Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретическое обоснование работы



2020-03-19 206 Обсуждений (0)
Теоретическое обоснование работы 0.00 из 5.00 0 оценок




Кафедра «Прикладная лингвистика»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Стилистика»

Стилистический анализ научно-фантастического рассказа Рея Бредбери « The Garbage Collector »

 

 

Выполнила

студентка гр.4264/3

М.К. Сирицына

Руководитель

доцент, к.ф.н. Н.В.Попова

 

Санкт-Петербург 2012

 


Оглавление

 

Введение

.   Писатель-гуманист

.   Теоретическое обоснование работы

.   Стилистический анализ научно-фантастического рассказа Рея Бредбери «Мусорщик»

Заключение

Библиография

Приложение

 


Введение

Данная работа посвящена исследованию стилистических особенностей научно-фантастического рассказа знаменитого американского писателя-фантаста Рея Бредбери. Для данной курсовой работы нами был выбран рассказ «Мусорщик», яркий пример научно-фантастического жанра, несмотря на небольшой объем. Рассказ «Мусорщик» был написан более полувека назад, в 1953 году и входил в сборник «Золотые яблоки солнца» [9]. Однако, несмотря на столь давнюю дату написания, данный рассказ, наряду с сотнями других рассказов и романов мэтра научной фантастики до сих пор вызывает неиссякаемый интерес у читательской аудитории.

Фантастика всегда была и остается одним из самых читаемых жанров. «Фантастическое является древнейшей и неотъемлемой составляющей искусства, которое обладает стремлением к широкому использованию условных форм отображения действительности, создаёт свою систему фантастических образов, присутствующую во всех его областях, где находит применение механизм моделирования» [8; C.3]. Невозможно сказать с полной уверенностью, но может быть благодаря способности Рея Бредбери изображать эти незабываемые фантастические образы, используя лишь различные сочетания средств художественной выразительности, его произведения так популярны среди читателей.

Российский фантастиковед А.Н.Осипов, определил Брэдбери как виртуоза слова, на протяжении многих десятилетий очаровывающего читательскую аудиторию «своим дарованием тонкого лирика и психолога, красочного стилиста и рассказчика, обладающего магией в любом привычном земном явлении увидеть романтику, непривычность, фантастическую наполненность тайным смыслом, что дает ему широчайший диапазон художественных проявлений разнообразных замыслов» [5;212-213].

Однако, следует заметить, что нас интересует не только стилистические функции тех или иных стилистических приемов или иных средств выразительности, но и вопрос выбора этих стилистических приемов.

В произведения Рея Бредбери, как и любого другого писателя можно отследить частотность тех или иных средств выразительности, которые и определяют стиль автора. В работах Бредбери наиболее распространенными приемами являются маркеры разговорного стиля (особенно в диалогах), метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворение, а также широкое использование внутренних монологов. Такой выбор стилистических приемов объясняется стремлением писателя как можно более ярко описать предметы действительности выдуманного автором мира, а в случае Рея Бредбери и полностью раскрыть душевные переживания героев.

Таким образом, актуальность выбранной нами темы исследования обусловлена необходимостью основательного анализа особенностей авторского стиля в произведениях научной фантастики.


Писатель-гуманист

 

Рей Дуглас Бредбери (р. 1920) - американский писатель XX века, с чьим именем связано такое занимательное явление мировой художественной литературы как научная фантастика. Начиная с 40-х годов (в это время в печать вышли первые произведения Р. Бредбери), писатель методически, вплоть до настоящего момента, проходит почти все этапы истории литературы 21ого века, продолжая и совершенствуя традиции американской фантастики [4]. Многие субжанры научной фантастики были созданы благодаря ему, но перу Р. Бредбери принадлежат не только научно-фантастические рассказы и психологическая проза, но и работы, написанные в направлении магического реализма, фентезийные произведения.

Главная тема фантастики Бредбери - это не научный и технический прогресс, преображающий мир, а именно человек и его отношения с этим механизированным миром.

Почти в каждом из рассказов Рея Бредбери, как фэнтезийных, так и научно-фантастических звучит тревога за судьбы мира. Автор предостерегает человечество от безумства войны, от алчности, ради которой люди нередко согласны приносить в жертву все высокие чувства. Так и в рассказе «Мусорщик», Рей Бредбери повествует об обычном человеке, размеренная жизнь которого круто меняется в преддверии атомной войны.

Бредбери никогда не раскрывает причины катастроф в своих произведениях - ему просто нет необходимости делать это, его рассказы достаточно убедительны, чтобы позволить читателям понять без лишних слов: мир вокруг героев так бесчеловечен, что он не может не погибнуть. Именно поэтому во многих рассказах мэтра фантастики ощущается приближение неизбежного конца, финальной ноты, на которой исчезнет все, как злое, так и милое сердцу.

Но Бредбери видит выход - это бегство из этого высокотехнологичного, но бездушного мира к природе, красоте и к людям [6]. «Бегство и погоня - таков круг, в котором видит Бредбери мечущегося, затравленного человека, пытающегося в мире отчужденности, насилия и равнодушия сохранить свое человеческое достоинство» [6; C. 5-12].

Однако в рассказе, которому посвящена эта курсовая работа, речь заходит не столько о внешних катастрофических последствиях войны, сколько о внутренних изменениях в мышлении человека и о понятии человечности. Тема гуманности встречается нам не только в данном произведении Бредбери, она проходит красной нитью практически через все его творения, недаром его называют писателем-гуманистом [3].

Практически во всех произведениях писателя каждый раз затрагивается основной конфликт человеческого существования: между «да» самоутверждения в творческом созидании и «нет» самоотчуждения в механической закостенелости. Не надо быть фантастом, чтобы ощущать реальную опасность дегуманизации человека и общества в эпоху глобального наступления «машин». По мнению ряда западных обществоведов, современные люди охотно впадают в «разрушительство», чтобы компенсировать потерю уверенности в будущем. От своей свободы пытаются избавиться с помощью новой технологии, тех самых орудий, которые должны, казалось бы, их освободить [7].

Однако, несмотря на трагические мотивы, философия Рея Бредбери имеет оптимистичный подтекст. Бредбери верит в Человека и любит его, будучи убежденным, что доброе, светлое и прекрасное одержит победу над злым, уродливым и темным. Человек - был и остается для Бредбери главным в нестройном течении времени. Человек - мера ценностей. Однако, в бездушном мире потребительской американской культуры человек низведен до уровня дополнения к машинам. Именно так теряется уверенность в значимости собственной личности для других, для окружающего мира и истории, а это ведет к разрозненности, а затем к духовному упадку [6].

«В своем отрицании чуждого человеку мира “отчужденных людей” Бредбери близок великим традициям американской литературы Хемингуэя, Фолкнера, Стейнбека. Он не идет так глубоко, как они, в социальном, психологическом анализе духовного обнищания масс - этой американской общественной трагедии. Но он идет дальше, доходя в своем отрицании до логического конца, до пророчества полной гибели этого мира» [6; C. 5-12].

Рассказ Рея Бредбери «Мусорщик» интересен нам не только благодаря проблемам, которые освещает писатель в своем творчестве. Главным образом нас интересует язык автора и стилистические особенности, которые он использует. Стиль Бредбери - это доскональное отражение переживаний писателя. «Перенести на бумагу то, что чувствуешь, - вот что значит стиль, - свидетельствует он. - Все остальное - не более чем крем на торте, украшение, «декор». Некоторые думают, что стиль - это фантазия. В действительности стиль - это правда. Даже если моя правда состоит в том, чтобы слышать как кричат динозавры… Если вы разовьете свои пять чувств, то вы сможете воздействовать на людей. Вы сумеете передавать им вкус вещей, их форму и цвет, самые невероятные ощущения! Вы сможете придумывать фантастические истории. Логика чувств убедит человека, что все это реально».

 

Теоретическое обоснование работы

 

С точки зрения стилистики в анализируемом нами тексте можно выделить следующие основные тенденции: использование ритмического повторения (особенно соединительного союза «and» и союзов с эмфатической функцией), маркеров разговорного стиля, эпитетов, многочисленные лексические повторы, целью которых так же является подчеркивание ритма текста. Также можно выделить частотность употребления параллельныхконструкций, служащих для связности текста, и эллиптических конструкций, присущих чаще всего разговорному стилю. В тексте автор также употребляет такие стилистические приемы и средства выразительности, как риторический вопросы, восклицания, метафоры, антитезы, апозиопезис и графологические отклонения. Данные изобразительные средства играют важную роль для создания более «живого», яркого текста, однако их нельзя отнести к наиболее значимым тенденциям текста.

Рассмотрим перечисленные особенности стиля автора более подробно.

Ритмический повтор - это один из самых употребляемых приемов в анализируемом нами произведении Р. Бредбери «Мусорщик». Ритм существует во всех сферах человеческой деятельности и может принимать различные формы. Это мощное средство эмоциональной выразительности, независимо от его происхождения - будь ритм музыкальным, механическим или симметрическим, как в архитектуре. [2]

Ритмом Арнольд И.В. называет всякое равномерное чередование. Как правило, ритм в основном ассоциируют с музыкой или поэзией, однако в прозе ритм также играет немаловажную роль. «Ритм прозы основан по преимуществу на повторе образов, повторе тем и других крупных элементов текста, на параллельных конструкциях, на употреблении предложений с однородными членами, специфическом расположении определений» [1; C. 292].

Несмотря на то, ритм в большинстве своем представлен в данном тексте повторяющимся соединительным союзом «and», что по сути своей является полисиндетоном или многосоюзием, которое увеличивает экспрессивность текста, нам представляется более логичным анализировать следствие данного многосоюзия, то есть ритмичный рисунок текста, нежели его причину, сам полисиндетон.

Мы можем с уверенностью сказать, что анализируемый текст является ярким примером разговорного стиля, исходя из количества маркеров данного стиля. Такой вывод имеет под собой логическое обоснование - рассказ «Мусорщик» изобилует диалогами, которые порождают некоторые важные особенности разговорной речи. Диалогический вид речи является определяющим в разговорном стиле. Это объясняется тем, что участники диалога демонстрируют неподготовленную, спонтанную речь, темп и ситуативность которой определяют тенденции употребления тех или иных стилистических приемов, присущих разговорному стилю.

Большую стилеобразующую роль в данном тексте играет также компрессия, которая приводит к разного рода неполноте выражения. На фонетическом уровне компрессия проявляется в редукции вспомогательных глаголов, что является характерной особенностью английской разговорной формы. Употребление одноморфемных слов (get, talk, fix), слов широкой семантики (thing, way) и глаголов с постпозитивами (get up, think over, pick up) - яркий пример компрессии выраженной на уровне лексики. Для синтаксической компрессии же характерно употребление эллипса («"Understand!" she cried») [1; C. 352]. Все вышеперечисленные примеры компрессии можно встретить в анализируемом тексте.

Так как одним из ключевых стилистических приемов, которому мы уделяем наибольшее внимание в данном тексте, является ритм, то невозможно не упомянуть также огромное значение лексического повтора для ритма текста. Лексический повтор - это повторение слова или словосочетания в составе одного предложения, абзаца или целого текста [1; C. 175]. Используемый в качестве стилистического приема, лексический повтор служит не для эмоциональной окраски, а, наоборот, для логического усиления, необходимого для привлечения внимания читателя к ключевому слову в высказывании [2].

Параллельные конструкции, одна из значимых тенденций анализируемого текста, также являются одной из разновидностей повтора. Данный стилистический прием служит важным средством связи внутри текста. В зависимости от расположения повторяющихся слов в данном тексте мы можем различить анафорические параллельные конструкции (повторяющиеся элементы расположены в начале конструкций) [1]. В соответствии с И.Р. Гальпериным в художественной литературе параллельные конструкции несут в себе эмоциональную функцию. И в качестве заключительного слова стоит отметить, что прием параллелизма, как и любой другой повтор, также подчеркивает ритмичность текста [2; C. 208 - 209].

Одним из наиболее часто встречающихся в рассказе «Мусорщик» стилистических приемов является эпитет. Эпитет является лексико-синтаксическим тропом, выполняющим функцию определения, обстоятельства или обращения и отличающимся обязательным наличием в нем эмотивных или экспрессивных и других коннотаций, с помощью которых автор выражает свое отношение к предмету [1; C. 130]. Взяв за основу классификацию А.Н. Веселовского, основанную на семантическом принципе, мы можем утверждать, что в тексте используются следующие виды эпитетов: тавтологический (great bulk), пояснительные (cold dark morning, white rock, tall ceiling) и метафорические (lonely bulb, old moon, white things). Тавтологические эпитеты - семантически согласованы и подчеркивают какое-нибудь основное качество определяемого, необходимый для данного предмета признак. Пояснительные эпитеты указывают на какую-нибудь важную в данном контексте черту определяемого, но не обязательно присущую всему классу предметов, к которым он принадлежит, то есть характерную именно для него. И, наконец, метафорические эпитеты обязательно содержат в себе двуплановость, указание сходства и несходства, а также семантическое рассогласование [1; C. 133].

Невозможно проанализировать какой-либо текст, акцентируя свое внимание только на отдельных стилистических приемах и средствах выразительности. Целью данной курсовой работы является анализ стилистических особенностей текста во взаимодействии друг с другом, иными словами такой способ организации текста, как конвергенция.

Под конвергенцией понимается собрание нескольких стилистических приемов, участвующих в единой стилистической функции, в одном месте. Взаимодействуя, стилистические приемы оттеняют, высвечивают друг друга, обеспечивая помехоустойчивость [1; C. 100]. Таким образом, можно сказать, что набор тех или иных стилистических приемов, входящих в конвергенцию, определяют авторский стиль.

Стилистический анализ научно-фантастического рассказа Рея Бредбери мы будем вести от читателя, то есть, концентрируя внимание на связи внутри текста, на то, как текст воспринимается и какое он оказывает воздействие на читателя, а именно самого анализирующего (стилистика восприятия/стилистика декодирования) [1; C. 26-31].



2020-03-19 206 Обсуждений (0)
Теоретическое обоснование работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретическое обоснование работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)