Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и сущность метода обучения



2020-03-19 188 Обсуждений (0)
Понятие и сущность метода обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




           

       Метод (от греч. metodos) означает способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, прием, способ или образ действия; путь продвижения к истине.

       Методы обучения определяются как система упорядоченных способов взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленных на достижение цели образования. С точки зрения данного определения метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (преподавание) и организацию учебно-познавательной деятельности учащихся (учение) в их взаимосвязи, а также специфику их работы по достижению образовательных, развивающих и воспитательных целей обучения.

       Каждый метод обучения характеризуется тремя признаками:

· обозначает цель обучения;

· способ усвоения;

· характер взаимодействия субъектов обучения.

Отражая двуединый характер процесса обучения, методы являются одним из механизмов, способов осуществления педагогически целесообразного взаимодействия учителя и учащихся, которое строится на основе ведущей и направляющей роли учителя. Сущность методов обучения рассматривается как целостная система способов, приемов и средств, в комплексе обеспечивающих педагогически целесообразную организацию учебно-познавательной деятельности учащихся.

Основными положениями, на которых строится современная методика обучения, являются:

1. Любые знания, умения, навыки и привычки возникают, образуются и упрочиваются у школьников лишь в процессе его непосредственной деятельности как педагогический результат этой деятельности. При этом следует иметь в виду, что ни один метод не дает прямого учебного результата: каждый метод представляет собой средство управления механизмом процесса обучения, т.е. организует учебную деятельность учащегося.

2. Совокупность методов должна непременно приводить к достижению всех целей обучения.

3. Тесная взаимосвязь и обусловленность выбора и эффективного применения любого метода и типичной педагогической ситуации. Отсюда возникает важная задача методики обучения — установление и раскрытие закономерных связей успешного применения методов с типичной педагогической ситуацией.

4. «Ни одно средство не может быть объявлено хорошим либо плохим, будучи вырвано из всей системы средств; решающим моментом является логика и действие всей системы средств, гармонически организованных» -- так обобщенно сформулировал это положение А.С. Макаренко на основе технологической логики педагогических процессов.

5. Тесная взаимосвязь методов обучения и воспитания. Логика взаимосвязи методов обучения и воспитания определяется принципом целостного подхода к процессам обучения и воспитания.

 

Классификация методов обучения (Ю.К. Бабанский)

 

Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В мировой и отечественной практике предпринято много усилий по классификации методов обучения. Так как метод категория универсальная, «многомерное образование», обладает множеством признаков, то они и выступают в качестве оснований для классификаций. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. Наличие различных точек зрения на проблему классификации отражает естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о методах обучения. Разные авторы используют разные основания для классификации методов обучения.

Предложено много классификаций, в основу которых положен один или несколько признаков. Каждый из авторов приводит аргументы для обоснования своей классификационной модели.

Наибольшее распространение в дидактике последних десятилетий получила классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К. Бабанским. В ней выделяется три большие группы методов обучения:

1) Методы  организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

а) словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа),

б) наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.),

в) практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.),

г) индукция и дедукция,

д) репродуктивные и проблемно-поисковые (от частному к общему, от общего к частному),

е) методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя; 

2) Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

а) познавательные игры,

б) учебные дискуссии,

в) создание ситуаций успеха в учении,

г) разъяснение,

д) поощрение и порицание ученика;

3) Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

а) методы устного контроля и самоконтроля в обучении,

б) методы письменного контроля,

в) лабораторный контроль,

г) машинный контроль,

д) самоконтроль.

       Существуют и другие подходы к классификации методов обучения. Нужно отметить, что ни одна из классификаций не является совершенной, поэтому поиск классификаций в педагогической науке продолжается.

 



2020-03-19 188 Обсуждений (0)
Понятие и сущность метода обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и сущность метода обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)