Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности приобретения имущества учреждением



2020-03-17 233 Обсуждений (0)
Особенности приобретения имущества учреждением 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Размер имущества учреждения может увеличиваться и уменьшаться. О возрастании объема имущества учреждения может свидетельствовать увеличение финансирования собственником. Однако пока это малоактуально, так как на практике собственник не выполняет своих обязательств по финансированию учреждений на выплату заработной платы, не говоря уже о том, что сокращается, а порой и полностью отсутствует финансирование на приобретение новейшего оборудования, на пополнение библиотечного и музейных фондов и т.п. Одним из способов увеличения размеров имущества является заключение договора купли-продажи, но здесь расходуются средства, выделяемые собственником по смете. Независимо от собственника имущество может быть приобретено по договорам дарения, пожертвования, в результате наследования и иных безвозмездных сделок. Несмотря на то, каким способом приобретено имущество, возмездно или безвозмездно, непосредственно от собственника или других лиц, в соответствии с п.2 ст.299 ГК данное имущество поступает в оперативное управление учреждения.

Среди перечисленных способов приобретения имущества в нашем законодательстве впервые закреплено пожертвование (дарение вещи или права в общеполезных целях). Пожертвование может быть обусловлено использованием имущества по определенному назначению либо без такового обременения (абз.1 п.1 ст.582 ГК). Учреждение, принимающее пожертвование с условием использовать его по определенному назначению, должно вести обособленный учет всех операций с таким имуществом (абз. 2 п.3 ст.583 ГК). Изменение целевого назначения пожертвованного имущества возможно лишь при наличии одновременно двух условий: из-за изменившихся обстоятельств имущество нельзя использовать в соответствии с указаниями жертвователя; жертвователь согласен на изменение целевого назначения, в случае же смерти гражданина-жертвователя или ликвидации юридического лица-жертвователя целевое назначение изменено по решению суда (п.4 ст.582 ГК).

Если имущество используется не в соответствии с обусловленным жертвователем назначением либо целевое назначение пожертвованного имущества было изменено при отсутствии указанных выше условий, жертвователь вправе требовать отмены пожертвования. Право на отмену пожертвования принадлежит и правопреемникам жертвователя. Вместе с тем неясно, почему правопреемник, обладая правом принять решение об отмене пожертвования, не может дать согласие на изменение назначения использования пожертвованного имущества. Кроме того, законодатель, употребляя термин "требовать отмены", не уточняет, к кому должно быть предъявлено такое требование и в какой форме. На наш взгляд, в законодательстве целесообразно четко указать, что жертвователь или его правопреемник имеют право обратиться в суд об отмене пожертвования.

На принятие имущества по безвозмездным сделкам не требуется чьего-либо разрешения. Означает ли это, что если назначение пожертвования противоречит цели деятельности данного учреждения, то последнее может отказаться от принятия имущества? Исходя из того, что договор пожертвования является разновидностью договора дарения, видимо, на этот вопрос следует ответить положительно.

ГК РФ не устанавливает, в каких случаях собственник вправе изъять излишнее имущество. Поэтому возможна ситуация: при значительном увеличении имущества учреждения (за исключением денежных средств) собственник изымает лишнее имущество. В сложившихся обстоятельствах учреждение может предъявить к собственнику иск о защите нарушенного права (ст.301, 305 ГК).

Наиболее распространенный способ увеличения имущества учреждения - реализация предоставленного собственником права осуществлять приносящую доходы деятельность.

К сожалению, в ГК РФ не учтена имевшаяся в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 г. регламентация правового режима доходов и приобретенного за счет этих доходов имущества. А фраза "поступают в самостоятельное распоряжение учреждения" привела к различному ее толкованию. В одних нормативных актах эта не совсем удачная формулировка считается основанием возникновения права собственности, например, положение о том, что образовательному учреждению принадлежит право собственности на доходы от собственной деятельности и приобретенные за их счет объекты права собственности - п.7 ст.39 Закона "Об образовании". В других актах указанная формулировка признается основанием возникновения права оперативного управления, в частности, устанавливается, что имущество, приобретенное Госфильмофондом России за счет получаемых от собственной творческо-производственной деятельности доходов в правовом отношении приравнивается к имуществу, закрепленному за Госфильмофондом РФ на праве оперативного управления - п.15 Положения.

Нет единого мнения по поводу правовой природы названного субъективного права и среди ученых. По мнению одних, "если в законе или ином правовом акте не предусмотрено, что такие доходы и приобретенное за их счет имущество поступают в собственность учреждения, то, по-видимому, речь в этих случаях должна идти об особом вещном праве, которое не укладывается ни в рамки права оперативного управления, на в рамки права хозяйственного ведения". Другие утверждают, что "такое имущество не может быть изъято у него (учреждения. - Г. Л.) без его согласия, по решению комитетов по управлению имуществом или др. муниципальных или государственных органов (п.5 постановления Пленума ВАС РФ от 17 сентября 1992 г.). Это правило по объему и характеру правомочий приближает данное право к праву хозяйственного ведения". "Характер этого права не оставляет сомнений в том, что оно является правом хозяйственного ведения".

Учреждение - некоммерческое юридическое лицо, а потому собственник не имеет права на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения. Исходя из этого, следует признать несоответствующим ГК РФ положение о том, что при осуществлении учреждением деятельности, связанной с получением доходов, собственник получает право на часть дохода от использования закрепленных за ним объектов собственности в размере, определенном договором между собственником и образовательным учреждением (п.5 ст.43 Закона об образовании), а заключенные на основании данной нормы договоры - ничтожными.

Бюджетный кодекс в отличие от ГК РФ не предоставляет бюджетным учреждениям права самостоятельно распоряжаться имуществом, полученным от осуществления коммерческой деятельности. Часть 2 ст.42 БК РФ устанавливает, что доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. Бюджетное учреждение согласно ч.6 ст.161 БК РФ вправе самостоятельно расходовать средства, полученные за счет внебюджетных источников. К таким средствам не относятся средства учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, так как эти средства считаются доходом соответствующего бюджета. В данном случае должны применяться нормы Бюджетного кодекса, так как в соответствии с ч.3 ст.120 ГК РФ особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений могут определяться законом и иными правовыми актами.

В соответствии со ст.71 БК РФ все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных установленных федеральным законом размеров оплаты труда осуществляются учреждениями исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов. Государственный или муниципальный контракт должен быть предусмотрен в расходах соответствующего бюджета и размещается на конкурсной основе, если иное не установлено федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации (ст.72 БК РФ).

Таким образом, сделка, заключенная на срок более года, предусматривающая закупку государственным учреждением товаров, выполнение для него работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных месячных размеров оплаты труда, заключенная не на конкурсной основе и не предусмотренная в расходах соответствующего бюджета, считается ничтожной, как противоречащая закону (ст.168 ГК РФ). Определенную сложность представляет вопрос о действительности нескольких сделок, совершенных государственным учреждением на общую сумму более 2000 минимальных месячных размеров оплаты труда не на основе государственного контракта. С одной стороны, учреждение в соответствии с БК РФ не вправе совершать такие сделки, т.е. сделка является ничтожной (ст.168 ГК РФ); с другой стороны, контрагент учреждения не может (и не должен) знать, что такая сделка заключается в противоречие закону, т.е. можно предположить, что такая сделка совершена контрагентом учреждения под влиянием обмана и является оспоримой (ст.179 ГК РФ). На наш взгляд, такая сделка тем не менее является ничтожной. Кроме того, ничтожной будет любая сделка государственного учреждения, предусматривающая потребление учреждением товаров, работ и услуг, если совершение этой сделки не предусмотрено соответствующей сметой (ст.70 БК РФ).

Последствия недействительности такой сделки указаны в ст.167 ГК РФ. Эта норма предусматривает двустороннюю реституцию и не предусматривает возмещения убытков. Следует отметить, что если убытки причинены заключением ничтожной сделки учреждением, осуществляющим властные функции (налоговая инспекция, отделение милиции), ст.16 ГК РФ о возмещении государством убытков, причиненных незаконными действиями государственных органов, также не применяется, так как это учреждение действовало в качестве участника гражданского оборота. Поэтому возможна ответственность учреждения (или его руководителя) перед контрагентом за предоставление информации для руководства этого учреждения, заведомо не соответствующей действительности.

Цели введения в Бюджетном кодексе жестких ограничений на совершение сделок очевидны - коммерческая деятельность государственных учреждений в значительной степени должна быть ограничена или стать подконтрольной вышестоящим государственным органам. Кроме того, указанные положения БК РФ создают возможность признания недействительной практически любой сделки, совершенной бюджетным учреждением.

Часть 4 ст.161 БК РФ устанавливает, что при уменьшении уполномоченными органами государственной власти в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных целевым назначением для финансирования договоров, заключаемых бюджетным учреждением, бюджетное учреждение и другая сторона подобного договора должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия договора, а сторона договора вправе потребовать от бюджетного учреждения только возмещения реального ущерба, причиненного изменением условий договора. Положения данной нормы об ограничении размера убытков только возмещением реального ущерба соответствуют п.1 ст.400 ГК РФ, допускающей ограничение размера ответственности.

Указанные положения БК РФ об обязанности контрагента бюджетного учреждения изменить условия договора противоречат гражданскому законодательству. В соответствии с ч.2 ст.450 ГК РФ договор, не измененный соглашением сторон, может быть изменен только решением суда, в частности, в случаях, предусмотренных в федеральном законе. При наступлении обстоятельств, указанных в ч.4 ст.161 БК РФ, контрагент учреждения в силу ч.2 ст.328 ГК РФ вправе приостановить исполнение своих обязательств либо отказаться от их исполнения и потребовать возмещения убытков (в данном случае только реального ущерба). Учреждение, в свою очередь, вправе предъявить в суд иск об изменении договора. Контрагент в этом случае вправе предъявить встречный иск о расторжении договора в связи с существенным изменением обстоятельств (ст.451 ГК РФ).

До 2011 года учреждения бюджетной сферы практически не использовали возможность приобретения имущества с помощью договора лизинга. Несмотря на то что это дает возможность обновления дорогостоящих основных фондов. На сегодняшний день эта форма финансовой аренды стала более понятна, так как в нормативные акты был внесен ряд уточнений.

Договор лизинга

Для начала обратимся к статье 665 Гражданского кодекса РФ. Именно там дано определение лизинга. В частности, в этой статье сказано: "По договору лизинга (финансовой аренды) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование".

Итак, основное отличие договора лизинга от обычного договора аренды заключается в количестве участников договора (договор аренды заключается непосредственно между арендатором и арендодателем, а предметом такого договора, как правило, является имущество, ранее приобретенное арендодателем для собственных нужд или для передачи в аренду).

Еще одна особенность договора лизинга - то, что арендодатель не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца. Поэтому гражданским законодательством специально оговорено: договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем.

Однако данная норма более категорична в отношении бюджетных учреждений. Дело в том, в что в 2010 году в статью 665 Гражданского кодекса РФ введено уточнение: "Договором лизинга, арендатором по которому является бюджетное учреждение, должно быть установлено, что выбор продавца имущества осуществляется арендодателем". При этом не пояснено, для каких целей учреждением приобретается лизинговое имущество (для использования в основной или приносящей доход деятельности).

Помните о нюансах

В отношении лизинга имущества для бюджетных учреждений Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ было сделано два немаловажных уточнения. Особенности заключения договора лизинга и исполнения обязанностей по нему детализированы в Федеральном законе от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)".

Лизинговые платежи в натуральной форме недопустимы

Установлено, что положения абзаца 2 пункта 2 статьи 28 Закона № 164-ФЗ на бюджетные учреждения не распространяются. Данным пунктом установлено, что в случае, если стороны договора производят расчеты по лизинговым платежам продукцией (в натуральной форме), цена на такую продукцию определяется по соглашению сторон (она прописывается в договоре лизинга). Вероятно, запрет на подобное согласование цены продукции, выпускаемой учреждением, введен во избежание злоупотреблений.

Взыскание неуплаты ежемесячных платежей

Положения пункта 1 статьи 13 Закона № 164-ФЗ в отношении бюджетных учреждений также действуют в особом порядке. Данным пунктом определено, что в случае неперечисления лизингополучателем платежей более двух раз подряд в установленные сроки суммы списываются со счета лизингополучателя в бесспорном порядке.

Однако пунктом 20 статьи 30 Закона № 83-ФЗ предусмотрены особенности обращения взыскания на средства бюджетных учреждений. В частности, определено, что взыскание средств бюджетных учреждений возможно только на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ), где четко указаны взыскиваемые суммы.

Итак, норма пункта 1 статьи 13 Закона № 164-ФЗ о бесспорном взыскании лизинговых платежей исключительно на основании распоряжения, направленного лизингодателем в кредитную организацию, фактически не применяется.

Вместе с тем скорее всего в течение переходного периода (то есть до 1 июля 2012 года) будут внесены изменения в гражданское законодательство. При этом (как можно предположить исходя из проекта изменений) норма, запрещающая бесспорное взыскание задолженности со счетов учреждений, будет сохранена только в отношении казенных учреждений. Для бюджетных учреждений нового типа, а также для автономных учреждений предполагается сохранение запрета обращения взыскания на особо ценное имущество.

Что можно взять в лизинг

Отметим, что нормы бюджетного учета предусматривают правила отражения операций по заключению договора лизинга на все виды объектов основных средств (включая объекты библиотечного фонда), объекты нематериальных активов и некоторые виды материальных запасов (строительные материалы и прочие материальные запасы). Объекты непроизводственных активов по договору лизинга приобретаться не могут. Так как действующим законодательством запрещено заключение лизингового договора в отношении земельных участков и подобных объектов.

Таким образом, предполагается создание системы, при которой будет действовать сеть лизингодателей - специализированных организаций, через которые учреждения будут заказывать и приобретать необходимые им нефинансовые активы.

Но будут ли в этом случае применяться требования Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ?

Данный вопрос в настоящее время открыт.

Безусловным, на наш взгляд, является то, что в случае, если лизингополучателем является государственное или муниципальное учреждение, а имущество приобретается для государственных или муниципальных нужд (для основной деятельности бюджетного (казенного) учреждения), нормы закона будут применяться в полном объеме.

Это обусловлено тем, что приобретение имущества по договору лизинга - это разновидность договора покупки товаров, а оплата услуг лизингодателя - разновидность оплаты услуг, оказываемых для государственных (муниципальных) нужд.

При этом, по нашему мнению, требования по выбору исполнителя государственного или муниципального заказа будут в равной степени распространяться и на лизингодателя, и на ту организацию, у которой лизингодатель будет приобретать нефинансовые активы.

Что касается договоров лизинга, заключаемых в рамках осуществления деятельности, приносящей доход, то здесь скорее всего требования Закона № 94-ФЗ будут применяться в ограниченном объеме или не применяться вовсе.

Бухгалтерский учет по договору лизинга

Операции по договору лизинга могут быть отражены в учете по двум основным схемам - в зависимости от условий договора лизинга в части, определяющей, на чьем балансе (лизингодателя или лизингополучателя) будет учитываться имущество.

Отметим, что в обоих рассматриваемых случаях бухгалтер учреждения должен принять к учету лизинговое имущество исходя из стоимости, определенной договором.

Учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными действующим законодательством РФ и настоящим Уставом путем выполнения работ, оказания услуг в сфере образования.

Финансовые и материальные средства Учреждения, закрепленные за ним Учредителем, используются в соответствии с настоящим Уставом и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Доходы Учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, определенных настоящим Уставом. Учредитель (собственник имущества) Учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления Учреждением деятельности и использования закрепленного за Учреждением имущества.

Деятельность Учреждения финансируется в виде субсидий из местного бюджета и иных не запрещенных федеральными законами источников в порядке, определенном действующим законодательством Российской Федерации.

К компетенции Учреждения относятся:

материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах имеющихся у Учреждения финансовых средств;

привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной настоящим Уставом, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование банковского кредита. Учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных настоящим Уставом услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц. Привлечение Учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров финансового обеспечения его деятельности за счет средств Учредителя;

предоставление Учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самооценки деятельности образовательного учреждения (самообследования) ;

подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;

использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов, рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

разработка и утверждение по согласованию с Управлением образования годовых календарных учебных графиков;

установление структуры управления деятельностью Учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;

установление заработной платы работников Учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования;

разработка и принятие Устава коллективом Учреждения для внесения его на утверждение;

разработка и принятие правил внутреннего распорядка Учреждения, иных локальных актов;

самостоятельное формирование контингента обучающихся, в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено действующим законодательством РФ;

самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с Уставом Учреждения, лицензией;

создание в Учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников Учреждения;

содействие деятельности методических и творческих объединений учителей;

координация в Учреждении деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенной законом;

обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в Учреждении;

обеспечение создания и ведения официального сайта Учреждения в сети Интернет;

ежегодное опубликование отчета о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества в определенных Учредителем средствах массовой информации. Порядок опубликования отчетов, а также перечень сведений, которые должны содержаться в отчетах, устанавливаются Правительством Российской Федерации;

осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и предусмотренной настоящим Уставом.

Субсидии носят целевой характер, их нецелевое использование влечет изъятие средств, используемых не по целевому назначению. Объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания устанавливается Учредителем. Учредитель устанавливает муниципальное задание в соответствии с предусмотренной настоящим Уставом основной деятельностью.

Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением Учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В случае сдачи в аренду с согласия Учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением Учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества Учредителем не осуществляется.

Финансовое обеспечение осуществления Учреждением полномочий органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств осуществляется в порядке, установленном администрацией Междуреченского городского округа.

Условия и порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания в отношении Учреждения определяется Учредителем. Порядок расходования субсидий, в том числе сроки и формы отчетности определяются Соглашением.

Учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним Учредителем или приобретенных Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение этого имущества. Собственник имущества Учреждения не несет ответственность по обязательствам Учреждения.

Учреждение вправе вести приносящую доход деятельность, предусмотренную настоящим Уставом:

сдача имущества в аренду;

изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программы по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;

организация курсов по подготовке к поступлению в высшие профессиональные учебные заведения;

создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни (школа раннего развития);

организация спортивных и физкультурных занятий, групп по общей физической подготовке;

организация студий и кружков, работающих по программам дополнительного образования обучающихся.

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются Учредителем в местный бюджет. Учреждение вправе оспорить указанное действие Учредителя в суде.

Учреждение вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами при наличии соответствующей лицензии. Платные услуги могут быть оказаны только на договорной основе.

Потребность в платных дополнительных образовательных услугах определяется путем изучения спроса обучающихся и их родителей (законных представителей). Доходы от платных дополнительных услуг поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения и учитываются на отдельном балансе, и используются им для достижения целей, ради которых оно создано.

Характер и порядок оказания платных дополнительных образовательных услуг определяется локальным актом Учреждения, договором, заключаемым между родителями (законными представителями) воспитанников и Учреждением, договорами с лицами, оказывающими дополнительные образовательные услуги, приказом по Учреждению об организации платных дополнительных образовательных услуг.

Учреждение не вправе совершать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества (за исключением передачи имущества в аренду или безвозмездное пользование) закрепленного за Учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных Учреждению Учредителем.

Крупная сделка может быть совершена Учреждением только с предварительного согласия администрации Междуреченского городского округа (органа, осуществляющего функции и полномочия Учредителя Учреждения).

Крупная сделка, совершенная с нарушением требований действующего законодательства РФ, может быть признана недействительной по иску Учреждения или его Учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия Учредителя Учреждения.

Учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Руководитель Учреждения несет перед Учреждением ответственность в размере убытков, причиненных Учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением требований действующего законодательства РФ, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

Учреждение обязано вести бухгалтерский учет, представлять бухгалтерскую отчетность и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, предоставлять информацию о своей деятельности в органы государственной статистики, налоговые органы, иные органы и лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.

Учредитель через Комитет по управлению имуществом закрепляет за Учреждением на праве оперативного управления и (или) иным не запрещенным законом способом движимое и недвижимое имущество согласно акту приема-передачи и (или) договорам.

Право оперативного управления на имущество прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Земельные участки закрепляются за Учреждением в постоянное (бессрочное) пользование.

Источниками формирования имущества Учреждения в денежной и иных формах являются:

регулярные и единовременные поступления от Учредителя;

добровольные имущественные взносы и пожертвования;

выручка от выполнения работ, оказания услуг;

доходы, получаемые от собственности Учреждения;

другие, не запрещенные законом поступления.

Учредитель, передав Учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия Учреждения.

Учреждение без согласия Учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним Учредителем или приобретенным Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение этого имущества.

Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, Учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено действующим законодательством РФ. Имущество, переданное в оперативное управление, подлежит переоценке в установленном порядке.

Недвижимое имущество, закрепленное за Учреждением или приобретенное Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение этого имущества, а также находящееся у Учреждения особо ценное движимое имущество подлежит обособленному учету в установленном порядке.

Учреждение вправе с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства (если иное не установлено условиями их предоставления) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного Учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества. В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, Учреждение вправе вносить указанное имущество, в уставный капитал хозяйственных обществ или иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя или участника.

При осуществлении права оперативного управления имуществом Учреждение обязано:

эффективно использовать имущество;

использовать имущество строго в соответствии с целями создания Учреждения;

обеспечить сохранность имущества;

не допускать ухудшения технического состояния имущества, это требование не распространяется на ухудшения, связанные с нормальным износом этого имущества в процессе эксплуатации;

осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества, при этом любые произведенные улучшения имущества возмещению собственником не подлежат.

Ответственность за сохранность муниципального имущества и использование его по назначению несет директор Учреждения.

Комитет по управлению имуществом по согласованию с Учредителем может изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное за Учреждением на праве оперативного управления, а также приобретенное Учреждением за счет средств, выделенных собственником на приобретение этого имущества. Исключение составляет имущество Учреждения, которым оно вправе распоряжаться самостоятельно.

Имуществом, изъятым у Учреждения, Учредитель (собственник имущества) вправе распорядиться по своему усмотрению.


Заключение

 

Подводя итог сказанному, можно отметить, что отсутствие в ГК должного внимания к конструкции учреждения привело к появлению противоречий в содержании различных законов и многочисленных подзаконных нормативных актов. Подобные противоречия рано или поздно породят конфликтные ситуации, и тогда главным "камнем преткновения" будет вопрос о праве собственности и пределах осуществления субъективного права учреждения.

Исходя из изучения и анализа действующего гражданского законодательства и научных публикаций специалистов в области гражданского права, хотелось бы отметить, что в рамках данной работы была осуществлена попытка комплексного рассмотрения институтов гражданского права, которые сами по себе могли бы стать отдельным предметом серьезного научного исследования. Думается, что цивилистика должное внимание должна уделять проблемам конкретного правоприменения, а оно, как правило, связано с одновременным регулирующим воздействием неопределенного числа правовых норм. Это в свою очередь требует от действующего законодательства единообразия, которое обеспечивают правовые, прежде всего конституционные, принципы. Представляется, что Гражданский Кодекс РФ является примером не идеальной (как и любого нормативного акта переходного периода), но в большей своей части научно-обоснованной и практически ценной систематизации гражданско-правовых норм. Основанное на конституционных принципах и цивилистической теории вещных прав принципиально новое логическое построение права собственности внесло стройность и ясность и в другие институты гражданского права. При условии диспозитивного характера норм гражданского права это способствует быстрому решению порожденных практикой гражданского оборота трудностей. Хотелось бы надеяться, что в данной работе удалось отразить все отмеченные правовые явления.

Для субсидиарной ответственности собственника имущества учреждения или других лиц по обязательствам учреждения необходимыми условиями являются:

во-первых, наличие у соответствующего



2020-03-17 233 Обсуждений (0)
Особенности приобретения имущества учреждением 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности приобретения имущества учреждением

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)