация импорта, хотя и постепенная, вызовет острую конкуренцию со стороны иностранных товаров. В первые годы эксперты допускают ухудшение торгового баланса. Наиболее слабые секторы экономики - сельское хозяйство, химическая и фармацевтическая промышленность, машиностроение - могут сократить производство и занятость. По предварительным оценкам значительно возрастет импорт иностранного текстиля и зерновых, что приведет к банкротству малых и средних предприятий. Помимо этого, рост импорта обусловит последующее давление на обменный курс национальной валюты. Что касается либерализации притока капитала, то здесь наиболее высоки риски для внутренних финансовых институтов, которые по менеджменту и стандартам заметно проигрывают иностранным банкам и страховым компаниям. Приток в эту сферу иностранного капитала создаст серьезную конкуренцию внутренним банковским и финансовым институтам, вызовет увеличение внутренней денежной массы. Практически правительству придется решать новые проблемы в макроэкономической и финансовой политике. В финансовой системе КНР доминируют государственные коммерческие банки, на которые в 1999-2000 гг. приходилось около 60% депозитов и ссуд, а также почти 70% всех активов финансовой системы. Банковская система обеспечивает необходимыми кредитными ресурсами государственные предприятия. Разумеется, меры по либерализации банковской и финансовой системы должны быть скоординированы с реформой предприятий реального сектора, снижение эффективности которых в последние годы обострило проблему "плохих долгов". Только в 1999 г., по официальным данным, они составляли около 20% в кредитном портфеле коммерческих банков. Таким образом, меры по либерализации финансовых услуг приведут к достаточно глубокой реструктуризации банковской и финансовой системы. На первых этапах неизбежна дальнейшая концентрация рисков государственных коммерческих банков, которые обслуживают счета госпредприятий и выдают им кредиты. В этой связи важную стабилизирующую роль должны сыграть, как считают специалисты, реструктуризация "плохих долгов", внедрение эффективных правил банковского надзора, разгосударствление банков и укрепление банковского менеджмента. Специальный доклад, подготовленный экспертной группой АСЕАН накануне вступления КНР в ВТО, отмечает, что при существующем в стране значительном разрыве в уровне доходов различных групп населения ускорение либерализации и конкуренции может обострить социальные проблемы. Согласно оценкам Всемирного банка, в Китае не имеют работы от 16 до 18 млн. горожан, а с учетом безработных в сельской местности общая цифра достигает 140 млн.7. Кроме того, примерно 100 млн. человек, занятых в сельском хозяйстве, работают только на сезонной основе. Именно крестьяне больше всего пострадают от присоединения страны к ВТО. По оценкам, около 10 млн. человек будут вынуждены покинуть деревню. В наиболее сложной ситуации окажутся производители пшеницы, кукурузы, риса и хлопка. Трудная ситуация в ближайшей перспективе будет складываться в неэффективных отраслях промышленности - сталелитейной, алюминиевой, автомобилестроении, нефтехимии, цементной. По мере выполнения обязательств, взятых при вступлении в ВТО, им придется в буквальном смысле сражаться за выживание в условиях снижения государственных субсидий, развития внутренней и внешней конкуренции. Многие предприятия будут закрыты или поглощены более сильнымию Даже без давления со стороны ВТО одной из сложнейших задач, стоящих перед китайским правительством, является реформа госпредприятий. С учетом предстоящего усиления конкуренции со стороны иностранных компаний до 40% предприятий государственного сектора, которые являются убыточными, стоят перед лицом реорганизации или банкротства. По оценкам правительства, в годы десятой пятилетки (2001-2005) потеряют работу около 3 млн., занятых в государственном секторе промышленности. Поэтому главным приоритетом на ближайшие годы станет решение проблемы занятости и развитие системы социальной защиты как в городе, так и в деревне. В сельском хозяйстве предполагается стимулировать перепрофилирование и проводить переподготовку крестьян, занятых в зерноводстве, ориентируя их на выращивание, например, овощей или птицы. Значительное число крестьян включится в строительство объектов инфраструктуры в сельской местности. В долгосрочной перспективе вступление страны в ВТО и последовательное открытие экономики будут способствовать повышению занятости, особенно в трудоемких секторах сферы услуг. В девятой пятилетке (1996-2000 гг.) в сфере услуг было создано 27 млн. новых рабочих мест, или 81% от их общего количества. Ожидается, что к 2007 г. откроется еще не менее 8 млн. новых вакансий. К этому прибавятся 5.4 млн. рабочих мест в конкурентоспособных отраслях промышленности (швейной, текстильной, производстве игрушек и обуви). В сельском хозяйстве появятся новые возможности для производителей фруктов, овощей и мяса, что связано с предполагаемым расширением их экспорта. По официальным оценкам, в этих секторах в ближайшие годы будет создано 2 млн. новых рабочих мест. По мере снижения роли госсектора важным источником создания рабочих мест станут частные предприятия, иностранные и совместные компании. В последние годы более 95% прироста новых рабочих мест давал именно частный сектор экономики. Выполнение обязательств, взятых при вступлении в ВТО, неминуемо встретит сопротивление отраслевых министерств, целого ряда крупных предприятий и местных властей. Их основной аргумент в пользу сохранения протекционизма - необходимость защиты национальных производителей, пока они не станут конкурентоспособными. В этом есть рациональная основа, но только в отношении тех предприятий и отраслей, которые действительно демонстрируют позитивную динамику развития. Американские эксперты выделяют еще одну существенную трудность в выполнении Китаем договорных обязательств. Это необходимость подготовить и принять большое количество новых законов и нормативных актов, отвечающих требованиям ВТО. Законотворческий процесс может столкнуться с нежеланием чиновников на центральном и провинциальном уровнях разрабатывать и выполнять положения, направленные на укрепление рыночной среды и усиление негосударственных секторов экономики. В условиях неразвитой и высоко политизированной правовой системы КНР трудно ожидать, что новые законы, полностью соответствующие требованиям ВТО, начнут применяться достаточно быстро и эффективно. Остается открытым вопрос: как использовать опыт вступления Китая в ВТО в условиях российской экономики; а главное – является ли перспектива вступления России в ВТО выгодной, обоснованной как с экономической точки зрения, так и в плане политической и социальной стабильности. Не менее важным представляется осознание тех требований, которые могут предложить нынешние члены ВТО по отношению к нашей стране
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (368)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |