Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологические основы образования



2020-03-19 139 Обсуждений (0)
Психологические основы образования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

«Если душа, - читаем мы там, - будучи бессмертною... все видела и здесь и в преисподней, так что нет вещи, которой бы она не знала, то неудивительно, что в ней есть возможность припоминать и добродетель и другое, что ей известно было прежде. Ведь так как в природе все имеет сродство, и душа знала все вещи, то ничто не препятствует ей, припомнив только одно, а такое припоминание люди называют наукой, - отыскивать и прочее, лишь бы человек был мужествен и не утомлялся исследованиями. Да и в самом деле, исследование есть совершенное воспоминание».

Не следует думать, что Платон в данном случае разумеет под наукой только тот венец человеческих знаний, который, согласно с вышеприведенной цитатой из «Пира», он воспринимал как «науку о всеединой красоте». Вовсе нет. Дело идет в данном случае о всей многообразной возможной совокупности человеческих знаний. В том же «Меноне» Платон стремится доказать истинность этого положения, так сказать, экспериментальным путем. Сократ приглашает проверить бесспорность априорности знаний на опыте: в присутствии своих учеников и друзей он заставляет путем ряда наводящих вопросов, обращенных к мальчику, вовсе не знающему счета, высказать ряд геометрических довольно сложных положений. Ни Сократ, ни его слушатели при этом не обращают внимания на внутреннюю «порочность» поставленных вопросов, поскольку в них в скрытой форме даны уже и ответы. Несмотря на это, успех испытания кажется Сократу вполне естественным:

«[Ведь] если в то время, когда он [испытуемый] был, но не был человеком, долженствовали находиться в нем истинные мнения, которые будучи возбуждаемы посредством вопросов, становятся познаниями, то душа его не будет ли познавать в продолжение всего времени» (подразумевается - пока идет обучение посредством вопросов).

Учение Платона о познании, важный краеугольный камень его системы, вне понимания которого мы не можем подойти вплотную и к его педагогическим взглядам. Более детальное ознакомление с этим учением достижимо лишь в условиях внимания к одному из основных произведений Платона, каким является его диалог «Теэтет», специально посвященный теории познания. Попутно придется использовать и другие диалоги философа.

Путь истинного познания, по Платону, имеет многоступенчатый характер.

Первою ступенью является познание на основе простых чувственных восприятий. Именно к этому сводил, как известно, сущ ность познания уже Протагор, и против него и обращает прежде всего платоновский Сократ в «Теэтете» острие своей критики, анализируя этот вид познания во второй части диалога (151 е - 187,а) и утверждая, что посредством ощущений нельзя дойти до постижения истинных сущностей [идей] вещей и явлений, поскольку последние недоступны внешнему восприятию. Конечным выводом из этих утверждений является признание того, что истинное знание «придется искать не в чувственном восприятии вообще, а в определении такого состояния души, в котором она бывает, когда она сама по себе непосредственно занимается рассмотрением сущего» (7).

Такое заключение дает возможность Платону перейти к анализу определения знания как «истинного мнения или представления». Последнее уже приближается к сущности истинного знания, но не является еще таковым, поскольку имеет дело с тем, что кажется, а не с тем, что есть в действительности .

Мнение может колебаться, знание всегда верно самому себе.

Мнение доступно всем людям, знание только богам, а из людей - лишь небольшому числу избранных.

Мнение имеет своим объектом символы чувственного мира, истинное же знание ведет к подлинным реальностям и контролируется только разумом на основе сравнения чувственных восприятий и тех возникающих под их воздействием далеких воспоминаний, которые растут из глубин памяти, как образы из полузабытого мира идей .

Мнение внушает и заставляет верить.

Знание убеждает и ведет к истинному созерцанию.

Как мнение, так и знание могут быть двоякими:

Мнение распадается на «догадку» (stxaota) и на «веру» (тпэтк;) - мнение ложное и мнение истинное. Ложное мнение является ошибкой восприятия, которое можно сравнить с тем, что мы, смотря в зеркало, путаем правую и левую стороны.

Истинное мнение, хотя, как указано выше, и не является по- стижением истинно сущего, не совершает столь значительных ошибок (10).

Знание, как то устанавливает Платон в VI и VIII книгах «Государства», в свою очередь распадается на познание посредственное, достижимое, например, в процессе изучения математики, (Siavoia) и на чистое, разумение, непосредственное созерцание идей (vocals) (11).

Это деление и дает нам возможность притти к определению «истинного знания» по Платону, поскольку такого определения сам Платон не дает в «Теэтете»: знание есть постижение мира идей, посредством Siavoia и vorjC'.

Выдвигая свое новое учение о познании, Платон не полемизирует с «историческим» Сократом, наоборот - он влагает это новое учение в уста любимого учителя. Тем не менее, последнее оказывается построенным на совершенно иных началах, чем у Сократа.

Целью познания, по Сократу, является самопознание, которое неизбежно ведет к реализации в жизни начала добра, т. е. к счастью, целью познания для избранных, по Платону, является познание объективно, вне человеческого сознания существующего мира идей.

При этом Платон выходит за границы упрощенного учения Сократа, согласно которому могут существовать только «незнание» и «знание» без промежуточных этапов и устанавливает ряд промежуточных ступеней между незнанием и полным знанием. В силу этого в процесс познания вносится понятие длительности во времени, не игравшее какой-либо роли в построениях Сократа. В условиях такой длительности большое значение имеет, конечно, и самоуглубление, и самопознание, но последние являются в данном случае только средством, а не целью, как у Сократа.

При этом самопознание проходит через ряд фаз: человеку нужно прежде всего определить, в каких взаимоотношениях находятся в его сознании тройственные элементы души, искалеченные самим фактом рождения, далее ему нужно последовательно и упорно укреплять разумную часть души путем непрестанного усиления се связей с миром идей и при помощи подчинения ее власти двух мятежных начал души. Это подчинение достигается уже не только в процессе познания, но и путем долгих упражнений. Их совокупность мы можем назвать воспитанием воли, проблема которого не могла даже возникнуть перед Сократом.

Такое воспитание воли теснейшим образом переплетается с ее самовоспитанием. При отсутствии последнего, даже великие люди, подобные Фемистоклу, Аристиду и Периклу, оказались бессильными передать собственные добродетели своим детям, как то устанавливает Платон в «Меноне» .

При этом Платон выдвигает принцип «закаливания». Суть дела сводится к тому, что молодежь именно следует знакомить в умеренной степени с объектами и явлениями, опасными для ее моральной устойчивости в случае неумеренности. Таким путем, по мысли Платона, она с малых лет вырабатывает в себе силу противодействия искушениям жизни .


 

Список литературы

 

1 Платон. Государство. Перевод Егунова А.И. // Собрание сочинений в четырех томах. М., 1994. Т.3.

. Платон. Законы. Перевод Егунова А.И. // Собрание сочинений в четырех томах. М., 1994. Т.4.

. Абрамов А.И.: Платон в России // Русская философия. Словарь. М., 1995.

. Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства древней Греции. М., 1987.

. Античная демократия в свидетельствах современников. М., 1996.

. Асмус В.Ф. Античная философия М., 1976.

. Асмус В.Ф. История античной философии. М., 1965.



2020-03-19 139 Обсуждений (0)
Психологические основы образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологические основы образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (139)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)