Революционеры: проникновение в Россию марксизма
Одним из первых русских марксистов стал Г. В. Плеханов, в прошлом бакунист и глава "Черного передела". К нему примкнули другие члены этой организаций, оказавшиеся за границей - В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод, Л.Г.Дейч, В.Н.Игнатов. В 1883 г. в Женеве они объединились в группу "Освобождение труда". Перейдя на марксистские позиции, Плеханов отказался от многих положений народнического учения. Теперь он считал, что Россия уже бесповоротно вступила на путь капитализма. В крестьянской общине, доказывал он, давно нет былого единства, она раскалывается на "красную и холодную стороны" (на богатеев и бедняков), а потому не может быть основой для построения социалистического общества. В перспективе — полный распад и исчезновение общины. Плеханов, как видно, недооценивал ее жизнестойкость. Вопреки народникам, Плеханов заявил, что борьба за социализм включает в себя и борьбу за политические свободы и конституцию. Ведущей силой в этой борьбе, писал Плеханов в новых своих работах, будет промышленный пролетариат. Плеханов полагал, что между свержением самодержавия и социалистической революцией должен быть более или менее длительный промежуток. Он предостерегал от "социалистического нетерпения", от попыток форсирования социалистической революции. Самым печальным их последствием, писал он, может стать установление "обновленного царского деспотизма на коммунистической подкладке". Ближайшей целью русских социалистов Плеханов считал создание рабочей партии. Он призывал не запугивать либералов "красным призраком социализма": в борьбе с самодержавием рабочим потребуется помощь и либералов, и крестьян. Плеханов колебался по вопросу о "диктатуре пролетариата". Этот пункт марксистского учения, как известно, впоследствии сыграл весьма печальную роль. В одних работах Плеханова он присутствует, а в других отсутствует. Главную свою задачу группа "Освобождение труда" видела в пропаганде марксизма в России и в сплочении сил для создания рабочей партии. Плеханов и Засулич перевели ряд работ К. Маркса и Ф. Энгельса на русский язык. Группа издавала "Рабочую библиотеку", составлявшуюся из научно-популярных и агитационных брошюр. По мере возможности они переправлялись в Россию. С появлением группы "Освобождение труда" марксизм в России сложился как идейное течение. Оно потеснило народничество и в борьбе с ним унаследовало многие его черты. Появление в России первых работ Плеханова вызвало взрыв возмущения среди народников. Плеханова обвиняли в "оскорблении святыни", "отступничестве", "переходе на службу реакции". Устраивались торжественные сожжения его книг. Тем не менее, для распространения марксизма складывалась благоприятная обстановка. Крестьянство было по-прежнему пассивно, а на фабриках то там, то здесь бастовали рабочие. Стали появляться марксистские кружки. Один из первых под руководством болгарского студента Д. Благоева возник в 1883 г. В 1888 г. марксистский кружок появился в Казани. Его организатором был 17-летний И. Е. Федосеев, исключенный из гимназии за "политическую неблагонадежность". Осенью 1888 г. в кружок Федосеева пришел бывший студент В. И. Ульянов. Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870—1924) родился в Симбирске в семье инспектора народных училищ. Многодетная семья была счастлива до начала 1886 г., когда внезапно умер отец. Старший сын Александр тогда был студентом Петербургского университета, второй сын, Владимир, учился в гимназии. С этого времени несчастья, одно за другим, преследовали осиротевшую семью. В том же году Александр вместе с несколькими студентами начал готовить покушение на царя. В марте 1887 г. они были арестованы, не совершив террористического акта. Пятеро студентов, в том числе А. И. Ульянов, были повешены. Владимир Ульянов в это время заканчивал гимназию. Известны его слова: "Нет, мы пойдем не таким путем. Не таким путем надо идти". Неясен, правда, смысл этих слов. О марксизме в то время он не имел представления. Скорее всего, видя слезы и горе матери, он зарекался от революционного пути. Жизнь, однако, сложилась иначе. Осенью 1887 г. В.Ульянов поступил на юридический факультет Казанского университета, но проучился недолго. В декабре он участвовал в студенческой сходке. Многих, кто был на ней, исключили из университета и выслали из города, в том числе и Ульянова. После недолгой ссылки в село Кокушкино Владимир Ульянов вернулся в Казань и подал прошение о восстановлении в университете. О том же хлопотала и его мать. Многих участников сходки восстановили, но ходатайства Ульянова всегда вызывали настороженное отношение. Уж не брат ли того Ульянова? — написал на прошении один чиновник... — Отнюдь не следует принимать". В. И. Ульянов просил о разрешении выехать за границу для продолжения образования — и вновь получил отказ. Он представил медицинскую справку о том, что для лечения желудка ему нужны воды Виши" (Франция). Губернатор прописал ему "Ессентуки". Со времени исключения из университета и до 1891 г. В. И. Ульянов не имел определенных занятий. В эту тяжелую пору, чувствуя себя отверженным, пришел он в кружок Федосеева. Марксистское учение сразу привлекло молодого человека. Ему казалось, что оно несет в себе такой заряд, который способен взорвать весь этот несправедливый мир. В 1891 г. В. И. Ульянову, наконец, разрешили держать экзамены экстерном на юридическом факультете Петербургского университета. Получив университетский диплом, он занял должность помощника присяжного поверенного при Самарском окружном суде. Здесь он вел мелкие уголовные и гражданские дела, не получая удовлетворения от службы. Продолжал ходить на собрания марксистов, писал рефераты с критикой народников и постепенно втягивался в подпольную работу. Юридическое образование, полученное наспех, почти не отразилось на взглядах В. И. Ульянова. Наоборот, верный ученик Чернышевского, он с презрением относился к "буржуазному" праву и "буржуазным" конституциям. Гражданские свободы он ценил лишь за то, что они дают возможность без помех вести социалистическую пропаганду. В 1893 г. В. И. Ульянов перевелся из Самары в Петербург на такую же должность, но здесь почти не занимался судебной практикой. Отныне все свои силы он отдавал организации марксистского движения и спорам с народниками. В ходе борьбы с народничеством В. И. Ульянов, вольно или невольно, позаимствовал многие его черты. Он не скрывал своего восхищения перед народовольцами, перед их организацией, отлаженной и четко действовавшей. Его мечтой было создание дисциплинированной и сплоченной партии, ведущей за собой миллионную армию пролетариата, который, в свою очередь, увлечет за собой крестьянство. Народовольцы идейно породнили его с Ткачевым, а через него - и с Нечаевым. Первые шаги к созданию сильной и централизованной организации В. И.Ульянов предпринял в 1895 г. Он выезжал за границу, где встречался с Плехановым. Осенью того же года он принял участие в создании петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". "Союз" стал самой многочисленной из всех прежде существовавших социал-демократических (марксистских) организаций. В его руководство входили В. И. Ульянов, Г. М. Кржижановский, И. К. Крупская, Ю.О.Мартов (Цедербаум) и др. Руководящему центру были подчинены районные группы, а им — рабочие кружки. Издавались листовки, готовился первый номер нелегальной газеты. Однако в ночь с 8 на 9 декабря 1895 г. полиция арестовала 57 членов "Союза", в том числе Ульянова. В 1897 г. он был сослан в село Шушенское Енисейской губернии. Петербургский "Союз" продолжал действовать. В 1898 г. по его инициативе в Минск съехались представители ряда марксистских кружков и групп (всего 9 человек). Они объявили о создании Российской социал-демократической рабочей партии. Минский съезд известен как I съезд РСДРП. Но вскоре после съезда было арестовано большинство членов избранного на нем Центрального комитета. Отчасти по причине арестов, а также из-за внутренних несогласий распался петербургский "Союз". В условиях промышленного подъема стачечное движение шло на спад. За время ссылки В. И. Ульянов написал ряд трудов по экономическим вопросам и теории социализма. Работа "Развитие капитализма в России" не утратила научного значения и по сей день. В 1901 г. В. И. Ульянов впервые подписался: Н. Ленин. Под именем Ленина он вошел в мировую историю.
Литература Громаков С.Г. История России. М., 2008. Крамор А.К. История Отечества. М., 2007. Акаев А.Л. История России. Спб., 2007. Грызлов К.В. История России: с древнейших времен до наших дней. М., 2006.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (278)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |