Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация и проведение экспериментальной работы



2020-03-19 218 Обсуждений (0)
Организация и проведение экспериментальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Экспериментальное исследование проводилось на базе детско-юношеской спортивной школы №1 г. Рубцовска, с детьми подросткового возраста 12-13 лет, членами одной спортивной команды. Из детей занимающихся баскетболом была сформирована экспериментальная группа в количестве 15 человек. Экспериментальное исследование носило последовательный характер, т.е. сравнивались показатели, полученные до внедрения разработанной программы улучшения взаимоотношений в команде и после её внедрения в практику. Сроки проведения экспериментальной работы с октября 2008 г. по март 2009 г.

Констатирующий этап эксперимента позволил выявить уровень сформированности межличностных отношений в детской спортивной команде. Целью формирующего этапа было улучшение межличностных отношений в детской спортивной команде. Контрольный этап эксперимента позволил определить эффективность внедрения программы по формированию межличностных отношений детей подросткового возраста и проанализировать результаты экспериментального исследования.

Констатирующий этап эксперимента включал в себя выбор диагностического инструментария для изучения межличностных отношений детей в детской спортивной команде. Целью данного этапа являлось определение исходного уровня сформированности межличностных отношений в детской спортивной команде у детей подросткового возраста.

Для выявления уровня сформированности межличностных отношений и умения общаться со сверстниками и членами спортивной команды, было проведено наблюдение за детьми в свободной и спортивной деятельности. А также проведено анкетирование детей направленное на изучение взаимоотношений между детьми в детской спортивной команде. Показатели наблюдения предложены Г.А. Урунтаевой, каждый показатель содержит три блока, внутри каждого блока три позиции:

. Приветлив ли со сверстниками:

сформирована ли в команде привычка здороваться и прощаться; называют ли сверстника по имени;

употребляют ли при обращении вежливые слова.

. Внимателен ли ребенок к сверстнику:

замечают ли настроение партнера по команде;

стараются ли помочь сверстнику;

считаются ли с мнением сверстника.

3. Поведение ребенка в конфликтных ситуациях:

уступают ли друг другу в конфликтных ситуациях;

обращаются ли за помощью к взрослому при возникновении конфликтных ситуаций;

стараются поддерживать в команде благоприятный климат.

Каждой оцениваемой позиции анкеты, участник эксперимента, должен был присвоить уровень: высокий - В, средний - С, низкий - Н.

Учащимся предлагалось подумать и дать оценку сложившимся взаимоотношениям в команде и так как подростки занимались в группе не первый год, они были достаточно знакомы друг с другом и способны оценивать отношения между членами команды. Результаты проведенного анкетирования отражены в таблицах №1, 2, 3.

 

Таблица 1. Приветлив ли со сверстниками

Уровень Сформирована ли привычка, здороваться, прощаться Называют ли сверстника по имени Употребляют ли при общении вежливые слова
Высокий 3 4 2
Средний 7 8 3
Низкий 5 3 10

В результате проведенного анкетирования всех участников эксперимента были получены данные, которые мы заносили в таблицы. Во время проведения анкетирования участникам эксперимента не разрешалось общаться между собой, во избежание совместного выставления оценки.

 

Таблица 2. Внимателен ли ребёнок к сверстнику

Уровень Замечают ли настроение сверстника Стараются ли помочь сверстнику Считаются ли с мнением сверстника
Высокий 1 1 3
Средний 8 8 5
Низкий 6 6 7

 

Согласно выбранной методике, оценивая взаимоотношения в коллективе, участники эксперимента невольно должны были задуматься о том, какие отношения имеют высокий, а какие низкий рейтинг и в чем причина такой оценки.

 

Таблица 3. Поведение ребенка в конфликтных ситуациях

Уровень Уступают ли сверстнику в конфликтных ситуациях Обращаются ли за помощью к взрослому Поддерживают в команде благоприятный климат
Высокий 1 6 1
Средний 6 8 7
Низкий 8 1 7

 

Далее по оценке трех критериев уровня сформированности взаимоотношений в команде была составлена сводная таблица. Анкетирование носило анонимный характер и фамилии членов команды в анкетах не указывались, каждому участнику эксперимента был присвоен порядковый номер, поэтому в таблице указаны номера.

 


Таблица 4. Уровень сформированности межличностных отношений у членов спортивной команды (констатирующий этап)

 

Приветливы ли члены команды

Внимательны ли члены команды друг к другу

Поведение детей в конфликтной ситуации

  Сформирована ли привычка здороваться, прощаться Называют ли сверстника по имени Употребляют ли при общении вежливые слова Замечают ли настроение сверстника Стараются ли помочь сверстнику Считаются ли с мнением сверстника Обращаются ли за помощью к взрослому Поддерживают в команде благоприятный климат Уступают ли в конфликтных ситуациях
1. С С Н Н С Н В С Н
2. В С Н Н Н В С С Н
3. С В Н С Н В В Н Н
4. Н С Н С Н В В Н С
5. С С Н С С Н В С С
6. С С В В Н Н В С С
7. С Н Н С С С С С Н
8. Н В С С С Н С С В
9. В Н С Н Н С С С С
10. С В Н С С С Н В С
11. Н В С С С Н С Н Н
12. Н С Н Н С Н С Н Н
13. С Н В Н С Н С Н Н
14. В С Н Н Н С В Н Н
15. Н С Н С В С С Н С

 

В результате проведенного исследования, без математической обработки данных невозможно сделать вывод об уровне сформированности межличностных отношений у членов спортивной команды. Можно только сказать, что по первому блоку «Приветливы ли члены команды» высокую оценку по первой позиции дали 3 человека, по второй 4, по третьей 2, в тоже время по третьей позиции «Употребляют ли в общении вежливые слова» больше всего респондентов присвоили низкий уровень, из этого следует, что эта позиция является самым слабым звеном в первом блоке. При этом, не у всех детей сформирована привычка здороваться и прощаться, в то время как дети не первых год занимаются вместе и уже хорошо знакомы друг с другом. По остальным критериям можно сказать, что преобладает средний уровень сформированности межличностных отношений.

По второму блоку «Внимательны ли дети к сверстнику» высокую оценку получили ещё меньше показателей, только три респондента дали высокую оценку параметру «Считаются ли в команде с мнением сверстника». Средний и низкий уровень сформированности параметров второго блока получили в равных параметрах (от 6 до 8) все оставшиеся показатели. Больше всего низкую оценку (7 голосов) получил всё тоже параметр «Считаются ли в команде с мнением сверстника», однако 3 голоса давшие ему высокую оценку численно проигрывают голосам (7) давшим низкий уровень сформированности.

Оценка поведения членов команды в конфликтных ситуациях дала следующие результаты: больше всех голосов в высоком уровне (6) было отдано параметру «Обращаются ли члены команды за помощью к тренеру при разрешении конфликтной ситуации». Низкий уровень сформированности отмечен в параметре «Уступают ли члены команды друг другу в возникших конфликтах», эту оценку дали 8 респондентов из 15.

Подведя итог проведенному исследованию можно сказать, что по всем трем параметрам высокий уровень сформированности получили дали 22 позиции, средний - 47, низкий - 53.

Таким образом, навыки общения у членов спортивной команды друг с другом сформированы не в полном объеме. Не все дети замечают настроение друг друга, употребляют вежливые слова, проявляют заботу и умеют самостоятельно разрешать конфликтные ситуации. Многие дети во время конфликтов со сверстниками не идут на уступки, не учитывают мнение и интересы товарища.

Полученные результаты показали необходимость дальнейшей работы с детьми по формированию межличностных отношений у членов спортивной группы. Любой вид деятельности человека обладает своей спецификой, оказывающей значительное влияние на характер протекания различных социальных и психологических процессов в группе людей занятых в ней.

Конфликты в спорте имеют свою специфику. В экстремальных условиях спорта конфликты отличаются особой интенсивностью, частотой и характером протекания. При этом эффективность предупреждения и разрешения конфликтов в спорте зависит от следующих социально-психологических факторов: личность спортсмена как участника конфликта; позиции противоборствующей стороны, участвующих в конфликте в системе отношений: «Я - Он», «Мы - Они» (индивид, группа, организация); социального окружения, в котором происходит конфликт; психотехнологии разрешения конфликта.

В качестве основного средства коррекции взаимоотношений в спортивной команде использовалась авторская технологии социально-психологического тренинга «Разрешение конфликтов».

 



2020-03-19 218 Обсуждений (0)
Организация и проведение экспериментальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация и проведение экспериментальной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)